Мастерская учителя

  • pptx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация_Мастерская_учителя_Мирошниченко_В_Н_.pptx

«Методы работы и формирование метапредметной компетентности на уроках истории»

Подготовила Мирошниченко В.Н.,
учитель истории ГБОУ «Школа №62 г.о. Донецк»

Цель:  

Представить собственную систему работы, нацеленную на формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся через разнообразные приемы и методы на уроках истории и обществознания;
Повысить мотивацию на применение современных технологий на уроках.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

Задачи:

1.Повышение мотивации на применение современных технологий в учебном процессе.
2.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3.Создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса.

Тема самообразования: «Методы работы и формирование метапредметной компетентности на уроках истории»

Должность: учитель истории
Образование: Донецкий национальный университет
Педагогический стаж: 16 лет
Квалификационная категория: I категория

Мирошниченко Виктория Николаевна

«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином». (В. Ключевский)

развивающее обучение

проблемное обучение

разноуровневое обучение

коллективная система обучения (КСО)

технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

исследовательские методы в обучении

проектные методы обучения

технология «дебаты»

технология модульного и блочно-модульного обучения

лекционно-семинарско-зачетная система обучения

технологию развития «критического мышления»

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии

здоровьесберегающие технологии

Технология продуктивного обучения

технология дистанционного обучения

Современные
образовательные
технологии

Я хочу остановиться на использовании некоторых общеизвестных приемов развития критического мышления на уроках истории.
Работа с текстом на уроках истории занимает одно из ведущих мест. В своей работе я использую различные традиционные методические приемы: развернутые планы, объяснительное чтение, беседы по тексту, логические и опорные конспекты и др. Но в настоящее время, задача учителя – изменить привычный статус учебника как основного источника знаний, информация в котором не подвергается сомнению, научить ребенка критическому мышлению при работе с авторскими текстами учебника.
«Критическое мышление» – не от слова «критика». В настоящее время существуют различные определения этого понятия. Все они сводятся к тому, что критическое мышление – это оценочное, рефлексивное, открытое мышление, которое не принимает канонов, развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, я знакомлю обучающихся с приемом представления информации в кластерах.
Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
При развитии ученика с помощью технологии критического мышления необходимо наличие трех основных компонентов, стадий развития :
Вызов.
Осмысление.
Рефлексия.

Технология  развития критического мышления (ТРКМ)

Целью, которой является умение работать с информацией и рассматривать предмет с разных сторон.
 В ТРКМ я часто использую метод «Кроссенс», этот метод учит систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации разных типов. Например,этот метод применим в 11 классе,
«Холодная война»

Это изображение, состоящее из 9 квадратов, которые связаны между собой горизонтальными связями. По сути, кроссенс можно назвать ассоциативной картой, которая позволяет прийти к правильному ответу, отталкиваясь от визуальных намёков. Самое главное, что ассоциации не просто выводят на верный ответ, но дополняют его новыми смыслами.

  Одним из таких новшеств стало написание синквейнов. Малопонятное слово с французским флером активизирует творческие способности как во время выполнения домашних заданий, так и на уроках.    
Синквейн – это название формы стихотворения, не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась японской поэзией танка и хайку. Чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами являются строки – в синквейне их действительно ровно пять. Каждая строка несёт определённую функцию и смысловую нагрузку. В классическом синквейне строгое соблюдение слов и слогов в строках.  В дидактическом синквейне соблюдение этой строгости не обязательна.
 




Первая строка: тема синквейна, выраженная существительным или местоимением.
Вторая строка: характеристика темы двумя словами – прилагательными или причастиями.
Третья строка: раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).
Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая сложная часть синквейна).
Пятая строка: синоним первой строки, итог всей темы.

Синквейн

Пример исторического синквейна.


Чтобы составить синквейн по теме «Первые русские князья», можно или предложить исходное слово, или пропустить любую строчку с целью правильно дописать её.

Князь Олег   Князь Игорь  Отважный,  жадный  Легендарный, храбрый  Объединил, заключил, расширил   Воевал,  требовал, разорял  Первый  Киевский князь.   Погиб от рук древлян  Вещий  Сын Рюрика
Князь Игорь   Княгиня Ольга  Отважный,  жадный   Неподкупная, жестокая  Воевал,  требовал, разорял   Отомстила, крестилась, реформировала  Погиб от рук древлян  Была мудрой  управительницей
Сын Рюрика  Защитница Руси
Князь Святослав   Князь Владимир  Храбрый,  непокорный    Человеколюбивый, дальновидный  Расширил, перенёс, завоевал  Расширил, крестил, укрепил  «Македонский на Руси»  В народе названный «Красно Солнышко» Воин  Христианин

Сочинение-рассуждение, письма, сказки, реклама, сочинение стихов. 



Эти виды работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания.
" Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...", 
«Бизнес – это удел молодых, так как…» и т.д.

Наверняка каждый из вас слышал выражение «Семь чудес света?»

Я предлагаю вам вспомнить все эти чудеса света. 
Класс разбивается на группы.
Каждая группа придумывает название.
Я предлагаю детям поработать с заданием:
Возьмите файлы с заданием.
Ваша задача собрать пазл, на котором будет изображено одно из чудес света, и озвучить его.
Давайте озвучим, какие же у вас получились «Чудеса света», они являются самыми древними.

Следующий этап моего мастер-класса «Исторический сундучок фразеологизмов».

 В истории Древнего мира, а именно в Древней Греции, зародилась большая часть фразеологизмов. Я предлагаю вашему вниманию элемент технологии развития критического мышления «Исторический сундучок фразеологизмов», в котором находятся также семь предметов имеющих отношение к древнегреческим фразеологизмам. 
- Каждая группа достает предмет, но не называет его, если есть затруднение соотнести предмет с фразеологизмом, то на столе лежат подсказки.
Ахиллесова пята – уязвимое место.
Дамоклов меч – угрожающая опасность.
Троянский конь – коварный замысел.
Гордиев узел – запутанное сплетение обстоятельств.( принять быстрое и смелое решение)
Яблоко раздора – причина спора, ссоры.
Рог изобилия – символ богатства.
Нить Ариадны – путь, ведущий к цели в сложных условиях.
( путеводная нить).

Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические факты. Использование наглядных средств обучения и, прежде всего, условно-графических (карт, схем), может стать прекрасной базой для развития мыслительной деятельности школьников.

Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Разнообразные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в школьниках чувст­во собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Давыдчик София, 9 класс


Торопыгина Виктория, 9 класс