математика

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 49.docx

Математический турнир

«Десятичные дроби»

 

Число, выраженное десятичным знаком, прочтет

 и немец, и русский, и араб, и янки одинаково.

 

Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ

 

Цели урока

 

1. Проверка практических навыков и умений при работе с десятичными числами.

2. Знакомство с историческим материалом по теме.

3. Активизация работы учащихся на уроке за счет вовлечения их в игру.

 

План урока

 

1. Приветствие капитанов.

2. Задания командам.

3. Работа с болельщиками:

теоретический конкурс;

математическая эстафета;

          математическое лото.

4. Конкурс капитанов.

5. Задание болельщикам.

6. Домашнее задание.

7. Занимательная страничка.

8. Подведение итогов.

Ход урока

 

1. ПРИВЕТСТВИЕ КАПИТАНОВ

 

Капитан команды "ЧИСЛО"

 

Этот турнир ждали мы.

По нему истосковались умы.

Дружно будем задачи решать –

­Мы хотим математику знать

Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить.

 

Капитан команды "ДРОБЬ"

 

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим.

И просто вам победу не дадим.

Придется попотеть и постараться.

За каждое очко мы будем драться.

Смекалку мы проявили и отвагу.

И просим разгадать сию бумагу.

А если вдруг не повезет? ­

Победа всех когда-нибудь найдет.

 

Капитаны получают в красочных конвертах задания команде.

 

2. ЗАДАНИЕ КОМАНД

 

Пока команды работают со своими заданиями, болельщики участвуют в конкурсах.

 

3. РАБОТА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

Теоретический конкурс.

 

На доске плакат:

Цветы и рыбки съемные /девочки - "собирают" цветы, мальчики "ловят" рыбу на обратной стороне вопросы. Сорвав цветок или поймав рыбу учащиеся отвечают на вопросы /по очереди/.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Что такое дробь?

2. Какая дробь называется десятичной?

3. Как сравнивать десятичные дроби?

4. Правило сложения десятичных дробей

5. Правило вычитания десятичных дробей.

6. Как умножить десятичные дроби?

7. Как умножить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т. д.?

8. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

9. Правило деления десятичных дробей.

10. Как умножить десятичные дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.?

11 . Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?

12. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001; и т.д.?

13.Что такое процент?

 

/Водит волшебной палочкой, появляются дроби/.

 

Дробь . Дробь 0,001 очень мала. Например, 0,001с. Звук в воздухе за это время распространяется на 33 см, а пуля, которая летит со скоростью 700-800 м/с. Земной шар перемещается вокруг Солнца на 30м, даже комар успевает за это время взмахнуть вверх и вниз своими крылышками.

 

Дробь . Дробь 0, 000001 еще меньше. Но для современного физика 0,000001 с - это не маленький промежуток времени. Так. све­товой луч ЗОО м "пробегает" со скоростью 300 000км/с  за 0,000001 с. Микрон. Миллиметр - это 0,001 м. Он примерно вдвое меньше толщины спички. Для изменения размеров бактерий и других мелких предметов миллиметр чересчур крупен.

Микрон - это 0,000001 м или 0,001 мм. Микрометр в 1000 раз меньше миллиметра. Так, красные кровяные тельца, которых в капле крови около десяти миллионов, Имеют длину 7мкм и толщину 2 мкм.

НЕЗНАЙКА:  Хватит, хватит!! Я все это не запомню! И так голова пухнет от знаний.

 

ЗНАЙКА:  Но ведь скоро математический турнир. Возьми книгу, она поможет тебе все запомнить и подготовиться к турниру.

 

Команда " ДРОБЬ"

 

УЧEHИК: Слушай, ты что-нибудь поняла сегодня на уроке?

 

УЧЕНИЦА: Поняла. Есть числа без запятой, а есть с запятой. Вот только зачем она нужна, я не знаю.

 

УЧЕНИК:  Давай почитаем энциклопедию.

 

УЧЕНИЦА: Ого, какая толстая книга! Мы не одолеем ее!

 

УЧЕНИК: Подожди. Я вспомнил заклинание бабушки, оно нам поможет. /Говорят вместе: "Абра кадабра. бух и пух". Появляются новые персонажи: математическая энциклопедия, русский ученый, английский философ, Международная система [СИ]/.

 

МATEMATИЧECKAЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Происхождение десятичных дробей связывают с созданием международной системы мер.

 

СИ:  Известно, что Земля почти шарообразная. Большие окружности. Проходящие через полюсы, - это земные меридианы. Расстояние от по­люса до экватора было разделено на десять миллионов. Одну десятими­ллионную часть этого расстояния во Франции приняли за основную меру длины и назвали метром. Название произошло от греческого слова

"Метрон", означающего "Мера". Число 10 легло в основу деления метра.

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Напомню, что:

 

 

АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ: В начале 17 века, начинается быстрое распространение десятичных дробей в Европе. В Англии в качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США, Англии и других странах. Запятая, как и точка, была предложена в 1616 - 1617 гг. знаменитым английским ма­тематиком Джоном Непером.

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Огромная заслуга также принадлежит фламандскому инженеру Симону Стевину, который написал "Децималь", где описал десятичные дроби, их применение в денежной системе, в мерах весов и длин.

 

РУССКИЙ УЧЕНЫЙ: В России учение о десятичных дробях впервые изложил в своей «Арифметике» Леонтий Магницкий, 1703 г.  Широчайшее примене­ние десятичные дроби получили в нашей стране в 19 веке, после введе­ния метрической системы мер и весов. в сельском хозяйстве и промышленности нашей страны десятичные дроби применяются чаще, чем обыкновенные дроби.

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Вот, то немногое, что мы хотели вам рассказать, а теперь удаляемся.

 

УЧЕНИК  и УЧЕНИЦА: Говорят вместе. Большое спасибо! Нам теперь все понятно.

Затем болельщики участвуют в математической эстафете, две команды по шесть человек. Каждое задание теоретического конкурса и эстафеты оценивается в 1 балл.

 

Математическая эстафета

 

Математическое лото

 

Болельщики работают с математическим лото "Примеры на все действия с десятичными дробями".

 

В карточке лото шесть чисел, одно контрольное /не закрывается/. По открытому числу легко оценить ученика. Учащиеся выполняют все задания, закрывая соответственно равные ответы.

 

4. КОНКУРС КАПИТАНОВ

 

5. ЗАДАНИЕ Б0ЛЕЛЬЩИКАМ

 

Каждая команда приготовила домашнее задание, в котором использован исторический материал и приведены интересные факты.

 

6.  Д0МAШНEE ЗАДАНИЕ

 

Команда "ЧИСЛО"

АВТОР: В Цветочном городе жители готовились к математическому турниру. Больше всех занимался Знайка, который день и ночь читал толстые книги. Один Незнайка беспечно гулял. От безделья он загля­нул к Знайке.

 

НЕЗНАЙКА:  Привет! Чем занимаешься?

 

ЗНАЙКА:  Готовлюсь к турниру, а ты?

 

НЕЗНАЙКА: А я итак все знаю!

 

ЗНАЙКА: Что ты можешь сказать о дробях 0.001; 0.0000001?

 

HЕЗHAЙКA: Вот если бы спросил тысяча, миллион, миллиард, а то какие-то нули, запятые, в общем, чепуха!

 

ЗНАЙКА: Лилипуты это, а вовсе и не чепуха, названные десятичными дробями.

 

HЕЗHAЙKA:  Лилипуты, лилипуты. А что они значат у нас в жизни?

 

ЗНАЙКА:  А сейчас узнаем. Вот у меня волшебная палочка. И мы оживим эти дроби. Пусть они нам сами расскажут о себе

 


7. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА

 

Пока консультанты проверяют решение заданий, заполняют ведомость учета оценок учащихся, ребята участвуют в проведении занимательной странички урока и получают дополнительные оценки.

 

1. Математические фокусы

 

1. Задумайте число и выполните с ним действия:

 

а) … * 10;                      г) … - 23;

 

б) … - 7,3;                     д) … * 100;

 

в) … : 100;                     е) … - 1,5.

 

Запишите, чему равен результат.

Ответ: фокусник к сказанному результату прибавляет единицу. Это и есть задуманное число.

 

2. Фокус с кубами /четыре куба/.

 

На гранях куба числа 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6.

Записи на противоположных гранях 0,1 и 0,6; 0,2 и 0,5; 0,3 и 0,4.

Фокус заключается в следующем: желающий ученик ставит куб один на другой в любом порядке, фокусник «МГНОВЕННО» говорит сумму чисел, которые находятся на закрытых гранях.

Ответ: Сумма чисел противоположных граней равна 0,7.

Если кубы /4куба/ поставить один на другой, то сумма чисел всех граней будет равна:

2,8 (0,7 *4 = 2,8).

 

Фокусник из этой суммы вычитает число, стоя шее на верхней грани пос­леднего куба.

 

Магические квадраты

 

Установите зависимость, и заполните пустую клетку квадрата.

 

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

Консультанты проверили работы учащихся, выставили оценки в табло игры и в ведомость класса. Побеждает команда, набравшая большее число очков.