Седовская общеобразовательная школа
I-III ступеней
Итоговый урок математики
6 класс

Учитель Швец Е.Г.
Цели:
Систематизировать и обобщить знания учащихся по темам,
изученным в 6 классе: «Обыкновенные дроби», «Отношения и
пропорции», «Рациональные дроби», «Координатная плоскость";
развивать у учащихся логическое мышление, внимание, умение
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
воспитывать интерес к математике
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
С 1-го класса вы изучаете числа и их свойства. Чисел так много, что невозможно назвать ни наибольшего, ни наименьшего из них. Однако все числа связаны между собой. В 5 классе вы познакомились с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. В этом году вы изучили рациональные числа, научились выполнять сложение, вычитание, умножение и деление всех этих чисел. Сегодня мы должны вспомнить и повторить все, что мы уже знаем, и завершить проект, над которым работали весь год «Построй Дворец математических наук». Урок наш будет проходить в игровой форме. ЖЕЛАЮ ВАМ ВСЕМ УСПЕХА!
III. Актуализация опорных знаний
1. Работа с сигнальными карточками.

У учащихся имеется по две карточки: одна – с плюсом (+), другая – с минусом (-). Вычислять примеры не нужно, главное – определить знак ответа.
Задания:
-10 + (-12)
57 – (-70)
(-а) · 3 · (-ху ) ·(-5) ·с
Сумма всех чисел от -571 до 570
-72 + 21 + 13 – 50
150 : (-5) · (-8)
Сумма всех чисел от -653 до 654
25 · (-3) · (-7) · 8
Произведение всех чисел от -150 до 230
2. Игра «Математическое домино

Как вы знаете правила по теме «Обыкновенные дроби» мы проверим с помощью игры. У вас имеются карточки-домино. Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задаёт стартовый ответ. Он же даёт финишный ответ. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задаёт свой вопрос и т.д. Учитель указывает на ошибку, если прозвучал неправильный ответ. Все учащиеся одновременно следят и за тем, чтобы был дан правильный ответ.
Карточки-домино
Финиш. Из двух дробей больше та, у которой знаменатель меньше.
Старт. Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Ответ. Нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним.
Вопрос. Как сравнить правильную и неправильную дробь?
Ответ. Каждая неправильная дробь больше любой правильной дроби.
Вопрос. Как найти дробь от числа?
Ответ. Нужно число умножить на эту дробь.
Вопрос. Как сократить дробь?
Ответ. Нужно числитель и знаменатель дроби разделить на их
наибольший общий делитель.
Вопрос. Как умножить две дроби?
Ответ. Нужно числитель умножить на числитель, а знаменатель
умножить на знаменатель.
Вопрос. Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Ответ. Из двух дробей больше та, у которой числитель больше.
Вопрос. Как перевести десятичную дробь в обыкновенную?
Ответ. Нужно числитель разделить на знаменатель.
Вопрос. Как разделить две дроби?
Ответ. Нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй
дроби.
Вопрос. Как сложить две дроби с разными знаменателями.
Ответ. Нужно привести дроби к общему знаменателю, а затем к числителю прибавить числитель, к знаменателю – знаменатель.
Вопрос. Как найти число по значению его дроби?
Ответ. Надо это значение разделить на дробь.
Вопрос. Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?
IV. Закрепление умений и навыков
1. Математическое лото

А теперь вспомним, как решать уравнения и выполнять действия с обыкновенными дробями, а также с положительными и отрицательными числами.
Ученики решают по одному уравнению у доски. Определив ответ, находят его на карточке, на обратной стороне которой написано слово. Слово ученик записывает на доске.
1) -9х = 36 Ответ: -4 (Уравнение -)
2) -1,8х = -5,4 Ответ: 3 (золотой)
3) -5/6х = -1/7 Ответ: 6/35 (ключик)
4) 0,9х = -5,4 Ответ: 6 (который)
5) 1/7х = -5/14 Ответ: -2 ½ (открывает)
6) -2 5/6х = 17/18 Ответ: -1/3 (все)
7) х · 2/3 = -1 Ответ: -1,5 (математические)
8) 5,2 : х = -0,26 Ответ: -20 (сезамы)
После того как решат все заданные уравнения, сложится фраза «Уравнение – золотой ключик, который открывает все математические сезамы»
У нас получилось высказывание польского математика Станислава Коваля. И мне бы хотелось, чтобы вы, ребята, умели пользоваться этим ключом.
2. Математическая эстафета
Тему «Отношения
и пропорции» мы повторим, выполняя задания математической эстафеты. Каждый ряд
получает свое задание. Работа выполняется на скорость, но будьте внимательны,
не допускайте ошибок.
|
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
|||
|
Задание |
Ответ |
Задание |
Ответ |
Задание |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
2. Дидактическая игра «Кто быстрей». Работа в парах.
А сейчас
мы проверим, как вы умеете «следить» за знаками. Ученики в специально
подготовленных таблицах ставят 6 точек. Обмениваются карточками. Сосед должен
вместо точек записать ответ, выполнив действие деление. Затем осуществляется
взаимопроверка.
|
|
-50 |
-5 |
-10 |
-1 |
2 |
10 |
25 |
|
-50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
-25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
-150 |
|
|
|
|
|
|
|
3. Игра «Рисовалка»
Еще недавно вам было совсем неведомо, что такое
абсцисса и ордината. А сегодня вы свободно передвигаетесь по плоскости. Я
предлагаю вам выполнить рисунки по заданным координатам и ответить на вопрос:
«Что изображено на рисунке?».
1 вариант
(-4;2), (-3;4), (2;4), (3;3), (5;2), (7;0), (5;-2), (3;-2), (2;-4), (0;-4), (-1;-2), (-5;0), (-7;-2), (-8;-1), (-7;1), (-8;3), (-7;4), (-5;2), (-2;2), (0;3), (3;3) Глаз (5;0).
(Рыбка)

2 вариант
(1;2), (-2;4), (-5;4), (-3;3), (-2;1), (-1;0), (0;0), (-1;-1), (-1;-2), (0;-2), (1;-1), (2;-2), (8;-2), (5;-1), (4;0), (3;1), (4;3), (8;5), (5;4), (6;7), (4;4), (1;2)
(Ласточка)

V. Итог урока
А теперь давайте подведем итоги нашего проекта «Построй Дворец математических наук», над которым мы работали весь этот год. Чтобы построить наш дворец, вам необходим был фундамент. Это знания, которые вы получили в младшей школе и в 5 классе. Это всего лишь маленькая частица всех знаний. Но именно от фундамента зависит, каким прочным будет ваш дворец, и как долго он будет существовать. Вашим заданием было – выстроить в определенной последовательности основные свойства и законы чисел, дробей и пропорций. Эти знания вы получали постепенно в течении этого года. Чем глубже и прочнее знания, тем прочнее и долговечнее будет ваш дворец.
Ребята, предоставьте свои работы.
Презентация
На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание! Желаю вам хорошо отдохнуть на каникулах. До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.