МбОУ Матвеево-Курганская сош № 1.
Бинарный урок (биология + математика)
«Здоровье в процентах».
Авторы разработки: учитель математики, заместитель директора по ВР Зинченко Елена Викторовна,
учитель биологии Фёдорова Вера Степановна.
Цели урока:
Образовательная: решение задач на дроби и на проценты, нахождение части от целого и целого по его части.
Воспитательная: познакомить учащихся с отрицательным воздействием на организм вредных привычек (табакокурение).
Развивающая: расширить знания учащихся о вредном воздействии табака на организм, выработать навыки, сохраняющие здоровье человека.
Возраст детей: 11-12 лет (5-6 класс)
Оборудование:
ü Рабочие тетради учащихся.
ü Электронное приложение к уроку «Здоровье в процентах».
ü Мультимедийное оборудование.
Литература:
Дорофеев Г.В., Петерсон Л. Г. «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс»
Колесов Д. В. «Предупреждение вредных привычек у школьников»
Суравегина И. Т. «Здоровье и окружающая среда»
Сибнеева Е. П. «Классные часы в средней школе»
У1 – учитель биологии
У2 – учитель математики
У1 – Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас интегрированный урок математики и биологии «Здоровье в процентах», на котором речь пойдет о вредной привычке - пристрастию к табакокурению.
У2 – Разобраться в этих сложных вопросах нам поможет медиажурнал «Хочу всё знать!»
У1 – Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет медиажурнал «Хочу всё знать!» (слайд № 2)
У2 – В нашем журнале 8 страниц. Открывая каждую из них, вы узнаете много нужной и полезной информации. (слайд № 3)
1 страница «В дыму сигарет…» (слайд № 4)
У1 – на сегодняшний день в развитых странах за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза, в нашей стране, наоборот, увеличилось в 3 раза и значительно помолодело.
А знаете ли вы, что такое сигаретный дым? (слайд № 5)
ü 5-10% массы дыма составляют летучие, крайне мелкие частицы сажи.
ü В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 6000-9000 С. При такой температуре происходит сухая перегонка табака, в результате образуются ядовитые вещества, свыше 200 из них опасны для организма это: никотин….
У2 – Всем известна фраза «Одна капля никотина убивает лошадь». Кролик погибает от ¼ капли никотина, а собака – от ½ капли. (слайд № 6)
Задача № 1. (слайд № 7)
В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от никотина. Табачного дёгтя в раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.
У2 – для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20 – 25 сигарет. А почему же курильщики не умирают?
У1 – они гибнут, но постепенно. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, а не в один приём.
2 страница «Курение и подросток» (слайд № 8)
У1- всем известно, что курить вредно. Так почему же люди курят? Когда люди чаще начинают курить? (анализ таблицы социологического исследования). (слайд № 9)
Особенно вредное воздействие оказывает табак на подростковый организм. Табак наиболее сильно действует на головной мозг подростка, ухудшая его память. Как правило, курящие учащиеся хуже учатся.
У2 – Задача № 2. (слайд № 10)
Но, не смотря на эти общеизвестные факты, по статистике курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%. Определить, сколько курящих подростков в школе, если в 9-11 классах учатся 80 девочек и 70 мальчиков.
У1 – ученики этой школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность. Табак разрушающе действует на нервную систему, систему органов дыхания (лёгкие защищаются от вредного воздействия курения, и возникает кашель). Курение отражается на голосообразовании, под влиянием дыма и смены температуры голосовые связки опухают и голос делается хриплым. Зубы курильщика со временем желтеют. Повышается утомляемость, резко ухудшается успеваемость. Поражаются органы слуха и зрения.
3 страница. «Сердце, тебе не хочется покоя?» (слайд № 12)
У1- посмотрите на наше сердце – это главный орган нашего организма размером с кулак. Масса сердца взрослого человека составляет 250 гр. Табак поражает сердечную мышцу и вызывает следующие заболевания: кислородное голодание, закупорку коронарных сосудов, ишемическую болезнь, приводит к быстрому изнашиванию и инфаркту миокарда.
(слайд № 13,14,15)
Перед вами лёгкие здорового человека и лёгкие курильщика, умершего от рака. Они пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля. В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, оказалось, что в лёгких курильщика скопилось 1,5 кг угля. Курил этот человек 25 лет и умер от рака лёгких. Обратите внимание на вещества, которые входят в состав табачного дыма и их влияние на организм.
У2 – Задача № 3. (слайд № 16)
При проверке состояния здоровья группы учеников школы, состоящей из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания (органов дыхания и пищеварения). Определить, сколько учащихся этой группы имеют по два заболевания.
4 страница «Эх, жизнь моя…» (слайд № 17,18)
У1 – как глупо этот мир устроен:
Из четырёх – курящих трое.
Хотя известно, что табак –
Опасный и коварный враг.
Как это всё-таки возможно?
Где наши ум и осторожность?
Нам, что же, жизнь не дорога?
И почему в плену врага
Находимся мы добровольно,
Затяжку делая, довольны?
Мы что забыли, что табак –
Коварный и смертельный враг?
Вот цифры мировой статистики,
Приводим их без всякой мистики.
Курение зло – это всем уже ясно,
Курение – это смертельно опасно.
(слайд № 19)
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.
Каждый год от курения умирает 2,5 млн. человек.
Некоторые ученые полагают, что к 2020 году от болезней, вызванных курением табака, умрут 8,5 млн. жителей нашей планеты.
У2 – исследователи показали, что если человек курит в день: (слайд № 20)
§ От 1 до 9 сигарет, то он сокращает свою жизнь (в среднем) на 5 лет;
§ От 10 до 19 сигарет – на 6 лет;
§ От 20 до 39 сигарет – на 7 лет.
Задача № 4. (слайд № 21)
Средняя продолжительность жизнь в России 60 лет. Курящие дети сокращают себе жизнь в среднем на 15%. Определить, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с детства.
5 страница «Папа, мама, я…?» (слайд № 22,23,24)
У1 – часто детям подают пример родители. Дети в семьях курильщиков в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями, они более раздражительны. «Курение мужчины – беда, курение женщины – дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: для самой курильщицы и для её ребёнка». (Л. Толстой)
У2 – Задача № 5. (слайд № 25)
Средний вес новорождённого ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка курящий отец, то его вес будет на 4% меньше нормы. А если курящая мать – меньше на 10%. Определите, сколько теряет в весе новорождённый, если
а) курит отец; б) курит мама.
У1 – Полностью здоровым этот малыш быть не может, всю жизнь он будет расплачиваться за легкомыслие родителей.
6 страница «Курим всё ровно…» (слайд № 26,27)
У1 – Весь мир борется с табаком. Во многих странах запрещено курение в общественных местах, кафе, барах, нельзя курить на рабочих местах. Запрещена реклама сигарет по телевидению. Серьёзный работодатель может не принять на работу курящего. Но, не смотря на все предупреждения число курильщиков в России, ежегодно увеличивается на 5%.
У2 - Задача № 6. (слайд № 28)
В 2008 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин – 40. В 2009 году курили 84 мужчины и 42 женщины из 100. Определите ежегодный прирост курящих в России.
7 страница «Пассивное курение» (слайд № 29,30)
У1 – огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым действует в радиусе 10 м от зажженной сигареты.
У2 – Задача № 7. (слайд № 31)
1 пачка сигарет в среднем стоит 20 рублей. Сколько процентов годового дохода тратит на покупку сигарет, выкуривающий 1 пачку сигарет в день человек, если его ежемесячная зарплата составляет 10 тыс. рублей. (Считать в 1 месяце – 30 дней)
8 страница «Если хочешь быть здоров…» Динамическая минутка. (У1 и У2) (слайд № 32)
1. Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
2. Вниз хлопок
И вверх хлопок.
Ноги, руки разминаем.
Точно знаем, будет прок.
3. Крутим, вертим головой.
Разминаем шею. Стой!
4. Потянулись, растянулись,
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
У1 – подведём итог урока. Ребята, вам необходимо выразить своё отношение к данным высказываниям. (слайд № 33)
ü Вещества, содержащиеся в табачном дыму, благотворно влияют на развитие организма.
ü Чем раньше ты начнёшь курить, тем дольше будешь в этом мире жить.
ü Курение является эффективным средством при лечении простудных заболеваний.
ü Одна выкуренная сигарета продлевает жизнь на 20 минут.
ü Первую сигарету лучше выкурить под присмотром родителей.
ü Курят все мои друзья, вместе с ними сижу я. Не курю я сигарет – выйдет из меня атлет.
У2 – Вот и закончился наш урок. Мы надеемся, что наша совместная работа поможет вам принять правильное решение при выработке привычек и предостережёт вас от неверного шага.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.