математика

  • docx
  • 08.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22.docx

Урок - исследование по алгебре в 7 классе.

Учитель: Локтева Ольга Николаевна

Тема урока: « Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»

Цели: Образовательная: Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел. Сформировать умение практически их

                                            применять.

           Развивающая: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической

                                     речи, памяти, интереса к математике, умения рассуждать.

           Воспитательная: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, 

                                          самостоятельности.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Вид урока: урок - исследование

Форма проведения: медиа-урок.

Оборудование: мультимедийная компьютерная техника, маркерная доска, раздаточные материалы,  карточки с тестовыми заданиями.

Литература: А.Г. Мордкович Алгебра 7 (учебник, задачник)

План урока.

 

Этапы урока

Время

1

Организационный момент

1

 

2

Вступительная беседа

3

Актуализация опорных знаний

3

4

Исследовательская работа

6

5

Физминутка

1

6

Закрепление

7

7

Итог урока. Рефлексия

1

8

Домашнее задание

1

 

Этапы урока

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Использование ИКТ

1.Организационный момент

0,5

- Здравствуйте

 - Меня зовут Ольга Николаевна

- Я рада сегодня быть с Вами и провести для Вас необычный урок

 

Учащиеся  7 класса встают, приветствуя учителя. Учащиеся садятся за свои места.

 

2. Вступительная беседа учителя

0,5

– Как вы думаете почему на ваших столах таблички именно этих цветов и почему столы расставлены именно в таком порядке?

-Наверное, нет человека  на Земле, который был бы равнодушен к этим играм. К ним задолго готовятся все страны мира. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители. И наконец, знаменательный день наступает...

 

-Считается, что 5  колец – символ пяти континентов:  синий – Европа, Черный – Африка, красный – Америка, желтый – Азия, зеленый – Австралия.)

-Девиз Олимпийских Игр «Быстрее, выше, сильнее».  Этот девиз и будет девизом нашего сегодняшнего урока, тема, которого «Формулы сокращенного умножения».  

 

-Потому что на этой неделе открываются Зимние Олимпийские игры.

-В таком порядке располагаются кольца на эмблеме Олимпийских Игр.

 

 

-Об Олимпийских играх.

 

 

 

 

 

Дети в тетрадях записывают число и тему урока.

 

 

 

 

3.Актуализация опорных знаний

3

– Олимпиада всегда начинается с церемонии открытия Олимпийских Игр. Сейчас мы узнаем  какие игры мы с вами посетим.

Задание 1.

 

1

(х+1)(х+1)=

При х=0,       

2

(а+с)(а+с)=

При а=2,с=1,  

3

(х-5)(х-7)=

При х=9, 

4

(х-3)(х+1)=

При х=-1,  

 

 

 

 

 

 

-Определите, какое из данных выражений лишнее? Присмотритесь к этому выражению внимательней! Подумайте, можно ли по другому его записать?

   -А какие ещё выражения из данных можно также записать?

-Таким образом, что общего у этих выражений? 

-Найдите значение каждого выражения. У нас получилось: 1980

-XXII Летние Олимпийские Игры  состоялись в Москве в 1980 году.  

 

-Талисманом Игр был медвежонок Миша.

- А 7 февраля открываются XXII Зимние  Олимпийские Игры в Сочи.

 - Официальными талисманами зимних Олимпийских игр 2014 стали Белый медведь, Зайка и  Леопард.

 

Задание 2.

1) Найдите  квадраты  выражений: b ;  - 3 ;  6а ;  7х2 у3?

2)Найдите  произведение  5 b  и  3 с.

3) Чему  равно  удвоенное  произведение  этих  выражений?

4)Как найти площадь квадрата со стороной а?

5)Площадь прямоугольника со сторонами а и в?

 

 

 

 

 

 

 

1

(х+1)(х+1)=

  ответ:1    

2

(а+с)(а+с)=

  ответ:9

3

(х-5)(х-7)=

  ответ: 8

4

(х-3)(х+1)=

  ответ:0

-Второе, потому что в нём нет чисел

-Да, в виде квадрата.

 

-Первое  выражение

- Их можно записать в виде квадрата двучлена.

 

Дети находят значение каждого выражения. В результате получается число: 1980

 

 

 

 

 

Учащиеся работают устно по презентации.

 

 

 

 

 

4. Исследовательская работа.

6

- Многие виды спорта являются командными.

 -Вот и мы сейчас будем работать в группах.

Каждой группе предлагается задание.

1 группа

Выполните задания:

Продолжите выполнение действия:

 

(а + b)2=(а + b)∙ (а+b)=_________________

Таким образом получится, что 

                  (а + b)2=

                 

 

2 группа

Выполните задания:

Продолжите выполнение действия:

 

(а - b)2=(а - b)∙ (а - b)=_________________

 

Таким образом получится, что 

                  (а -  b)2=

 

 

3 группа

Выполните задания:

Продолжите выполнение действия:

 

(b + а)2=(b+a)∙ (b + а)=_________________

Таким образом получится, что 

                  (b +a)2=

                 

 

4 группа

Выполните задания:

Продолжите выполнение действия:

 

(b - а)2=(b - a)∙ (b - а)=_________________

Таким образом получится, что 

                  (b - a)2=

                 

 

5 группа

Выполните задания:

 

С помощью предложенных фигур достройте квадрат со стороной а до квадрата со стороной а+b и найдите его площадь.

 

 

Обсуждение полученных результатов

-Итак, запишите формулы в тетрадь

 (а + b)2 =  а 2 + 2аb + b

 (а – b)2 =  а 2 – 2аb + b2

-Формулировка правила.

-Какой можно сделать вывод?

 

 

 

 

 

Дети выполняют самостоятельно.

  

После того как выполнят свое задание, выходят по одному к доске и делают вывод

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают формулы в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

Устно формулируют правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геометрическая интерпретация вывода формулы квадрата суммы.

 

 

 

 

 

5. Физминутка

1

-Ну а теперь мы немного отдохнем. Физминутка для глаз.

Дети следят за шайбой.

6. Закрепление

7

1. Задание 1. Устная работа.

Вставьте пропущенные числа или переменные.

а) (а+b)2=  2+2  b+b2
б) (m-  )2=m2-20m+
в) (  +3)2=х²+  х+

2. Задание 2. Каждая группа работает  самостоятельно, получив тестовое задание. Правильное решение выпишите  в тетрадь.

Оцените вашу работу. Проверьте себя.

Задания

А

Б

В

(с + 7)2

c2 + 7c +49

c2 - 14c + 49

c2 +14c + 49

(9 - у)2

81 - 9у + y2

81 - 18у + y2

81 + 18у +y2

(10 + а)2

100+ 20а +а2

20+ 20а+ а2

100+10а+а2

(2x– 3y)2

4x2 -12xy + 9y2

2х² – 6y + 3y2

4x2 + 12xy + 9y2

3. Задание 3.  Тест на компьютерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ответы учеников:

 

 

 

 

1

2

3

4

В

Б

А

А

 

 

 

 

 

.

 

 

 

7. Итог урока. Рефлексия.

1

- Подведем итог урока.

-Выберите из данных утверждений то, которое на сегодняшнем уроке стало ближе всего.

 

 

 

 

 

 

 

-Мне бы хотелось, чтобы вы добились высоких результатов по математике, как и наши спортсмены в 1980 год

-Ну а мы будем держать кулачки за наших спортсменов на Зимних олимпийских играх в Сочи.

 

 

 

 

8. Домашнее задание

1

1) Уметь объяснять, как  выводятся  формулы  (а ± b)2.

2) №  28.1-28.6(а,б).