Математика и сказочные персонажи
Оценка 4.8

Математика и сказочные персонажи

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
docx
Междисциплинарный 4
5 кл—8 кл
29.04.2020
Математика и сказочные персонажи
математические задачи с привлечением сказочных персонажей
сказочные задачи.docx

Занятие кружка любителей математики

«Числа и сказочные персонажи»

Цель: привить любовь к математике через сказочных персонажей, развить вычислительные навыки, связать математический расчет с реальной жизнью.

1.Вступитаельное слово педагога: Какие математические песни вы знаете?

Какие математические сказки читали?

Какие числа большей частью применяются?

Мы приходим к выводу, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел. Самыми распространенными числительными в сказках являются числа 3 и 7 . Числа в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

Во время беседы ребята приводят примеры сказки «Волк и семеро козлят». 

Сказка «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм знакома всем и каждому.

Три медведя, три поросёнка, три сына у крестьянина и т.д.

Сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила, помогают решать без труда задачи.

При самостоятельном составлении задач в сказочной форме надо стремиться к тому, чтобы условие  задачи соответствовала духу самой действительности сказки: верность  дружбы Буратино, сварливость старухи, хитрость лисы и т.д. Мы всегда симпатизируем положительным героям: Золушке, Колобку, Емеле, Маше и т.д. Отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через  задачи  должны учить нас добру.

Герои сказок знакомят нас не только с миром цифр, но и огромным количеством геометрических фигур. Так, к примеру, всем известная и любимая сказка Колобок, рассказывает о путешествии веселого круглого персонажа, форма которого становится первым понятным объяснением геометр В сказках добро побеждает зло, отрицательные качества высмеиваются и осуждаются. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей.

 

Педагог:Давайте сейчас  решим жизненные задачи с математическим уклоном:

Ряд задач на ваше усмотрение выбираем:

1. Кто победил Змея Горыныча?

– Змей Горыныч побежден! – такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что это мог сделать кто-то из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле Селяниновичу сообщили:

а) Змея горыныча победил не Илья Муромец;

б) Змея Горыныча победил Алеша Попович.

Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений неверное, а другое верное.

Догадайся, кто из трех богатырей победил Змея Горыныча.

О т в е т. Змея Горыныча победил Добрыня Никитич. Предположим, что Змея Горыныча победил Илья Муромец. Тогда оба сообщения неверные – результат не соответствует условию задачи. Предположим, что Змея Горыныча победил Алеша Попович. Тогда оба сообщения верные. И этот результат условию задачи не соответствует. Предположим, что Змея Горыныча победил Добрыня Никитич. Тогда первое сообщение верное,


а второе – неверное. Результат соответствует условию задачи.

2. Режим дня попрыгуньи Стрекозы.

Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

О т в е т. В течение суток Стрекоза ни часу не готовилась к зиме. В сутках 24 часа. Из них Стрекоза спала 24 : 2 = 12 (ч), танцевала 24 : 3 = 8 (ч), пела 24 : 6 = 4 (ч). Всего она на эти дела тратила 12 + 8 + 4 = 24 (ч в сутки). Так что на подготовку к зиме у Стрекозы не хватило времени.

3. «Винни-Пух и Пятачок идут в гости».

Винни-Пух с Пятачком отправились к Сове на день рождения. Сова жила на высоком-превысоком дубе. Пятачок нес в подарок 5 одинаковых баночек меда, а Винни-Пух – воздушный шарик. Этот шарик может за один раз поднять либо Винни-Пуха и 2 баночки меда, либо Пятачка и 3 баночки меда, либо 5 баночек меда (больше этого груза шарик не может поднять).

Когда друзья подошли к дубу, Винни-Пух сказал: «Шарик не может нас поднять с банками меда. Давай-ка подарим Сове лишь воздушный шарик! Кстати, скоро у меня день рождения…» Пятачок вежливо спросил: «А может ли воздушный шарик поднять нас обоих за один раз?»

Как бы ты ответил на этот вопрос?

О т в е т. Да, может. Масса Винни-Пуха не больше массы 5 – 2 = 3 (баночек меда). Масса Пятачка не больше массы 5 – 3 = 2 (баночек меда). Масса Винни-Пуха и Пятачка не больше 3 + 2 = 5 (баночек меда). Значит, шарик может поднять Винни-Пуха и Пятачка

 

Педагог: молодцы! Хорошо логически и арифметически мыслите.

 

А теперь житейские задачи решим:

1. «Старик и волк».

«У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой – жеребец». Сколько всего живых существ было у старика со старухой?

О т в е т: 10.

2. «По щучьему веленью».

«Глянь – плывут по воде 12 уток и селезень – одно перо золотое, другое серебряное…» Сколько всего птиц плыло по воде?

О т в е т: 13.

3. «Кот – серый лоб, козел да баран».

«Стали они вчетвером делить темную ночь: медведь – под стогом, кот – серый лоб – на стогу, а козел с бараном – у костра. Вдруг идут 7 серых волков и 1 белый, и – прямо к стогу». Сколько всего было волков? На сколько серых волков больше, чем белых?

О т в е т: 8; 6.

5. «Свет – Луна».

«Встал Иван-богатырь, а тот дал ему есть 7 бочек еды да спать повалил на 6 месяцев. Через 6 месяцев разбудил: «Вставай, Иван-богатырь, обедать». Дал ему 3 бочки съесть и спать повалил на 3 месяца». Сколько всего месяцев спал Иван-богатырь? Сколько бочек еды съел он во время бодрствования?

О т в е т: 9; 10.

6. «Была не была».

«„Лошадей“ было много: 6 кошек езжалых, 12 котов стоялых, 1 жеребец бойкий – кот сибирский был на цепь прикован возле печки к столбу». Сколько всего «лошадей» было у сказочника?

О т в е т: 19.

7. «Иван – русский богатырь».

«Смотрит Настасья Прекрасная, что он (Иван) прожил неделю, прожил две, прожил три – и все нет его. А она все ждет». Сколько дней ждала Ивана-богатыря Настасья Прекрасная?

О т в е т: 21.

8. «Волшебное кольцо».

«Вишь, старик-то оставил им 200 рублев: больно не хотелось ей начинать кубышку, одначе сколько ни крепились, а начинать нужно – не с голоду же помирать! Отсчитала 100 рублев и говорит сыну: „Ну, Мартынка, вот тебе 100 целковиков…“» Сколько денег осталось у матери Мартынки?

О т в е т: 100 р.

9. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

«Вылетает чудо-юдо 12-головое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем-пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду 3 головы». Сколько голов осталось у чуда-юда? Во сколько раз у чуда-юда осталось больше голов, чем их срубил Иван?

О т в е т: 9; 3.

10. «Василиса Прекрасная».

«Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз». Во сколько раз число рук, уносивших пшеницу, больше, чем число рук у Василисы Прекрасной?

О т в е т: 3.

Педагог : Ну как вам математические сказочные задачи?

Занятие заканчиваем, вам домашнее задание: составить группе соперников по 1 сказочной задаче.


 

Занятие кружка любителей математики «Числа и сказочные персонажи»

Занятие кружка любителей математики «Числа и сказочные персонажи»

Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей

Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей

Кстати, скоро у меня день рождения…»

Кстати, скоро у меня день рождения…»

Вишь, старик-то оставил им 200 рублев: больно не хотелось ей начинать кубышку, одначе сколько ни крепились, а начинать нужно – не с голоду же помирать!

Вишь, старик-то оставил им 200 рублев: больно не хотелось ей начинать кубышку, одначе сколько ни крепились, а начинать нужно – не с голоду же помирать!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020