Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа № 2
Учитель математики: Смирнова Татьяна Юрьевна
Интегрированные предметы: математика, технология
Тема урока: «Математика в профессиях»
(45 минут)
8 класс
Тема урока: «Математика в профессиях».
Цель урока: формирование представлений о межпредметных связях.
Задачи:
Образовательные:
· познакомить учащихся с практическим применением математических знаний в профессиях;
· отработка практических умений и навыков вычисления процентов, чтения графиков.
Развивающие:
· развитие логического мышления, внимания, умения анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
· воспитание познавательного интереса к решению практических задач, умения слушать.
Профориентационная:
· развитие интереса к профессиям, основанным на знаниях математики.
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Итоги социологического опроса родителей учащихся (Презентация 1).
3. Выступления учащихся о профессиях (Презентация 2).
4. Решение задач с практическим применением математических знаний в профессиях.
5. Рейтинг профессий.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре вам будет необходимо выбрать одну из них, поэтому, сегодня мы будем говорить о роли математики в профессиях. Я хочу обратить ваше внимание на значимость математических знаний в профессиональной деятельности.
Итак, тема урока «Математика в профессиях» (Слайд 1).
Математика - одна из древнейших наук. Не существует таких явлений природы, технических или социальных процессов, которые были бы предметом изучения математики, но при этом не относились бы к явлениям физическим, биологическим, химическим, инженерным или социальным.
«Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки»
Цицерон (древнеримский философ, политик)
А для чего изучаем математику мы?
В ходе подготовки к уроку был проведен социологический опрос родителей. Подведем итоги социологического опроса.
2. Итоги социологического опроса родителей учащихся (ИКТ технологии). (Слайд 2,3,4)
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Ваша профессия? |
Экономист, инженер, государственный служащий, медицинская сестра, юрист, бухгалтер, менеджер, оператор АЗС, учитель, кассир. |
2. |
Пригодились ли Вам знания по математике в профессии? |
12 % ответили «нет» 88 % ответили «да»
|
3. |
Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего? |
8 % ответили «нет» 92 % ответили «да» ü для общего развития; ü математика развивает логику; ü математика учит думать и анализировать; ü для решения бытовых проблем; ü ходить в магазин; ü обучение детей; ü считать деньги. |
4. |
Как Вы учились по математике (алгебре, геометрии) в школе? |
«отлично» - 12 % «хорошо» - 73 % «удовлетворительно» - 15 % |
5. |
Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)? |
ü Быть внимательнее ü Терпение и труд все перетрут ü Учиться и не лениться ü Учить математику ü Проверять себя ü Пригодиться в жизни |
3. Выступления учащихся о профессиях учащихся (ИКТ технологии).
Учащиеся представляют свои презентации по профессиям (Презентация 2).
4. Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии).
5. Решение задач с практическим применением математических знаний в профессиях (технология уровневой дифференциации).
Банковское дело
(Работа в банковской сфере, связанной с движением крупных денежных сумм, несет в себе опасность финансовых потерь. От банкира требуется математический склад ума, феноменальная память, быстрая реакция, глубокое знание экономики).
Задача №1 (уровень А)
Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000 руб. на вклад, годовой доход по которому равен 12 %. Какая сумма будет находиться на счете: через 1 год; через 2 года; через 5 лет?
Задача №2 (уровень Б)
Валентин внес 1200 руб. на вклад «Молодежный». Условия вклада таковы: его можно снять не ранее чем через три месяца; к концу этого срока на вложенную сумму начисляется 3 %; если вклад или проценты не снимаются, то договор автоматически продлевается на следующие три месяца и процент начисляется на всю сумму, имеющуюся на вкладе. Определите доход Валентина за год в двух случаях:
- если он будет каждые три месяца снимать проценты;
- если он в течение года не будет снимать проценты.
Результат округлите до единиц.
Предпринимательство
(Экономическая, финансовая успешность предприятия отражается в его рентабельности. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к доходам. В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство - это производство, не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность - это убыточная деятельность.)
Задача №3 (уровень А)
Новое ателье в первый год своей деятельности получило прибыль 4000 руб., а в течение следующих пяти лет его прибыль возрастала примерно на 50% в год. Какую прибыль получило ателье за пятый год своей деятельности?
Торговля
Задача №4 (уровень А)
Некоторый товар поступил в продажу по цене 60 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена непроданного товара каждую неделю снижается на 10%. Сколько будет стоить товар на 12-й день, если не будет куплен?
Строительство
Задача №5 (уровень Б)
Два строителя выложили стену из кирпичей за 14 дней, причем второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно, что первому строителю на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый строитель, работая отдельно?
Жилищно-коммунальное хозяйство
Задача №6 «Расчет коммунальных услуг»
Какую сумму необходимо заплатить за электричество и воду?
6. Рейтинг профессий.
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения ) провел исследование, в ходе которого его эксперты выяснили, какие профессии кажутся россиянам наиболее престижными, перспективными и доходными, какие заслуживают больше доверия. (Слайд 5)
Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными?
Профессия |
2010 г. |
2013 г. |
Работник государственных органов, администрации |
3,92 |
4,12 |
Предприниматель |
3,94 |
4,10 |
Врач |
3,49 |
3,55 |
Журналист |
3,53 |
3,51 |
Ученый |
3,49 |
3,43 |
Военнослужащий |
3,09 |
3,42 |
Полицейский |
3,06 |
3,37 |
Учитель |
2,83 |
2,90 |
Рейтинг наиболее престижных профессий возглавляет работник государственных органов. На втором месте – предприниматель, на третьем – врач.
В течение последних лет мнение россиян о престижности тех или иных профессий изменилось.
При выборе своей будущей профессии и поступлении в ВУЗ многие абитуриенты задаются вопросом: какие профессии будут востребованы через 5 лет.
В список самых востребованных профессий будущего вошла такая перспективная специальность как нанотехнолог – ученый, который занимается проведением исследований на атомно-молекулярном уровне и созданием новых наноматериалов. По прогнозам специалистов, в ближайшие 5 лет не утратят своей популярности в России профессии в сфере информационных технологий, инженер, психолог, врач, учитель.
7. Подведение итогов урока.
Мы поговорили с вами лишь о некоторых профессиях, связанных с математикой.
МАТЕМАТИКА НУЖНА ВСЕМ!
Она имеет огромное значение в любой профессии.
Результаты Интернет-опроса «Кем мечтают быть дети?». (Слайд 6)
Ученик читает стихотворение. (Слайд 7)
Математика в профессиях
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать.
8. Домашнее задание.
ГИА, № 127, № 157, № 175
2 задачи в тетради:
№ 1
№ 2
9. Рефлексия.
1. Я сегодня на уроке узнал…
2. Я сегодня на уроке научился…
3. Меня удивило …
4. На уроке мне понравилось …
5. Мне нужно еще поработать над …
Список литературы.
1. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1, А.Л. Семенов, И.В. Ященко, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, А.С. Трепалин, П.И. Захаров, В.А. Смирнов, И.Р. Высоцкий; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2021.
2. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, авт. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2016.
3. Семенов А.Л., Ященко И.В. «ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В». – М.: Экзамен, 2021 – 542 с.
Медиаресурсы.
1. www.wciom.ru
2. www.audit-it.ru
3. www.working-papers.ru
Приложение 1
ФИО:
________________________________________________________________
Социологический опрос по теме: «МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Ваша профессия? |
|
2. |
Пригодились ли Вам знания по математике в профессии? |
|
3. |
Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего? |
|
4. |
Как Вы учились по математике (алгебре, геометрии) в школе? |
|
5. |
Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)? |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.