Математика в профессиях

  • doc
  • 28.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8-9_kl_urok_matematika_v_professiyah.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Видновская средняя общеобразовательная школа № 2

 

 

 

 

 

 

Учитель математики: Смирнова Татьяна Юрьевна

 

 

Интегрированные предметы: математика, технология

 

Тема урока: «Математика в профессиях»

(45 минут)

 

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Математика в профессиях».

 

Цель  урока:  формирование представлений о межпредметных связях.

Задачи:

Образовательные:

·       познакомить учащихся с практическим применением математических знаний в профессиях;

·       отработка практических умений и навыков вычисления процентов, чтения графиков.

Развивающие:

·       развитие логического мышления, внимания, умения анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

·       воспитание познавательного интереса к решению практических задач, умения слушать.

Профориентационная:

·       развитие интереса к профессиям, основанным на знаниях математики.

Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.

 

План урока.

 

1.     Организационный момент.

2.     Итоги социологического опроса родителей учащихся (Презентация 1).

3.     Выступления учащихся о профессиях (Презентация 2).

4.     Решение задач с практическим применением математических знаний в профессиях.

5.     Рейтинг профессий.

6.     Подведение итогов урока.

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре вам будет необходимо выбрать одну из них, поэтому, сегодня мы будем говорить о роли математики в профессиях. Я хочу обратить ваше внимание на значимость математических знаний в профессиональной деятельности.

Итак, тема урока «Математика в профессиях» (Слайд 1).

Математика - одна из древнейших наук. Не существует таких явлений природы, технических или социальных процессов, которые были бы предметом изучения математики, но при этом не относились бы к явлениям физическим, биологическим, химическим, инженерным или социальным.

 

«Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне –                                    для того, чтобы измерять земельные участки»

                                                                                        Цицерон (древнеримский философ, политик)

А для чего изучаем математику мы?

В ходе подготовки к уроку был проведен социологический опрос родителей. Подведем итоги социологического опроса.

 

2.     Итоги социологического опроса родителей учащихся (ИКТ технологии). (Слайд 2,3,4)

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.      

Ваша профессия?

Экономист, инженер, государственный служащий, медицинская сестра, юрист, бухгалтер, менеджер, оператор АЗС, учитель,  кассир.

2.      

Пригодились ли Вам знания по математике в профессии?

12 % ответили «нет»

88 % ответили «да»

 

3.      

Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего?

8 % ответили «нет»

92 % ответили «да»

ü  для общего развития;

ü  математика развивает логику;

ü  математика учит думать и анализировать;

ü  для решения бытовых проблем;

ü  ходить в магазин;

ü  обучение детей;

ü  считать деньги.

4.      

Как Вы учились по математике (алгебре, геометрии) в школе?

«отлично» - 12 %

«хорошо» - 73 %

«удовлетворительно» - 15 %

5.      

Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)?

ü  Быть внимательнее

ü  Терпение и труд все перетрут

ü  Учиться и не лениться

ü  Учить математику

ü  Проверять себя

ü  Пригодиться в жизни

 

3.     Выступления учащихся о профессиях учащихся (ИКТ технологии).

Учащиеся представляют свои презентации по профессиям (Презентация 2).

 

4.     Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии).

 

5.     Решение задач с практическим применением математических знаний в профессиях (технология уровневой дифференциации).

 

Банковское дело

(Работа в банковской сфере, связанной с движением крупных денежных сумм, несет в себе опасность финансовых потерь. От банкира требуется математический склад ума, феноменальная память, быстрая реакция, глубокое знание экономики).

 

Задача №1 (уровень А)

Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000 руб. на вклад, годовой доход по которому равен 12 %. Какая сумма будет находиться на счете: через 1 год; через 2 года; через 5 лет?

Изображение 690. Вкладчик открыл счёт в банке, внеся 2000 р. на вклад, годовой доход по которому равен 12%.а) Какая сумма будет находиться на счёте: через 1 год; через 2 года;...

Задача №2 (уровень Б)

Валентин внес 1200 руб. на вклад «Молодежный». Условия вклада таковы: его можно снять не ранее чем через три месяца; к концу этого срока на вложенную сумму начисляется 3 %; если вклад или проценты не снимаются, то договор автоматически продлевается на следующие три месяца и процент начисляется на всю сумму, имеющуюся на вкладе. Определите доход Валентина за год в двух случаях:

   - если он будет каждые три месяца снимать проценты;

   - если он в течение года не будет снимать проценты.

Результат округлите до единиц.

Изображение 701. Валентин внёс 1200 р. на вклад «Молодёжный». Условия вклада таковы: его можно снять не ранее чем через три месяца; к концу этого срока на вложенную сумму...

Предпринимательство

(Экономическая, финансовая успешность предприятия отражается в его рентабельности. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к доходам. В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство - это производство, не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность - это убыточная деятельность.)

 

Задача №3 (уровень А)

Новое ателье в первый год своей деятельности получило прибыль 4000 руб., а в течение следующих пяти лет его прибыль возрастала примерно на 50% в год. Какую прибыль получило ателье за пятый год своей деятельности?

 

Торговля

 

Задача №4 (уровень А)

Некоторый товар поступил в продажу по цене 60 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена непроданного товара каждую неделю снижается на 10%. Сколько будет стоить товар на 12-й день, если не будет куплен?

 

Строительство

 

Задача №5 (уровень Б)

Два строителя выложили стену из кирпичей за 14 дней, причем второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно, что пер­вому строителю на выполнение всей работы потре­бовалось бы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый строитель, работая отдельно?

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

 

Задача №6 «Расчет коммунальных услуг»

Какую сумму необходимо заплатить за электричество и воду?

 

 

 

6.     Рейтинг профессий.

ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения ) провел исследование, в ходе которого его эксперты выяснили, какие профессии кажутся россиянам наиболее престижными, перспективными и доходными, какие заслуживают больше доверия. (Слайд 5)

Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными?

  Профессия

2010 г.

2013 г.

Работник государственных органов, администрации

3,92

4,12

Предприниматель

3,94

4,10

Врач

3,49

3,55

Журналист

3,53

3,51

Ученый

3,49

3,43

Военнослужащий

3,09

3,42

Полицейский

3,06

3,37

Учитель

2,83

2,90

 

Рейтинг наиболее престижных профессий возглавляет работник государственных органов. На втором месте – предприниматель, на третьем – врач.

В течение последних лет мнение россиян о престижности тех или иных профессий изменилось.

При выборе своей будущей профессии и поступлении в ВУЗ многие абитуриенты задаются вопросом: какие профессии будут востребованы через 5 лет.

В список самых востребованных профессий будущего вошла такая перспективная специальность как нанотехнолог – ученый, который занимается проведением исследований на атомно-молекулярном уровне и созданием новых наноматериалов. По прогнозам специалистов, в ближайшие 5 лет не утратят своей популярности в России профессии в сфере информационных технологий, инженер, психолог, врач, учитель.

 

7.     Подведение итогов урока.

  Мы поговорили с вами лишь о некоторых профессиях, связанных с математикой.

МАТЕМАТИКА НУЖНА ВСЕМ!

Она имеет огромное значение в любой профессии.

Результаты Интернет-опроса «Кем мечтают быть дети?». (Слайд 6)

 

Ученик читает стихотворение. (Слайд 7)

 

Математика в профессиях

Наука в школе есть одна.

Во всех профессиях нужна

Учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

Куда б не захотел пойти,

Профессию хорошую найти,

Сначала выучи таблицу,

Чтоб с губ слетала словно птица.

Нам всем зарплату получать,

А значит надо посчитать.

И, чтобы в жизни не страдать,

Задачи сложные решать.

Делить все беды пополам,

И всем прибавить счастья вам.

И приумножить капитал.

Чтоб мир везде спокойным стал.

И пусть пора сейчас настала,

Компьютер знает наш немало.

Но, если сам всё будешь знать,

Успешным в жизни можешь стать.

 

8.     Домашнее задание.

ГИА, № 127, № 157, № 175

2 задачи в тетради:

№ 1

 

№ 2

 

9.     Рефлексия.

 

1.     Я сегодня на уроке узнал…

2.     Я сегодня на уроке научился…

3.     Меня удивило …

4.     На уроке мне понравилось …

5.     Мне нужно еще поработать над …

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.       ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1, А.Л. Семенов, И.В. Ященко, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, А.С. Трепалин, П.И. Захаров, В.А. Смирнов, И.Р. Высоцкий; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2021.

2.       Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе, авт. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2016.

3.       Семенов А.Л., Ященко И.В. «ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В». – М.: Экзамен, 2021 – 542 с.

 

Медиаресурсы.

 

1.  www.wciom.ru

2.  www.audit-it.ru

3.     www.working-papers.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ФИО:

________________________________________________________________

 

Социологический опрос по теме: «МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»

 

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.      

Ваша профессия?

 

 

2.      

Пригодились ли Вам знания по математике в профессии?

 

 

 

3.      

Нужны ли Вам математические знания в жизни? Для чего?

 

 

 

4.      

Как Вы учились по математике (алгебре, геометрии) в школе?

 

5.      

Ваши советы (рекомендации) сыну (дочери)?

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru