Материал для 1 класса. Время - пространство.

  • pdf
  • 24.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8. Vremya_prostranstvo.pdf

Ш КОЛА

СЕМИ ГНОМОВ

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ОТ                    до

ВРЕМЯ

Родительская страничка


Зачем нужна эта книга?

Эта книга «Школы Семи Гномов» помогает обучить четырехлетнего ребенка ориентироваться в пространстве и во времени в соответствии с его возрастными возможностями. Ниже мы поговорим подробнее о том, чему конкретно можно и нужно обучить в этом вопросе ре-• бенка в возрасте от четырех до пяти лет. А пока попробуем разобраться, а может, его вообще не нужно учить отличать вчера от сегодня, а правую руку от левой? Может, он со временем сам всему научится? Действительно, ведь это не счет, не чтение, не рисование в конце концов, а так — простые житейские понятия.

Конечно, если ребенка ничему не учить, то все равно жизнь его чему-нибудь да научит, однако пробелы могут остаться невосполнимые. Проиллюстрируем это забавным историческим примером. Многие, наверное, помнят из школьного курса истории, как солдат в царской армии обучали строевой подготовке. Дело в том, что рекруты, которые в большинстве своем набирались из крестьян, не умели различать правую и левую стороны, поэтому они не могли строем выполнять такие команды, как «направо», «налево», «с правой ноги», «с левой ноги» и так далее. Более того, командиры, несмотря на все свои усилия, не могли обучить крестьян этому простому умению. Тогда в армии стали использовать такой прием: к одной ноге солдаты привязывали клочок сена, а ко второй ноге СОЛОМУ. И командиры вместо «направо-налево» командовали «сено-солома». Тут уже крестьяне не ошибались, ведь сено от соломы они умели отличать с пеленок.

Этот пример интересен не столько тем, что взрослые парни не умели отличать правую руку от левой, а тем, что их уже очень трудно бы-

ло этому обучить. Конечно, в наше время любой взрослый человек знает, где у него правая рука, а где левая. Однако далеко не все могут успешно ориентироваться в картах, схемах, легко водить машину, рассчитывать свое время и так далее. С большой степенью уверенности можно предположить, что это связано с упущениями в дошкольном возрасте. Поэтому не следует откладывать на будущее то, чему легко можно обучить ребенка сегодня.

Как же заниматься с малышом?

Так чему же мы будем учить ребенка в этом году? Во-первых, нужно закреплять и расширять те знания и умения, которые приобрел малыш за предыдущий год. Мы предполагаем, что четырехлетний малыш уже достаточно много знает и умеет, и на эти знания в данной книге опираемся. Если вашему ребенку уже исполнилось четыре года, но он еще совсем плохо ориентируется в перечисленных ниже понятиях, то мы рекомендуем сначала позаниматься по книжкам «Школы Семи Гномов» для трехлетних детей (книги с зеленой обложкой), тогда у вашего ребенка не будет затруднений в занятиях по данной книжке.

Ориентировка в пространстве

Мы предполагаем, что ваш ребенок в той или иной степени уже умеет:

                   различать правую и левую руку; • раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо (для правшей); • определять направление от себя: вперед (впереди) —- назад (сзади), направо (справа) — налево (слева), вверх (вверху) — вниз (внизу); • понимать и использовать слова и предлоги: вверху, внизу, посередине; над, на, под; внутри (в), снаружи, около (у); слева, справа, посередине.

К пятилетнему возрасту ребенок должен свободно ориентироваться в перечисленных выше понятиях, и, кроме того, за этот год малыш наУчится:

                   обозначать положение того или иного предмета по. отношению к себе (впереди —е дверь, позади —- окно, слева шкаф, справа — кровать, вверху потолок, внизу — пол);

Продолжение на 3-й стр. обложки


1. Над, на, под; слева, справа

Расскажи, что нарисовано на картинке. Что над грибом, что под грибом, что на грибе? Как одним словом можно назвать бабочку, гусеницу и 60жью коровку? Догадайся, глядя на рисунок, сколько всего лапок у божьей коровки? Раскрась цветы: цветок слева от гриба — в красный цвет, а ЦВеТОК справа ОТ гриба — В СИНИИ. (См. продолжение занятия на картонной Вкладке.)



На этой картинке нарисованы две девочки-подружки: Аня из России и Аннет из Франции. Если ты раскрасишь флаги, то отгадаешь, кто из них Аня и кто Аннет. У левого флага среднюю полоску покрась в синий цвет, а нижнюю — в красный. Это флаг России. На втором флаге левая полосп ка синяя, а правая — красная. Это флаг Франции. Так кто из них Аня?

З. Предлоги в, на, за, перед

Место для наклейки

Составь предложения по картинке: по одному предложению с предлогами в и за и по два — с предлогами на и перед. Сколько всего животных перед домом? Кто находится далеко? Кто ближе всех? Сколько животных смотрит налево? Сколько направо? Раскрась ставни: левую в зеленый цвет, а правую — в синий.


Ориентировка на листе

Слева от звезды нарисуй круг, а справа — квадрат. Над звездой нарисуй треугольник, а под звездой — овал. Заполни верхний ряд так, чтобы во всех его клетках были одинаковые фигуры. Какие фигуры ты дорисовал? Почему? Какой ряд остался незаполненным? Какие еще 4 геометрические фигуры ты знаешь? Дорисуй их в пустых клетках.


Ориентировка по плану

Помоги гномам найти свои домики. Синему гномику нужно идти так: З клетки направо, 2 вверх, 1 налево, 2 вверх. Нарисуй путь для него сидля ним карандашом и покрась его домик в синий цвет. Красному гномику нужно идти так: З клетки налево, 2 вверх, З направо, 2 вверх. Нарисуй путь для него красным карандашом и покрась его домик в красный цвет.

Перед, за

Посмотри на картинку в левом верхнем углу. Опиши, как расположены предметы относительно друг друга. Раскрась яблоко и морковку так, чтобы морковка была перед яблоком. Что нарисовано на картинке в левом нижнем углу? Как фигуры расположены относительно друг друга? Покрась квадрат и треугольник так, чтобы квадрат был за треугольником.

далеко, близко

О о о

О О

О

О

Какая из двух дорог далеко, а какая близко? Покрась машины на дальней дороге в красный цвет, а на ближней — в синий. Покрась для колеса машин, которые едут вправо, в зеленый цвет, а колеса машин, которые едут влево, — в желтый. Если все покрашено правильно, то ближе всего будет синяя машина с зелеными колесами. 7


Г. Налево, направо

Какие гномики бегут направо? Покрась их флаги в красный цвет. Флажки гномов, бегущих налево, покрась в синий цвет. Сколько гномов бежит направо? Нарисуй столько красных кругов в правом столбике правой рукой (круги рисуй сверху вниз). Левой рукой в левом стол8 бике нарисуй столько синих кругов, сколько гномов бежит налево.

Прописи

О

 

о

О

Все люди делятся на правшей и левшей. Если человек любит все делать правой рукой, то он правша, а если левой, то левша. Проверь себя, кто ты, правша или левша? Попробуй написать правый столбик прописей правой рукой слева направо, а левый столбик — левой рукой справа налево. Какой столбик получился лучше? Кто ты, правша или левша? 9

Левая рука, правая рука

Этого мальчика зовут Сергей. Помоги ему понять, где у него правая ручка, а где левая — покрась флажок, который Сергей держит в правой руке, в синий цвет, а флажок в левой руке — в красный цвет. Нарисуй справа от Сергея гриб, а слева — мячик. Если все нарисовано правильно, то по левую руку у Сережи будут красный флажок, мяч и голубой цветок.


Левая рука, правая рука

Место для наклейки

Эту девочку зовут Юля. Помоги ей понять, где у нее правая ручка, а где левая — покрась цветок, который Юля держит в правой руке, в синий цвет, а цветок в левой руке — в красный цвет. Нарисуй справа от Юли гриб, а слева — мячик. Если все нарисовано правильно, то по правую руку у Юли будут синий цветок, гриб, а еще оранжевый цветочек. 11

Утро, день, вечер, ночь

Распредели картинки по порядку: что сначала происходит, что потом? Расскажи, что из нарисованного происходит утром, что днем, что вечером, что ночью? Расскажи, что ты обычно делаешь утром, что для днем, что вечером, что ночью. А что днем делает твоя мама или папа. 12 Назови части суток по порядку.

Что сначала, что потом

Место для наклейки

Что нарисовано на картинках? Распредели картинки по порядку: что сначала происходит, что потом? Соедини картинку, на которой изображены самые первые по времени события, с цифрой 1. Остальные картинки по порядку также соедини с соответствующими цифрами. Расскажи по картинкам, как птицы выращивают птенцов.



Времена года

 

Раскрась квадрат около рисунка, где изображено дерево зимой, в голу-

Место

бой цвет, весной — в зеленый, летом — в желтый, осенью — в оранже-

для наклейки

вый или красный. Объясни, чем отличаются эти деревья. Соедини попарно большие картинки и маленькие так, чтобы они относились к одному времени года. Почему ты так соединил? Назови времена года попорядку.


Кто движется быстрее? Кто медленнее? Кто первый доедет до остановки? Почему?

Кто ходит быстрее, взрослый или ребенок? Кто бегает быстрее, котенок или черепаха?

Мне поНРапилась эта книга!


здесь много ИНТересных задав•

Я хочу ещё заниматься!

Книга прочитана до конца, и все задания выполнены? Здорово!

Наклей здесь золотые звездочки. Это награда за твои старания.




К занятию на стр. 1. Взрослый вырезает картинки по пунктирной линии, произвольно расставляет их относительно грибочка (над, под, слева, справа) и спрашивает у ребенка, где расположены объекты. Например, а где сейчас находится бабочка? и т.д. Затем взрослый просит ребенка разместить вырезанные картинки слева, справа, под, над грибочком.


Со 2-й стр. обложки

                   понимать и использовать в речи понятия ближе, дальше, близко, далеко (шкаф — далеко, стул -— близко);

                   уметь двигаться в заданном направлении

(вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз); • развивать навыки ориентировки на - листе бумаги, на поверхности стола.

Ориентировка во времени

Мы предполагаем, что ваш ребенок в той или иной степени уже умеет:

                   различать и называть день, ночь, утро, вечер; • понимать и отвечать на вопросы о том, что он делал утром (днем, вечером, ночью); • имеет первые представления о временах года.

К пятилетнему возрасту ребенок должен свободно ориентироваться в перечисленных выше понятиях, и, кроме того, за этот год малыш научится:

                   понимать и использовать в речи понятия вчера, сегодня, завтра; уметь отвечать на вопросы о том, что он делал вчера, что собирается делать завтра;

                   понимать и использовать в речи понятия быстро, медленно.

Игры по развитию пространственно-временных представлений

Игра «Что где находится?»

Игра развивает умение определять положение предметов относительно себя: впереди (перед), за (сзади), слева, справа, вверху, внизу.

Ребенку предлагается определить расположение игрушек или предметов относительно себя. Для начала предлагается только 2 игрушки, находящиеся в противоположных направ— лениях (мишка впереди, а машинка сзади). Затем количество предметов можно увеличить. Игрушки сначала располагают на небольшом расстоянии от ребенка. Постепенно расстояние увеличивают.

После того как ребенок определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо на 90 0 , а позднее кругом (на 1800).

(Использованы материалы Л. С. Метлиной

«Математика в Детском саду». )

Игра «Где спрятаА мишка?»

Игра развивает умение определять положение предметов от себя (понимать и использовать слова и предлоги: вверху, внизу, посереди-

не; над, на, под; внутри (в), снаружи, около (у); слева, справа, посередине.

Для игры понадобится мишка или какая-нибудь другая - любимая ребенком игрушка. Малыш закрывает глаза, а мама прячет мишку куда-нибудь, затем сообщает ему, куда нужно идти: «Вперед пойдешь -— мишку найдешь». Ребенок движется в заданном направлении, находит игрушку и говорит: «Вперед (назад, вправо, влево) пошел мишку на стуле (под стулом, слева от стула и т, д.) нашел». Затем мама и малыш меняются ролями: мама закрывает глаза, а ребенок прячет игру+шку.

Вкладка и наклейки

В книгу вложены наклейки, которые помогут вам поощрить и заинтересовать ребенка. Выполнил задание -— выбирай и приклеивай смешную наклейку внизу листа. А в конце книги -— поощрительный приз: три золотые звезды.

В каждой книге «Школы Семи Гнона вкладке вы наидете развивающую игру или дидактический материал для занятий. В данную книгу вложены дидактические карточки, которые помогут ребенку запомнить последовательность и характерные особенности времен года.

Же«аем успехов Вам и Вашему малышу!

ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни дошкольника.

Семь лет до школы — семь цветов радуги. Для каждого возраста свой цвет, свои задания, свои книги.

Так, например, у всех книжек для детей от 4 до 5 лет желтые обложки. Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и будут полезны как родителям, так и специалистам:

1 год 2 год

                                                  ГЛ КОЛА         Ш КОЛА

                                                                                       СЕМИ гномов                   СЕМИ ГНОМОВ

4

                                                                         ЧЕТ                   „ЛОГИКА

Ыш№ни

Составители А. Дорофеева,

Ю. Дорожин, З. Назарова

воспитателям, методистам, гувернерам.


Художественный редактор Т. Чижкова Компьютерная графика, верстка

Ю. Курылева

Корректор И. Васильева

Книги этой серии и другие развивающие пособия вы найдете в сети фирменных магазинов «Школа Семи Гномов» и в интернет-магазине www.shkola7gnomov.ru

Адрес магазина при издательстве:


г. Москва ул. Мневники д.7, к. 2 (м. «Полежаевская», авт. 48 800, 271 до ост. «МЖК Атом») тел.: (499) 728-36-10

МОЗАИКА

СИНТЕЗ

МОСКВА • 2009

 

ГЛ КОЛА

СЕМИ гномов

 

Ш КОЛА

СЕМИ гномов

РАСПИСНАЯ ИГРУШКА

 

Ш КОЛА

     СЕМИ гномов        СЕМИ гномов

•УРОКИ ср ОТЫ

Ш КОЛА     ШКОЛА

СЕМИ ГНОМОВ               * оми гномов

 

СЕМИ Гномов

 

ГЛ КОЛА

СЕМИ гномов

» КУДА УШЛИ               РАЗВИТИ

    ДИНОЗАВРЫ                        РЕЧИ

Ректо амыи

АЛЬША

По вопросам оптовых закупок обращайтесь в издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» по адресу: 123308, г. Москва, ул. Мневники, д.7, корп.1, тел.: (499) 728-36-10; e-mail: info@msbook.ru; www.msbook.ru

978-5-86775-193-7

751937

 

1SBN

Подписано в печать 13.10.09. Тираж 10000 экз. Заказ №1721

Отпечатано на ОАО «Фабрика офсетной печати №2»

141800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Московская, З.                                                9 785867

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004