Двигательная активность
Двигательная активность- это естественная потребность организма в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Гиподинамия (малая подвижность)
При гиподинамии (малой подвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляция обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность)
Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) тоже нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка.
Предпосылки для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.
Дети находятся в движении гораздо меньше времени, чем это необходимо для их полноценного физического развития.
Каковы же причины?
Недостаточное внесение в разные организованные формы работы упражнений на развитие выносливости.
Нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулки, а также недостаточное использование физкультурных пособий и окружающего пространства.
Воспитателями не в полной мере учитываются индивидуальные проявления ДА детей во время организованной и самостоятельной деятельности.
Родители не осознают всю важность обеспечения ДА каждого ребёнка для полноценного физического и психического развития.
Средства, методы и приёмы руководства ДА дошкольников.
Пути и средства рациональной организации двигательной активности детей – это широкое использование подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении.
Главная цель подвижных игр
Через игры легче всего приобщить ребёнка к занятиям физической культурой. Игры наиболее доступны и понятны детям дошкольного возраста. Ребёнку близки игровые образы и сюжеты игр. Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит положительные эмоции. Всё это вместе взятое позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Прогулка:
Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движении является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно – воспитательное значение возрастает, если ходом прогулки предусматривается ДА основанная на оптимальном соотношении разных п/и и упражнений.
Планирование ДА
Планирование ДА на прогулке зависит от других видов деятельности. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность в начале , что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности..
Планирование ДА
В дни проведения физкультурных занятий на прогулке организуется одна подвижная игра и какое либо физическое упражнение ( спортивное или ОВД) В другие дни планируется п/и, спортивная игра упр в ОВД ( прыжки, лазание, метание…) При проведении упражнений ОВД следует использовать разные способы организации ( фронтальный, подгрупповой, индивидуальный)
Примеры сочетания ДА
. Например: применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений, а другая самостоятельно упражняется и совершенствуется. Есть некоторые виды движений, где наиболее рационально подходит именно поточный метод – Прыжки в длину, в высоту, ходьба по гимнастической скамейке…Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 мин..
Подвижные игры на прогулке
П/и воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации знакомых игр воспитатель может предложить детям вспомнить самостоятельно правила игры, а при разучивании новой необходимо чётко и лаконично объяснить правила игры.
Выводы
Здесь, как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в движении, при ознакомлении с окружающим в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.