мелкая моторика

  • pdf
  • 13.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мелкая моторика Сборник игр и упражнений.pdf

Сборникразвивающихмелкуюмоторикурук игрдлядетей 1,53 лет

Развитие мелкой моторики рук является важным аспектом развития ребенка раннего возраста. Оно способствует улучшению координации движений пальцев, формированию графомоторных навыков, подготовке руки к письму и повышению общего уровня когнитивного развития малыша. Предлагаемый сборник включает разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность

Развитая мелкая моторика оказывает положительное влияние на формирование речи, мыслительных процессов, зрительно-пространственного восприятия и концентрации внимания. Игры, включающие манипуляции с мелкими предметами, способствуют совершенствованию тонких двигательных функций кисти и пальцев, развивая важные психофизические качества ребёнка.

Цель

Цель сборника заключается в развитии мелкой моторики рук детей посредством увлекательных игровых упражнений, способствующих гармоничному физическому и интеллектуальному развитию малышей.

Задачи

1.                  Развитие ловкости и точности движений кистей и пальцев.

2.                  Улучшение координации глаз-рука.

3.                  Формирование сенсорного опыта и тактильного восприятия предметов различной формы и структуры.

4.                  Стимулирование интереса к творческим занятиям и самостоятельному исследованию окружающего мира.

5.                  Подготовка основы для успешного освоения письма и рисования.

Описаниеигр

Данный сборник разработан специально для родителей и педагогов, стремящихся обеспечить эффективное и приятное занятие детскими играми, направленное на комплексное развитие маленького ребенка.

Игра№1: «Прищепочныйзоопарк»

Материалы: Картонные фигуры животных, деревянные прищепки разных цветов.

Описание: Предложите ребенку прикреплять разноцветные прищепки к контурам картонных фигур животных, создавая забавные узоры и моделируя внешние особенности зверушек (например, уши зайца или крылья птицы).

Задача: Развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами, стимулировать фантазию и творчество.

Игра№2: «Сортируембусины»

Материалы: Контейнеры с маленькими отверстиями, разноцветные пуговицы или крупные бусы.

Описание: Положите перед ребенком контейнеры разного цвета и предложите сортировать бусы по цвету, проталкивая их сквозь отверстия в соответствующие емкости.

Задача: Совершенствовать координацию движений, развивать концентрацию внимания и восприятие цветов.

Игра№3: «Переноскафасоли»

Материалы: Чашки, маленькие ложки, горох или фасоль.

Описание: Пусть ребенок переносит зерна фасоли ложечкой из одной чашечки в другую, стараясь не рассыпать.

Задача: Усовершенствование хватательной способности пальцев, развитие терпеливости и аккуратности.

Игра№4: «Собираеммозаикуизмакарон»

Материалы: Макароны разной формы, клей-карандаш, бумага.

Описание: Покажите малышу, как создавать интересные композиции из макарон, приклеивая их к бумаге клеем-карандашом.

Задача: Повышение творческого потенциала, укрепление мышц пальцев, совершенствование умения держать инструменты аккуратно.

Игра№5: «Выдавливаемпластилин»

Материалы: Палочки для лепки, пластилин, небольшие формочки.

Описание: Дайте ребёнку палочку и покажите, как выдавливать кусочки пластилина через формочки, формируя различные элементы

(цветочки, сердечки и др.).

Задача: Укрепление мелких мускулов кисти, улучшение творческих способностей и развитие фантазии.

Игра№6: «Цветочныепальчики»

Материалы: Губки для мытья посуды, краски, лист бумаги.

Описание: Обмакните пальцы ребенка в краску и помогите ему отпечатать следы-губки на листе бумаги, создавая необычные рисунки (солнышко, цветок, домик и т.п.).

Задача: Стимуляция чувствительной зоны ладони, расширение границ воображения и творчества.

Игра№7: «Строимбашнюизкубиков»

Материалы: Кубики небольшого размера, коробочка.

Описание: Поставьте перед малышом небольшую коробку и попросите построить высокую башенку, накладывая кубики друг на друга.

Задача: Развитие пространственных представлений, устойчивости захвата и точности движения пальцев.

Игра№8: «Пересыпаемкрупу»

Материалы: Два контейнера, крупная ложка, сухая крупа (гречка, рис).

Описание: Наполните один контейнер крупой и дайте ребенку ложку, показывая, как осторожно переложить содержимое в другой сосуд.

Задача: Координация движений, внимание к деталям, бережливость и осторожность действий.

Игра№9: «Открываем-закрываемкрышки»

Материалы: Баночки с завинчивающимися крышками различного диаметра.

Описание: Демонстрируйте ребенку процесс открывания и закрывания крышечек, давая возможность самостоятельно повторить ваши действия.

Задача: Отработка навыка вращения руками, тренировочная работа мышц предплечья и большого пальца.

Игра№10: «Рисуемлиниипальчиками»

Материалы: Бумага, гуашевые краски.

Описание: Смочите пальцы ребенка краской и предложите нарисовать дорожки или любые простейшие фигуры на поверхности листа.

Задача: Сенсорное восприятие, стимуляция нервных рецепторов кожи, подготовка к обучению письму.

Игра№11: «Складываемпазлыизпробок»

Материалы: Пробки от бутылок, заготовки из картона с контуром рисунка.

Описание: Нарежьте заранее контуры рисунков и позвольте ребенку заполнять их кусочками пробки, создавая целостную картину.

Задача: Работа над точностью движений, усидчивость, обучение составлению изображений.

Игра№12: «Заполняемлунки»

Материалы: Деревянные шпажки, поролоновые шарики.

Описание: Подготовьте игральную доску с небольшими углублениями («лунками») и научите малыша вставлять туда пушистые шарики с помощью деревянных шпажек.

Задача: Улучшение координации глаз-рука, активизация зон мозга, отвечающих за память и внимание.