Мелодия - душа музыки
Оценка 4.7

Мелодия - душа музыки

Оценка 4.7
docx
02.02.2020
Мелодия - душа музыки
Urok_1.docx

Конспект №1

Тема урока: Мелодия – душа музыки. 3 класс

Цели урока: Познакомить детей с понятиями «мелодия», «мелодическая линия». Учить учащихся внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер.Развивать вокально- хоровые навыки. Выявлять исполнительский уровень класса. Воспитание музыкальной культуры.

Музыкальный материал       

Содержание: П.И. Чайковский Четвертая Симфония Вторая часть(Слушание), Я.Дубравина, В.Суслова«Все начинается со школьного звонка»(слушание, разучивание)

1.Орг. момент.

Приветствие. Знакомство. Требования: тетрадь, ручки, карандаши.

2.Содержание занятия.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Тема урока сегодня «Мелодия – душа музыки» (Слайд). А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?

Дети: - это звуки.

Учитель: - Я играю звуки (играю отдельные  в произвольном порядке звуки), это мелодия?

Дети: - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Учитель: - Правильно. Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать.

Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. (Слайд со словами). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. (Слайд со словами «melodia»,«meloc»).

Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Сегодня мы постараемся услышать мелодию во второй части Четвертой Симфонии П.И. Чайковского.

П.И. Чайковский  – великий русский композитор, родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители были музыкальны, и в доме часто проходили любительские концерты.

Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся красотой русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве. С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано.

Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери, которая умерла от холеры (1854). В десять лет его отдали учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища. После окончания Училища Чайковский стал чиновником Департамента юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе.

Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский. В1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласили преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию.  В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Приехав в Москву, Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое.

Сегодня мы послушаем вторую часть из Четвертой Симфонии.

-Ребята, Кто помнит, что такое симфония?

Дети:  - Это большое произведение для симфонического оркестра.

Слово symphonia в переводе с греческого означает всего лишь созвучие. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков.

Классическая симфония, сложилась как цикл из четырех частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии - быстрая, активная.

Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.

Во время прослушивания (правила поведения) постарайтесь найти в словаре те слова, которые подходят к этому произведению.

Вторая часть симфонии сохраняет лирическую настроенность, проникновение большим чувством. Задумчива и прозрачна мелодия гобоя, с которой эта часть начинается. Музыковеды находили сходство этой темы с некоторыми русскими и украинскими народными песнями.

 - Кто исполняет это произведение?

- Какая по характеру мелодия второй части Четвертой Симфонии? Найдите слова в словаре.

- Какими чувствами наполнена эта музыка?

- Что ты представляешь, слушая вторую часть Симфонии? Какие картины предстают перед вами?

- Ребята, что помогает нам увидеть такие прекрасные картины? (мелодия)

- Что такое мелодия?

Мелодия - последовательность звуков, которые образуют напев, песню. С помощью мелодии П. И. Чайковский во второй части Четвертой Симфонии изображает нам картины природы.

- Ребята, предлагаю вам послушать песню «Скворушка прощается».

Муз. Т.Попатенко,сл. М.Ивенсен.».

- Понравилась ли вам мелодия этой песни?

-О чем эта песня?

Разучивание по фразам. Пение 1 куплета.

3.Итог урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

-Какая тема нашего урока?

-Что такое мелодия?

-С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?

-Что вы можете рассказать о П. И. Чайковском?

- Какое произведение мы слушали сегодня?

- Что такое Симфония?

- Какими чувствами наполнена мелодия второй части четвертой Симфонии П.И. Чайковского?

- Какие картины вы представляли, когда слушали вторую часть Четвертой Симфонии?

4.Домашнее задание

1.Нарисовать картины ко второй части Четвертой Симфонии. Что будем рисовать?


 

Конспект №1 Тема урока: Мелодия – душа музыки

Конспект №1 Тема урока: Мелодия – душа музыки

Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища

Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища

Муз. Т.Попатенко,сл. М.Ивенсен

Муз. Т.Попатенко,сл. М.Ивенсен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020