Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"
Оценка 4.8

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство
4 кл
24.03.2018
Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"
Цель: Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к людям, благодаря которым хлеб оказывается на нашем столе. Задачи:Познакомить детей с историей хлеба, его национальными особенностями и традициями. Расширить знания учащихся о хлебе и его значении в жизни людей. Способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно. Расширять знания о процессе создания хлеба. Учить детей работать в группах.Праздник "От лепешки до каравая"
Копия От лепешки до каравая.docx
Внеклассное мероприятие в 3 классе « От лепешки до круглого хлеба» Разработала: Шкурина Е.Н. учитель начальных классов МБОУ «Сидоровская СОШ» с.Сидоровка Внеклассное мероприятие в 3 классе « От лепешки до круглого хлеба» Цель: Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к людям, благодаря которым хлеб  оказывается на нашем столе. Задачи: Познакомить детей с историей хлеба, его национальными особенностями и традициями. Расширить знания учащихся о хлебе и его значении в жизни людей. Способствовать воспитанию  культуры общения, умения работать коллективно. Расширять знания о процессе создания хлеба. Учить детей работать в группах.  Помещение  оформляется плакатами с пословицами и поговорками о хлебе; иллюстрациями; в  уголке чтения оформляется выставка книг о хлебе. На столе блюда приготовленные из хлеба  родителями и детьми; различная домашняя выпечка, репродукции картин И.И. Шишкина “Рожь”, А.Н.  Герасимова “Весенний дождь”., экран, проектор ,ноутбук, колоски   Звучит песня « Шумят хлеба»( муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова)   Ход мероприятия слайд 2 Учитель: ­ Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться на машине времени в увлекательное  путешествие « От  лепешки до круглого хлеба». Ведущий:   Вот какой был случай… Мать утром спросила сына: “Что бы ты хотел съесть к  завтраку?” Мальчик сказал, не задумываясь: ­ Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё  чаю с молоком. ­ Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет. ­ А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю. Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со  сметаной и ложку отложил: ­ Невкусно! ­ Что так? ­ Понял, не посолено! Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на  столе нет. Мать смеётся: ­ Вот и вышло, что самое простое и нужное­ хлеб да соль – ты позабыл. Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не  садимся. Ведущий: Так  о чём же мы сегодня будем  говорить? (о  хлебе) Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках. Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. Учитель: Закройте глаза и представьте, как машина времени стремительно уносит нас в прошлое. Вот и  первая остановка. Откройте глаза и хором прочитайте ее название.  Слайд 3 Учитель:  «Первый каравай на Земле» ­   Археологические     находки   свидетельствуют,   что   первые   люди   на   Земле   появились   около   одного­ полутора миллионов лет назад. А вот первый каравай на земле появился значительно позже. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть,  человек смачивал их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб. Ученик 1:   слайд 4­ 5 ­ История цивилизации ­ это история хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 тысяч  лет назад.  Первыми хлебопеками  были египтяне. Они пекли пресный хлеб в виде лепешек из густой  зерновой каши на горячих от солнца камнях. В дальнейшем основой для хлеба стало тесто, а не каша из  зерна. В жарком климате тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но нашлись люди, которые из кислого  теста стали печь хлеб. Так появился новый вид хлеба – кислый. Ученик 2: ­  Способ приготовления кислого хлеба был открыт около 5 000 лет назад. По недосмотру раба,  приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепешки. Они оказались  вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше. Вместо наказания раб заслужил похвалу. Ученик 3: ­ Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции  хлеб считали самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали два блюда: мясо жареное  на вертеле и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл  хлеб. Ученик 4:  слайд 6 Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб».  Знаете почему? Греческие мастера  для хлеба делали специальные горшки «клибанос». От названия этих  горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб», и эстонское «лейб». Ученик 5: ­ Самый древний хлеб, дошедший до наших дней, лепешки из гробницы фараона Ралуса 3. В музее  швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6  тысяч лет назад. Ученик 6: Да, не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле! Учитель: ­    Пришло   время   снова   продолжить   наш   путь.   Закройте   глаза   и   машина   времени   перенесет   нас   на следующую станцию. ­ Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. В нашей стране хлеб стоит недорого, но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько требуется сил, чтобы зерно собрать. Обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.  Хлебу нет цены, его стоимость деньгами не измеришь. ­ Давайте прочитаем название станции, куда переместила нас машина времени. « Сотворение каравая» Учитель: ­ Ребята, как вы думаете, о чем мы  сейчас будем вести разговор? ( высказывания детей) ­Верно, на  этой станции мы поговорим о том, как маленькие, беспомощные зернышки превращаются в  красивые аппетитные караваи. Ученики читают стихи:    слайды с7 по 16 1. Есть пословица в народе­ «Хлеб на стол, и стол расцвел»  Ну, а все же, как приходит Этот хлеб к тебе на стол? 2. Вот об этом­то как раз              слайд 7 Начинается рассказ. Подымались трактористы, Умывались чисто­ чисто. В степь весеннюю с утра Выводили трактора. 3. За лесами, за лугами Раздается в поле гром, Это тракторы плугами  Пашут легкий чернозем. 4. На широкие долины                слайд 8 Вышли новые машины: Глянь в открытое окно – Сеют сеялки зерно. Учитель: Продолжается рассказ, Урожай поспел у нас. 5. Выплывают на просторы,             слайд 10 Ветер песню им поёт, Капитаны­комбайнёры Смотрят с мостиков вперёд. 6. Как из колоса тугого Выбивается зерно,                            слайд 11 Как, пожалуйста – готово, В ящик сыплется оно. 7. Вот на мельнице пшеница, Здесь такое с ней творится!                               слайд 12­13 В оборот её берут, В порошок её сотрут! 8. На большом хлебозаводе                                      слайд 14 Станешь тестом ты, мука. Тесту тесно, мало места, «Ох, пустите», ­ шепчет тесто. 9. Ладно, пустим, В печь давай – Нарядился каравай. 10. Вот он, хлебушко душистый,                            слайд 15 С хрусткой корочкой витой. Вот он, теплый, золотистый,  Словно солнцем налитой. 11. В нем­ здоровье наше сила, В нем­ чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! 12. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил,                          слайд 16 Не жалел трудов и сил. Учитель: ­ Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было  сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». Круглый год продолжается страда. Урожай всегда  выстрадан, отвоеван у заморозков, засухи, дождя, града.  Легкого хлеба не бывает – одна из вечных истин.  Слава тем, кто любит землю, тем, кто трудится на ней!  Учитель:  ­ Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий выращивают хлеб? ( высказывания детей)   Учитель:  Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. ( слайд 17) Ученик 7:  ­ Хлеб почитался очень высоко, ценился  всеми народами. Пекари имели большой авторитет. В Германии преступника, убившего пекаря, наказывали втрое строже, чем за убийство другого человека. Тех, кто пек плохой хлеб, строго наказывали: стригли наголо, привязывали к позорному столбу,  отправляли в изгнание. В Риме стоит 13­метровый величественный  памятник древности хлебопеку­ мастеру Марку Вергелию Эвкисану ­ в виде хлебной корзины.         ( слайд 18 ­19) Ученик 8: слайд 20 ­С древних времен к хлебу относились по­особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью.  Не даром, у многих народов, в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом­ кругом  с точкой по середине.  Физкультминутка( дети выполняют движения, подходящие к тексту стихотворения) Зернышки в земле лежат, В темноте тихонько спят. ­ Солнце солнце, помоги, Наши зерна разбуди! Солнце ярче улыбнулось, Зерна к свету потянулись. Прорастает корешок, Распрямился стебелек. Колышутся листочки, Спеют колосочки. Солнце сильно припекло, Стало хлебу тяжело. Завяли наши стебельки, Опустили колоски. ­ Дождик, дождик, помоги, Колосочки напои. Приплыли тучи дождевые, Дождинки пляшут как живые. Колоски водичку пьют И растут, растут, растут. Учитель: ­     И опять пришло время   продолжить наш путь. Закройте глаза и машина времени перенесет нас на следующую станцию. слайд 21 Звучит песня Ольги  Воронец «Хлеб всему голова»   ­ И вы уже конечно догадались, как называется следующая  наша остановка? Учитель: ­А как вы понимаете смысл этих слов?( высказывания детей) « Хлеб – всему голова» Учитель:   ­ « Лаваш», «дуона», «пыня» , « нон» ­ по­разному звучат слова, обозначающие хлеб. Но у всех народов с  ним сопрягается представление о самом дорогом – о жизни. И, наверное, неспроста наши предки  в  старину рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь. Хлеб каждого народа имеет свои особенности. Свои неповторимые национальные черты.  Ученик 9: ­ В 11 веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и  передавали из поколения в поколение. Люди в основном ели ржаной хлеб. А пшеничный (белый) ели с  медом, как лакомство. Кроме ржаного хлеба   пекли хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи и пироги с  различной начинкой. Ученик 10: слайд 22 ­ Домашний хлеб у белорусов был ржаным. Его выпекали в печи в виде увесистого каравая с приятным  вкусом и неповторимым ароматом. Тесто месили в деревянной деже. Ставили сырые хлебцы в горячую.  Чисто выметенную сосновым помелом печь, положив под них капустные или кленовые листья. Учитель: слайд 23 ­ С хлебом в истории было связанно много любопытных поверий и обычаев. Весной, перед посевом, когда  начинали пахать землю, в первую борозду обязательно клали ломоть свежевыпеченного хлеба, что бы  угодить и задобрить матушку­землю. В доме держали черствую буханку хлеба, выпеченную в Страстную  пятницу, есть её, конечно, не ели, а подвязывали на верёвочке к потолку­ целый год будет «отгонять от  дома злых духов». Не меньшее значение имело, как держать буханку, когда режешь хлеб. Хлебом­солью  встречали в Беларуси  и на Руси самых дорогих гостей. Хлебом гордились. И не случайно хлеб в качестве  особенного лакомства отправлялся иноземными послами в свои далекие страны. Ученик 11: Слайд 24 ­ У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о  своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя,  молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто  использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой  долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.  Приметы: ( к мероприятию ученики находят самостоятельно)  Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя  есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.   Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.  При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном  месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат  зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен  полновесным зерном.  Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все  хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.  Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим –  растоптать эту крошку ногами.   Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.  Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Учитель: ­       Закройте глаза, продолжим наше путешествие. Итак, мы прибыли на последнюю станцию, которая называется… « Берегите хлеб» Учитель: ­  Хлеб  для наших предков был дороже драгоценных металлов. Издревле святотатством считалось  бросить его на землю. А если случайно роняли, то тут же поднимали каждую крошку и, поцеловав ее,  просили у хлеба прощения. А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм о девочке, которая  наступила на хлеб. (  при отсутствии возможности просмотра учитель может кратко пересказать  ученикам сказку Ганса  Христиана  Андерсена  «Девочка, которая наступила на хлеб») ­ Ребята, как вы думаете, правда ли, что если наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишься? Как вы  понимаете эти слова? ( высказывания детей) Ученик 12: Мне больно, когда я, случается, вижу, Что хлеб недоеденный брошен бесстыже. Ученик 13: Эй, ты, попирающий корку ногою, Ты топчешь достоинство наше людское. Ученик 14: Ты мать оскорбил, ты обиду нанес Земле, на которой родился и рос…                                               П. Бровка Звучит песня  «Баллада о спасенном хлебе»( муз. М. Фрадкина, сл. В. Штормова) Учитель: ­ Ваши прадедушки и прабабушки знали цену каждой крошке хлеба. И всё потому, что они помнили голод,  который был в Беларуси с 1928 по 1933 год. Повторился он также и в Поволжье. Белорусские крестьяне,  голодая сами. Принимали беженцев с Поволжья и делились с ними всем, что имели. Как дорог был  каждый кусок хлеба! Помнят они и о трудном хлебе войны, о ленинградских блокадных 125 граммах  хлеба на человека, что выпекали с « землей и кровью».    « Дорогой жизни» называли в годы ВОВ ледовый путь через замерзшее Ладожское озеро, по которому ночами шли в осажденный Ленинград, пробиваясь  сквозь метель и снаряды, автомашины с мукой и другими продуктами. От голода и истощения в  осажденном городе погибло  641 803 человека.  К обелиску, установленному на Пискаревском кладбище  в Санкт­Петербурге, каждый день приходят жители и гости города. Здесь всегда много цветов. Но иногда у обелиска можно увидеть и ломтик хлеба с запиской : « Мама! Прости! Ведь только твой кусочек хлеба  спас мне жизнь» .Слайд 25 ­ 26 Ученик 15: ­ А в 50­е годы на Невском проспекте в Ленинграде, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи,  засигналили машины, засвистели милиционеры, и как­то резко остановилось все движение. По проезжей  части шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что­то кричал вагоновожатый,  шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что­то подняла и, прижав  к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок  изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Учитель: - Ребята, давайте всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!» ­Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг. муки? Это значит, что для выпечки  одного батона требуется муки от помола 10 тыс. зерен. слайд 27 Учитель:  ­А сколько хлеба нужно для вашей семьи? ( высказывания детей) Учитель: ­Если хлеб остался, что с ним можно сделать?  ( высказывания детей) Учитель:  ­Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100 г. Хлеба, по всей стране опустеют  100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих до 50 тонн хлеба в сутки. Не  будьте же в числе таких людей слайд   28 Учитель: ­  Как сегодня мы должны относиться к хлебу?  ( высказывания детей) ­Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом.  Бери хлеба столько, сколько съешь.  Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда. Учитель:  ­Ребята посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий лежит на столе. Здесь и каравай, булочки,  сдобные калачи, пирожки. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. ­ Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? ( к мероприятию ученики находят самостоятельно) ­  Конечно же на станции  Бережливых вы нигде не увидите брошенного кусочка хлеба, так как люди,  живущие на ней, знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел. Вот некоторые из них:  Завернуть во влажную льняную салфетку на 5 минут, потом развернуть и на 20 – 25 минут  поместить в теплую духовку.  Слегка окропить хлеб водой, затем подсушить в нагретой духовке 3 – 5 минут.  Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Такие сухарики –  настоящее лакомство. Учитель:  ­А теперь давайте проверим ваши знания о том , что вы узнали нового хлебе, что взяли для себя с нашего  классного часа, что расскажите своим друзьям и товарищам.  Я задаю вопрос, а вы должны дать ответ. За правильный ответ вы получаете колосок.  Конкурс: «Как вы думаете?» ­Для приготовления одного хлеба надо смолоть приблизительно…    ­100зёрен ­1000 зёрен ­10000 зёрен  ­В старину хлеб называли ситным ,потому что….  ­он даёт сытость       ­муку просеивали через сито   ­такое название имел сорт пшеницы Глиняную печь для выпечки хлеба –ТАНДЫР ­первыми придумали жители…    ­Средней Азии  ­Китая ­Франции Конкурс « Ярмарка». Ведущий выбирает конкурсантов, вручает конверты с заданием.(За правильный ответ­колосок) Соотнесите инструмент и профессию.   Тракторист – прицеп  Продавец – калач  Учитель – тетрадь  Хлебороб – комбайн  Слесарь – ключ  Метеоролог – погода  Врач – лекарство  Пекарь – тесто  Мельник – мука Наш конкурс так и называется “Кладезь мудрости”. Команды получают конверты со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить  её смысл. ( Составивший первым ,получает колосок)    ­ Посеешь в погоду – больше приплоду. ­ Как в мае дождь – так и будет рожь. ­ Будет хлеб – будет и обед. Для следующего конкурса выберем двух участников. Отборочные вопросы:  Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное  изделие? ( «Колобок»)  В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)  (Дополнительный.) какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в  русской народной сказке «Мужик и медведь .» Задание конкурса: На тарелочке перед игроками – румяная булочка. Кто скажет ей больше  хвалебных слов, тот и станет победителем. Победитель получает булочку и колосок,  проигравший­ колосок.  Ведущий (итог):  Поднимите свои колоски. Посмотрите, что у нас получилось .  Это результат вашего труда!!! На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех. Учитель: ­ Наше путешествие подошло к концу.  Мне бы очень хотелось, чтобы вы, используя начала предложений, поделились своими впечатлениями о сегодняшнем путешествии.  Сегодня я узнал…  Для меня было открытием то, что…  Мне показалось важным…  Я почувствовал, что…  Заставил задуматься…  Навел на размышления… Учитель: ­ Хлеб­ величайшая святыня для каждого народа. Мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент­ Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывают его в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что раздают его в годину бедствия. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем». Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему. Ученик 16: Зерна наших дней святитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите Берегите хлеб родной! Ученик 17: Берегите каждый колос Наших радостных полей. Словно песен тихий голос Громкой родины своей. Ученик 18: Не мечтаем мы о чуде,­ К нам полей живая речь,­ Берегите хлеб, вы люди,  Научитесь хлеб беречь. Все хором: слайд  29  Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Звучит песня «Русское поле»( сл. И.  Гофф, муз. Френкеля)  слайд 30 Проводится дегустация блюд из хлеба, приготовленных родителями и детьми, чаепитие с домашней выпечкой. Литература и интернет­ресурсы:  Алексеев М. Н. Цена ему – жизнь. Слово о хлебе. – М.: Детская литература, 1980.  М.Ивин  Хлеб сегодня, хлеб завтра.­  Детская литература, 1980г.  В. Д. Кармазин.  Наш хлеб. ­  Москва, “Правда”, 1986 г.  Сборник  Делу ­ время, потехе – час .­  Москва, “Детская литература”, 1986 г.  Леонтьева В. Б. Праздники для детей 4 – 10 лет/ В. Б. Леонтьева. Н. В. Фалей. – Минск : Юнипресс,  2001  г.  Журнал  Пачатковая шкова. 2009 г, № 7  Лупач Д. П.   Хлеб на нашем столе. – Минск: Беларусь, 1988  Оганезов А. Н. О нашем хлебе: кн.  для учащихся/ А. Н. Оганезов . – Минск: Народная асвета, 1986  г.  Энциклопедия для детей. «Страны. Народы, Цивилизации.» Том 13. –  М.: «Аванта+», 2002  «Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?» – М.: «ЭКСМО», 2004  Энциклопедия. «Хочешь знать почему?» – М.: «Махаон», 2006  «Моя первая энциклопедия». – М.: «РОСМЭН», 2003  Интернет­ресурсы http://mp3lemon.net/song/59686/Obodzinskii_Valerii_­_05_­_Russkoe_pole http://mp3lemon.net/song/315652/Voronec_Olga_­_12_­_Hleb_vsemu_golova http://ymp3.ru/download35646.html Людмила Зыкина ­ Баллада о спасенном хлебе http://sovetskiymultik.at.ua/index/istorija_devochki_nastupivshej_na_khleb/0­681 мультфильм http://www.texno­site.ru/content/istoriya­razvitiya­khlebopekarnogo­proizvodstva История развития  хлебопекарного производства http://wew.animalworld.com.ua/news/Kak_pojavilsja_pervyj_hleb как появился первый хлеб

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"

Мероприятие "От лепешки до круглого хлеба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018