Мероприятие "С хвойной шубой на плечах" 6 класс
Оценка 4.9

Мероприятие "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Оценка 4.9
Мероприятия +1
docx
биология +2
6 кл—7 кл
04.02.2017
Мероприятие  "С хвойной шубой на плечах" 6 класс
Публикация является частью публикации:
С хвойной шубой на плечах.docx
«С хвойной шубой на плечах» Заочная экскурсия  в художественную галерею (мероприятие посвященное защите хвойных лесов) Дашкевич Е.В., учитель биологии МБОУ «Новожилкинская СОШ» Куракина Л.И.,учитель ИЗО  МБОУ «Новожилкинская СОШ» Цель: через художественные образы воспитывать любовь к природе, защите хвойных лесов,   формировать знания об искусстве. Оборудование:  Картины Саврасова Н.Н.: «Грачи прилетели», «Проталина», Проселок». Шишкина И.И. «Рожь»,  «Сосны на Валааме», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу», Левитан И.И. «Золотая осень», «Март», Куинджи А.И.  и другие. Эпиграфом к нашей экскурсии мы возьмем слова знаменитого писателя Леонида Леонова  который сказал: «Вряд ли какой другой народ вступал в историю со столь богатой хвойной шубой на плечах».. (Слайд № 2) Ход экскурсии.  1­ый экскурсовод. Здравствуйте уважаемые посетители музея. В ходе нашей небольшой заочной экскурсии мы  познакомимся с творчеством художников пейзажистов: Шишкина Ивана Ивановича, Левитана  Исаака Ильича, Куинджи Архипа Ивановича, Грабаря…, Васнецова Виктора  Мы входим в зал где представлены картины художников передвижников.  1­ый экскурсовод. Мы входим в зал, где представлены картины художников передвижников.  Войдем в галерею посвященную Ивану Ивановичу Шишкину  (Годы жизни1832­1898).  И наконец дождался русский лес своего художника. И Фамилия у него была лесная ­  Шишкин. И звали его по­ русски Иван Иванович. «Верстовым столбом в развитии русского  пейзажа» назвал его И.Н.Крамской ­ идейный руководитель передвижников. «Вряд ли какой другой народ вступал в историю со столь богатой хвойной шубой на плечах», ­  заметил писатель Леонид Леонов. С редким мастерством и умением перенес его на картину И.И.  Шишкин. Да так перенес, что малейшая травинка на холсте видна, и от него не масляной краской  веет, а духом цветов и хвои тянет. Давайте остановимся около картины «Утро в сосновом лесу». (Слайд № 3). Она вовсе не  такова, какой запомнилась нам с детства. Вовсе не радостная, не забавная. Наоборот: сыростью,  холодом, туманом раннего утра веет от этого холста. Неприветлив бор. Нет в нем ярких цветов:  влажным мхом поросли корни сосен великанов и сама земля. Только зверю хорошо в этом глухом  лесу, а человеку не приятно, холодно и страшно. И если захватывает эта картина сердце зрителя  при взгляде на холст, то потому, что он примеряет себя к зверю, к чащобе. Человек еще не вошел сюда. Не под его рукой, а под мощным напором урагана обрушилась  вековая сосна. И бор стоит затуманенный, синий, загадочный, и только по самым вершинам сосен  ползут золотистые солнечные лучи. Создается впечатление, что Шишкин лесище уволок целиком из натуры. Зимой 1898 г. И.И. Шишкин заканчивает последнюю картину (Слайд № 4) «Корабельная  роща», одно из самых больших по размеру, самых величественных по замыслу и самых  совершенных своих полотен. Кажется, до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь  взглядом. Недаром Шишкин так их написал, что вершины деревьев, тех, что впереди, ­ не уместились  на холсте. Такие отборные сосны шли на строительство. От того и название ­ корабельная. А рядом  с могучими великанами тянутся кверху тоненькие молодые сосенки ­ зеленая семья... К этой  картине очень подходят слова поэта П.Бровки. О, этот ствол, звенящий, рослый Упругий, с кроною сквозной Меня вы покорили, сосны, Гвардейской выправкой лесной Оттенок меди, сила стали  Отменной прочности залог  Вы нас надежно прикрывали  В минуты гроз, в часы тревог. (Слайды № 5,6) На картинах « На севере диком», «1895 холст», также представлены хвойные деревья в их красоте  и величии 3­ий экскурсовод. Мы переходим в левитановский зал.  У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали свои любимые места, были свои пристрастия. Пушкин А.С. любил псковскую позднюю осень, серебрившую морозцем поля;  Тургенев И.С. воспевал росистые рощи орловщины, Максим Горький ­ Волгу,  Шишкин И.И. ­сосновые леса. Но редко у кого их художников природа средней полосы России  была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто до Левитана не  показал величия наших просторов, скрытую  силу наших мягких красок, всю живопись самых  обыкновенных вещей ­ от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к  избе. Левитана можно назвать открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат  рядом с нами и каждый час доступны нашему восприятию. (Слайд №7) Нет человека, которому картины И.И. Левитана не напоминали бы о милых его сердцу уголках  России. У каждого есть своя любимая картина Левитана, а мне ближе всех картин «Март».  С его  блестками тающих снегов. Из годовых времен я рад лишь ей одной... О каждой картине Левитана можно написать целую  поэму. Описать их не возможно. Их надо видеть. Радость вечного обновления природы,  пробуждающейся от зимнего оцепенения, привлекала художника на протяжении всего его  творческого пути. Весенние мотивы, как правило, воплощались в мажорных по колориту картинах,  например, «Март», «Первая зелень. Май». Примечательно, что Левитан не «населяет» свои пейзажи человеческими фигурами, но, вглядевшись, можно заметить следы трудовой деятельности  человека. Наиболее лирический, а может быть, и самый лирический, самый одухотворенный образ весны  создан Левитаном в картине «Март», содержащей гамму эмоций, и среди них на первом месте —  нежность. Она возникает сразу же при взгляде на трогательные молодые деревца, в ожидании тепла  и солнца. Их хрупкие ветви на изящное кружево сосен, стоящих на на фоне подернутого легкой  дымкой бледно­голубого неба. Последние годы, полный творческих замыслов, Левитан, несмотря на подтачивающую его  болезнь, много работает. Последнюю зиму Исаак Ильич лечится в Ялте, где встречается с Чеховым. Он скончался 22 июня 1900 года в расцвете таланта на пороге новых открытий. «До такой изумительной простоты и ясности мотива— до которого дошел в последнее время  Левитан, никто не доходил до него, да и не знаю, дойдет ли кто после».  Так сказал о нем А. П.  Чехов, 4­ый экскурсовод Архип Иванович Куинджи (1842—1910) — один из крупнейших живописцев второй  половины XIX века, в искусстве которого получили развитие новые принципы романтического  пейзажа.   А, И. Куинджи не получил систематического образования и по существу был  самоучкой. Этот  оригинальный и самобытный мастер много сделал для русского искусства не только как  выдающийся пейзажист, но и как превосходный педагог сформировавший целое поколение  художников, так называемую школу Куинджи. Вокруг него всегда были люди, горячо любившие   художника, глубоко понимавшие его творчество, его яркий, смелый, могучий дар. (Слайд № 8) Около 1890 года Куинджи пишет зимние пейзажи. В этюде «Солнечные пятна на инее» (1876— 1890) он прибегает к декоративному пятну, очерченному плавным силуэтом хвойных деревьев. На  чередовании этих пятен строится композиция. Этюд написан с натуры, поэтому обобщенные пятна  света и тени разбиваются внутри многочисленными цветовыми рефлексами.  Художник уходит от детализации, строит пространство на ритме орнаментально очерченных  светлых и темных поверхностей. Основанный на натурных наблюдениях, этюд в силу особенностей  трактовки воссоздает отвлеченно­прекрасный образ, полный тишины и таинственности. (Слайд № 9). В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы,.  Одухотворенный образ  сурового северного пейзажа, воплощенный художником в картине, как бы соединяет в себе черты  идеала и натуры. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Два тонких дерева с  обломанными ветвями ­сосна и береза,— освещенные резким светом, кажутся особенно одинокими  и хрупкими на фоне темного цельного пятна хвойного леса. Следуя приемам классического по­ строения композиции, Куинджи уводит взгляд зрителя в глубину, останавливая его на вехах,  фиксирующих планы: группа деревьев второго плана, затем еще деревья, почти сливающиеся с  лесом, дальше — едва заметные силуэты хвойных. Темная стена хвойного леса замыкает  пространство, и художник заставляет глаз зрителя двигаться вдоль извилистой линии берега и  вновь возвращаться к каменистому берегу переднего плана. Замедленный ритм изображения,  бережное отношение к деталям, выверенность всех элементов композиции способствуют созданию  идеального образа природы Русского Севера, суровой и величественной, драматичной и  одухотворенной. (Слайд № 10) «Север». Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Эпическая трактовка  образа сближает пейзаж с произведениями Шишкина 1870­х годов, но в отличие от тщательной  законченности шишкинских работ «Север» написан почти эскизно, широкими, свободно лежащими  на поверхности холста мазками. Передний план картины— скалистая гора, на которой растет  одинокая сосна — написан художником  эскизно и широко. Напротив, открывающаяся как бы  сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и  обобщенно.  Картины А.И. Куинджи способствуют созданию идеального образа природы Русского  Севера. 5­ый экскурсовод (Слайд № 11) Мы около одной  из известнейших   картин  Васнецова Виктора Михайловича —  «Аленушка».     Аленушка — это   одновременно   и героиня народных сказок, обиженная злыми  людьми, и простая   крестьянская    девушка, горько задумавшаяся над своей трудной жизнью.  Печаль Аленушки   подчеркнута   грустным колоритом картины: темная вода озера, первые желтые  листья... и выписанные темными красками ели. Натурой  художнику служат  простые русские  люди и родная природа. (Слайды №12,13)  («Снегурочка», Иван­царевич на Сером Волке»). Предсмертными словами В.М. Васнецова были: «Я только Русью и жил». Эти слова  полностью определяют смысл и значение творчества  не только В.М. Васнецова, но и всех нами  узнанных на экскурсии художников 6 – ой экскурсовод Грабарь­ это художник пейзажист советской эпохи  Грабарь Игорь Эммануилович (1871­1960) В течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из  самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.  Он  влюбляется в  русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественные  деревья, деревья­сказки" – березы, ели, сосны. Им созданы наиболее известные его произведения:  "Последний снег», В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских  пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы. (Слайды № 14,15,16,17) 7 – ой экскурсовод Не смотря на быстротечность человеческого бытия, человек на земле совершил множество ошибок, но самые страшные из них ­ это экологические ошибки, за которые будут расплачиваться  следующие поколения. Этой проблеме посвящен наш следующий зал. Мы с вами находимся в зале современного экологического плаката. Современная мудрость гласит:  наука и технология  сами по себе не могут быть ни добрыми, ни злыми ­ все зависит от того, как  человек их использует. В связи с научно ­ технической революцией, быстрым ростом  народонаселения планеты потребности общества неизмеримо возросли и прогрессивно возрастают.  Многочисленные формы деятельности человека приводят к разрушению сложившихся систем и  взаимосвязей в биосфере Земли. Совершенно другую природу показали на своих плакатах Юрий  Иванович Быстраков и Александр Васильевич Колосов. Как они резко отличаются от только, что  увиденных вами прекрасных картин И.И. Шишкина, А.И Куинджи, И.И. Левитана. На их плакатах зафиксировано нынешнее состояние природы, это рукотворные памятники беззаботности человека. И сопроводить эти плакаты я хочу следующими стихами: Моя планета ­ человеческий дом, Ну как ей жить под дымным колпаком Где сточная канава ­ океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу! 8­ой экскурсовод Используя современную технику, ученики школьного экологического отряда  «ОЭЗ»,  предоставили нам фотовыставку  «Красота хвойных деревьев в природе»  (Слайды № 18,19 20,21,22,23) Восторгайтесь картинами великих русских живописцев, фотографиями наших любителей природы,  но и одновременно задумывайтесь над картинами нашей действительности. Посещайте чаще  художественные и фотовыставки. Ведь человек, ценящий прекрасное, не может довести природу до экологической катастрофы. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век.  На Земле уж белых пятен нету,  Черные сотрешь ли, Человек. Учитель ИЗО  Как нарисовать елочку? Объясняет (Слайды № 25 ­57) Учащиеся рисуют, защищают свои работы. Обращение учащихся  экологического отряда «ОЭЗ» о необходимости каждому  школьнику принять участие в акции «Елочка, живи!». (Слайды № 58­68) Творчество, творчество  ­ поделки учащихся  «Елочка» из бросового материала  (Слайды № 71­72)

Мероприятие "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие  "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие  "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие  "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие  "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие "С хвойной шубой на плечах" 6 класс

Мероприятие  "С хвойной шубой на плечах" 6 класс
Скачать файл