Цель: мотивировать учащихся к осознанному выбору профессии, самоопределению в жизни.
Задачи:
- познакомить учащихся с многообразием профессий и факторами, которые влияют на выбор профессии;
- активизировать мыслительную деятельность ребят, помочь осознать важность правильного выбора профессии.
Предварительная работа: психолого-педагогическая диагностика: «Выявление способностей к определенному виду профессиональной деятельности»
В мире профессий.docx
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Цель: мотивировать учащихся к осознанному выбору профессии,
самоопределению в жизни.
Задачи:
познакомить учащихся с многообразием профессий и факторами,
которые влияют на выбор профессии;
активизировать мыслительную деятельность ребят, помочь осознать
важность правильного выбора профессии.
Предварительная работа: психологопедагогическая диагностика:
«Выявление способностей к определенному виду профессиональной
деятельности»
Ход мероприятия
1.
Приветствие. Мотивация (анаграмма)
Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие начнется немного
необычно. На экране вы видите различные буквы. Если вы соберете
анаграмму, то узнаете тему нашего занятия.
2. Тема занятия
Правильно, ребята. Сегодняшнее занятие мы посвятим проблеме выбора
профессий, проблеме осознанного выбора профессии. Мы так его и назовем
«В мире профессий».
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни
один ветер не будет попутным»
У Вас нередко спрашивают, кем хотите стать? Почему? Да потому, что
для большинства из нас выбор будущей профессии – это миллион сомнений и
терзаний. Мы выслушиваем советы, листаем справочники, и никак не можем
определиться.
Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой
путь в жизни. И этот путь начинается с перекрестка, от которого расходятся
не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог – именно столько существует
профессий. И очень важно, не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора
зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы,
и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек
выбирает свою судьбу. Не зря Д. Рокфеллер (очень богатый и состоятельный
человек) сказал: «Ваше благополучие зависит от ваших собственных
решений». Именно вам решать какую профессию вы выберете.
1 3. Причины и ошибки выбора профессии
Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и
недостаточная осмысленность могут быть трагичны. Исследования
показывают, что люди, неудовлетворительные своей профессией, не только не
добиваются высоких результатов, но часто болеют, имеют пониженный фон
настроения. Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно
взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципами:
все пошли, и я пошел;
близко к дому;
послушал совет взрослых;
модно;
так получилось, или , захотелось;
или многие ребята, стремясь к взрослой жизни, выбирают человека, на
которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала
выступают герои телевизионных передач, рекламы, фильмов. А ведь истинные
герои живут среди нас. Изо дня в день они скромно делают свою работу,
перевозят, убирают, продают, кормят – делают все то, без чего мы не можем
жить!
Профессии, которые мы выбираем
Я уже говорила, что существует пятьдесят тысяч профессий. Все
они нужные. Как говорят, все профессии нужны – все профессии важны. Но
все же их можно распределить на группы:
профессии, которые всегда нужны;
новые профессии;
занимательные, редкие;
Все течет, все изменяется. Изменятся наша жизнь. За последнее
время появилось много новых и редких профессий. Знаете ли вы их?
логист – специалист по организации транспортировки продукции,
хранению продукции.
аудитор – это специалист, который проверяет финансовую
деятельность компаний банков, оценивает успешность и эффективность их.
маркетолог – специалист, изучающий рынок, для того чтобы узнать
потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
вебмастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В наше
время пик востребованности.
брендменеджер – специалист, который придумывает образ продукта и
продвигает этот образ в массы.
4. Редкие профессии
2 Наряду с такими профессиями, которые мы видели уже на слайде
(учитель, юрист, повар, парикмахер, механик и др.) существуют и очень
интересные, редкие профессии. Их тоже немало. С некоторыми мы сейчас
познакомимся. Может быть, они заинтересуют когото из вас.
Титестер – это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист
может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ
хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом –
исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого
отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не
курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка.
Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы
долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые
стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, смешанный. В нем может
быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть
основной аромат, улучшить вкус.
Постижёр – это специалист по изготовлению париков, усов, бород, и
бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр
не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры это еще
и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой
профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что
приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску.
Профессия постижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и
больше востребована, в связи с развитием рекламы и шоубизнеса.
Мастер спецэффектов – это мастера придумывают эффекты, которые
заменяют настоящие продукты.
5. Типы профессий
Чтобы не запутаться в выборе и названии профессий, специалисты
объединяют их в крупные группы, типы. В России все профессии
объединяются в пять больших групп, типов.
I тип. Человек – человек.
Предметом труда в этой профессии является другой человек, а
характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К таким
профессиям относятся: врач, учитель, тренер, мастер, начальник, юрист,
судья, парикмахер, журналист.
II тип. Человек знаковая система.
Специалисты такого типа используют в своем труде различные
знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы,
схемы, карты, графики, формулы. Это бухгалтеры, ученые, программисты,
секретарь референт, экономист, телефонист, переводчик, телеграфист,
оператор ЭВМ.
3 III тип. Человек – художественный образ.
Людей этого типа отличают наличие живого образного мышления,
художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры,
дизайнеры, модельер,
Предметом труда являются произведения искусства, литературы,
архитектуры.
IV тип. Человек – техника. Предмет труда.
Люди, исполняющие технические устройства системы, различные
машины, техника, виды энергии, приборы, аппараты.
Вид деятельности: обслуживание машин, приборов, обработка
различных материалов (дерево, металл, ткань, пластмасса), управление
машинами.
V тип. Человек – природа.
Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой
(ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, метеоролог, эколог, кинолог). Для
них характерны общий предмет труда – животные и растения, почва и
воздушная среда.
6. Видеорепортаж «Стратегия выбора профессии» (видеоролик)
Правильный выбор профессии позволяет избежать скуки и нищеты.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются три условия.
Видео «Хочу Могу Надо»
Вопервых, если вы можете делать свою работу хорошо, но одного
умения мало, необходима готовность выполнять свои профессиональные
обязанности.
Поэтому второе условие – желание работать. Однако и этих двух
условий недостаточно. Допустим, вам нравится считать звёзды в небе и у вас
это получается замечательно. Вам крупно повезет, если вы найдете того, кто
будет вам за это платить.
Фрагмент: «Интервью с молодым человеком».
Итак, третье условие: спрос на вашу работу на рынке труда. Что
скрывается за энергичным словом «Надо»? Многие молодые люди хотят быть
юристами, экономистами, менеджерами, хотя смутно представляют себе
содержание этих профессий. Сейчас этих специалистов подготовлено на
много больше чем требуется.
Фрагмент: «Интервью о профессии менеджер»
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров. Тот,
кто ищет работу: продавец, кто ищет работника – покупатель. Продавец
старается продать подороже, а покупатель купить подешевле.
4 Если вы выбираете профессию без учета своих возможностей «Могу» и
требований рынка труда «Надо», а руководствуетесь только своим желанием
«Хочу», вам может грозить безработица.
Фрагмент: «Интервью с девушкой. Экономист».
Фрагмент: «Статистика Центра занятости».
Совпадение требований рынка, возможностей и желания человека
позволяет получать достойное вознаграждение за работу, приносящую
удовольствие себе и радость людям.
Французский писатель и философ Ля Рош Фоко писал: «Умный человек
определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по
порядку».
Фрагмент: Интервью с учащимися «Кем я хочу стать?»
Выбор профессии, как и любое дело начинается с постановки цели
Капризное и расплывчатое «Хочу» должно обрести реальные формы.
Вопервых, цели должны быть реалистичными, т.е. соотнесенными с
интеллектуальными,
физическими,
собственными возможностями:
финансовыми и т.д.
Вовторых, они должны быть ограничены во времени.
Цель, это мечта, которая должна осуществиться к точно назначенному
сроку.
«Если вы хотите добиться от жизни чегото значительного, мало просто
ДЕЙСТВОВАТЬ – надо ещё и МЕЧТАТЬ; мало просто ПЛАНИРОВАТЬ –
надо ещё и ВЕРИТЬ?» А.Франс
8. Упражнение: «Рука судьбы»
Дети вытягивают наугад из мешочка любую профессию. Далее
обсуждается реакция на профессию, выбранную «вслепую» (неосознанно).
Цель упражнения – показать детям следствия случайного выбора
профессий.
«Чтобы не ошибиться в выборе профессии нужно учесть свои
психологические особенности, способности, физические возможности. И
сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонность, а какие
не очень подходят. Наш школьный психолог расскажет вам о результатах
тестирования, которые она с вами проводила.»
9. Анализ тестирования
(психолог)
5 Психолог раздает детям конверты с результатами профдиагностики и
обсуждает результаты.
10. Повторение формулы выбора профессии
11. Рефлексия
Вопросы ребятам по теме занятия: что нового вы узнали для себя
сегодня, сделали какиенибудь выводы?
12. Заключение. Мудрый совет
Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили
формулу правильного выбора профессии. Но какую бы профессию вы не
выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому, уже
сейчас постарайтесь определить круг ваших интересов, больше читайте,
спрашивайте, набирайтесь опыта и знаний.
Кем бы вы не стали, любая профессия требует от человека терпения,
настойчивости, умения обращаться с коллегами, партнерами. Умение
общаться является залогом вашего профессионального и жизненного успеха.
Вы должны быть любезны и милы в общении.
Уверенный в себе человек правильно и уверенно выбирает свое
будущее.
Нужно очень захотеть и у вас все получится!
6 Приложение 1
Вопрос № 2
Вопрос № 3
Вопрос № 4
Вопрос № 5
Вопрос № 7
Вопрос № 9
Вопрос № 10
Вопрос № 12
Вопрос № 15
Вопрос № 16
Вопрос № 18
Вопрос № 19
Вопрос № 20
Вопрос № 22
Вопросы в Презентации, Игра «Ориентир в мире профессий»
(файл: 01_Презентация профессии)
Вопрос разрезать (каждая команда вытягивает по одному вопросу
из мешочка), результаты отмечаются на доске с перекидной бумагой.
Приложение 2
Педагог
Зубной врач
Кинорежиссер
Клубная работа
Учитель изо, труда
Администратор
Руководитель
Предприниматель
Геолог
Психолог
7
Путешественник
Писатель
Журналист
Циркач
Каскадер
Портной
Воспитание детей
младшего возраста
Изобретатель
Художник
музея
работник,
Скульптор
Служба безопасности
Портной
Столяр
Плотник
Сапожник
Антиквар
Коллекционер
Работник банка
Экономист
Секретарь
Работник библиотеки,
Медицинский
медсестра, медбрат
Парикмахер
Фермер
Солдат
Воспитатель
деятель
Библиотекарь
Работник архива
Актер, артист
Художник
Общественный
Продавец
Администратор
Водитель транспорта
Шофер
Летчик
Машинист
Охотник
Слесарь
Техникмеханик
Стоматолог
Крановщик
Охранник
Предприниматель
8 Приложение 3
Я
О
П
И
А
И
Р
С
Е
Р
П
Н
Ф
И
С
В
З
Е
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Мероприятие в 8 классе «В мире профессий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.