Метод проектов на уроках географии.
Учитель географии Холев Михаил Александрович
МБОУ « ООШ с.Рогаткино»
Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить задачи, которые ставит общество перед современной школой. Возникает необходимость поиска свежих методов, технологий обучения, которые бы позволили осуществить подготовку обучающихся на более высоком уровне, сделать их конкурентоспособными специалистами не только в нашей стране, но и за рубежом. Сегодня педагоги-исследователи интенсивно ведут активный поиск эффективных методов и способов обучения, что позволит повысить степень активности ученика как субъекта познания, труда и общения, находящегося в процессе становления. Одним из таких методов является проектный метод обучения.
В этой связи, предпринятое нами исследование и выход на «метод проектов» и его педагогические возможности не случайны, т.к. этот метод может быть рассмотрен в качестве одного из путей выхода из кризиса традиционной школы, ассоциируемой со школой готовых знаний. «Открытость» этого метода, успешные результаты являются условием, которые стимулируют процессы, повышающие самооценку ученика, его творческих способностей, интеллекта в ходе освоения нового учебного предмета.
Проект - это замысел, план. Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов - это совокупность последовательных учебных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов. Этот метод предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Методом проектов может реализовываться любой способ обучения в группах по технологии, которая предполагает тесное сотрудничество между одноклассниками и педагогами. Главным его отличием является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой — либо учебный продукт, являющиеся материальным результатом совместного труда.
Метод проектов все время предусматривает самостоятельную работу учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или в группе. Работа в таком составе выполняется на протяжении определенного времени. Этот метод органично совместим с групповыми методами. Решение выбранной учителем или самими учащимися заложено в методе проектов, что предусматривает как использование группы, различных методов, средств обучения, так и, предполагает необходимость интеграций знаний, умений их применять с разных областей современной науки и техники
Содержание метода проектов на уроках географии
В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым,
Цель использования метода проектов — самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Данный метод предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельное содержания образования. Среди школьников особенно популярны проекты по историко-географической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике
Проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели, но и основную работу учащийся выполняет самостоятельно.
В курсе география целесообразно включать проекты, которые касаются вопросов по географической картографии. Современный человек должен уметь пользоваться планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером. Создание проекту по данному вопросу и данному содержанию позволить современному молодому человеку легко и свободно разбираться в вопросах картографии. Использование метода проектов в процессе обучения географии, безусловно, сможет способствовать формированию активного пользователя картографической информации.
Можно с уверенностью отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Проекты, которые предлагаются на уроках географии могут быть следующего содержания:
Ø Экологические проекты
Ø Физико-географические проекты
Ø Социально-экономические проекты
Ø Комплексные проекты
Ø Краеведческие проекты
Ø Историко-географические проекты
Типология проектов по географии
Типы учебных проектов, в основу положена классификация Полата Е.С.
Классификация проектов:
Ø По доминирующей деятельности
Ø По предметно-содержательной области
Ø По продолжительности
Ø По количеству участников
Ø информационные
Ø монопредметные
Ø кратковременных
Ø индивидуальные
Ø исследовательские, межпредметные
Ø продолжительности
Ø групповые
Ø творческие
Ø над предметные коллективные
Ø прикладные практико-ориентированные
Информационный проект – это проект, который направлен на поиск информации об объекте или явлении, впоследствии происходит полный анализом информации, возможно, ее обобщение и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо учащиеся должны определить следующие пункты:
объект сбора информации;
возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);
формы представления результата.
Данный тип проектов успешно можно применять на уроках географии, учениками различных возрастных групп. Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с преподавателями, усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать компьютерные технологии и внедрять их при изучении различных учебных дисциплин. Все это формирует такие ключевые компетенции учащихся как предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные, обязательно служит приобретению ими социального опыта. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Творческий проект можно рассматривать как самостоятельная итоговая работа за определённую тему, так как разработка и подготовка творческого проекта занимает довольно большой объем времени. Качество его выполнения зависит от того, насколько хорошо учащиеся сумели усвоить содержание различных частей тематического раздела, насколько крепки знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Проект может состоять из отдельных частей, например, эскизов, рисунков, фотографий, чертежей на изготовление какого-либо изделия, например, модель «Круговорот воды в природе». Он может содержать разнообразные расчеты, результаты испытаний, исследований, элементы конструирования.
Цель любого творческого проекта должна быть направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного продукта. Выполнение проекта будет способствовать развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных и воспитательных функций, углублению и закреплению политехнических знаний, умений и навыков. Примеры творческих проектов в географии: выполнить модель действующего вулкана.
Подготовить и издать путеводитель по странам Западной Европы.
Подготовить кроссворд на тему: «Вода на планете».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.