Комплекс профессиональных упражнений
"Сценические навыки обучающихся"
Ни для кого не секрет, что нам с вами выпало нелегкое испытание: осваивать профессиональные горизонты в условиях противоречивой социальной, культурно – этнологической и политической действительности. В состоянии постоянного духовно-нравственного поиска находится практически каждый человек - взрослый и, конечно же, ребенок.
Сформировать целостность внутреннего самосознания растущего человека возможно, на мой взгляд, при непосредственном логически выстроенном и постепенном – приобщении его к области творчества и художественного поиска.
В условиях образовательного учреждения таковой является совместная деятельность педагогов и обучающихся при подготовке и проведении традиционных общеколледжных мероприятий: торжественных линеек, тематических, праздничных концертов, конкурсно - игровых программ, новогодних утренников.
Однако практика показывает, что организационный процесс постигается ребенком достаточно легко – в основе успеха здесь лежит степень ответственности за порученное дело. А вот сценическая реализация творческого проекта зачастую связана со многими трудностями именно специального характера: очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда талантливый, обаятельный, творческий ребенок боится сцены, не умеет работать с микрофоном, имеет хорошую дикцию, но не знаком с простейшими речевыми правилами и нормами сценического произношения.
Для решения обозначенной проблемы в условиях строгих временных рамок и минимальной материальной базы предлагаю вашему вниманию систему упражнений, адаптированных и апробированных на протяжении длительной режиссерско-педагогической деятельности в процессе подготовки и проведения городских массовых и традиционных мероприятий различных видов и форм.
В основу данной системы упражнений легли взгляды педагогов Л.С. Выготского, А.Я. Якиманской, Н.Е. Щурковой, режиссеров-практиков и специалистов в области сценической и театральной деятельности – К.С. Станиславского, И.П. Козляниновой, А.Д. Черенковой, И.Э. Коха, Н.И. Ушковой, М.Г. Шарониной.
Предлагаемые упражнения разделены на 5 блоков:
I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»):
Развитие навыков правильного фонационного дыхания.
Работа над звуками, силой и диапазоном голоса.
Работа над дикцией и чистотой произношения.
II блок: «Основы культуры речи»:
Овладение нормами и правилами литературного произношения.
Определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо - ритм.
III блок: «Основы актерского мастерства»:
Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
Действия с реальными предметами в условиях вымысла.
Развитие импровизационных способностей.
IV блок: «Коммуникативный»:
Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.
Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»).
Взаимодействие со зрительской аудиторией.
V блок: «Проведение мероприятий разных форм»:
Знакомство с правилами работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.
Занятия можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя блоки или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.
I блок: «Искусство звучащего слова» («Сценическая речь»)
Упражнение №1: «Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, пуки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:
вдох – руки и голову поднять вверх;
выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;
выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;
вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.
Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.
Упражнение№2: «Арлекин»
Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.
Упражнение №3: «Выращивание цветка»
Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».
Упражнение №4: «Мишень»
С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.
Упражнение №5: «Кнопки»
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.
Упражнение №6: «Жонглер»
Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони, воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его удержать, повторяя, четко артикулируя: «дабидабидуп»- «дабидабидуп»- «дабидабидуп»…
II блок: «Основы культуры речи»
Упражнение №1: «Нам поможет мнемоника»
Необходимое условие - запомнить как можно больше фактов культуры речи.
Ход игры
Ученики разбиваются на команды, каждая из которых выбирает определенные правила культуры речи, наиболее насыщенные фактами для запоминания. Составив список слов или словосочетаний, необходимость запоминания которых очевидна, участники игры в группах сочиняют стихи, где рифма и ритм являются мнемоническим средством. Например, для запоминания наиболее трудных форм – родительного падежа, а о множественном числе – были сочинены следующие стихи с утрированием некоторых слов, где часто делаются ошибки:
1.
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.
2.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белоусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
III блок: «Актерское мастерство»
Упражнение №1: «Взрыв»
Исходное положение «в точке», т.е. на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена. Положение тела замкнутое, закрытое. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости оттого, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку: максимально активно выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела ее излучал. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв доложен быть мгновенным. Это реакция – ответ на хлопок, как будто хлопок – детонатор. А тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они не думали какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Важно, чтобы они не успевали ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва.
Упражнение№2: «Переход»
Нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены класса, затем по «вспаханной земле», «босиком», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу».
Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека. Атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.
Упражнение №3: «Мимикрия»
Мимикрия – это способность животных преображаться в соответствии с окружающей средой.
Ведущий объявляет, что сейчас он на несколько секунд выйдет из аудитории, а все участники тренинга должны будут «спрятаться», «слившись» со средой. Тот, кому плохо это удается, выбывает из игры.
Как можно «смимикрировать»? Например: на стуле ведущего висит черная сумка. Если у игрока тоже черная одежда. Он может повиснуть на стуле «в виде» сумки. Если он обнаружит сочетание одежды со стеной, можно «прилипнуть» к ней. Можно принять формулу стула, стать «оконной рамой» и т.д. Главное – внимательно изучить окружающее пространство, себя самого и найти общие черты. Затем уже вступают в силу выдумка, смелость, чувство юмора.
IV блок: «Коммуникативный»
Упражнение №1: «Заполни середину»
Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удается объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.
Упражнение№2: «Апельсин»
Участники группы сидят по кругу. У педагога в руках мяч.
Инструкция
«Давайте, вообразим, что это (показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе».
Педагог начинает работу, называя любую характеристику апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения педагог побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например: «Давайте работать быстрее».
Также педагог обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае педагог может сказать: «Появилась новая область – страна – производитель».
Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.
Упражнение №3: «Знакомство»
Участники группы сидят по кругу. Педагог стоит в центре.
Инструкция
«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет водить машину», и все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из свободных мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже».
В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.
После того как названо примерно 8–12 умений, педагог останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».
Через 5 минут педагог предлагает каждому прочитать получившийся у него рассказ. При этом педагог проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь.
VIII блок: «Проведение мероприятий разных форм»
Упражнение №1: «Необыкновенный концерт»
Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги, где он должен написать название концертного номера (любого жанра искусства), который хотел бы увидеть, если бы пришел на концерт. Затем, собрав эти записки, ведущий отбирает самые оригинальные, дополняет их своими пожеланиями. Этот набор номеров и войдет в программу «необыкновенного концерта», который тут же импровизационно разыгрывают участники тренинга.
Всех следует разделить на пары. Каждая пара наугад вытягивает записку с заданием, но держит пока его в секрете. Пусть для всех остальных это будет сюрпризом. Итак, задание получено. На придумывание номеров 3–5 минут.
Можно использовать любой реквизит, любые подручные средства, но в основном, желательно – фантазию и чувство юмора. Все одновременно являются и зрителями концерта, и его участниками. Ведущий или кто-нибудь из играющих становиться конферансье и объявляет номера концерта.
Номера могут быть самыми разными – шуточными и серьезными. Например, «Выступление Краснознаменного армейского хора», «Пуля – дура, штык – молодец», «Па-де-де из балета «Лебединое озеро», «Цирковой номер с дрессированными крокодилами» и т.д.
Упражнение №2: «Абсурдные диалоги»
Эти микротренировачные диалоги ведущий может импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.
Например, он может с такими вопросами к любому участнику тренинга: «Ну, как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?», или «Почему у вас чертик на плече? Разве можно приносить чертиков на занятие?», или «Я слышал, вас вчера забрали в милицию. Почему так быстро отпустили?». Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось.
Другой вариант выполнения этого упражнения6 ведущий предлагает всем в течение занятия стать «подхалимами», и во всем ему «поддакивать». На любое предложение, даже самое фантастическое, какое бы он ни сделал, каждый участник должен ответить согласием, вслух мотивируя свою готовность следовать призыву ведущего. Желательно, чтобы мотивировки игроков не повторялись, были у каждого свои, органичные для той или иной личности. Например, ведущий: «А давайте, ребята, пойдем и спрыгнем с моста!» Ребята: «Конечно, очень хочется купаться». «Давайте спрыгнем, заодно и силу воли потренируем», «Спрыгнем! Попадем в больницу, и на занятия ходить не надо будет. Вот здорово!» и т.д.
На следующем занятии ведущий предлагает всем стать «негативистами » и на любое его предложение, также индивидуально, объясняя причину, отвечать отказом или сомнением, то есть принимать «в штыки».
Представленные выше упражнения можно выстроить в той последовательности, которая будет для вас наиболее приемлемой: последовательно, выборочно или фрагментарно; чередуя их или же останавливаясь на одном из тех, который в данный период времени является значимым.
При условии систематического выполнения упражнений результат будет заметен уже в ближайшее предполагаемое время - в течение первого месяца занятий.
Исцеляющие звуки
даны человеку для самоисцеления и саморегуляции.
Особенно благоприятно произносить их на растущей Луне в 4, 6 и 7-й лунные дни. Хотя благотворное действие они оказывают всегда.
Звуковые упражнения надо делать умеренно и понемножку.
Каждый может петь, как ему захочется: можно петь прерывисто, можно петь на одной ноте.
То есть каждый находит свою манеру пения, свои тон и частоту.
Каждый звук имеет свой цвет.
Постарайтесь почувствовать сами, какой у вас возникает цвет при произнесении звуков.
Упражнения для голоса
Звук "И"- это вибрации числа 1 (Солнце).
Долгое и протяжное пение звука "И" стимулирует головной мозг, глаза, нос.
Можно им лечить насморки, гаймориты и воспаления глаз.
Он стимулирует гипофиз, щитовидную железу и все элементы черепа.
При пении звука "И" эти органы и череп вибрируют.
Когда человек достаточно долго поет этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
Это хорошее средство против плохого настроения.
Распевание звука "И" усиливает настрой человека на высшие духовные планы, способствует самоосознанию и самосовершенствованию человека, открывает и усиливает его творческие возможности.
Звук "Э" - это вибрации числа 4 (Меркурий). Распевание этого звука делает человека коммуникабельным, усиливает сообразительность и предприимчивость
Звук "A" - это вибрации числа 1 (Солнце). Звук, дающий и отдающий энергию. Произносить его нужно так, как будто вы укачиваете ребенка. Долгое "А" чистит человека, снимает напряжение и дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук "А" стимулирует верхнюю часть легких. При всех легочных заболеваниях полезно его произносить. Распевая звук "А", человек настраивается на высшие духовные сферы, усиливая свои творческие возможности и их реализацию
Звук "О"- это вибрации числа 7 (Сатурн).
Это главный гармонизирующий звук, который управляет временем.
У всех народов существуют слова, которые несут вибрацию звука "О" и тем самым позволяют подключиться к универсальной гармонизирующей вибрации. Чем больше звука "О" в словах, тем больше в словах гармонии.
Распевание звука "О" способствует концентрации на чем-либо, он структурирует сознание, энерго потоки человека, позволяя сосредоточиться на главном.
Звук "У" - это вибрации числа 3 (Марс). Он наполняет человека мудростью, так как в слове "мудрость" этот слог ударный. Распевание звука "У" дает человеку прилив сил и энергии для активной деятельности, усиливает динамику его жизни.
Звук "Е" - это вибрации числа 6 (Венера). При пении звука "Е" возникает ощущение зеленого цвета. Зеленый цвет - срединный. В радуге он уравновешивает все остальные цвета и оказывает гармонизирующее воздействие. Это цвет жизни. При произнесении звука "Е" стимулируются горло, паращитовидная железа, трахея. Звук "Е" надо стараться петь на высоких тонах. Распевание этого звука настраивает человека на чувство любви к миру и к людям, оно дает ощущение стабильности, покоя и удовлетворения.
Звук "Ю" - это вибрации числа 5 (Юпитер). Благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы. Распевание этого звука открывает новые горизонты в жизни, способствует благополучию
Звук "ЮЯ"- это вибрация чисел 5-6 (Юпитер-Венера). Очень благотворно действует на почки и мочевой пузырь, чистит и наполняет их энергией. Распевание этого звука помогает лучше адаптироваться в социальной среде, достичь желаемого.
Звук "ИЯ" - это вибрации чисел 1-6 (Солнце-Венера). Благотворно действует на энергетическом плане на чакру Анахата, а на физическом плане - на сердце. Распевание этого звука усиливает связь с Ангелом-хранителем, способствует более гармоничному восприятию себя в мире
Звук "ОЕ",- это вибрации чисел 7-6 (Сатурн-Венера). Это очень целебный и очищающий звук. Распевание этого звука улучшает партнерские отношения, дает выход из внутреннего тупика
Звук -"ЭУОАИЫАОМ" - это энергетическая цепочка вибрации чисел 4-3-7-1-1-2-1-7-5. Его надо петь над человеком, который потерял сознание, а также петь самому человеку при потере сил. Сначала надо научиться произносить все звуки отдельно, правильно и чисто, без напряжения, а затем перейти к их слитному пропеванию. Распевание этих звуков способствует личному развитию, гармонизации сознания и подсознания и мудрому отношению к жизни.
Звук "ОЙ" - это вибрации чисел 7-2 (Сатурн- Луна). Этот звук можно подвывать. Благотворно действует на прямую кишку. Лечит геморрой. Распевание этого звука приводит в сознание при обмороках и глубоких медитациях, структурирует внутреннюю энергетику и помогает понять внутреннее состояние в конкретный момент времени.
Звук "ЕЮЯ" оказывает влияние на физическое тело, очищает, гармонизирует. Его следует произносить во 2, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 20, 23, 25, 26 и 29-й лунные дни и в дни поста.
Звук "АУОУМ". Его надо произносить так, как будто звучит колокол, очень полно, с очень сильной артикуляцией. Этот звук очищает и наполняет энергией ментальное тело. Работать с этим звуком следует в 1, 4, 6, 8, 9, 12, 18, 19, 22, 23, 25 и 27-й лунные дни.
Звук "ИАЭЕЙИ" гармонизирует астральное тело. Произнесение части этого звука - "ЭЕЙ", производит шоковое воздействие. Поэтому обращение "ЭЙ!" нам так неприятно, в этот момент мы становимся более доступными и уязвимыми. Самому человеку надо произносить звук "ИАЭ-ЕЙИ" так, чтобы выделялся каждый слог.
Произносимый таким образом, этот звук гармонизирует и успокаивает наши эмоции и энергетику. Наиболее благоприятно распевать этот звук в 3, 11, 12, 28 и 30-й лунные дни.
Звук "МН" - это вибрации чисел 5-6 (Юпитер-Венера). Луч этой энергии приносит в жизнь благополучие и достаток. Его произнесение упрощает жизнь, в затруднительных ситуациях мы часто лечимся этим звуком. Эти вибрации словно расщепляют все на составные части, мы начинаем видеть отдельные фрагменты, в которых уже легче разобраться.
Очень важный звук - "НГ" - это вибрации чисел 6-4 (Венера-Меркурий). Помогает настроиться на информацию, которая способствует достижению поставленной цели. Произнесение этого звука стимулирует гипофиз и расширяет творческие возможности человека.
.Звук "СИ"- это усиленная вибрация числа 1 (Солнце). Снимает напряжение. Когда человек напуган чем-то, звук "СИ" снимает напряжение, которое колеблет тонкие верхние оболочки нашего энергетического поля. Распевание этого звука повышает самосознание, способствует духовному развитию.
Звук "ПА" - это вибрации чисел 8-1 (Уран - Солнце). Поется на одном дыхании. Способствует активизации работы сердца в щадящем режиме. Сердце может болеть и при недостатке энергии, и при избытке, поэтому вам надо попробовать разные способы распевания этого звука и выбрать такой способ, который больше подходит. Распевание этого звука стимулирует активизацию мышления и поведения и помогает в обретении уверенности в себе
Звук "МПОМ" - это энергетическая замкнутая цепочка вибраций 5-8-7-5. Его надо произносить так, как будто вы играете на трубе. Он благотворно действует на сердце. Распевание этого звука создает временную защиту от воздействия темных сил, помогает настоять на своем и использовать возможности настоящего момента.
Звук "ПЕОХО" - это энергетическая цепочка вибрации чисел 8-6-7-5-7. Очень благотворно действует на дыхание. На выдохе звук "ОХО" производит такое же очищающее действие, как при выдыхании звука "ХА". Этот звук активизирует деятельность сердца. Распевание этого звука открывает новые возможности в любви, улучшает супружеские отношения, дает чувство устойчивости.
Звук "НГОНГ",- это энергетическая цепочка вибраций 6-4-7-6-4. Благотворно действует на желудок, печень и солнечное сплетение. Распевание этого звука помогает улучшить семейные отношения и получить большую свободу в достижении цели. Это самый важный звук, который надо освоить и произвольно его произносить. Надо сконцентрироваться на первых буквах "НГОНГ", он должен исходить из головы, но в то же время должно вибрировать все тело, и вы должны чувствовать, как энергетическое поле вокруг вас вибрирует в ритме этого звука. Ваша голова становится инструментом, который производит этот звук и создает подобное поле вокруг себя. При произнесении звука "НГОНГ" создаются условия для активизации одновременной работы правого и левого полушарий мозга.
Звук "Н" начинать произносить с мычания, звук должен выходить из всех отверстий в голове, должны вибрировать мочки ушей, кончик носа. Этот звук благотворно влияет на печень, желудок, мозг и оживляет внутренние голосовые связки, которые важны для правильного произношения молитв и мантр. Внутренние голосовые связки оживают, начинают дышать, и именно с их помощью мы должны читать молитвы, которые произносим без включения в их смысл. Молитвы читаются как бы изнутри, и часто слова неразличимы, так как гудят эти звуки. Произнесение даже отдельных частей этого звука является целебным. Чистое, серебристое произнесение этого звука лечит гайморит. Более гнусавое произнесение открывает евстахиевы трубы в голове, а если у человека открыты эти трубы, то он слышит музыку Небесных сфер, в нем проявляется способность воспринимать те вибрации, которые обычно не слышны. Вы сможете услышать звон колокола в голове или целую органную симфонию. Это говорит о том, что вы стали воспринимать очень тонкие, несущие жизнь звуки, произошло расширение сознания и вы вышли на новый этап развития. Когда вы произносите звук
Особенно важные звуки для настройки тонких тел
Слова действуют не только на слушающего человека, но и на самого говорящего. Звуки действуют не только на органы физического тела, но и на тонкие тела.
Сила звуков из книги А. Шумина "Исцеляющие заговоры"
Учебная работа по теме
"Сценическая речь "
Дикция .Упражнения
Артикуляция. Упражнения
На скакалке я скачу (добор два скока)
Научиться я хочу (добор два скока)
Так владеть дыханьем чтобы,
Полным быть оно могло бы (добор два скока)
Глубоко ,ритмично было и меня не подводило
(три скока и наша песня хороша начинай сначала. В дальнейшем места добора изменятся . А в идеале все на одном дыхании. И цикл три по три.)
И – Э – А – О – У – Ы. (Основная таблица)
-------------------------------
Би бэ ба бо бу бы
Пи пэ па по пу пы
Би-пи ,бэ-пэ ,ба-па ,бо-по, бу-пу,бы-пы
Пи-би,пэ-бэ ,па-ба, по-бо,пу-бу,пы-бы
Был бык тупогуб тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.
Купи кипу пик. Пик кипу купи. Кипу пик купи.
-(АРТИКУЛЯЦИЯ ПРЕУВЕЛИЧЕННАЯ)---------------------
Ви,вэ,ва,во, ву,вы
Фи,фэ,фа,фо,фу,фы
Ви-фи,вэ-фэ,ва-фа,во-фо,ву-фу,вы-фы
Фи-ви,фэ-вэ,фа-ва,фо-во,фу-ву,фы-вы
Волховал волхв в хлеву с волхвами
У Феофана Митрофаныча
три сына Феофаныча
-------------------------------
Для того, чтобы речь стала внятной и понятной, необходимо сделать каждый звук точным и красивым в звучании. Мы часто сравниваем речь с красивым ожерельем, в котором все драгоценные камушки должны быть филигранно обработаны. Только в таком случае ожерелье имеет истинную ценность.
Важно помнить, что каждый звук, кроме эстетической нагрузки, отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. А так как для нас это наиглавнейшая задача, то и произнесением звуков без искажений мы занимаемся тщательно и упорно.
«Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актеру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (картавость, шепелявость и т.п.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи» .
Хорошая дикция зависит от правильной артикуляции..
Артикуляция – это движение всех органов, участвующих в процессе произнесения звука. К этим органам относятся активные «артикуляторы», о которых мы говорили выше – челюсти, язык и губы, и пассивные: альвеолы (бугорки над верхними зубами), твердое и мягкое небо.
Артикуляционная гимнастика губ
«Покусывания»
Начинаем гимнастику с двойных покусываний поочередно верхней и нижней губ с убыстрением ритма.
«Жвачка»
Делаем активные и крупные жевательные движения челюстями, при смыкании челюстей происходит «почесывание» губ с внутренней стороны.
«Почесывания»
Нижние зубы почесывают верхнюю губу.
Верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Начинаем медленно, затем увеличиваем ритм движе-ний.
«Шторки»
На счет «раз» – верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» – губы принимают спокойное положение.
На счет «три» – опускается нижняя губа, обнажая зубы.
На счет «четыре» – губы возвращаются на место.
«Хоботок - улыбка»
Губы вытягиваем вперед, как для поцелуя. Фиксируем их в таком положении на три секунды. Затем растяги-ваем их в улыбку, не обнажая зубов, и снова фиксиру-ем. Снова вытягиваем. Растягиваем в улыбку, обнажая зубы.
По мере выполнения упражнения увеличиваем ритм.
«Горизонталь»
Собрать губы в «пятачок», вытянуть их вперед и де-лать максимальные движения влево – вправо, с фик-сацией в крайних точках. Упражнение, как и предыду-щие, делается с убыстрением.
«Вертикаль»
«Пятачок» двигается вертикально. Вверх – точка, вниз – точка. Постепенно убыстряем.
«Крест»
Совмещаем два предыдущих упражнения и делаем вытянутыми вперед губами следующие движения: вверх, вправо, вниз, влево. После 8 «крестов» меняем направление.
«Круги»
Собрав губы в «пятачок», делаем ими круговые движения. Сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
«Рекламная растяжка»
Представляем огромную рекламную растяжку через Тверскую улицу и начинаем губами, вытянутыми в «пятачок», писать красивыми буквами свое полное имя, отчество и фамилию.
Выполняя весь этот блок упражнений, следим за тем, чтобы работали только губы. Иногда полезно придерживать рукой нижнюю челюсть, чтобы наверняка исключить ее движение.
Артикуляционная гимнастика для языка
«Двойные уколы в щеки»
При сомкнутых губах и разомкнутых челюстях делаем резкие и сильные двойные уколы попеременно то в левую, то в правую щеки.
«Жало»
Острым и длинным языком, подобно змее, производим двойные уколы в выбранную точку, которая может располагаться в любом месте нашей аудитории (внизу, вверху, справа, слева, сзади).
«Часовая стрелка»
Это упражнение имеет два варианта.
Первый вариант: Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Производим вращательные движения языком за сомкнутыми губами. Язык гладит верхние и нижние десны. Направление языка меняем.
Второй вариант: Повторяем в точности те же движения, с той лишь разницей, что язык оказывается за зубами и гладит по кругу мягкое небо и уздечку. В этом варианте упражнения основная нагрузка приходится на корень языка.
«Чаша»
Упражнение, как и предыдущее, выполняется в двух вариантах.
Первый вариант: Сильно открыть рот, широкий язык вынуть изо рта, поднять его кверху, подержать в таком положении и убрать в широко открытый рот. Только после того как кончик языка коснется верхнего неба, закрыть рот.
Второй вариант: Проделать то же упражнение, не открывая при этом рта. Нагрузка снова же приходится на корень языка.
«Окно»
Это блок упражнений, в котором мы используем ту же технологию, что и в гимнастике для губ.
Сильно открываем рот (окно) и оставляем его в таком положении до конца выполнения каждого отдельного упражнения, в котором работает максимально высунутый изо рта и напряженный язык:
«горизонталь» (язык перемещается влево – вправо);
«вертикаль» (вверх – вниз);
«крест» (вверх, вправо, вниз, влево);
«круги» (движения по и против часовой стрелки);
«рекламная растяжка» (длиннющим языком, при очень сильно открытом рте, пишем большими и красивыми буквами свою фамилию, имя и отчество).
Если очень устал язык, нужно сделать сброс: положить на нижнюю губу расслабленный язык и потрясти головой таким образом, чтобы язык болтался из стороны в сторону. В таком положении очень быстро отдыхают все мышцы языка.
«Горка»
Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. «Спинку» языка «выкатывать» вперед горкой и убирать вглубь рта.
Это упражнение направлено на развитие и укрепление корня языка и его серединных мышц.
Существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Самый распространенный недостаток – это вялая, неразборчивая речь. В бытовой жизни такую речь можно воспринять как неуважение к собеседнику. Для актера такая речь – прямое указание на его профессиональную непригодность.
Естественно, мы не будем рассматривать проблемы органических нарушений дикции. Интересуют нас лишь функциональные нарушения неорганического происхождения. Такие, как вялая артикуляция, то есть плохая подвижность челюсти, языка, губ. Как следствие невнятной артикуляции – искажение звуков, то есть неправильное выговаривание, к которому относятся следующие типичные дикционные нарушения:
сигматизм (неверное произнесение свистящих С – СЬ, З – ЗЬ, Ц и шипящих Ш, Ж, Щ,Ч согласных звуков);
ротацизм (неверное произнесение звуков Р – РЬ);
ламбдацизм (недостатки произнесения Л и ЛЬ);
тсякание (звук ТЬ);
дзякание (звук ДЬ);
отсутствие звуков, то есть выпадение звуков в начале, середине или конце слова. Например: слово играет произносится …грает, иг…ает или играе…;
замена звука, то есть один звук заменяется другим. Чаще всего заменяются звуки Л – В. Например: колокол произносится как ковокол и т.п.;
неполное произношение сложных звукосочетаний – компрессия слова. Например: «народ» вместо наоборот, «поминать» вместо вспоминать, «презент» вместо президент».
Началом занятий по дикции, конечно же, является артикуляционная гимнастика, к которой мы относим тренировку подвижности нижней челюсти, губ и языка (см. Приложение, стр.122).
После активной артикуляционной гимнастики целесообразно перейти к упражнениям, направленным на исправление дикционных недостатков.
Сначала мы просим студентов несколько раз произнести звук, проследив при этом, какое положение занимают язык и губы.
Затем подробно объясняем им, какое положение языка и губ считается правильным при произнесении данного звука.
Теперь мы пробуем правильно произнести звук.
Очень важно научиться правильно произносить звуки русской речи сначала в отдельной позиции (в первую очередь это касается дефектных звуков) и лишь затем вводить их в речевой поток
Слоговые цепочки строятся на сочетании согласных звуков с линейкой гласных
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.