Задача, конечно, не слишком простая,
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить обучение,
Не кажется страшным любое учение.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс
«Учение – с увлечением!»
Начать хочу с примера из литературы. Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Существуют различные методы в педагогике. Известны пассивные методы, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач)
Однако, существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов.
Как гласит китайская мудрость : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Начало урока может быть необычным.
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Примеры:
Метод «Добро в ладошках»
Учащиеся соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Метод «Поздоровайся локтями»
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Математические диктанты, кроссворды, кодирование ответов заданий, метод хоровых ответов, изготовление многогранников, работа с танграмами, эстафеты, в которых успех зависит от каждого участника, придумывание задач по заданным условиям, работа в парах при изучении нового материала, занятие по кружку , на котором решается большое количество нестандартных задач, игра в «молчанку», игра «снежный ком», ответы «ручейком» - это те педагогические уловки, которые активизируют мыслительный процесс, воспитывают чувство ответственности и коллективизма при изучении математики.
Различные приемы рефлексии: «я – учитель – одноклассники», «мы делили апельсин», «смайлики», отражающие работу учащихся на уроке, их отношения к уроку.
Из собственного опыта знаю, как нравятся ребятам игры-соревнования, работа в парах, «лови ошибку», «весёлая рыбалка», логические цепочки, мозговой шторм, метод пазлов, работа со справочными материалами (показ презентации).
Учение с увлечением нужно всем без исключения!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.