Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
doc
15.01.2024
Методическая разработка
Практикум для родителей.doc

 

Практикум для родителей

«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».

 

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптационных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей.

         Задачи:

·        способствовать стабилизации психоэмоционального состояния;

·        способствовать снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;

·        стимулировать ощущения ребенка: зрительные, слуховые, тактильные;

·        формировать самосознание, развитие Я-концепции;

·        способствовать созданию положительного эмоционального фона и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере;

·        способствовать стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности;

·        корректировать повышенную эмоциональную напряженность;

·        обучать приемам релаксации;

·         развивать общую  и мелкую моторику, координацию движений;

·        побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств;

·        способствовать повышению работоспособности, способности к деятельности.

 

Педагог-психолог:

                   Уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в жизни ребенка: поступление в детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну – это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания), когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?». Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами  и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу). Порой у взрослых возникает желание поиграть. Но мы либо забыли как это делать, либо стесняемся. Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием, от души. Затем можно провести эти игры с ребенком.

 

ИГРА «Полянка настроения»

         Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

         Оборудование: салфетки, цветные ленточки, шнурки.

 

Ход игры:

Педагог-психолог:

                   Используя салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз, мы создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами (это бывает в большинстве случаев, особенно если ребенок может себя занять. Забывая о том, что в этом возрасте преобладает общение со взрослыми). И вдруг на глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота». Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение, развивается речь.

 

ИГРА «Колючий ежик»

         Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

         Оборудование: массажный мяч.

 

 

Ход игры:

Педагог-психолог:

                        Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

 

Дай ладошку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

 

         Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и общеоздоровительный эффект. Как слайды проекцируются на экран, так и все части нашего тела имеют проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для других части тела.  Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

 

 

ИГРА «Что нам подскажут пальчики»

         Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

 

Ход игры:

Педагог-психолог:

                   Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете природные материалы – шишку, камушек, каштан. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

 

ИГРА «Легкое перышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

 

Ход игры:

Педагог-психолог:

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа  подарила человеку возможность управлять  своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробочке – цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за  счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального)типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.

 

Упражнение: «Дышим животиком»

Педагог-психолог:

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

         Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

 Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

 

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на животик игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет ко мне.

 

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы). Приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов, способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

 

 

ИГРА «Бабочки на весеннем лугу»

         Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

         Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

 

Ход игры:

Педагог-психолог:

         А сейчас мы поиграем в прятки, но не простые – а прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети, ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают спрятаться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночество: его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте. Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

         Мы – бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок сидит на корточках),

         Ветер дунул – полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

         Мы летели и летели

         И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

         Ветер снова набежал,

         Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

         Он вертел нас и кружил

         И на землю опустил (кружится по комнате, ложится на пол и замирает).

         Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как «расправляются крылья» во время потягивания.

 

ИГРА «Храбрые лягушата»

         Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов. Развитие координации движений.

         Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

 

Ход занятия:

Педагог-психолог:

                   Особое значение для развития малыша играют подвижные игры, с момента рождения ребенок стремиться к движению. Он осознают мир ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учиться владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка малышам понравиться игра-превращение в храбрых лягушат. У нас есть обычные рулоны бумаги. И у каждого лягушонка есть лист, на котором он сидит.

 

(от рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.)

 

 

Педагог-психолог:

                   Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. «А как лагушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква…» и вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не бояться.

                   А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4-5 подбросить вверх, то получиться веселый салют.  Результат салюта собирают в корзинку, приговаривая: «собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра – это источник радости и одно и одно из лучших средств общения  взрослого с ребенком.

 

 

ИГРА «Наливаем, выливаем, сравниваем».

         Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

         Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки. Пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндера-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

 

Ход игры:

Педагог-психолог:

                        Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода успокаивает и расслабляет. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:

§  взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать в другую;

§  собрать одной рукой, например, бусинки, а другой -  камешки;

§  приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около 5 минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

 

 

ИГРА «Разговор с игрушкой»

         Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

         Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

 

Ход игры:

Педагог-психолог:

                   Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У каждого малыша есть потребность сообщить, что у него  «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку на руке у ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него  свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что  же его тревожит, поделиться тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло помогает малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

 

ИГРА «Рисунки на песке»

         Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

         Оборудование: цветные подносы, манная крупа.

Ход игры:

Педагог-психолог:

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице: создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой), можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, на нем появиться рисунок, а какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения. Превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

ИГРА «Дом счастливого ребенка»

         Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение рефлекс позитивных родительских чувств.

         Оборудование: игровой материал.

Ход игры:

Педагог-психолог:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, а счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом». Давайте попробуем построить «дом счастливого ребенка»: у нас есть полянка, игрушки: мебель, животные куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находиться в этой комнате. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными  эмоциями.

Спасибо за участие!  Вот на этой ромашке напишите свои чувства от сегодняшней встречи.

 

 

 

 


Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу,…

Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу,…

Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру

Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру

При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание

При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание

То животик опускается (выдох)

То животик опускается (выдох)

Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался!

Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался!

Педагог-психолог:

Педагог-психолог:

Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т

Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я»

Методическая разработка

Методическая разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024