Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
docx
29.05.2024
Методическая разработка
статья Методика.docx

ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»

 

 

 

 

 

Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Круглов Юрий Валентинович,

учитель музыки ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»

 

 

 

 

 

г.Вичуга.

 

Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки

Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.

Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с недостатками в развитии, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком. Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений для слушания и пения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям  в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности.

В нашей школе, где я работаю учителем музыки в течение 22 лет, ведется систематизированная работа по музыкальному воспитанию. Коррекционно – развивающий процесс на уроках музыки и продолжается на репетициях хорового кружка, а так же при подготовке внеклассных занятий совместно с педагогами.

Основной формой музыкального воспитания и обучения является урок музыки, содержание которого определяется следующими видами деятельности: слушание (восприятие) музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на простейших музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

     Занятия музыкой на уроке  преследуют  цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами в развитии, расширение возможностей его социальной адаптации .Обучение игре на музыкальных инструментах, индивидуальное общение с педагогом, концертная деятельность – все это дополняет, расширяет и углубляет коррекционную работу с умственно-отсталыми детьми в интеллектуальной и психо - эмоциональной сферах, а также помогает преодолению зажимов общей и мелкой моторики.

На  уроке решаются многие общие для всех детей с проблемами задачи психологической коррекции:

 - У замкнутых, аутичных детей формируются навыки общения;

 - Боязливые делаются более уверенными, смягчается проявление страхов;

 - Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.

В обучении детей  важное место занимает игровой метод. Общий эмоционально положительный урок, создаваемый игрой, способствует устранению негативных состояний и развивает творческую активность. Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении любого музыкального материала в разных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное обучение осуществляется при помощи восприятия. Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению. Поэтому для коррекции этой деятельности использую словесный метод: пояснение, уточнение, указание, разъяснение, рассказ, беседа, небольшие подсказки в виде вопросов.Словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, картин)  являются коррекционно-направленными приемами, подготавливающими детей к процессу восприятия музыки.

Активное восприятие музыки в процессе прослушивания музыкальных сочинений помогает формированию слушательской культуры, обогащает музыкальными впечатлениями. Музыкально-коррекционное воспитание слушательской культуры, активного восприятия музыкальных сочинений осуществляется методом от простого к сложному, от малого к большому. Например, Клоуны.Цель: - развитие восприятия музыки;

- умение определять настроение в музыке;

- развитие воображения;

- развивать умение передавать настроение  музыки через краски.Уточняю у детей, кто такие клоуны.

Содержание: предлагаю  послушать музыку Д.Б.Кабалевского и нарисовать к этой пьесе музыкальную картинку, в которой настроение передано в цвете или же предлагаю выбрать из цветных карточек ту, которая передает настроение произведения.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизируетцентральную нервную систему, увеличивает работоспособность человека.

В процессе обучения пению особенно активно развивается познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, укрепляется голосовой аппарат ребенка.Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.

Нарушения в звукопроизносительной сфере служит препятствием познавательного, а отсюда и развивающего процессов.С помощью упражнений вырабатываются и коррегируются:

-          звукообразование (певческая установка, дыхание, атака звука);

-          артикуляция (подвижность артикуляционного аппарата – губ, языка, нижней челюсти);

-          дикция (ясное и четкое произношение согласных);

-          развивается звуко-высотный слух (чистота интонирования мелодии);

-          мелодический слух (особенность запоминания мелодии).

В связи с тем, что песня разучивается на нескольких занятиях, интерес к ней у детей постепенно снижается. Для его поддержания использую  дополнительные методы и приемы,  например, использование других видов деятельности: движений, игры на музыкальных инструментах.Прекрасные примеры для песен - инсценировок «Почему медведь спит зимой», «Веселые путешественники». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.

Развитию вокально-хоровых навыков помогает использование упражнений игрового плана с образно-ассоциативным представлением. Например:Путешествие на самолете.Цель:развитие подвижности голоса, ощущение регистров,активность дыхания.Содержание: предлагается совершить путешествие на самолете. Звук мотора – «У».Рука с воображаемым самолетом то поднимается вверх, то опускается, голос тоже.Поем  вопросы и ответы.

С целью развития движений под музыку, также используются разнообразные упражнения, помогающие лучше почувствовать характер музыки, и ее изменения в динамике.Благодаря музыкально-ритмическим упражнениям и играм формируется двигательный самоконтроль, внимание, совершенствуется координация движений, развивается воображение, память, воспитываетсячувство музыкальной формы, приобретаются коммуникативные навыки.

Например: музыкальная игра «Передача предмета» музыка Т. Ломовой. В нее можно играть в разном возрасте, упрощая или усложняя. Музыкальное сопровождение представляет собой ряд ярко очерченных музыкальных фраз.Цель: коррекция моторики, развитиеслухового внимания, чувства формы, стабилизацияпсихо-эмоционального состояния.

Воспроизведение несложных ритмических рисунков на простейших музыкальных инструментах или сочинение своих собственных не только способствует развитию ритмического чувства, творческого мышления, но также выполняет коррекционно-педагогическую задачу, т.к. включение мелкой моторики активизирует психические процессы.Например,предлагаю детям самостоятельно  выбрать  музыкальные инструменты и сочинить музыку грозы ( дождь, гром, ветер, молния и др.).

Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Я постепенно ввожу на уроках музыкальную терминологию, подбираю различные стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях.
Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми.
При изучении
 динамических оттенков я использую следующий творческий прием: обьясняю, что динамические оттенки — это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.
f - - форте-громко
mf - - меццо — форте — умеренно (не очень) громко
р — планто — тихо
Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать динамические оттенки, а вы называйте их значение.
Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил, Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон, вот такой.
Будто затеял с мышами он бой. f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши р взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут mf воскликнул кот: «Брысь!»
И в рассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши р вышли из норки,
F хрустя, съели хлебные корки,
Потом mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, f чихнул,
К стене повернулся, и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера над ним потешались.
Вот и вся сказка.

Также использую  на уроке музыкальные ребусы по нотной грамоте.

Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.

1.     Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

2.     Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

3.     Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

4.     Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

5.     Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)

Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по музыкальному воспитанию умственно- отсталых детей разными видами и формами музыкальной деятельности способна осуществлять коррекцию их интеллектуального развития.

 

                    Литература

1.     Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, М.Просвещение, 2003.

2.     Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика, М., Просвещение, 2002.

3.     Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией Е.Евтушенко.

4.     Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии. Ставрополь, 2006.

 

 


 

ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»

ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»

Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки

Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки

Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении любого музыкального материала в разных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности

Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении любого музыкального материала в разных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности

В связи с тем, что песня разучивается на нескольких занятиях, интерес к ней у детей постепенно снижается

В связи с тем, что песня разучивается на нескольких занятиях, интерес к ней у детей постепенно снижается

Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности , без знаний элементарной теории обойтись невозможно

Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности , без знаний элементарной теории обойтись невозможно

Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет ( гармонь )

Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет ( гармонь )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2024