Методическая разработка «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Оценка 4.8

Методическая разработка «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Оценка 4.8
docx
22.11.2024
Методическая разработка «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Методический семинар.docx

Департамент образования и науки Брянской области

Дятьковский филиал государственного автономного профессионального

образовательного учреждения  «Брянский техникум   

энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

 



 

 

 

 

 



ТЕМА НА МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

 

https://lh6.googleusercontent.com/IXpL7opGVhj_oHrTD1Jn-m_pSnQzTQOD_15UiA90TxcpOjqJ40TWXVMg8jhb6AwMlTa2QeMSUWGj8bMtm45gJv8_ERw-qbzaAno3pVkxDS-deN76k4gIcUQBGAEPx31JN_gGa8M9sBM7XdCRrw


                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

                                                         

Разработчик:  Барташевич А.С.

 

 

 

 

 

г.Дятьково, 2023

 

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.

·                     Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);

·                     эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);

·                     развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);

·                     повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);

·                     применение знаний, умений и навыков (баскет – метод - метод обучения на основе имитации ситуаций);

·                     использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);

·                     обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);

·                     эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);

·                     развитие навыков работы в группе (метод проектов);

·                     выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);

·                     развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);

·                     развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).

 

 

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать АМО: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

 

1. Технология опорных конспектов

 

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую опорный конспект в виде схемы, с помощью которой учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф. А также данный метод помогает при работе со слабыми учениками.

 

 

2. Дидактические игры:

 

“Найди половинку”, “Составь слово”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок. Я в основном использую элементы игры в 6 - 8 классах. Например, угадать страну по описанию, исключить лишнее слово из каждой тройки, и т.д.

 

3. Творческие работы

 

Сам замысел творческой работы, процесс ее выполнения, ее результат – все требует от ученика максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

Отличие частично-поискового уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

 

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены данные формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы.

 

4.Проектная деятельность учащихся на уроках

 

Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Преподаватель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».

По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

В своей работе я бы хотела выделить главную задачу учителя, она заключается в том, что нужно развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Лучше всего это удается сделать через применение активных методов обучения. Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных.


 

Департамент образования и науки

Департамент образования и науки

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2024