Методическая разработка "Аптечка. Природные лекарственные средства"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Аптечка. Природные лекарственные средства"

Оценка 4.8
docx
23.08.2022
Методическая разработка "Аптечка. Природные лекарственные средства"
методическая разработка Аптечка. Природные лекарственные средства.docx

                                                                           Анисимова Светлана Николаевна

                                                                           преподаватель-организатор ОБЖ

                                                                                        МБОУ «Средняя школа № 15»

                                                                                       г. Черногорск,  Республики Хакасия

 

 

Тема урока: Аптечка. Природные лекарственные средства

Цели урока:

  • формирование навыков  по комплектованию аптечки из лекарственных препаратов и умению пользоваться ими;
  • знакомство с природными лекарственными средствами.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты

Предметные:

-формирование современной культуры безопасности в области оказания первой помощи в экстремальных ситуациях и  грамотного использования необходимого минимума медицинских средств походной аптечки и природных лекарственных растений.

Метапредметные:

-познавательные УУД: знать как и чем  укомплектовать  походную аптечку; знать какими природными лекарственными растениями можно заменить  средства из походной аптечки, их действие и способы применения;

-регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-коммуникативные УУД: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные:  

-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях автономного существования, угрожающего жизни и здоровью людей, правил грамотного и обоснованного формирования походной аптечки с целью оказания первой само- и взаимопомощи, а также использования природных лекарственных средств с учётом сложившейся обстановки.

Учебно-методическое обеспечение:

  • раздаточный материал (филворды, «Установи соответствие», наборы картинок «Лекарственные средства»);
  • дайджесты о лекарственных растениях;
  • ситуационные задачи;
  • презентация Power Point (викторина);
  • энциклопедии, заготовки для составления краткого справочника.

Материально-техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, экран

Этапы урока:

  • мотивационно–ориентированный (введение обучающихся в проблемную ситуацию с целью формирования ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья);
  • поисково-исследовательский (изучение материала, организация коммуникативного взаимодействия с целью реализации учебных действий, направленных на приобретение недостающих знаний);
  • организационный (закрепление полученных знаний)
  • рефлексивно-оценочный (рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности)

 

                                                  Ход урока.

Учитель. Французский писатель А.Франс заметил: «Учиться можно весело … , чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».  Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и оно останется таким же на протяжении всего урока. Ну а если у кого плохое настроение и лень, то избавьтесь от тяжёлой ноши, помножив их на «ноль».

На сегодняшнем уроке речь пойдет о средствах оказания первой медицинской помощи. А в каком случае эти средства применяются? (ответы обучающихся)

Совершенно верно, они применяются, когда  кто-то получил травму.                                                                

            Игра «Пойми меня» (по описанию определить вид травмы)

 1.Эту травму можно получить во время лыжного похода из-за неровностей обмотки лыжных палок, а также складок и грубых швов внутри рукавиц. На месте повреждения образуется пузырь, наполненный прозрачной жидкостью.

(мозоль)

2. Эта травма образуется от соприкосновения кожи с  неровной, жесткой поверхностью, например асфальтом, землёй. Как правило, она загрязнена, в ней содержатся инородные частички.

(ссадина)

3. При этой травме происходит нарушение целостности кожи, возникающее от острых, режущих предметов: ножа, стекла, осколка льда, листа бумаги и т.п. (порез)

4. Наиболее распространённая травма, возникающая вследствие удара или падения. При этом пострадавший чувствует боль, появляется припухлость и кровоподтёк (через некоторое время образуется синяк), кожный покров при этом не повреждён.

(ушиб)

5. Боль в конечности, резкая деформация области сустава, невозможность движений, конечность зафиксирована в неестественном положении, не поддающемся изменению. (вывих)

6.Деформация конечности,  без нарушения целостности кожного покрова, резкая боль, отечность, кровоподтёк, отсутствие функции конечности.

(закрытый перелом)

Учитель. Однако,  для оказания помощи пострадавшим, необходимо не только различать виды травм и знать, как оказывать первую  медицинскую помощь, но и уметь использовать по назначению лекарственные средства из аптечки.

А что такое аптечка? (ответы обучающихся записываются на доске в виде кластера, после чего формулируется понятие «аптечка» - набор лекарственных средств для оказания первой медпомощи)

Какие средства имеются в аптечке? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам филворд (класс разбивается на группы по 4-5 человек)

                                                ФИЛВОРД «Домашняя аптечка»

Найди 12 названий средств.  Подумай, какое из них лишнее, т.е. не входит в состав аптечки. Слова можно читать по вертикали и горизонтали (слева направо и справа налево)

 

э

ъ

в

а

з

е

л

и

н

а

г

р

а

д

у

с

н

и

к

н

м

ы

л

о

й

ю

ь

й

ы

а

з

д

и

м

е

д

р

о

л

л

е

ъ

д

ъ

б

ь

ы

д

ъ

ь

л

ь

о

у

и

э

т

б

ю

г

ё

ы

л

ю

н

ь

с

ъ

ь

и

н

ц

ъ

щ

т

ы

а

ы

х

н

к

ь

л

е

п

ь

л

а

к

с

а

т

а

в

з

й

п

ж

э

я

         Ответ: вазелин

                     анальгин

                      скальпель

                      вата

                      валидол

                      пластырь

                      градусник

                      димедрол

                      йод

                       бинт

                       зелёнка

                      мыло

           лишнее – мыло

Но не забываем, что при оказании доврачебной 

                                                                           помощи руки должны быть чистыми.

 Учитель. А теперь представьте такую ситуацию…

Ситуационная задача.

Вы отправляетесь в туристический поход в лес с классом, что должно быть в вашей аптечке? Запишите в тетрадь  минимум средств для оказания первой медицинской помощи  (проверка  индивидуальных аптечек)

Выводы:

При составлении списка лекарственных средств для аптечки необходимо руководствоваться следующими принципами:

1).  Список составляется с учётом особенностей здоровья и специфики деятельности людей на природе, местности и времени года

2).  Необходимо знать назначение лекарственных средств.

 

 Установи соответствие (индивидуальная работа):

Лекарственное средство

Назначение

1.

Марганцовокислый калий

Для дезинфекции

1.

2.

Перекись водорода

Для снятия боли

2.

3.

Анальгин

Противоаллергическое

3.

4.

Димедрол

Кровоостанавливающее

4.

5.

Активированный уголь

При обмороках

5.

6.

Нашатырный спирт

Для снятия жара

6.

7.

Синтомициновая эмульсия

Перевязочный материал

7.

8.

Бинты

При отравлениях

8.

9.

Парацетамол

Для заживления ран

9.

Код ответов (взаимопроверка в парах)

1-1; 2-4; 3-2; 4-3; 5-8; 6-5; 7-9; 8-7; 9-6.

 

                                                                                          Всем понятно, что лекарства

                                                                                          Без врача давать опасно

                                                                                          Но можно доверить любому ребёнку

                                                                                          Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

 

Учитель. Однако любая экстремальная ситуация характерна тем, что невозможно предугадать, когда она произойдет. Поэтому чаще всего человек оказывается не только не подготовленным к аварийной обстановке, но и не имеет под рукой самого необходимого. А что же делать, если нет аптечки?  (ответы обучающихся)

Учитель. Правильно, помогут лекарственные растения.

200px-Ebers7766Ещё наши предки знали о целебных свойствах алоэ, подорожника, можжевельника. А первая китайская книга о лечебных травах  была написана в 2600 г. до н.э.  В ней дана характеристика более 1500 средств из лекарственных растений.  В медицинской энциклопедии древних египтян (папирусе Эберса), содержалось более 900 прописей лекарств.   В состав входили растения: лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус.

В Древней Руси использованию съедобных растений в качестве лечебных средств придавалось также большое значе­ние, что нашло отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборник великого князя Свя­тослава Ярославовича» (1073). В этой рукописи

описа­ны растения, которые в то время на Руси употреблялись с лечебной целью. Большой интерес к изучению лекарственных ресурсов был проявлен в России  

                 (папирус Эберса)               после реформы  Петра I, уделявшего внимание сбору      

                                                      ле­карственных растений. По его приказу во всех крупных городах при военных  госпиталях для выращивания це­лебных растений были созданы казенные  аптеки и базы для них, так называемые аптекарские огороды (1713).

 «Санкт-Петербургский аптекарский огород» превратился впоследствии в Ботанический сад, ныне преобразованный в Ботанический институт АН России. Заготовку растительного лекарственного сырья проводили по всей Рос­сии, в том числе в Сибири, на Украине, на Кавказе, в Бе­лоруссии и др. Однако лекарственные растения в эти го­ды изучались недостаточно активно.

           В настоящее время резко возрос интерес к сбору, изу­чению и использованию лекарственных растений, в том числе и к съедобным культивируемым и дикорастущим растениям, для нужд медицинской практики. Из эмпи­рического применения лекарственных растений возникла целая система лечебных мероприятий — фитотерапия.  

            В нашей стране большое значение придается изуче­нию многовекового опыта народа в использовании растений с лечебной целью. Актуальность применения лекар­ственных растений неизмеримо возросла в последнее деся­тилетие. Это обусловлено тем, что сегодня мы являемся свидетелями терапевтических неудач и появления новой формы заболевания вследствие побочного действия хими­ческих препаратов, получившего название «лекарственная болезнь».                                                                                     

         Благодаря малой токсичности и возможности длитель­ного применения без существенных побочных явлений ле­чебное значение растений возросло. Широкие целебные возможности представляют культивируемые и дикорасту­щие овощи, фрукты и ягоды. Их использование с лечеб­ной целью порой незаменимо, особенно при некоторых функциональных расстройствах и легких формах патоло­гии, не требующих интенсивной терапии.

            Лесная аптека богата лекарственными растениями, но необходимо помнить два правила:

  1. Лекарственные растения требуют точных знаний. Надо быть уверенным, что ты сорвал именно то растение, которое помогает.
  2. Растения должны быть  вымытыми и свежими, то есть только что сорванными.

Сейчас вам предстоит поучаствовать в составлении краткого справочника «Лесная аптека», причем хочу заметить, что в наш справочник войдут растения, растущие в Хакасии.   (Класс разбивается на 4-е группы.  Каждой группе предлагается выбрать по 4- е  лекарственных растения и,  используя  домашние заготовки из учебника, энциклопедий, дайджестов и др. дополнительной литературы заполнить раздаточный материал - таблицу)

 

Например:

1-я группа - крапива, кровохлёбка, подорожник, пырей ползучий;

2-я группа – полынь, мята, ромашка, хрен обыкновенный;

3-я группа – малина, смородина, шиповник, брусника;

4-я группа – укроп, берёза, чеснок посевной, живица кедра.

 

 

Название лекарственного растения

Часть  растения, применяемая в народной медицине

Применение

Примечание (дополнительные сведения о растении, которые необходимо знать и учитывать при его заготовке, хранении, использовании)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление и защита работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Викторина «Зелёная аптека». (Презентация)

             Разгаданные слова, столбиком,  записываются в тетрадях.

 


                                                                   1.Этот овощ обладает лечебными свойствами, 

                                                                      используется для изготовления глюкозы, спирта, 

                                                                      клеящих препаратов. Родом он из Южной

                                                                      Америки, завезён в Россию Петром I

                                                                                      (слайд 1)

 

 

 

 

 

 


(слайд2 )

 

 2.Научное название этого растения происходит от греческого

    «ласточка». Применяют при кожных заболеваниях

                                                                           (слайд 3)

 

 

 

 

 

                                                                                                                              (слайд 4)

 

                                                    3.Этот овощ в народной медицине рекомендуют            

                                                       вставлять в ухо в начале простуды

                                                                                         (слайд 5)

 

 

 

 

 


            (слайд 6)                                                                                                                         

 

4.Недаром растение носит такое имя: если

посчитать число мелких узких сегментов,

на которые рассечён ажурный лист, можно

набрать  и тысячу  (слайд 7)

                                                                                      

 

 

                                                                                                               

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                       (слайд 8)

 

                                                               5.Одно из известнейших лекарственных растений. Его      

                                                                  название происходит от латинского «Vale» - «будь

                                                                  здоров». Общеизвестна реакция  кошек на это 

                                                                  растение      (слайд 9)

                                                                

                                                                 (слайд10)

 

 

 

 

6.Появились бубенчики – белые горошки.

   Распустились колокольчики на зелёной ножке

                             (слайд 11)                                

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                           (слайд 12)

 

 

 

 

                                                   

                                                           7.Латинское название растения переводится как

                                                             «здоровье». Напиток из него подносили победителям

                                                             Олимпийских игр по бегу. Запах его укрепляет нервы.

                                                             Целители называют его «Матерью целебных трав»

                                                                                                   (слайд 13)

 

 

 


                   (слайд 14)

 

 

8.Название этого растения попутник, бабка, ранник.

   Растёт оно вдоль дорог.

   Обладает кровоостанавливающими,

   ранозаживляющими свойствами  (слайд 15)

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                  (слайд 16)

 

 

 

                                                                9. Как лекарственное растение она была известна в

                                                                    средние века. В народе её называют «Царь-ягода».

                                                                    Её ягоды содержат витамин «С», сахар, яблочную

                                                                    и лимонную кислоты     (слайд 17)

 

 

 

                       (слайд 18)

Ответы: картофель, чистотел, чеснок, тысячелистник, валериана, ландыш, полынь, подорожник, земляника.

 

После чего, в отгаданных словах выделяются соответствующие буквы:

Номер отгаданного слова по порядку

Номер буквы в слове

1

6-я

2

2-я и 4-я

3

5-я

4

1-я и 6-я

5

5-я

6

2-я

7

1-я

8

9-я

9

5 -я

 

Учитель. Какое слово у вас получилось?

Обучающиеся.  Фитотерапия

Учитель. А что это такое?   (варианты ответов детей)

Фитотерапия – наука о лечении лекарственными растениями (слайд 19)

 

Учитель. Итак, что полезного и нового узнали вы на нашем уроке? Что понравилось на уроке? За что вы можете себя похвалить? Что вам не удалось на уроке сделать?           (ответы обучающихся)

Домашнее задание. Составить кроссворд «Лекарственные растения»

 

Список использованной литературы

  1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А.. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни – Волгоград: «Учитель»,2001.
  2. Гуленкова М.А., Замятина Н.Г., Сергеева М.Н.. Атлас родной природы. Лекарственные растения: Учебное пособие для младших и средних классов. - М.: Эгмонт Россия, 2002.
  3. Иванов С.И. Рецепты природы: применение лекарственных растений в 2- х книгах. Редактор, 1992.
  4. Киселёва А.В.,. Волхонская Т.А, Киселёв В.Е.. Биологически активные вещества лекарственных растений Южной Сибири.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991.
  5. Синяков А.Ф.. О вершках и корешках: Травник.- М.: Физкультура и спорт, 1992.
  6. Энциклопедия Республика Хакасия: в 2 т/гл. ред. В.А.Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Анисимова Светлана Николаевна преподаватель-организатор

Анисимова Светлана Николаевна преподаватель-организатор

Учитель . Французский писатель

Учитель . Французский писатель

Учитель. А теперь представьте такую ситуацию…

Учитель. А теперь представьте такую ситуацию…

По его приказу во всех крупных городах при военных госпиталях для выращивания це­лебных растений были созданы казенные аптеки и базы для них, так называемые аптекарские…

По его приказу во всех крупных городах при военных госпиталях для выращивания це­лебных растений были созданы казенные аптеки и базы для них, так называемые аптекарские…

Представление и защита работ.

Представление и защита работ.

Викторина «Зелёная аптека». (Презентация)

Викторина «Зелёная аптека». (Презентация)

Появились бубенчики – белые горошки

Появились бубенчики – белые горошки

Учитель. Какое слово у вас получилось?

Учитель. Какое слово у вас получилось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2022