Методическая разработка "Деятельность проблемная группы «Новые информационные технологии: применение интерактивной доски на учебном занятии»
Оценка 4.8

Методическая разработка "Деятельность проблемная группы «Новые информационные технологии: применение интерактивной доски на учебном занятии»

Оценка 4.8
docx
02.02.2020
Методическая разработка "Деятельность проблемная группы  «Новые информационные технологии:  применение интерактивной доски на учебном занятии»
проблемная группа.docx

Проблемная группа

«Новые информационные технологии:

применение интерактивной доски на учебном занятии»

Методическая разработка

 

Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»

 

 

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Возможность использования клеточного поля и построения на нём прямых и точек избавила учителя от утомительной меловой работы, которая всегда присутствует на обычной доске при изучении этих тем, позволила заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.

Возможность работы с текстом помогает учителям русского и иностранного языков при его разборе или анализе. Меняя порядок слов в предложении, можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения, или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию. Учителя-словесники успешно используют электронные заготовки текстов для выполнения большого количества упражнений по расстановке знаков препинаний.

Обучение с помощью интерактивных досок мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся быстрее схватывают новые идеи.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но заметно, что учащиеся стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И педагоги совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения. Именно поэтому педагогам необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности.

Проблемная группа «Новые информационные технологии: применение интерактивной доски на учебном занятии» предназначена именно для этого. Её цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей учреждений образования района по использованию интерактивной доски на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1. Сформировать технологическую компетентность учителей русского языка и литературы посредством внедрения современных образовательных технологий.

2. Изучить формы и методы использования интерактивной доски на уроках русского языка.

3. Повысить мотивационную готовность учителей-словесников к внедрению в образовательный процесс новшеств.

    Работа проблемной группы строится на проведении 4 занятий:

1.   Педагогика и интерактивные доски (семинар).

2.   Практические вопросы использования интерактивной доски SMARTBoard в современном образовательном процессе (семинар-практикум).

3.   Резервы повышения качества образовательного процесса посредством использования интерактивной доски (мастер-класс).

4.   Роль интерактивных средств обучения русскому языку при подготовке к ЦТ (урок для взрослых, мастер-класс).

План проведения

п/п

Содержание мероприятия

 

Форма проведения

1.

Заседание 1.

Тема. Педагогика и интерактивные доски.

1. Интерактивные доски – понятие, назначение. Классификация интерактивных досок.

2. Знакомство с аппаратной частью интерактивной доски. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски.

3. Практическая работа с интерактивной доской.

Семинар

 

 

 

2.

Заседание 2.

Тема. Практические вопросы использования интерактивной доски SMARTBoard в современном образовательном процессе.

1.              Методика проведения занятий с использованием интерактивной доски

2. Знакомство с устройством SMARTBoard.

3. Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы. Показ фрагментов уроков русского языка и литературы.

Семинар-практикум

 

 

 

3.

Заседание 3.

Тема. Резервы повышения качества образовательного процесса посредством использования интерактивной доски.

1. Возможности мультимедийных презентаций.

2. Формы и методы использования интерактивной доски на уроках и факультативных занятиях.

3. Интерактивная игра – один из способов развития творческих способностей учащихся. 

Мастер-класс

4.

Заседание 4.

Тема. Роль интерактивных средств обучения русскому языку при подготовке к ЦТ.

1. Виды программ-тренажёров на уроке.

2. Интернет-ресурсы и их возможности на уроках русского языка.

3. Практикум с последующим обсуждением целесообразности использования интерактивной доски на уроках русского языка и литературы.

 

Урок для взрослых, мастер-класс

 

Рассматриваемые вопросы предполагают как ознакомление с теоретическими основами ИКТ на учебном и факультативном занятии, так и (точнее, в основном) практическая работа с интерактивной доской. Каждому педагогу необходимо знать факторы эффективного использования интерактивной доски:

- Свободный доступ к интерактивной доске, чтобы педагог мог набраться опыта.

- Использование доски не только педагогом, но и учащимися.

- Дополнительное время на подготовку к занятию.

- Временные затраты на то, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия.

- Обмен идеями и ресурсами между педагогами.

- Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской.

- Высокий уровень надёжности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

         Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске, которые не смываются никакой тряпкой. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигла нашу вечную мучительницу и помощницу, традиционную хозяйку учебных классов, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски SMARTBoard занимают свои места в классах и аудиториях многих стран мира, в том числе и Республики Беларусь.

Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” педагогам, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учащихся. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьёзную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использованием интерактивной доски - достаточно трудоёмкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Отказ от мела и фломастера благодаря интерактивной доске делает учебный процесс комфортнее (чистые руки, чистая одежда, нет соприкосновения с водой и мокрой тряпкой).

С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома. Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Школьный урок — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.

Если вы еще не используете интерактивную доску для проведения презентаций или коллективной работы, то вы, действительно, многое теряете, поскольку это очень гибкий и удобный инструмент для записи, отображения и анализа информации любого формата. Те, кто имел возможность поработать с ней, уже не представляют другой жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература  

 

1. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. ­М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

2. Борисова, Н.В., Бугрин В.П. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

3. Воронина, Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: АМО, 1995.

4. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4.

5. Рощина, И.В. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы / Современный урок русского языка и литературы: теория и практика / под редакцией Н.П. Дёминой, Е.А. Моховиковой; ГУО «Мин.обл.ин-т развития образования». – Минск: Мин.обл.ИРО, 2013.

6. Сидоренко, Р.С., Мурина, Л.А. Игровая интерактивная деятельность учащихся как познавательно-формирующий метод обучения русскому языку / Русский язык и литература, №12, 2014.

7. Сидоренко, Р.С., Мурина, Л.А. Использование интерактивных методических средств в процессе обучения русскому языку в системе общего среднего образования Беларуси / Русский язык и литература, №11, 2014.

8. Интернет-ресурсы:

 http://www.smartboard.ru/

http://interactive.moiro.by/guidelines/

http://ripo.unibel.by/index.php?id=623

http://window.edu.ru/resource/842/38842


 

Скачано с www.znanio.ru

Проблемная группа «Новые информационные технологии: применение интерактивной доски на учебном занятии»

Проблемная группа «Новые информационные технологии: применение интерактивной доски на учебном занятии»

Её цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей учреждений образования района по использованию интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Её цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей учреждений образования района по использованию интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Заседание 3. Тема. Резервы повышения качества образовательного процесса посредством использования интерактивной доски

Заседание 3. Тема. Резервы повышения качества образовательного процесса посредством использования интерактивной доски

Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска

Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска

Если вы еще не используете интерактивную доску для проведения презентаций или коллективной работы, то вы, действительно, многое теряете, поскольку это очень гибкий и удобный инструмент…

Если вы еще не используете интерактивную доску для проведения презентаций или коллективной работы, то вы, действительно, многое теряете, поскольку это очень гибкий и удобный инструмент…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020