Методическая разработка игрового занятия "Состязание рукодельниц"
Оценка 4.6

Методическая разработка игрового занятия "Состязание рукодельниц"

Оценка 4.6
pdf
28.08.2020
Методическая разработка игрового занятия "Состязание рукодельниц"
Состязание рукодельниц.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК»

Методическая разработка игрового занятия

«Состязания  рукодельниц»

(по вязанию)

Путимцева Елена Валерьевна педагог дополнительного образования высшей  квалификационной категории Данная методическая  разработка к программе «Волшебный клубок» поможет  педагогам дополнительного образования по направление «Вязание» проверить теоретические и практические знания обучающихся в игровой форме.  Разработка  предназначено для педагогов дополнительного образования.

Содержание

I. Пояснительная записка................................................................................... 4

II. Подготовка к игре.......................................................................................... 6

III. Проведение игры.......................................................................................... 8

IV. Приложение................................................................................................ 14

Литература....................................................................................................... 30

 


 

I.                  Пояснительная записка

Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь обучающихся в систему дополнительного образования. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике,  это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность.

Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия-игры это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы обучающихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Конечно, нестандартные занятия необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгим и установленным режимом работы. Чаще всего такие занятия проводятся в системе дополнительного образования, так как специфика дополнительного образования - это принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.

Авторская игра «Состязания  рукодельниц» проводится с детьми в конце 1-го полугодия 1-го года обучения в объединениях по направлению «Вязание крючком». Игра написана к программе «Волшебный клубок».

Цель данной разработки:  оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации образовательного процесса для проверки знаний  обучающихся  на занятиях по направлению «Вязание крючком».

Проведение данной игры обусловлено постановкой следующих задач:

1.     Стимулирование познавательной деятельности учащихся.

2.     Проверка и углубление теоретических знаний.

3.     Формирование умения работать в коллективе.

4.     Развитие личностной активности, самостоятельности.

5.     Воспитание уважительного отношения к труду и рукоделию.

Игра является одним из важнейших средств воспитания и обучения детей. В игровом занятии воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка. Общие переживания при выполнении конкурсных заданий объединяют  детей. Игра создает коллектив. Таким образом, игровая форма проведения занятия является эффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся одновременно.

Ожидаемые результаты:

      повышение качества образовательного процесса;

      повышенный интерес и активность детей на занятиях;

      содействие формированию  любви к  устному  народному творчеству;

      содействие формированию  детского коллектива;

      сформирована мотивация к дальнейшему самосовершенствованию в данном виде деятельности.

II.   Подготовка к игре

Участниками игры – состязания являются:

1.     Игроки – учащиеся (объединения по направлению «Вязание») в возрасте 7-10 лет (1-го года обучения), которые делятся на 2 команды по своему усмотрению, жребию или участвуют уже сформированные учебные группы;

2.     Жюри, которое оценивает участие в конкурсах, формируется из детей 2го года обучения,  желающих оценивать игру.

3.     Двое  ведущих из учеников 2-го года обучения.

4.     Могут быть приглашены зрители.

Каждая команда получает от педагога 2 предварительных задания:

1.     Выбрать капитана своей команды и придумать название команде.

2.     Оформить выставку вязаных работ  своей команды.

Заранее следует подготовить ведущих для проведения игры.

Педагог заранее готовит бланк для баллов  и замечаний для каждого представителя  жюри (см. Приложение 1). За каждый правильный ответ начисляются баллы, в  графе с названием конкурса рисуются клубочки.

Бывает, что соревновательность  в игре приводит к конфликтам между командами или отдельными игроками, поэтому для регулирования поведения вводятся штрафные очки, которые учитываются в бланках жюри. В графе штрафные баллы рисуется моль. Участники состязания должны быть ознакомлены с правилами игры  до начала состязания. С правилами выполнения конкурсов игроков  знакомят ведущие в ходе мероприятия.

Для 1-го конкурса необходимо изготовить карточки  «Сундучок  пряжи» (см. Приложение 2).

Для 2- го конкурса необходимо приготовить запутанные клубки пряжи.

Для 3-го конкурса надо сделать карточки «Из какого клубка вяжет сова?» (см. Приложение 3).

Для 4-го конкурса понадобятся карточки с изображением крючка (см. Приложение 4).

Для 5-го конкурса понадобятся карточки с загадками (см. Приложение

5).

Для 6-го конкурса понадобятся карточки для проверки знания условных обозначений (см. Приложение 6).

Для 8-го конкурса понадобятся карточки «Отгадай имя кота» (см.

Приложение 7).

Для 9-го конкурса понадобятся карточки «Собери узоры» (см.

Приложение 8).

Для 10-го конкурса понадобятся карточки «Народная мудрость» (см. Приложение 9).

Для 11-го конкурса понадобятся альбомные листы, карандаши, фломастеры и карточки с условными обозначениями (см. Приложение 10).

План сценария игры-состязания можно разделить на 3 условные части:

1.     Приветствие, представления команд.

2.     Участие команд в конкурсах.

3.     Подведение итогов и награждение команд.

К организации награждения команд привлекаются родители.

III.   Проведение игры

Ход мероприятия:

На сцене появляются двое: с одной стороны -  Крючок, с другой - Клубок.

Крючок:

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим состязание для тех, кто полюбил вязание. Давайте знакомиться! Клубок:

Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я — не кот.

Часто прыгаю упруго,

Покачусь — и под комод.

 (клубок)

Крючок:

Я вязать вас научу

Хоть один я, погляжу,

Но получится у вас

Все вещицы просто класс!

(крючок)

Крючок: Молодцы!

Клубок:

Умение вязать – оно бесценно – это факт!

Всего-то дел – возьми крючок, клубок!

Придумай образ,  цвет, узор, идею

И ты художник собственной аллеи!

Где растут  цветы, которые не вянут,

Где  ажурное море  вдали  синеет, Феи, игрушки  с тобой играют!

И это все можешь лишь ты Рукодельница нашей страны!

Крючок: Участникам нашего состязания  мы хотели бы пожелать достигнуть  совершенства в искусстве вязания.

Клубок: Состязание проводится между двумя командами. Капитаны команд, представьте нам,  пожалуйста, свои команды!

(Представление команд)

Крючок: А теперь представляю наше жюри!

(Представление жюри)

Клубок: Уважаемое жюри! Будьте строгими и справедливыми судьями!

(Выдается бланк зачетов и замечаний - см. Приложение 1) Крючок: Что для вязания важней? С чего начнем?

Клубок: Конечно с меня! Давайте заглянем в мой сундучок с пряжей!

Крючок: Да, да! Это - первый шаг к рукоделию!

Клубок: В сундучке перепутались все названия пряжи. Названия пряжи  уже вписаны в клеточки в виде сплошной ломаной линии (линии меняют направление только под прямым углом). Найди их и зачеркни!

Из оставшихся букв сложите  кодовое слово. (Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 2)

 На поиски дается обеим командам по 5 минут.

Крючок: И так начали!

(Команды сдают листочки с ответами)

Крючок: Правильно кодовое слово «СПИЦЫ». Это мои лучшие подружки!

Клубок:   Ой, ребята помоги мне. У меня есть спутанные клубки – размотайте их!  Это будет 2 задание!

(Участники распутывают пряжу, мотают клубки) Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.

(Предварительное выступление жюри).

Крючок: У меня есть подруг Сова, которая очень любит вязать. Она мне прислала фотографию. Только я не понимаю, с какого клубка она вяжет.

Отгадайте! Это 3 задание.

(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 3)

На поиски дается обеим командам по 3 минуты.

(Команды сдают листочки с ответами)

Клубок: Ничего не получится связать у тех,  кто не знает инструменты для вязания и не умеет ими правильно пользоваться.

Крючок: Следующее задание 4. Необходимо подписать части крючка.

(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 3)

На задание  дается обеим командам по 3 минуты.

(Команды сдают листочки с ответами)

Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.

(Предварительное выступление жюри).

Клубок: А следующий конкурс  - конкурс капитанов!(5 конкурс). Каждый капитан выбирает карточку с клубком, на обратной стороне которой загадка.

Все загадки про инструменты, которые пригодятся на занятиях по вязанию.

 ( Стартует капитан команды, команда которого проигрывает).

Крючок: Капитан … команды, зачитайте загадку …

Клубок:  Если не сможете ответить, то загадка предлагается капитану  другой команды.

 (Трудные отгадки сообщаются ведущими)

(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 5)

Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.

(Предварительное выступление жюри).

Клубок: Следующее задание на знание условных обозначений. Необходимо сопоставить условное обозначение с его расшифровкой. На пересечениях соответствующих строк и столбцов стоят буквы, из которых сложится ключевое слово (6 конкурс).

(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 6)

 На поиски дается обеим командам по 3 минуты

(Команды сдают листочки с ответами)

Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.

(Предварительное выступление жюри).

Крючок:

Если я вязать устану,

Тут зарядка помогает

Руки вверх я подниму И немного пошалю. Могу попрыгать я на месте, А  лучше нам всем вместе!

Клубок: Каждой команде необходимо провести физминутку! (7 конкурс)

(Команды проводят  физминутки)

Клубок: А у меня котенок опять запутал клубок. Отгадайте, как зовут котенка? (8 конкурс)

(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 7)

На поиски дается обеим командам по 3 минуты.

(Команды сдают листочки с ответами)

Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.

(Предварительное выступление жюри).

Крючок: Ребята, а я опять прошу вашей помощи. У меня перепутались все мои любимые схемы и их изображения. Помогите мне их соединить! (9 конкурс).

(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 8)

На поиски дается обеим командам по 3 минуты.

(Команды сдают листочки с ответами)

Клубок: Пословицы недаром молвятся,

                 Без них прожить никак нельзя,

                 Они великие помощницы

                 И в жизни верные друзья.

Крючок: Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части. Если все будет сделано правильно, то из буквосочетаний, расположенных возле вторых частей, сложится еще одна пословица (10 конкурс).

(Команды получают наборы половинок пословиц  см. Приложение 9 и составляют пословицы).

(Команды сдают составленные пословицы жюри) Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.

(Предварительное выступление жюри).

Клубок: Дорогие рукодельницы. Вы умеете с помощью крючка и пряжи создавать замечательные изделия: салфетки, игрушки, цветы и даже картины! А следующее задание – вы должны нарисовать картину, используя только условные обозначения! Капитаны команд выбирают карточки с обозначениями, которыми будете «рисовать» (11 конкурс).

(Каждый  капитан берет по три карточки с условными обозначениями  см. Приложение 10. Ведущие раздают альбомные листы, карандаши и фломастеры)

На рисунок дается обеим командам по 5 минуты.

(Команды сдают готовые рисунки)

Клубок: Строгому, но справедливому жюри пришло время объявить о результатах                      сегодняшнего состязания.

(Жюри объявляет команду - победительницу)

Крючок: Подведены итоги состязания рукодельниц.

Клубок: Настало время награждать…

Крючок: Мы видим, что вы любите вязать,

                И рады вам призы вручать!

(Вручение призов).

Клубок: Мы дарим пожелания свои для всех:

                     Вяжите! Пусть сопутствует большой- большой успех!

IV.   Приложение

Приложение 1

Бланк баллов и замечаний для жюри

 

 

обозначения

 

 

 

7

Зарядка для рукодельниц

 

 

 

8

Отгадай имя кота

 

 

 

9

Собери узоры

 

 

 

10

Народная мудрость

 

 

 

11

Веселая картина

 

 

 

12

Итоги конкурса

 

 

 

Приложение 2 Карточки для конкурса «Сундучок пряжи»

В сундучке перепутались все названия пряжи. Названия пряжи  уже вписаны в клеточки в виде сплошной ломаной линии (линии меняют направление только под прямым углом). Найди их и зачеркни!

Из оставшихся букв сложи кодовое слово.

с

п

а

н

ш

е

л

ш

е

р

г

и

ц

к

в

м

с

о

л

ё

н

и

о

т

р

к

а

ш

с

х

ь

к

а

р

е

к

е

р

а

к

и

м

о

з

а

ы

р

и

л

 

Ответы: шерсть, лен, акрил, хлопок, вискоза, ангорка, кашемир, шелк, мохер.

Кодовое слово: спицы.

Приложение 3

Карточка к конкурсу «Из какого клубка вяжет сова?»

Задание: отгадай,  с какого клубка вяжет сова. Обведи его в круг!

Приложение 4

Карточка к конкурсу «Части крючка»

Задание: Подпишите части крючка.

Номер части

Название

1

 

2

 

3

 

4

 

Ответы:

Приложение 5

Карточки к конкурсу капитанов

 

      1

Вечно он к клубку цепляется, Размотать его старается.

Это тонкий старичок-

Металлический …

       2

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь - горе:

Продырявит море.

      3

Две тонкие сестрицы,

Сестрицы- мастерицы,

Дружно вяжут петельки-

Будет шарфик Петеньке

       4

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали!

       5

Тонкая и прыткая,

Дружбу водит с ниткою,

Вверх и вниз летает —

Шьёт и пришивает.                

       6

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею

      7

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

       8

В снежном поле, на дороге,

Мчится конь мой одноногий.

И на много, много лет

Оставляет черный след.

Ответы: 1- крючок; 2- утюг; 3- спицы; 4- прялка, 5- иголка, 6- веретено, 7 – ножницы; 8- карандаш.

Приложение 6

Карточки к конкурсу на знание условных обозначений

Задание: свяжите условное обозначение с его расшифровкой. На пересечениях соответствующих строк и столбцов стоят буквы, из которых сложится ключевое слово.

 

     о

    |

   

   

Воздушная петля

к

в

д

г

ц

э

Столбик с  накидом

ы

я

у

й

л

б

Пико

ф

о

з

в

ч

у

Столбик без накида

ц

я

б

т

с

б

Столбик с  двуми накидами

ч

с

и

о

б

и

Столбик с тремя накидами

ц

к

я

л

д

ж

Ответ: кодовое слово «клубок»

Приложение 7

Карточки к конкурсу «Отгадай имя кота»

Задание: какое имя подобрали котенку хозяева? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, сложи из букв ключевое слово.

Ответ: Тимоха.

Приложение 8

Карточки к конкурсу «Собери узоры»

Задание: соотнесите  схему узора с его изображением.

Инструкция: в бланке ответа ученик ряд с отпечатанными цифрами (номер схемы) ставит число соответствующего изображения узора.

 

Схема узора

 

Фото узора

 

1 вариант

1

1

2

2

3

3

 

4

4

 

2 вариант

1

1

2

2

3

3

 

 

 

 

4

4

Бланк ответов

1 вариант

2 вариант

1 -

1 -

2 -

2 -

3 -

3 -

4 -

4 -

Ответы:1 вариант:1 – 4,2 – 3, 3 – 1, 4 – 2; 2 вариант  – 1 – 3, 2 – 1,3 – 4,4 –  2.

Приложение 9

Карточки к конкурсу «Народная мудрость»

Задание для команды №1

 Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части. Если все будет сделано правильно, то из буквосочетаний, расположенных возле вторых частей, сложится еще одна пословица.

Первая часть пословицы

Вторая часть пословицы

Кодовое слово

1

Острый топор

а зло забывай

АЧ

2

Без кота

воды берегись

НИ

3

В баню идти

и дуб рубит

СВ

4

Где здоровье,

большой клад

ЗА

5

Добро помни,

пару не бояться

ГО

6

Есть клев,

рубля дороже

НЕ

7

Каждая река

таков и сын

ШЬ

8

Ласковое слово

мышам раздолье

ОЕ

9

Мир да лад -

далеко не уедешь

МЕ

10

На чужом коне

так будет и улов

УЖ

11

Огня бойся,

к морю течет

ИМ

12

Каков отец,

там и красота

УМ

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: своего ума чужим не заменишь.

Задание для команды №2

Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части. Если все будет сделано правильно, то из буквосочетаний, расположенных возле вторых частей, сложится еще одна пословица.

Первая часть пословицы

Вторая часть пословицы

Кодовая часть

1

Кто сам врет

еда вкуснее

КН

2

Где много слов

добывай в бою

ШЬ

3

Добрый человек

опасный враг

АК

4

Кошке игрушки

руки сделали

СИ

5

За общим столом

добру учит

БИ

6

Неверный друг

столько умов

ОР

7

Долог день до вечера

другим не верит

НЕ

8

Сколько голов

а дело лучше

ДИ

9

Поднявший меч

там мало дел

РУ

10

Глаза облюбовали

от меча и погибнет

ОМ

11

Совет хорош

а мышке слезы

СУ

12

Славу свою

коли делать нечего

ОТ

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: не руби сук, на котором сидишь.

Приложение 10

Карточки для конкурса «Веселая картина»

 

Литература

1.     Андреева,  Р. П. Новые узоры для вязания крючком / Р. П. Андреева. – СПб.: Регата, Издательский ДОМ «Литера», 2013. – 192 с.

2.     Андрукович, М. К. Вечера с вязанием / М. К. Андрукович. – М.:ОДО «Хэлтон»,2011.

3.     Волшебный клубок. – М.: АСТ, Астрель, 2013. – 240 с.

4.     Каминская,  Е. А. Вязание. Полная энциклопедия узоров / Е. А.

Каминская. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 332 с.

5.     Полная энциклопедия. Вязание крючком. Наглядный самоучитель: шаг за шагом: пер. с англ. / Ким П. Веркер, Сесили Кейм. – М.: АСТ:

Астрель, - 2013. – 288 с.

Интернет-ресурсы:

1.   Вязание крючком - http://kru4ok.ru/

2.   Загадки – http://загадку.рф/

3.   Планета вязания - http://knitplanet.ru/

4.   Русские пословицы и поговорки – http://www.rusaying.ru/


31

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Путимцева Елена Валерьевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Путимцева Елена Валерьевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Методическая разработка игрового занятия "Состязание рукодельниц"

Методическая разработка игрового занятия "Состязание рукодельниц"

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Цель данной разработки: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации образовательного процесса для проверки знаний обучающихся на занятиях по направлению «Вязание крючком»

Цель данной разработки: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации образовательного процесса для проверки знаний обучающихся на занятиях по направлению «Вязание крючком»

I. Подготовка к игре

I. Подготовка к игре

Для 1-го конкурса необходимо изготовить карточки «Сундучок пряжи» (см

Для 1-го конкурса необходимо изготовить карточки «Сундучок пряжи» (см

I. Проведение игры

I. Проведение игры

Крючок : Участникам нашего состязания мы хотели бы пожелать достигнуть совершенства в искусстве вязания

Крючок : Участникам нашего состязания мы хотели бы пожелать достигнуть совершенства в искусстве вязания

Крючок: У меня есть подруг Сова, которая очень любит вязать

Крючок: У меня есть подруг Сова, которая очень любит вязать

Раздаются карточки с заданиями см

Раздаются карточки с заданиями см

Команды сдают листочки с ответами)

Команды сдают листочки с ответами)

И рады вам призы вручать! (Вручение призов)

И рады вам призы вручать! (Вручение призов)

I. Приложение Приложение 1

I. Приложение Приложение 1

Собери узоры 10

Собери узоры 10

Ответы: шерсть, лен, акрил, хлопок, вискоза, ангорка, кашемир, шелк, мохер

Ответы: шерсть, лен, акрил, хлопок, вискоза, ангорка, кашемир, шелк, мохер

Приложение 4 Карточка к конкурсу «Части крючка»

Приложение 4 Карточка к конкурсу «Части крючка»

Задание: Подпишите части крючка

Задание: Подпишите части крючка

Вечно он к клубку цепляется, Размотать его старается

Вечно он к клубку цепляется, Размотать его старается

Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать

Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать

Воздушная петля к в д г ц э

Воздушная петля к в д г ц э

Ответ: Тимоха. Приложение 8

Ответ: Тимоха. Приложение 8

Инструкция : в бланке ответа ученик ряд с отпечатанными цифрами (номер схемы) ставит число соответствующего изображения узора

Инструкция : в бланке ответа ученик ряд с отпечатанными цифрами (номер схемы) ставит число соответствующего изображения узора

4 4 2 вариант 1 1 2 2

4 4 2 вариант 1 1 2 2

Бланк ответов 1 вариант 2 вариант 1 - 1 - 2 - 2 - 3 - 3 - 4 - 4 -

Бланк ответов 1 вариант 2 вариант 1 - 1 - 2 - 2 - 3 - 3 - 4 - 4 -

Задание для команды №1 Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части

Задание для команды №1 Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части

Задание для команды №2 Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части

Задание для команды №2 Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части

Приложение 10 Карточки для конкурса «Веселая картина»

Приложение 10 Карточки для конкурса «Веселая картина»

Литература 1. Андреева,

Литература 1. Андреева,

31

31
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2020