МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК»
Методическая разработка игрового занятия
«Состязания рукодельниц»
Путимцева Елена Валерьевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Данная методическая разработка к программе «Волшебный клубок» поможет педагогам дополнительного образования по направление «Вязание» проверить теоретические и практические знания обучающихся в игровой форме. Разработка предназначено для педагогов дополнительного образования.
I. Пояснительная записка................................................................................... 4
II. Подготовка к игре.......................................................................................... 6
III. Проведение игры.......................................................................................... 8
IV. Приложение................................................................................................ 14
Литература....................................................................................................... 30
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь обучающихся в систему дополнительного образования. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность.
Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия-игры это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы обучающихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Конечно, нестандартные занятия необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгим и установленным режимом работы. Чаще всего такие занятия проводятся в системе дополнительного образования, так как специфика дополнительного образования - это принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.
Авторская игра «Состязания рукодельниц» проводится с детьми в конце 1-го полугодия 1-го года обучения в объединениях по направлению «Вязание крючком». Игра написана к программе «Волшебный клубок».
Цель данной разработки: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации образовательного процесса для проверки знаний обучающихся на занятиях по направлению «Вязание крючком».
Проведение данной игры обусловлено постановкой следующих задач:
1. Стимулирование познавательной деятельности учащихся.
2. Проверка и углубление теоретических знаний.
3. Формирование умения работать в коллективе.
4. Развитие личностной активности, самостоятельности.
5. Воспитание уважительного отношения к труду и рукоделию.
Игра является одним из важнейших средств воспитания и обучения детей. В игровом занятии воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка. Общие переживания при выполнении конкурсных заданий объединяют детей. Игра создает коллектив. Таким образом, игровая форма проведения занятия является эффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся одновременно.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества образовательного процесса;
• повышенный интерес и активность детей на занятиях;
• содействие формированию любви к устному народному творчеству;
• содействие формированию детского коллектива;
• сформирована мотивация к дальнейшему самосовершенствованию в данном виде деятельности.
Участниками игры – состязания являются:
1. Игроки – учащиеся (объединения по направлению «Вязание») в возрасте 7-10 лет (1-го года обучения), которые делятся на 2 команды по своему усмотрению, жребию или участвуют уже сформированные учебные группы;
2. Жюри, которое оценивает участие в конкурсах, формируется из детей 2го года обучения, желающих оценивать игру.
3. Двое ведущих из учеников 2-го года обучения.
4. Могут быть приглашены зрители.
Каждая команда получает от педагога 2 предварительных задания:
1. Выбрать капитана своей команды и придумать название команде.
2. Оформить выставку вязаных работ своей команды.
Заранее следует подготовить ведущих для проведения игры.
Педагог заранее готовит бланк для баллов и замечаний для каждого представителя жюри (см. Приложение 1). За каждый правильный ответ начисляются баллы, в графе с названием конкурса рисуются клубочки.
Бывает, что соревновательность в игре приводит к конфликтам между командами или отдельными игроками, поэтому для регулирования поведения вводятся штрафные очки, которые учитываются в бланках жюри. В графе штрафные баллы рисуется моль. Участники состязания должны быть ознакомлены с правилами игры до начала состязания. С правилами выполнения конкурсов игроков знакомят ведущие в ходе мероприятия.
Для 1-го конкурса необходимо изготовить карточки «Сундучок пряжи» (см. Приложение 2).
Для 2- го конкурса необходимо приготовить запутанные клубки пряжи.
Для 3-го конкурса надо сделать карточки «Из какого клубка вяжет сова?» (см. Приложение 3).
Для 4-го конкурса понадобятся карточки с изображением крючка (см. Приложение 4).
Для 5-го конкурса понадобятся карточки с загадками (см. Приложение
5).
Для 6-го конкурса понадобятся карточки для проверки знания условных обозначений (см. Приложение 6).
Для 8-го конкурса понадобятся карточки «Отгадай имя кота» (см.
Приложение 7).
Для 9-го конкурса понадобятся карточки «Собери узоры» (см.
Приложение 8).
Для 10-го конкурса понадобятся карточки «Народная мудрость» (см. Приложение 9).
Для 11-го конкурса понадобятся альбомные листы, карандаши, фломастеры и карточки с условными обозначениями (см. Приложение 10).
План сценария игры-состязания можно разделить на 3 условные части:
1. Приветствие, представления команд.
2. Участие команд в конкурсах.
3. Подведение итогов и награждение команд.
К организации награждения команд привлекаются родители.
Ход мероприятия:
На сцене появляются двое: с одной стороны - Крючок, с другой - Клубок.
Крючок:
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим состязание для тех, кто полюбил вязание. Давайте знакомиться! Клубок:
Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я — не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь — и под комод.
(клубок)
Крючок:
Я вязать вас научу
Хоть один я, погляжу,
Но получится у вас
Все вещицы просто класс!
(крючок)
Крючок: Молодцы!
Клубок:
Умение вязать – оно бесценно – это факт!
Всего-то дел – возьми крючок, клубок!
Придумай образ, цвет, узор, идею
И ты художник собственной аллеи!
Где растут цветы, которые не вянут,
Где ажурное море вдали синеет, Феи, игрушки с тобой играют!
И это все можешь лишь ты Рукодельница нашей страны!
Крючок: Участникам нашего состязания мы хотели бы пожелать достигнуть совершенства в искусстве вязания.
Клубок: Состязание проводится между двумя командами. Капитаны команд, представьте нам, пожалуйста, свои команды!
(Представление команд)
Крючок: А теперь представляю наше жюри!
(Представление жюри)
Клубок: Уважаемое жюри! Будьте строгими и справедливыми судьями!
(Выдается бланк зачетов и замечаний - см. Приложение 1) Крючок: Что для вязания важней? С чего начнем?
Клубок: Конечно с меня! Давайте заглянем в мой сундучок с пряжей!
Крючок: Да, да! Это - первый шаг к рукоделию!
Клубок: В сундучке перепутались все названия пряжи. Названия пряжи уже вписаны в клеточки в виде сплошной ломаной линии (линии меняют направление только под прямым углом). Найди их и зачеркни!
Из оставшихся букв сложите кодовое слово. (Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 2)
На поиски дается обеим командам по 5 минут.
Крючок: И так начали!
(Команды сдают листочки с ответами)
Крючок: Правильно кодовое слово «СПИЦЫ». Это мои лучшие подружки!
Клубок: Ой, ребята помоги мне. У меня есть спутанные клубки – размотайте их! Это будет 2 задание!
(Участники распутывают пряжу, мотают клубки) Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.
(Предварительное выступление жюри).
Крючок: У меня есть подруг Сова, которая очень любит вязать. Она мне прислала фотографию. Только я не понимаю, с какого клубка она вяжет.
Отгадайте! Это 3 задание.
(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 3)
На поиски дается обеим командам по 3 минуты.
(Команды сдают листочки с ответами)
Клубок: Ничего не получится связать у тех, кто не знает инструменты для вязания и не умеет ими правильно пользоваться.
Крючок: Следующее задание 4. Необходимо подписать части крючка.
(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 3)
На задание дается обеим командам по 3 минуты.
(Команды сдают листочки с ответами)
Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.
(Предварительное выступление жюри).
Клубок: А следующий конкурс - конкурс капитанов!(5 конкурс). Каждый капитан выбирает карточку с клубком, на обратной стороне которой загадка.
Все загадки про инструменты, которые пригодятся на занятиях по вязанию.
( Стартует капитан команды, команда которого проигрывает).
Крючок: Капитан … команды, зачитайте загадку …
Клубок: Если не сможете ответить, то загадка предлагается капитану другой команды.
(Трудные отгадки сообщаются ведущими)
(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 5)
Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.
(Предварительное выступление жюри).
Клубок: Следующее задание на знание условных обозначений. Необходимо сопоставить условное обозначение с его расшифровкой. На пересечениях соответствующих строк и столбцов стоят буквы, из которых сложится ключевое слово (6 конкурс).
(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 6)
На поиски дается обеим командам по 3 минуты
(Команды сдают листочки с ответами)
Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.
(Предварительное выступление жюри).
Крючок:
Если я вязать устану,
Тут зарядка помогает
Руки вверх я подниму И немного пошалю. Могу попрыгать я на месте, А лучше нам всем вместе!
Клубок: Каждой команде необходимо провести физминутку! (7 конкурс)
(Команды проводят физминутки)
Клубок: А у меня котенок опять запутал клубок. Отгадайте, как зовут котенка? (8 конкурс)
(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 7)
На поиски дается обеим командам по 3 минуты.
(Команды сдают листочки с ответами)
Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.
(Предварительное выступление жюри).
Крючок: Ребята, а я опять прошу вашей помощи. У меня перепутались все мои любимые схемы и их изображения. Помогите мне их соединить! (9 конкурс).
(Раздаются карточки с заданиями см. Приложение 8)
На поиски дается обеим командам по 3 минуты.
(Команды сдают листочки с ответами)
Клубок: Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Крючок: Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части. Если все будет сделано правильно, то из буквосочетаний, расположенных возле вторых частей, сложится еще одна пословица (10 конкурс).
(Команды получают наборы половинок пословиц см. Приложение 9 и составляют пословицы).
(Команды сдают составленные пословицы жюри) Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов.
(Предварительное выступление жюри).
Клубок: Дорогие рукодельницы. Вы умеете с помощью крючка и пряжи создавать замечательные изделия: салфетки, игрушки, цветы и даже картины! А следующее задание – вы должны нарисовать картину, используя только условные обозначения! Капитаны команд выбирают карточки с обозначениями, которыми будете «рисовать» (11 конкурс).
(Каждый капитан берет по три карточки с условными обозначениями см. Приложение 10. Ведущие раздают альбомные листы, карандаши и фломастеры)
На рисунок дается обеим командам по 5 минуты.
(Команды сдают готовые рисунки)
Клубок: Строгому, но справедливому жюри пришло время объявить о результатах сегодняшнего состязания.
(Жюри объявляет команду - победительницу)
Крючок: Подведены итоги состязания рукодельниц.
Клубок: Настало время награждать…
Крючок: Мы видим, что вы любите вязать,
И рады вам призы вручать!
(Вручение призов).
Клубок: Мы дарим пожелания свои для всех:
Вяжите! Пусть сопутствует большой-
большой успех!
Приложение 1
Бланк баллов и замечаний для жюри
|
обозначения |
|
|
|
7 |
Зарядка для рукодельниц |
|
|
|
8 |
Отгадай имя кота |
|
|
|
9 |
Собери узоры |
|
|
|
10 |
Народная мудрость |
|
|
|
11 |
Веселая картина |
|
|
|
12 |
Итоги конкурса |
|
|
|
Приложение 2 Карточки для конкурса «Сундучок пряжи»
В сундучке перепутались все названия пряжи. Названия пряжи уже вписаны в клеточки в виде сплошной ломаной линии (линии меняют направление только под прямым углом). Найди их и зачеркни!
Из оставшихся букв сложи кодовое слово.
с |
п |
а |
н |
ш |
е |
л |
ш |
е |
р |
г |
и |
ц |
к |
в |
м |
с |
о |
л |
ё |
н |
и |
о |
т |
р |
к |
а |
ш |
с |
х |
ь |
к |
а |
р |
е |
к |
е |
р |
а |
к |
и |
м |
о |
з |
а |
ы |
р |
и |
л |
Ответы: шерсть, лен, акрил, хлопок, вискоза, ангорка, кашемир, шелк, мохер.
Кодовое слово: спицы.
Приложение 3
Карточка к конкурсу «Из какого клубка вяжет сова?»
Задание: отгадай, с какого клубка вяжет сова. Обведи его в круг!
Приложение 4
Карточка к конкурсу «Части крючка»
Задание: Подпишите части крючка.
Номер части |
Название |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Ответы:
Приложение 5
Карточки к конкурсу капитанов
1 |
Вечно он к клубку цепляется, Размотать его старается. Это тонкий старичок- Металлический … |
2 |
То назад, то вперед Ходит-бродит пароход. Остановишь - горе: Продырявит море. |
3 |
Две тонкие сестрицы, Сестрицы- мастерицы, Дружно вяжут петельки- Будет шарфик Петеньке |
4 |
Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали! |
5 |
Тонкая и прыткая, Дружбу водит с ниткою, Вверх и вниз летает — Шьёт и пришивает. |
6 |
Пляшу по горнице С работою моею, Чем больше верчусь, Тем больше толстею |
7 |
Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать. Не играйте с нами, дети: Можем больно наказать! |
8 |
В снежном поле, на дороге, Мчится конь мой одноногий. И на много, много лет Оставляет черный след. |
Ответы: 1- крючок; 2- утюг; 3- спицы; 4- прялка, 5- иголка, 6- веретено, 7 – ножницы; 8- карандаш.
Приложение 6
Карточки к конкурсу на знание условных обозначений
Задание: свяжите условное обозначение с его расшифровкой. На пересечениях соответствующих строк и столбцов стоят буквы, из которых сложится ключевое слово.
|
о |
| |
|
|
|
|
Воздушная петля |
к |
в |
д |
г |
ц |
э |
Столбик с накидом |
ы |
я |
у |
й |
л |
б |
Пико |
ф |
о |
з |
в |
ч |
у |
Столбик без накида |
ц |
я |
б |
т |
с |
б |
Столбик с двуми накидами |
ч |
с |
и |
о |
б |
и |
Столбик с тремя накидами |
ц |
к |
я |
л |
д |
ж |
Ответ: кодовое слово «клубок»
Приложение 7
Карточки к конкурсу «Отгадай имя кота»
Задание: какое имя подобрали котенку хозяева? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, сложи из букв ключевое слово.
Ответ: Тимоха.
Приложение 8
Карточки к конкурсу «Собери узоры»
Задание: соотнесите схему узора с его изображением.
Инструкция: в бланке ответа ученик ряд с отпечатанными цифрами (номер схемы) ставит число соответствующего изображения узора.
|
Схема узора |
|
Фото узора |
|
1 вариант |
||
1 |
1 |
||
2 |
2 |
||
3 |
3 |
4 |
4 |
||
|
2 вариант |
||
1 |
1 |
||
2 |
2 |
||
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
Бланк ответов
1 вариант |
2 вариант |
1 - |
1 - |
2 - |
2 - |
3 - |
3 - |
4 - |
4 - |
Ответы:1 вариант:1 – 4,2 – 3, 3 – 1, 4 – 2; 2 вариант – 1 – 3, 2 – 1,3 – 4,4 – 2.
Приложение 9
Карточки к конкурсу «Народная мудрость»
Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части. Если все будет сделано правильно, то из буквосочетаний, расположенных возле вторых частей, сложится еще одна пословица.
№ |
Первая часть пословицы |
Вторая часть пословицы |
Кодовое слово |
1 |
Острый топор |
а зло забывай |
АЧ |
2 |
Без кота |
воды берегись |
НИ |
3 |
В баню идти |
и дуб рубит |
СВ |
4 |
Где здоровье, |
большой клад |
ЗА |
5 |
Добро помни, |
пару не бояться |
ГО |
6 |
Есть клев, |
рубля дороже |
НЕ |
7 |
Каждая река |
таков и сын |
ШЬ |
8 |
Ласковое слово |
мышам раздолье |
ОЕ |
9 |
Мир да лад - |
далеко не уедешь |
МЕ |
10 |
На чужом коне |
так будет и улов |
УЖ |
11 |
Огня бойся, |
к морю течет |
ИМ |
12 |
Каков отец, |
там и красота |
УМ |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: своего ума чужим не заменишь.
Задание для команды №2
Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части. Если все будет сделано правильно, то из буквосочетаний, расположенных возле вторых частей, сложится еще одна пословица.
№ |
Первая часть пословицы |
Вторая часть пословицы |
Кодовая часть |
1 |
Кто сам врет |
еда вкуснее |
КН |
2 |
Где много слов |
добывай в бою |
ШЬ |
3 |
Добрый человек |
опасный враг |
АК |
4 |
Кошке игрушки |
руки сделали |
СИ |
5 |
За общим столом |
добру учит |
БИ |
6 |
Неверный друг |
столько умов |
ОР |
7 |
Долог день до вечера |
другим не верит |
НЕ |
8 |
Сколько голов |
а дело лучше |
ДИ |
9 |
Поднявший меч |
там мало дел |
РУ |
10 |
Глаза облюбовали |
от меча и погибнет |
ОМ |
11 |
Совет хорош |
а мышке слезы |
СУ |
12 |
Славу свою |
коли делать нечего |
ОТ |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: не руби сук, на котором сидишь.
Приложение 10
Карточки для конкурса «Веселая картина»
1. Андреева, Р. П. Новые узоры для вязания крючком / Р. П. Андреева. – СПб.: Регата, Издательский ДОМ «Литера», 2013. – 192 с.
2. Андрукович, М. К. Вечера с вязанием / М. К. Андрукович. – М.:ОДО «Хэлтон»,2011.
3. Волшебный клубок. – М.: АСТ, Астрель, 2013. – 240 с.
4. Каминская, Е. А. Вязание. Полная энциклопедия узоров / Е. А.
Каминская. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 332 с.
5. Полная энциклопедия. Вязание крючком. Наглядный самоучитель: шаг за шагом: пер. с англ. / Ким П. Веркер, Сесили Кейм. – М.: АСТ:
Астрель, - 2013. – 288 с.
Интернет-ресурсы:
1. Вязание крючком - http://kru4ok.ru/
2. Загадки – http://загадку.рф/
3. Планета вязания - http://knitplanet.ru/
4. Русские пословицы и поговорки – http://www.rusaying.ru/
31
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.