Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское учреждение дополнительного образования-центр внешкольной работы»
ДЮК «ЗАРЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ЧАСА
«4 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Составитель:
Педагог-организатор
Коцюба Анатолий Николаевич
г. Луганск
ДЮК «ЗАРЯ»
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………
1. Цель, результативность, оборудование ……………………….
2. Ход информационного часа……………………………………
Заключение……………………………………………………………...
Список используемой литературы …………………………………..
Интернет – ресурсы …………………………………………………...
Приложения:……………………………………………………………..
приложение 1. Презентация к урок
Введение
Занятие информационного часа, посвященный Дню народного единства, проводился в целях воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучения истории своего народа; воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной, уважения к государственным праздникам России.
Информационного час проводится в форме интеллектуальной экскурсии в прошлое по страницам истории XVII века. информационный час сопровождается презентацией и отрывком из фильма «Смутное время».
Тема: «Четвертое Ноября - день народного единства»
Цель информационного часа:
· познакомить учащихся с историей происхождения и значимости Дня народного единства;
· показать единство народов, которое спасло Россию от иностранного порабощения в начале 17 века;
· воспитание гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины.
Результат информационного часа.
В результате проведения информационного часа, обучающиеся должны знать и уметь:
· понимать свою гражданскую идентичность
· проявлять патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народов России.
Оборудование:
· мультимедийный проектор;
· компьютер;
· презентация;
· видеофрагмент («Смутное время»).
Ход информационного часа: 1. Организационный момент 2. Объяснение нового материала
Слайд 1.
День народного единства — российский национальный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Сегодня вы познакомитесь с историей этого праздника, героями и событиями, положившими начало празднования этого праздника.
Слайд 2.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Слайд 3.
Эти строки отражают историческое время смутного времени. Страшного времени России начала 17 века. Но давайте окунемся в эти события и наглядно увидим то, что пережили наши предки (просмотр отрывка из фильма « Смутное время»).
Слайд 4.
Почему
же происходившие исторические события носят название смутного времени? Смутным
временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать
лет конца XVI – начала XVII веков.
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С
его смертью и наступило в России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII
столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.
В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят…
За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.
В
стране назревало недовольство. Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который
пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии
Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.
Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли
войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за
сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий,
которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом
Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с
почестями встречен в Москве. Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в
Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей
оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это
не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве
зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались
в царские покои и убили самозванца. Заговор по свержению Лжедмитрия 1
возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули»
новым царем. В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения
в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. Но, как и первого
самозванца его постигла трагическая участь: он был убит. Власть в стране
перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским.
Правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского
короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20
на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были
открыты, в столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.
Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков.
Слайд 5.
В 1611 году было сформировано народное ополчение. Военное руководство принял князь Д.М. Пожарский, а Кузьма Минин возглавил сбор средств на создание народного ополчения.
Слайд 6.
Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. Москва была освобождена. Смутное время подходило к своему завершению.
Слайд 7.
20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).(200 летию праздника)
Фигуры
Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен
сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой
подает Пожарскому меч.
На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому
благодарная Россия. Лета 1818».
Слайд 8-9.
На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей.
Вторая
картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Слайд 10.
Современники приписывают освобождение Москвы в 1612 году заступничеству Богородицы. Икона Божией Матери явилась в городе Казани - отсюда ее и название. Эта икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским. Перед боем Дмитрий Пожарский дал обет, что после изгнания врагов построит в Москве церковь во имя Казанской Божией Матери. Обет был исполнен.
В 1649 году указом Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, связанный с освобождением Москвы от захватчиков, который праздновался до 1917 года.
Слайд 11. Собор Казанской божией Матеи на Красной площади.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
В начале 17 века страна была спасена простыми людьми, которые добровольно, бескорыстно, в силу готовности к самопожертвованию, стали на защиту отечества. Именно тогда впервые на политическую арену вышло народное ополчение – удивительный феномен отечественной истории, неповторимое проявление русской души, сыгравшее главную толь в судьбе России, неоднократно заявившее о себе и в период Отечественной войны 1812 г. и в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. ополчение стало символом нашей России, проявлением любви к родине.
Народное единство было восстановлено почти на три века, в течение которых Россия не переживала гражданских смут такого масштаба.
Каждый человек должен внести свою лепту в общее дело – возрождения Великой России. Новый праздник – это день единения россиян, верящих в светлое будущее России, беззаветно служащих его приближению.
Рефлексия
Учащиеся выражают своё отношение к празднику – Дню народного единства.
Заключение
В результате проведенного информационного часа, обучающиеся не только смогли пополнить запасы своих знаний в истории России, но и смогли виртуально совершить экскурсию в прошлое, увидеть исторические события периода смутного времени.
Анализирую участие обучающихся, в информационном часе, можно сделать вывод, что проведенный информационный час не только был познавательным, интересным, но и заставил многих задуматься о собственном отношении к наследию России, ее богатой истории.
Мероприятия с подобной тематикой формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность у обучающихся. Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных целей и формировании таких компетенций как:
· организация собственной деятельности,
· определять методы и способы выполнения поставленных задач - принимать ответственные решения;
· осуществлять поиск, анализ и оценку информации.
Следовательно, можно сделать общий вывод по информационному часу: проведенный информационного часа в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.
Список используемой литературы
1. Алексеев Михаил. Праздник войны и мошны. «Коммерсантъ- Власть». 2005,№ 44 (647).
2. Баймухаметов Сергей. Хороший Минин при плохой игре. 4 ноября- День народного единства против кремлёвских бояр.- «Новая газета». 2005, № 82, 03. 11.
3. Громов Андрей. Что мы празднуем 4 ноября? Эксперт. 2005, № 42
4. Кузьма Минич Минин. Редакционная статья. «Родина». 2005, № 11.
5. Межрелигиозный совет России ещё раз разъяснил суть нового праздника- Дня народного единения. Сайт «Мир религий».-
http://www.religio.ru/arch/04Nov2005/news/11548.html
1. Новый российский праздник: что празднуем и почему?- Программу «Темы дня» ведёт Владимир Кара- Мурза.- Радио «Свобода», 04. 11. 2005.- http://www.svoboda.org/ll/grani/1105/ll.110405-1.asp
2. Широкорад Александр. Тайны нового праздника 4 ноября. Мифы, вновь возрождённые, теснят мифы, вышедшие из употребления. «Независимое военное обозрение». 2005, № 42, 3 ноября.-
http://nvo.ng.ru/printed/history/2005-11-03/1_tainy.html.
Интернет- ресурсы
1. Межрелигиозный совет России ещё раз разъяснил суть нового праздника- Дня народного единения. Сайт «Мир религий».-
http://www.religio.ru/arch/04Nov2005/news/11548.html
1. Новый российский праздник: что празднуем и почему?- Программу «Темы дня» ведёт Владимир Кара- Мурза.- Радио «Свобода», 04. 11. 2005.- http://www.svoboda.org/ll/grani/1105/ll.110405-1.asp
2. Широкорад Александр. Тайны нового праздника 4 ноября. Мифы, вновь возрождённые, теснят мифы, вышедшие из употребления. «Независимое военное обозрение». 2005, № 42, 3 ноября.-
http://nvo.ng.ru/printed/history/2005-11-03/1_tainy.html.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.