МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конкурс «Читаем Тургенева», посвященный 205 - летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конкурс «Читаем Тургенева», посвященный 205 - летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

Оценка 5
docx
07.12.2023
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конкурс «Читаем Тургенева», посвященный  205 - летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева
Читаем И.С.Тургенева.docx

 

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДАЮ

методического совета                                       Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)

Протокол № ____ от ________20__г.                                  ФГБОУ ВО «ЮГУ»

_________ Джежелий А.А.

«______»______20___г.

 

 

 

 

                                                                                          

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конкурс «Читаем Тургенева», посвященный  205 - летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель

русского языка и литературы

Абдулманафова Г.С.

 

 

 

 

 

2023г.

 

Содержание

 

1.     Введение……………………………………………………………………..….....3

2.     Основная часть…………………………………………………………………....4

3.     Заключение………………………………………………………………….…...12

4.     Список литературы ..…………………………..………………………...…..….13

5.     Приложение 1……………………………………………………………….…...14

6.     Приложение 2……………………………………………………………….…...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

 

В данной методической  разработке рассматривается творческий диалог современной русской литературы с личностью и творчеством классика XIX века – И.С. Тургенева. Традиции этого писателя, его влияние на литературу ХХ  века изучались многими учеными в разные десятилетия, которые предписали свой отпечаток на современное видение образа писателя, его судьбы, его произведений.

Методическая разработка включает в себя следующий подробный сценарий литературной гостиной: введение, основную часть, заключение и список литературы.

Актуальность  мероприятия: актуальность состоит в том, чтобы через прочтение литературы ХХI века приблизить современного читателя к литературе XIX века, увидеть  и интерпретировать образ «Тургеневских девушек» в современном прочтении.

Цели конкурса:

1. Образовательные:  рассмотреть образ «тургеневских девушек» через произведения «Накануне», «Дворянское гнездо», «Рудин»; расширение литературного познания обучающихся, предусмотренного программой.

2. Развивающие:   развивать монологическую и диалогическую  речь;  навыки художественно-эстетической деятельности; формирование мировоззрения обучающихся; актёрское мастерство.

3. Воспитательные: воспитывать интеллектуально развитую личность.

 

Задачи конкурса:

1. Изучить критические статьи о «Тургеневских девушках» в творчестве И.С. Тургенева.
2. Выявить черты «Тургеневских девушек» через взаимоотношения героев в творчестве писателя.

Практическая деятельность включает в себя следующие вопросы:

1. Знакомство с биографией И.С. Тургенева

2. Изучение специальной литературы, выход в Интернет.

Оборудование: компьютерная презентация.

В основе сценария — тексты произведений И.С. Тургенева: романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Музыкальное сопровождение: романс «Утро туманное, утро седое…», романс «При дороге ивы, ивушки…» из к/ф «Дворянское гнездо» (автор текста Н. Кончаловская, муз. В. Овчинникова),  вальс «Вечерняя звезда» (Йозеф Ланнер).

Форма мероприятия: театрализованная постановка.

Участники - обучающиеся 1-2 курсов
Дата: 09.11.2023

 

 

 

 

 

 

1.     Основная часть

 

Ведущая 1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать вас на конкурсе «Читаем Тургенева», посвященного 205-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.

Ведущий 2. Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21

Сегодня мы собрались, чтобы провести конкурс и показать, что интерес к чтению русской литературы у нас не угас.

Ведущая   1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

Позвольте представить жюри конкурса:  Ананьева Вера Алексеевна, Богуцкая Ирина Николаевна, Казанцева Ксения Владимировна, Никитина Лидия Васильевна, Тарасенко Лилия Васильевна

Ведущий 2. Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21
Выступления оцениваются по следующим параметрам:
выбор текста произведения (сложность), грамотность прочтения, артистизм исполнителя, глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

Чтец 1. Абатурова Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31

Уже почти два века среди литературоведческих терминов существует понятие  - «Тургеневская девушка», которое появилось на основе образов и характеров героинь великого писателя-классика Тургенева. «Тургеневская девушка»  — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких описанных им женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов.

Чтец  2. Минниахметова  Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31

На эту тему написано немало критических статей и исследовательских работ. Красота «Тургеневских девушек» заключается в уникальности героинь, сам Иван Сергеевич писал: «Красота разлита повсюду… Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности».

Чтец  3. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31

Так какими же представлены «Тургеневские девушки» в произведениях классика и в чём их индивидуальность? Писатель наделил своих книжных героинь тонкой женственностью,  романтичностью и мечтательностью. Возможно, на первый взгляд «Тургеневские девушки» и кажутся очень хрупкими и нежными, но на самом деле они обладают огромной силой характера, решительностью, целеустремлённостью и  даже способны  на самопожертвование. Они имеют богатый внутренний мир, который не каждый сможет постичь.

Чтец  4. Таджиева Шохзода, обучающаяся группы 4РЭ31

Важной особенностью «Тургеневских девушек» является и то, что они не очень привлекательны внешне, тем не менее, обладают своим магнетизмом, который способен влюбить молодого человека в героиню. Тургенев размышлял: "... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?" Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она "многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит".

Современная девушка 1. Пугачева Анна, обучающаяся группы 4РЭ21 (с книжкой Тургенева в руках).

Помню, в мае, мы девятиклассницы, готовились к очередному экзамену в школе. Шум весны за окнами мешал сосредоточиться и вносил смуту в наши души.

Современная девушка 2.  Плугатырёва Дарья,9 обучающаяся группы 4РЭ31 .

(набирая что-то в сотовом телефоне и не отрываясь от него). Почему бы тебе не сменить причёску? Теперь тургеневские девушки не в моде.

Современная девушка 1. Пугачева Анна, обучающаяся группы 4РЭ21 

Эти слова своей одноклассницы я теперь всё чаще вспоминаю, глядя на современных девчонок, которые в большинстве своем и понятия не имеют, что это такое — «тургеневская девушка». Оказывается, тургеневская девушка - это состояние души, не зависящее ни от длины волос, ни от фасона платья, ни от времени. «Тургеневская девушка» -  это абсолютно русское понятие. Это жертвенность и самоотречение. Чистота и благородство. Удивительно точно это состояние передал поэт Серебряного века Константин Бальмонт:

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали...

Современная девушка 2. Плугатырёва Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31

«Тургеневская девушка» умна, богато одарена, не испорчена светом. Она сохраняет чистоту чувств, простоту и сердечную искренность. В ней нет ни капли фальши и лицемерия. Она сильна духом и способна к трудным свершениям. 

 

Ведущая 1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

И всё же, какая она, тургеневская девушка, что в ней необычного, запоминающегося на всю жизнь?

 

Звучит романс «Утро туманное, утро седое…».

Открывается занавес. Одна за другой на сцене появляются девушки.

 

Ведущий 2. Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21

Наталья Ласунская.  «Глядела внимательно, почти пристально… На лице ее выражалась… внутренняя работа мыслей… Страсти в ней сильные и характер тоже ой-ой!». Честная, сильная, страстная семнадцатилетняя Наталья Ласунская знает наизусть всего Пушкина.

Ведущая 1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

Лиза Калитина. «Взгляд честный и невинный...», «Глаза…светились тихим вниманием и добротой…». Лиза Калитина «вся проникнута чувством долга», музыкой, любовью к Богу.

Ведущий 2. Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21

Елена Стахова. «Внимательный, немного пугливый, но ясный…взор». Елене Стаховой с детства свойственна жажда «деятельного добра».

Ведущая 1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

 

Уже только по взгляду можно говорить о героинях, как о чутких, умных, порядочных, добрых девушках. Героини Тургенева не всегда красивы, но, как говорится, «не ищи красоты, а ищи доброты».

Ведущий 2. Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21

Но, наверное, мы никогда не смогли бы понять, красоту и величие тургеневской героини, если бы не любовь в жизни каждой из них. Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя и образ «тургеневской любви».

Звучит романс «При дороге ивы, ивушки…» из к/ф «Дворянское гнездо» (автор текста Н. Кончаловская, муз. В. Овчинникова).

Ведущая 1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

Все тургеневские герои проходят испытание любовью своего рода проверку на жизнеспособность. И чаще всего победителем в этом испытании бывает героиня.

Ведущий 2. Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21

Каждая из этих девушек была готова на жертву, но не все герои были способны её принять.

Ведущая 1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

Наталья Ласунская, героиня тургеневского романа «Рудин» принимает за чистую монету красивую словесную игру главного героя. Она влюбляется в этого “холодного” юношу, который только “прикидывается пламенным”. Она была готова пойти за своим избранником, куда угодно, отказавшись от комфорта и материального благополучия. Любовь Натальи оказывается сильнее тех чувств, которые испытывает к ней Дмитрий…

 

Сцена из романа «Рудин».  Дмитрий Рудин и Наталья Ласунская (Муллабаев Диёрбек, Чудайкина Александра, обучающиеся  группы 4ТЭО31)

 

Ласунская. Дмитрий Николаич, нам время терять некогда. Я пришла на пять минут. Я должна сказать вам, что матушка все знает. Она вчера позвала меня к себе.

Рудин. Боже мой! Это ужасно… Что же сказала ваша матушка?

Ласунская. Она не сердилась на меня, не бранила меня, только попеняла мне за мое легкомыслие.

Рудин. Только?

Ласунская. Да, и объявила мне, что она скорее согласится видеть меня мертвою, чем вашей женою.

Рудин. Неужели она это сказала?

Ласунская. Да, и еще прибавила, что вы сами нисколько не желаете жениться на мне, что вы только так, от скуки, приволокнулись за мной и что она этого от вас не ожидала…

Рудин. А вы, Наталья Алексеевна, что вы ей ответили?

Ласунская. Что я ей ответила? — повторила Наталья. — Что вы теперь намерены делать?

Рудин. Вы меня спрашиваете, Наталья Алексеевна, что я намерен делать? У меня голова кругом идет — я ничего сообразить не могу… Удивляюсь, как вы можете сохранять хладнокровие!..

Ласунская. Вы думаете, мне легко?

Рудин. Ваша матушка вас не расспрашивала?

Ласунская. Она меня спросила, люблю ли я вас.

Рудин. Ну… и вы?

Ласунская. Я не солгала.

Рудин. Всегда, во всем благородна и великодушна! О, сердце девушки — это чистое золото! Но неужели ваша матушка так решительно объявила свою волю насчет невозможности нашего брака?

Ласунская. Да, решительно. Я уж вам сказала, она убеждена, что вы … не думаете жениться на мне.

Рудин. Стало быть, она считает меня за обманщика! Чем я заслужил это?

Ласунская. Дмитрий Николаич! Мы тратим попусту время. Я пришла сюда не плакать, не жаловаться, вы видите, я не плачу, я пришла за советом.

Рудин. Да какой совет могу я дать вам, Наталья Алексеевна?

Ласунская. Какой совет? Вы мужчина; я привыкла вам верить, я до конца буду верить вам. Скажите мне, какие ваши намерения?

Рудин. Мои намерения? Ваша матушка, вероятно, откажет мне от дому.

Ласунская. Может быть. Она уже вчера объявила мне, что должна будет раззнакомиться с вами… Но вы не отвечаете на мой вопрос.

Рудин. На какой вопрос?

Ласунская. Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?

Рудин. Что нам делать? — возразил Рудин, — разумеется, покориться.

Ласунская. Покориться.

Рудин. Покориться судьбе. Что же делать! Я слишком хорошо знаю, как это горько, тяжело, невыносимо; но посудите сами, Наталья Алексеевна, я беден… Правда, я могу работать, нов состоянии ли вы перенести гнев вашей матери?.. Нет, Наталья Алексеевна; об этом и думать нечего. Видно, нам не суждено было жить вместе, и то счастье, о котором я мечтал, не для меня! Я уеду… Вы утешьтесь…

Ласунская. Вы мне говорите, чтобы я утешилась, я не о том плачу, о чем вы думаете… Мне больно то, что я в вас обманулась… Я прихожу к вам за советом, и первое ваше слово: покориться…

Рудин. Но, Наталья Алексеевна, вспомните… я не отказываюсь от слов моих… только…

Ласунская. Вы спрашивали меня, что я ответила моей матери, когда она объявила мне, что скорее согласится на мою смерть, чем на брак мой с вами: я ей ответила, что скорее умру, чем выйду за другого замуж… А вы говорите: покориться! Стало быть, она была права: вы точно, от нечего делать, от скуки, шутили со мной…

Рудин. Клянусь вам, Наталья Алексеевна… уверяю вас…

Ласунская. Вы так часто говорили о самопожертвовании, но знаете ли, если б вы сказали мне сегодня, сейчас: «Я тебя люблю, дай мне руку и ступай за мной», знаете ли, что я бы пошла за вами, знаете ли, что я на все бы решилась? Но, верно, от слова до дела у вас далеко, и вы теперь струсили…

Рудин. Вы слишком раздражены теперь, Наталья Алексеевна, вы не можете понять, как вы жестоко оскорбляете меня. Я надеюсь, что со временем вы отдадите мне справедливость…

Ласунская. Может быть, может быть, вы правы; я не знаю, что говорю. Но я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила… Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что я люблю вас, я знала, что значит это слово: я на все была готова… Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься.

Рудин. Остановитесь, ради бога, Наталья Алексеевна, умоляю вас. Наталья Алексеевна, вы уходите? Неужели мы так расстанемся?

Ласунская. Боже мой, когда я шла сюда, я мысленно прощалась с моим домом, со всем моим прошедшим, — и что же? кого я встретила здесь? малодушного человека… Вы ли это, вы ли это, Рудин? прощайте…

 

Ведущий 2. Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21

Героиню романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» отличает способность любить глубоко и самозабвенно. Её избранник окажется женатым человеком. Но чистая совесть окажется для Лизы самым важным критерием счастья. Мечтательная и поэтичная, она станет решительной и целеустремленной, когда это потребуется в суровой и жестокой жизни.

 

Сцена из романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина и Фёдор Лаврецкий (Чумакина Виолетта,  Шинин Артём, обучающиеся группы 4РЭ32)

 

Лаврецкий. Вот как мы должны были увидеться, 

Лиза. Да, мы скоро были наказаны.

Лаврецкий. Наказаны.  За что же вы-то наказаны?

Лиза. Вы мне написали: все кончено,  да, все кончено прежде чем началось.

Это все надо забыть,  я рада, что вы пришли; я хотела вам написать, но этак лучше. Нам обоим остается исполнить наш долг. Вы, Федор Иваныч, должны примириться с вашей женой.

Лаврецкий. Лиза!

Лиза. Я вас прошу об этом; этим одним можно загладить… все, что было. Вы подумаете и не откажете мне.

Лаврецкий. Лиза, ради бога, вы требуете невозможного. Я готов сделать все, что вы прикажете; но теперь примириться с нею!.. Я согласен на все, я все забыл; но не могу же я заставить свое сердце… Помилуйте, это жестоко!

Лиза. Я не требую от вас… того, что вы говорите; не живите с ней, если вы не можете; но примиритесь.  Вспомните вашу дочку; сделайте это для меня.

Лаврецкий. Хорошо,  это я сделаю, положим; этим я исполню свой долг. Ну, а вы в чем же ваш долг состоит?

Лиза. Про это я знаю.

Лаврецкий. Уж не собираетесь ли вы выйти за Паншина? 

Лиза. О нет! 

Лаврецкий. Ах, Лиза, Лиза!  как бы мы могли быть счастливы!

Лиза. Теперь вы сами видите, Федор Иваныч, что счастье зависит не от нас, а от Бога. Я… я хочу... Я хочу идти в монастырь.

Лаврецкий. Опомнитесь, что Вы это, бог с Вами.

Лиза. Нет, не говорите так; я решилась, я молилась, я просила совета у Бога; все кончено, кончена моя жизнь… Такой урок нам недаром; да я уж не в первый раз об этом думаю. Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье… Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил путём неправедным; я знаю все. Все это отмолить надо. Не удерживайте меня…

Лаврецкий. Лиза, — неужели мы расстаемся навсегда, сердце мое разрывается,  дайте хоть мне вашу руку на прощание.

Лиза. Нет,  Лаврецкий не дам я вам моей руки. К чему? Отойдите, прошу Вас. Вы знаете, я вас люблю… да, я люблю вас,  но нет… нет.

Лаврецкий. Неужели вы мне не скажете больше ни одного слова?..

Лиза. Федор Иваныч, вот вы теперь идете возле меня… А уж вы так далеко… далеко от меня. И не вы одни, а…

Лаврецкий. Договаривайте, прошу Вас!  что вы хотите сказать?

Лиза. Довольно, прощайте. Не идите за мной.

Лаврецкий. Лиза. 

Лиза. Прощайте, прощайте! 

(Лиза уходит, Лаврецкий уходит следом)

 

Участники литературно-музыкальной композиции танцуют вальс

(Йозеф Ланнер Вальс «Вечерняя звезда»).

Сцена из романа «Накануне». Елена Стахова и Берсенев. (Казанчук Денис, Насырова Диана, обучающиеся группы 4РЭ21)

Елена. Скажите,  между вашими товарищами были замечательные люди?

Берсенев. Нет, Елена Николаевна, сказать вам по правде, не было между нами ни одного замечательного человека. Да и где! Было, говорят, время в Московском университете! Только не теперь. Впрочем,  я должен оговориться. Я знаю одного студента, — правда, он не моего курса, — это действительно замечательный человек.

Елена. Как его зовут? 

Берсенев. Инсаров, Дмитрий Никанорович. Он болгар.

Елена. Не русский?

Берсенев. Нет, не русский.

Елена. Зачем же он живет в Москве?

Берсенев. Он приехал сюда учиться. И знаете ли, с какою целью он учится? У него одна мысль: освобождение его родины.

Елена. Он говорит по-русски?

Берсенев. Как мы с вами. Турецкое правительство преследовало его на родине, и он, вероятно, в эти два года подвергался большим опасностям; я раз увидел у него на шее широкий рубец, должно быть, след раны; но он об этом говорить не любит. Он в своем роде молчальник. Я пытался его расспрашивать — не тут-то было. Он ужасно упрям. Он приехал в Россию, в Москву, с намерением получить образование, сблизиться с русскими, а потом, когда он выйдет из университета…

Елена. Что же тогда? — перебила Елена.

Берсенев. А что Бог даст. Мудрено вперед загадывать.

Елена. Вы очень заинтересовали меня своим рассказом.  Каков он из себя, этот ваш, как вы его назвали… Инсаров?

Берсенев. Как вам сказать? Да вот вы сами его увидите (Уходит).

Елена. Освободить свою родину!  Эти слова даже выговорить страшно, так они велики.

 

Ведущая 1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

Высшим идеалом самопожертвования можно назвать Елену Стахову из романа «Накануне», полюбившую болгарина Дмитрия Инсарова. Инсаров борется за освобождение Болгарии от турецкого ига. Восхищенная величием и грандиозностью этой цели, Елена не сможет остаться равнодушной к благородству души молодого болгарина и, став его женой, вместе с ним будет вести борьбу за освобождение его родины. Этому делу его жизни она посвятит всю свою жизнь.

Сцена из романа «Накануне».  Елена Стахова и Дмитрий Инсаров (Воропаева Александра,  Алмазов Дмитрий, обучающиеся  группы 4РЭ31)

Стахова. Дмитрий Никанорович! 

Инсаров. Вы! вы здесь! 

Стахова. Вы шли от нас? 

Инсаров. Нет… не от вас.

Стахова. Нет?  Так-то вы держите ваши обещания? Я вас ждала с утра.

Инсаров. Я вчера, вспомните, Елена Николаевна, ничего не обещал.

Стахова. Вы, стало быть, хотели уехать, не простившись с нами?

Инсаров. Да.

Стахова. Как? После нашего знакомства, после этих разговоров, после всего… Стало быть, если б я вас здесь не встретила случайно, так бы вы и уехали, и руки бы мне не пожали в последний раз, и вам бы не было жаль?

Инсаров. Елена Николаевна, пожалуйста, не говорите так. Мне и без того невесело. Поверьте, мое решение мне стоило больших усилий. Если б вы знали…

Стахова. Я не хочу знать, зачем вы едете… Видно, так нужно. Видно, нам должно расстаться. Вы без причины не захотели бы огорчить ваших друзей. Но разве так расстаются друзья? Ведь мы друзья с вами, не правда ли?

Инсаров. Нет.

Стахова. Как?.. 

Инсаров. Я именно оттого и уезжаю, что мы не друзья. Не заставляйте меня сказать то, что я не хочу сказать, что я не скажу.

Стахова. Вы прежде были со мной откровенны.  Помните?

Инсаров.Тогда я мог быть откровенным, тогда мне скрывать было нечего; а теперь…

Стахова. А теперь? 

Инсаров. А теперь… А теперь я должен удалиться. Прощайте.

Стахова. Ну, прощайте, Дмитрий Никанорович,  но по крайней мере, так как мы уже встретились, дайте мне теперь вашу руку.

Инсаров. Нет, и этого я не могу.

Стахова. Не можете?

Инсаров. Не могу. Прощайте.

Стахова. Погодите еще немножко. Вы как будто боитесь меня. А я храбрее вас. Я могу вам сказать… хотите?.. отчего вы меня здесь застали? Знаете ли, куда я шла?

Я шла к вам.

Инсаров. Ко мне?

Стахова. Вы хотели заставить меня сказать, что я вас люблю,  вот… я сказала.

Инсаров. Елена!  Так ты пойдешь за мною всюду?

Стахова. Всюду, на край земли. Где ты будешь, там я буду.

Инсаров. И ты себя не обманываешь, ты знаешь, что родители твои никогда не согласятся на наш брак?

Стахова. Я себя не обманываю; я это знаю.

Инсаров. Ты знаешь, что я беден, почти нищий?

Стахова. Знаю.

Инсаров. Что я не русский, что мне не суждено жить в России, что тебе придется разорвать все твои связи с отечеством, с родными?

Стахова. Знаю, знаю.

Инсаров. Ты знаешь также, что я посвятил себя делу трудному, неблагодарному, что мне… что нам придется подвергаться не одним опасностям, но и лишениям, унижению, быть может?

Елена Инсарова. Знаю, все знаю… Я тебя люблю.

Елена Инсарова пишет письмо.

Елена. Милые мои родные, я навсегда прощаюсь с вами. Вы меня больше не увидите. Вчера скончался Дмитрий. Все кончено для меня. Сегодня я уезжаю с его телом в Зару. Я его схороню, и что со мной будет, не знаю! Но уже мне нет другой родины, кроме родины Дмитрия. Там готовится восстание, собираются на войну; я пойду в сестры милосердия; буду ходить за больными, ранеными. Я не знаю, что со мной будет, но я и после смерти Дмитрия останусь верна его памяти, делу всей его жизни.

Ведущий 2. Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21

К концу жизни слава Ивана Сергеевича Тургенева достигла своего апогея как в России, где он опять становится всеобщим любимцем, так и в Европе.

Ведущая 1. Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21

Вот мы и прослушали выступления ребят, которые показали свои умения выразительного чтения!  Жюри просим подсчитать баллы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Очень часто писатели свою жизнь проецируют в произведениях, в этом ключе интересна тема «Тургеневских девушек»: почему писатель наделяет своих героинь такими чертами.  Осветить эту тему можно по-разному. Действительно, Иван Сергеевич Тургенев явился создателем замечательных образов русских женщин, он раскрыл их высокий нравственный облик, душевную чистоту и страстное стремление вырваться из сферы личной жизни на широкие просторы общественной деятельности и борьбы.

«Тургенев, – говорил Л.Н. Толстой А.П. Чехову, – сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин».

И. С. Тургенев вошел в русскую и мировую литературу как романист, обладающий превосходным стилем. Его творчество оказало значительное влияние не только на отечественных, но и на зарубежных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.       Википедия – свободная энциклопедия  https://ru.wikipedia.org/wiki/Тургеневская_девушка 

2.       Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература. М.: Просвещение. 1980.-194 с.

3.       Курляндская Г.Б. Метод и стиль Тургенева - романиста, 1967 г.

4.       Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева - романиста, 1972

5.       Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Ася. Вешние воды. Саратов, Приволж. кн. Изд-во, 1976

6.       Якушин, Н.И.  И.С. Тургенев в жизни и творчестве. Москва: Русское слово, 2010. 128 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1. Заявка на участие студентов 1 курса в конкурсе «Читаем Тургенева», посвященный  

205 - летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

 

Фамилия, имя студента

Группа

Сцены и герои  романов

Жюри

1

Муллабаев Диёрбек

4ТЭО31

Роман  «Рудин».

Дмитрий Рудин и Наталья Ласунская

Ананьева В.А.

Богуцкая И.Н.

Джежелий А.А.

Никитина Л.В.

Сиразетдинова Р.Р.

Тарасенко Л.В.

 

 

2

Чудайкина Александра

3

Чумакина Виолетта

4РЭ32

Появляются герои романа «Дворянское гнездо».

 Лиза Калитина и Фёдор Лаврецкий

4

Шинин Артём

5

Казанчук Денис

4РЭ21

Появляются герои романа «Накануне». Елена Стахова и Берсенев

6

Насырова Диана

7

Воропаева Александра

4РЭ31

Сцена из романа «Накануне».

Елена Стахова и Дмитрий Инсаров

8

Алмазов Дмитрий

9

Земчихина  Анастасия

4РЭ21

Ведущие мероприятия

10

Казбеков Адиль

11

Абатурова Дарья

4РЭ31

Чтецы

12

Минниахметова  Анастасия

13

Гатауллина Элиза

14

Таджиева Шохзода

15

Пугачёва Анна

4РЭ21

Современные девушки

 

16

Плугатырева Дарья

4РЭ31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Протокол №___

Конкурс  «Читаем Тургенева», посвященный  

205 - летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

 

Студент

Группа

Сцены и герои  романов

Критерии оценки

Выбор текста произведения (сложность)

Грамотность прочтения

Артистизм исполнителя.

Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста

Итог

 

Место

1

Муллабаев Диёрбек

4ТЭО31

Роман  «Рудин».

Дмитрий Рудин и Наталья Ласунская

 

 

 

 

 

 

2

Чудайкина Александра

3

Чумакина Виолетта

4РЭ32

Роман  «Дворянское гнездо». Лиза Калитина и Фёдор Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

4

Шинин Артём

5

Казанчук Денис

4РЭ21

Роман  «Накануне».

Елена Стахова и Берсенев

 

 

 

 

 

 

6

Насырова Диана

7

Воропаева Александра

4РЭ31

Роман  «Накануне».

Елена Стахова и Дмитрий Инсаров

 

 

 

 

 

 

8

Алмазов Дмитрий

9

Земчихина  Анастасия

4РЭ21

Ведущие мероприятия

 

10

Казбеков Адиль

11

Абатурова Дарья

4РЭ31

Чтецы

 

12

Минниахметова  Анастасия

13

Гатауллина Элиза

14

Таджиева Шохзода

 

Пятибалльная система

Член жюри _________ ___________________

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ В данной методической разработке рассматривается творческий диалог современной русской литературы с личностью и творчеством классика

ВВЕДЕНИЕ В данной методической разработке рассматривается творческий диалог современной русской литературы с личностью и творчеством классика

Основная часть Ведущая 1. Земчихина

Основная часть Ведущая 1. Земчихина

Современная девушка 1. Пугачева

Современная девушка 1. Пугачева

Уже только по взгляду можно говорить о героинях, как о чутких, умных, порядочных, добрых девушках

Уже только по взгляду можно говорить о героинях, как о чутких, умных, порядочных, добрых девушках

Рудин. Вы меня спрашиваете, Наталья

Рудин. Вы меня спрашиваете, Наталья

Рудин. Вы слишком раздражены теперь,

Рудин. Вы слишком раздражены теперь,

Лиза. Теперь вы сами видите, Федор

Лиза. Теперь вы сами видите, Федор

Он приехал в Россию, в Москву, с намерением получить образование, сблизиться с русскими, а потом, когда он выйдет из университета…

Он приехал в Россию, в Москву, с намерением получить образование, сблизиться с русскими, а потом, когда он выйдет из университета…

Стахова. Ну, прощайте, Дмитрий

Стахова. Ну, прощайте, Дмитрий

Заключение Очень часто писатели свою жизнь проецируют в произведениях, в этом ключе интересна тема «Тургеневских девушек»: почему писатель наделяет своих героинь такими чертами

Заключение Очень часто писатели свою жизнь проецируют в произведениях, в этом ключе интересна тема «Тургеневских девушек»: почему писатель наделяет своих героинь такими чертами

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение 1 1 . Заявка на участие студентов 1 курса в конкурсе «Читаем

Приложение 1 1 . Заявка на участие студентов 1 курса в конкурсе «Читаем

Протокол №___ Конкурс «Читаем

Протокол №___ Конкурс «Читаем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2023