МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Литературный конкурс - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Литературный конкурс - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы

Оценка 4.7
docx
22.04.2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Литературный конкурс  - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы
«Царственное слово Анны Ахматовой»,.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДАЮ

методического совета                                       Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)

Протокол № ____ от ________20__г.                                  ФГБОУ ВО «ЮГУ»

_________ Джежелий А.А.

«______»______20___г.

 

 

 

 

                                                                                          

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Литературный конкурс  - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Абдулманафова Г.С.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лянтор, 2024г.

 

Содержание

 

1.     Введение……………………………………………………………………..…......3

2.     Основная часть……………………………………………………………………..4

3.     Заключение……………………………………………………………………......15

4.     Список литературы ..…………………………..………………………...……….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

 

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и обучающихся, при изучении темы «Сведения из жизни А.А. Ахматовой». В ней рассматриваются биография и произведения поэтессы.

Методическая разработка включает в себя следующий подробный сценарий литературной гостиной: введение, основную часть, заключение и список литературы.

Актуальность литературного конкурса  - композиции: актуальность заключается в том, что изучая литературное  наследие  поэтессы, узнаём  о трагической, непростой судьбе Анны Андреевны, ее замечательных поэтических шедеврах, о значимости ее творчества  для России.

Цели: литературного конкурса  - композиции:

Формирование знаний о личности и творческом наследии А.А. Ахматовой; представление о тематическом многообразии творчества А.А. Ахматовой; знание основных мотивов, художественных особенностей лирики А.А. Ахматовой.

Задачи литературного конкурса  - композиции: выявлять и поощрять талантливых обучающихся,  предоставлять им возможность  для  самовыражения;  создать условия для формирования навыков осознанной творческой деятельности обучающихся;   прививать интерес к русской литературе, любовь к родине; воспитывать бережное отношение к слову автора, эстетический вкус  обучающихся, нравственные и художественные ценности.

Практическая деятельность включает в себя следующие вопросы:

1. Знакомство с биографией А.А. Ахматовой

2. Изучение специальной литературы, выход в Интернет.

Участники - обучающиеся 1  курса
Дата: 16.04.2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Основная часть

 

Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия Анны Андреевны Ахматовой

 

Запись авторского чтения стихотворения А.А. Ахматовой «За колючей
проволокой»

 

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня, мы очередной раз встречаемся на литературном конкурсе  - композиции, который посвящен величайшей поэтессе «серебряного века» Анне Андреевне Ахматовой (слайд 2)

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  5 марта в 2024 году исполнилось 135 лет со дня рождения  русской поэтессы. До неё история знала много женщин - поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом всего времени.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.

Златоустой Анне - всея Руси

Искупительному глаголу, –

Ветер, голос мой донеси

И вот этот мой вздох тяжелый.

Ты в грозовой выси

Обретённый вновь!

Ты! – Безымянный!

Донеси любовь мою

Златоустой Анне – всея Руси!

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31. Ей были подвластны все секреты и тайны поэзии. Ей, поэту Анне Ахматовой, обладающей несравненным поэтическим даром, великим талантом. Став знаменитой в 18 лет, она прожила долгую, трудную жизнь, бескорыстно служа литературе, никогда, даже в самые сложные моменты, не переставая писать стихи, не зная от них спасенья. Вся её жизнь – восхождение к вершинам творчества, священного ремесла - поэзии.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  «Анна всея Руси» - так назвала ее Марина  Цветаева. Венчанная терновым венцом и звездной короной поэзии.

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  «В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещении Анна - сладчайшее для губ людских и слуха», - так писала Ахматова о своей юности.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31. «Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставным инженером-механиком флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царские: зелёное сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие лошадки, старый вокзал и нечто другое». (СЛАЙД 3)

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.

По аллее проводят лошадок.

Длинны волны расчесанных грив.

О, пленительный город загадок,

Я печальна, тебя полюбив.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Первые свои стихи Анна Ахматова написала в 11 лет, но они не сохранились. Первое сохранившееся стихотворение Ахматовой "Лилии" написано в 1904 г. В 1907 г. в Париже, в издававшемся Николаем Гумилёвым журнале "Сириус", появилось первое опубликованное стихотворение А.А. Ахматовой "На руке его много блестящих колец" под инициалами "А.Г. " (СЛАЙД 4)

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию» (к профессии литератора в семье относились свысока). Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова. (СЛАЙД 5)

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  Согласно семейной легенде, ее прабабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.

Татарское, гремучее,

Пришло из никуда,

К любой беде липучее,

Само оно - беда.

Так писала Ахматова о своём псевдониме впоследствии.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилёвым, Анна Горенко познакомилась ещё будучи совсем юной. В 1903 году 17-летний Гумилев и 14-летняя Ахматова учились в Царскосельской гимназии. Она – очень высокая и стройная, на бледном лице – серьёзные глаза. Он – нескладный, закомплексованный юноша, изо всех сил старавшийся предстать ни на кого не похожим. Эта встреча в корне изменила жизнь юного поэта, который в то время увлекался Оскаром Уайлдом, всячески подражая ему, и играл роль трагического героя. (СЛАЙД 6)

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  Для полного образа ему недоставало неразделенной любви и разбитого сердца. С этой миссией легко справилась Ахматова, ставшая его музой. Он влюбился в ее таинственность и красоту: "серые глаза, густые длинные черные волосы, античный профиль".

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  В 1905 году Н. Гумилев делает ей предложение, но получает отказ. Сердце поэтессы было занято ее репетитором - Владимиром Голенищевым-Кутузовым. На Пасху Гумилев делает неудачную попытку покончить с собой, чем еще больше отдаляет от себя свою музу. Поэтому, раздосадованный, просто уезжает на учебу в Париж.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31. Однако, потеряв такого пылкого поклонника, Ахматова начинает частенько в беседе с друзьями упоминать его - либо посмеиваясь, либо сожалея об отказе. И в конце концов пишет ему письмо и признается, что скучает.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  В 1907 году Н. Гумилев бросает учебу и мчится к Анне в Крым, куда переехала мать поэтессы после развода с мужем. Он убеждает ее в своей любви и в очередной раз предлагает пожениться, но ветреная натура Ахматовой берет верх - снова отказ.

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  О себе тех лет Анна Ахматова вспоминала: «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень».

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  Есть легенда, что на отказ Ахматовой повлияли мертвые дельфины, выброшенные на берег во время прогулки двух поэтов.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31. Затем – новая неудачная попытка самоубийства, третье предложение Ахматовой, третий отказ, третья попытка уйти из жизни. Вновь оставшись в живых, Гумилев решает путешествовать по Африке.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  В 1908 году он возвращается в Россию и встречается с Ахматовой. Анна принимает предложение Гумилёва.

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  Тогда же она пишет своему возлюбленному - Владимиру Голенищеву-Кутузову: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю. Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николаем» (читала Чудайкина Александра, обучающаяся  группы 4ТЭО31)

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  В апреле 1910 года Гумилёв и Ахматова женятся, но на свадьбу не приходят ни родственники со стороны жениха, ни родственники со стороны невесты - все уверены в недолговечности брака.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31. «Я отравлена на всю жизнь. Горек яд неразделенной любви. Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет. Но Гумилев – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной».

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики

...А я была его женой.

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  А удивительно чувствующий мир и влюбленный Гумилёв так описывал их семейную жизнь:

Стихотворение «Из логова змиева» читает Поликарпов Никита», обучающийся группы 4ТЭО31

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

А думал - забавницу,

Гадал - своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

 

Покликаешь - морщится,

Обнимешь - топорщится,

А выйдет луна - затомится,

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то,- и хочет топиться.

 

Твержу ей: крещенному,

С тобой по-мудреному

Возиться теперь мне не в пору;

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую гору.

 

Молчит - только ежится,

И все ей неможется,

Мне жалко ее, виноватую,

Как птицу подбитую,

Березу подрытую,

Над очастью, богом заклятую.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31. К моменту свадьбы у Гумилева – автора трех книг – уже было в поэзии довольно известное имя. Когда выяснилось, что стихи пишет и его юная жена, то всерьез к этому поэт отнесся не сразу.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31. Через полгода после женитьбы Гумилев отправился в Абиссинию.

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать или уехал;

Весна, как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли...

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Настоящий поэтический дебют Ахматовой состоялся летом 1910 года после возвращения из Парижа, когда она читала стихи в Павловске друзьям Гумилева и на «башне» Вячеслава Иванова. С 1911 года она начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. (СЛАЙД 7)

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  1912 год - время её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. В марте выходит в свет первый сборник стихов под названием «Вечер» с предисловием М.А. Кузьмина. (СЛАЙД 7)

Стихотворение «Вечер» читает Воропаева Александра, обучающаяся группы 4РЭ31

Молюсь оконному лучу

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  Прошло два-три года, и в ее глазах, в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: "царственная", монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии. Тогда же Гумилёв так описал эту поэтическую царственность Ахматовой:

Стихотворение «Она» читает Буров Лев, обучающийся группы 4РЭ31

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.

 

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью дольней и отрадной

Высокомерна и глуха.

 

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

 

Когда я жажду своеволий

И смел, и горд — я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

 

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31. С каждым годом она становилась величественнее. Нисколько не заботилась об этом, это выходило у нее само собой. «За все полвека, что мы были знакомы, - пишет К.И. Чуковский - я не помню у нее на лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой или жалкой улыбки.»

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Всякий, не знавший ее, чувствовал ее спокойную важность и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми просто, дружественно, на равной ноге. Ахматова была царственно проста и на неокрашенной садовой скамейке, и в обшарпанном старомодном кресле, и в более, чем скромном одеянии. Кто-то из современных писателей сказал: «Где бы Ахматова ни была, она всюду - королева».

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  Рассказывает писатель Виктор Конецкий: «Жили несколько раз одновременно в Домах творчества, но я робел. Вечно она была окружена интеллигентненькими мальчиками, подававшими гениальные поэтические надежды. Один раз перемолвились. В Комарове. … Мороз был жуткий. Висел там ее лапсердак – вытертое нечто, линялое, в проплешинах, этакий енот, который лает у ворот. И выплывает из столового помещения Ахматова с приживалкой или сожительницей. Царственным жестом указывает сперва на меня, потом на лапсердак и говорит державно и капризно: «Конецкий! Подайте мне мои соболя!» Ну, я трясущимися руками подал. И все. Легенький лапсердак был – как наволочка с диванной подушки» (читал слова Виктора Конецкого Алмазов Дмитрий, обучающийся группы 4РЭ31) (СЛАЙД 8)

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  Гордость и простота на редкость гармонично сливались в ней. Простота не была показной, гордость – кичливой.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.  В ее стихах юмор редкость, а в разговоре, особенно с близкими, она часто шутила, и вообще шутливый тон всегда был наготове

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Иногда она намеренно сгущала краски, описывая какое-то событие, какое-то свое дело, - ей предлагали тот или иной выход, она говорила: "Не утешайте меня - я безутешна".

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31. 

Могла ли Биче, словно Дант, творить,

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но, боже, как их замолчать заставить!

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31. Замечательна была в ее характере другая черта: она совершенно была лишена чувства собственности. Литературовед Дмитрий Максимов так определил эту черту личности Ахматовой: «презрение к быту». Вокруг нее не было комфорта и уюта.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.  И в жизни, и в поэзии Ахматова была чаще всего бесприютна. Царство Ахматовской лирики – от мира сего. Она обладала удивительным даром превращать крупицы самой обычной жизни в драгоценный слиток поэзии. И точно так же величие библейского образа в лирике Ахматовой превращается в глубокую человеческую драму, в рассказ о судьбе мира и человека.

Стихотворение «Лотова жена» читает Шинин Артём, обучающийся группы 4РЭ32

И праведник шёл за посланником Бога,

Огромный и светлый, по чёрной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь ещё посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Взглянула - и, скованы смертною болью,

Глаза её больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце моё никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

1924 г.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Анна Ахматова имела прекрасный вкус – к литературе, к музыке, к красивым вещам.

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  Современники, критики говорят о музыкальной всеядности Ахматовой. Слуховой мир ее был одинаково восприимчив и к глубокой старине, и к современности, простираясь от Вивальди и Баха до Стравинского и Шостаковича. Один из современников говорил: «Она умела жить во все стороны». Ее привлекал Моцарт.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  Ахматова очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир, Достоевский были ее вечными спутниками, и она нередко брала их с собой в дорогу. Остальные, побывав у нее, исчезали.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31. Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Однажды в Ташкенте (в эвакуации) она получила от кого- то в подарок несколько кусков драгоценного сахара. Горячо поблагодарила дарителя, но через минуту, когда он ушёл и в комнату вбежала пятилетняя дочь одного из соседей, отдала ей весь подарок.

- С ума я сошла, - пояснила она, - чтобы теперь (во время войны) самой есть сахар...

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Значительной чертой ее личности была огромная начитанность. Она была одним из самых начитанных поэтов эпохи. По свидетельству современников, Пушкина знала всего наизусть, именно о нем писала:

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?…

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31. В поэзии Ахматовой есть центр, который как бы сводит к себе весь оставшийся мир ее поэзии. Это любовь. В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года», с помощью которого ею были замечены и остальные обыкновенные четыре.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  Любящему человеку мир видится более прекрасным и счастливым, чувства обострены и напряжены. Все обычное преобразуется в необыкновенное.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.  Но любовь в стихах Ахматовой – отнюдь не любовь-счастье, тем более благополучие. «Она поэт сиротства и вдовства» - писал Чуковский о ней в 1920 году. Её лирика питается чувствами необладания, разлуки, утраты.

Стихотворение «А ты думал — я тоже такая» читает Чумакина Виолетта, обучающаяся группы 4РЭ32

А ты думал — я тоже такая,

Что можно забыть меня,

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок

В наговорной воде корешок

И пришлю тебе странный подарок —

Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом

Окаянной души не коснусь,

Но клянусь тебе ангельским садом,

Чудотворной иконой клянусь,

И ночей наших пламенным чадом —

Я к тебе никогда не вернусь.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Безголосый соловей, у которого отнята песня; танцовщица, которую покинул любимый; “девушки, не знавшие любви”; женщина, теряющая сына; и та, у которой умер сероглазый король; и та, о которой у Ахматовой сказано: “вестей от него не получишь больше”; и та, которая не может найти дорогой для неё белый дом, хоть и знает, что он где-то здесь неподалёку, - всё это осиротелые души, теряющие самое милое, и, полюбив эти осиротелые души, полюбив лирически переживать их сиротские потери, как свои, Ахматова из этих сиротских потерь создала свои лучшие стихотворения.

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью» читает Карпова Екатерина, обучающаяся группы 4ТЭО32П

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

— Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

 

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

 

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  Изо всех мук сиротства она особенно облюбовала одну: муку безнадежной любви. Я люблю, но меня не любят; меня любят, но я не люблю, – это была главная её тема. Как говорил её друг К. Чуковский: «У неё был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной.  Говоря от лица нелюбимых, она создала целую вереницу страдающих, почернелых от неразделенной любви, смертельно тоскующих…». Порой они проклинают своих врагов и мучителей, но все же любят свою боль, упиваются ею, носят ее в себе.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  В год развода Анна Андреевна подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Гумилеву с любовью. А. Ахматова. 10 июня 1918 года. Петербург». (СЛАЙД 9)

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.  Каждый из них пошел навстречу своей трагедии. Гумилев был обвинен в контрреволюционном заговоре и расстрелян в 1921 году. Их жизненные пути к тому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их. Пережитое тогда и оставшееся с нею на всю жизнь горе будет отзываться в ее стихах вновь и вновь.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Она всегда была прямой и строгой, была человеком воистину незаметного великого мужества. А в жизни ее было много тяжелого и трагического. Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее. И смерть трех сестер от чахотки, и у самой кровь горлом, и личные трагедии; две революции и две страшные войны, запрет печатать свои стихи, арест сына….

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения «Клятва» (1941) и «Мужество» (1942)впоследствии ставшими всенародно известными.

 

Запись  авторского чтения стихотворения Анны Ахматовой «Мужество

 

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем в конце сентября 1941 по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году поэтесса вернулась в освобождённый Ленинград. В эвакуации пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя». В 1943 Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда». (СЛАЙД10)

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.  Сына А. Ахматовой Льва Гумилёва арестовывали трижды. Впервые – в 1935году. Затем – в 1938 году. В перерывах между арестами он успел проявить себя как незаурядный учёный-историк. В 1948 году, едва освободившись, защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук. А в 1949 году вновь был арестован и осуждён на 10 лет лагерей. (СЛАЙД11)

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Ахматова признавалась Фаине Раневской: «Фаина, я родила этого мальчика для каторги». Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием». Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество было её жизнью.

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Ахматова убеждена и в высоком праве поэта, и в его огромной духовной ответственности, в неизбежности страдания. И это тоже есть проклятие и дар Поэта.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.  В последние годы к А.А. Ахматовой пришла всемирная слава. Ей вручается международная литературная премия в Италии. Она вновь, как и в молодости, побывала в Риме, в Париже, в Англии. На родине же она всё чаще проводит дни и месяцы в больницах, подолгу живёт у друзей в Москве или в маленьком дачном домике в Комарово, под Ленинградом, где, не имея даже обычной садовой скамейки, сочиняла стихи, сидя на ступеньках.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.  Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года. Гражданская панихида по ней проходила в тесном помещении морга Института Склифосовского безо всякого предварительного оповещения.

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  Из тогдашнего руководства Союза писателей никто не явился. Друзья и ученики увезли прах Ахматовой в Ленинград, где она была отпета в храме Николы Морского и похоронена на кладбище в Комарово. Под соснами Комарово она обрела свой последний приют.

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  Запомните её величественный образ и её поистине царственное слово, ведь она всегда писала для своего неведомого друга – читателя.

Ведущая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31.

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь всё равно я с вами до конца.

Ведущая 4. Минниахметова Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ31.

Будем же ценить поэта Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности. (А. Платонов)

Ведущая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31.  На глазах Ахматовой канула в небытие целая эпоха, а сама она являла собой живой символ связи времен, выступала хранительницей погибшей культуры, соединяла 19 и 20 столетия в русской поэзии.

Ведущая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31.  Пока жюри подводит итоги конкурса, послушайте песню на стихотворение Ахматовой

«Сероглазый король» в исполнении Валентины Толкуновой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

 

Анна Андреевна  Ахматова удивительнейший поэт. Она имеет свой стиль, которым восхищались миллионы. Даже спустя время, ее стихотворения находят отклик в сердцах людей. Ведь Ахматова писала о жизни и любви, показывая все так, как есть. Во всех своих стихотворениях сборника «Вечер»

 А.А. Ахматова пробует на лирической героине новые образы, например такие, как наша русалка, актриса, снегурка и т.д., показывая нам, что неважно на самом деле, кто ты, а важно каков ты внутри и как справляться с различными жизненными ситуациями.

«Вечер» – книга сожалений, предчувствий заката, душевных диссонансов. Здесь нет ни самоуспокоенности, ни умиротворенного, радостного и бездумного приятия жизни. Это – лирика несбывшихся надежд, рассеянных иллюзий любви, разочарований. В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”. Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка”. Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, наоборот, в момент разрыва, разлуки.

Мероприятие содействует усвоению учебного материала средствами эмоционального воздействия, активизации познавательной деятельности обучающихся  путём знакомства с дополнительными материалами и литературой по жизни и творчеству Анны Ахматовой, расширения знаний студентов о Серебряном веке русской поэзии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы

 

Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н.Островского "Гроза": К 175-летию со дня рождения

А.Н.Островского/ А.А.Аникин// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-1998.-№3.-С.4-11.-(Наши духовные

ценности).

Богданова М.Е. Великий мастер русской драмы: Сценарий лит. вечера: К 180-летию со дня

рождения А.Н.Островского (1823-1886)/ М.Е.Богданова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3

выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№3.-С.15-23.-(Искусство слова).

Влащенко В.И. "Гроза" Островского в X классе: Осмысление пьесы во взаимосвязи с

древнерусской, классической и совр. литературой/ В.И.Влащенко// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-

1995.-№3.-С.42-46.

Герасимова Е. Страна А.Н.Островского: [О Замоскворечье - заповедном районе Москвы]/

Е.Герасимова// ЮНЫЙ ХУДОЖНИК.-1996.-№1.-С.27-29

Грачева И.С. Уроки русской литературы: Книга для учителей и учащихся/ И.С.Грачева.-2-е

изд., исправ. и доп.-СПб.: Сага, 2002.-336c.-(Философская мозаика).

Гродская Н.С. А.Н.Островский на столичной сцене/ Н.С.Гродская// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-

1995.-№4.-С.11-18.

Ермолаева Н.Л. О культуре героев пьесы А.Н.Островского "Бесприданница"/

Н.Л.Ермолаева// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-2006.-№9.-С.11-13.

Журавлева А.И. "Правда - хорошо, а счастье лучше": К 175-летию со дня рождения

А.Н.Островского/ А.И.Журавлева// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-1998.-№3.-С.12-18.-(Наши

духовные ценности).

Ищук-Фадеева Н.И. Театральная революция: Непонятый А.Н.Островский/ Н.И.Ищук-

Фадеева// ЛИТЕРАТУРА-приложение к газете "Первое сентября".-1999.-24 июня.-С.5-12.-

(Штудии).-В содерж.: Секреты сцены; Мир Бальзаминова; "Гроза" как христианская

трагедия; "Шутники"- мелодрама смеха; "Лес" и Пеньки; "Красавец мужчина"; "Без вины

виноватые»

Лебедев Ю.В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир "Бесприданницы"

А.Н.Островского: Статья вторая/ Ю.В.Лебедев// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-1996.-№5.-С.35-45.-

(Наши духовные ценности).

Лежнева М. О Снегурочке: [История создания драматической поэмы в стихах "Снегурочка"]/

М.Лежнева// СТРИГУНОК.-1998.-№2.-С.4.-(Классики детям).

Краткие сведения о Н.А.Островском (1823-1886). О сказке "Снегурочка".

Малоземова Л.Ю. "Снегурочка", "весенняя сказка" А.Н.Островского/ Л.Ю.Малоземова//

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-1994.-№5.-С.22-33.

Народные песни. Весенняя сказка А.Н. Островского "Снегурочка.

Мурашова О.А. Тема греха и наказания, или "психологический отчет одного преступления"/

О.А.Мурашова// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-2006.-№9.-С.18-21.-(Готовясь к уроку)

Островский А.Н. Пьесы/ А.Н.Островский.-М.: Слово, 2000.-600c.-В над.заг.: Ин-т "Открытое

общество", Мегапроект "Пушкинская б-ка".

Русские писатели о Пушкине: [Статьи о А.С.Пушкине А.Островского, М.Горького,

А.Твардовского, Б.Шергина]// СЛОВО.-1999.-№2.-С.5-11.-(Вечные спутники. К 200-летию со

дня рождения великого поэта).

Свердлов М.И. История постановок драмы А.Н.Островского "Гроза" / М.И.Свердлов//

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ.-1998.-№6.-С.18-28.-(Литература и театр).

Сказка А.Н.Островского "Снегурочка". Место действия - имение писателя Щелыково

Костромской губернии среди лесов и полей, неподалеку от Волги, так что берендеи - это

древние костром

1. https://obrazovaka.ru/alpha/a/axmatova-anna-andreevna-akhmatova-anna-andreevna

2. http://literatura5.narod.ru/ahmatova_vecher.html

3. https://infopedia.su/9x306f.html\

4.  А.А.  Ахматова сборник «Вечер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1. Заявка на участие студентов 1 курса в литературном конкурсе  - композиции «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященная 135-летию со дня рождения

 

Фамилия, имя студента

Группа

Стихотворения и проза

Жюри

1

Чудайкина Александра

4ТЭО31

 В роли А.А. Ахматовой (проза)

Жевнодей Н.В.

Казанцева К.В.

Никитина Л.В.

Сиразетдинова Р.Р.

Тарасенко Л.В.

 

2

Поликарпов Никита

Стихотворение  «Из логова змиева»

3

Воропаева Александра

4РЭ31

Стихотворение  «Вечер»

4

Буров Лев

Стихотворение  «Она»

5

Алмазов Дмитрий

В роли писателя Виктора Конецкого (проза)

6

Шинин Артём

4РЭ32

Стихотворение «Лотова жена»

7

Чумакина Виолетта

Стихотворение «А ты думал — я тоже такая»

8

Карпова Екатерина

4ТЭО32П

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью»

9

Плугатырева Дарья

4РЭ31

Ведущие мероприятия

10

Гатауллина Элиза

11

Сысолятина Анна

12

Минниахметова Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Протокол №_3_

Литературный конкурс  - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы

 

Студент

Группа

Сцены и герои  романов

Критерии оценки

Грамотность прочтения

Артистизм исполнителя

Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста

Итог

 

Место

1

Чудайкина Александра

4ТЭО31

 В роли А.А. Ахматовой (проза)

 

 

 

 

 

2

Поликарпов Никита

Стихотворение  «Из логова змиева»

3

Воропаева Александра

4РЭ31

Стихотворение  «Вечер»

 

 

 

 

 

4

Буров Лев

Стихотворение  «Она»

5

Алмазов Дмитрий

В роли писателя Виктора Конецкого (проза)

 

 

 

 

 

6

Шинин Артём

4РЭ32

Стихотворение «Лотова жена»

7

Чумакина Виолетта

Стихотворение «А ты думал — я тоже такая»

 

 

 

 

 

8

Карпова Екатерина

4ТЭО32П

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью»

9

Плугатырева Дарья,

4РЭ31

Ведущие мероприятия

 

10

Гатауллина Элиза

11

Сысолятина Анна

12

Минниахметова Анастасия

 

Пятибалльная система

Член жюри _________ ___________________

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и обучающихся, при изучении темы «Сведения из жизни

ВВЕДЕНИЕ Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и обучающихся, при изучении темы «Сведения из жизни

Основная часть Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия

Основная часть Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия

По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных грив

По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных грив

Ведущ ая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31

Ведущ ая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31

Ведущ ая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31

Ведущ ая 2. Гатауллина Элиза, обучающаяся группы 4РЭ31

Вячеслава Иванова. С 1911 года она начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях

Вячеслава Иванова. С 1911 года она начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях

Учиться мудрой сладкой боли

Учиться мудрой сладкой боли

Ведущ ая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31

Ведущ ая 3. Сысолятина Анна, обучающаяся группы 4РЭ31

И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой

И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой

Ведущ ая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31

Ведущ ая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31

Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее

Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее

Ведущ ая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31

Ведущ ая 1. Плугатырева Дарья, обучающаяся группы 4РЭ31

Заключение Анна Андреевна

Заключение Анна Андреевна

Список литературы Аникин А

Список литературы Аникин А

Приложение 1 1 . Заявка на участие студентов 1 курса в литературном конкурсе - композиции «Царственное слово

Приложение 1 1 . Заявка на участие студентов 1 курса в литературном конкурсе - композиции «Царственное слово

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Литературный конкурс - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Литературный конкурс  - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы

Протокол №_3_ Литературный конкурс - композиция «Царственное слово

Протокол №_3_ Литературный конкурс - композиция «Царственное слово

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Литературный конкурс - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Литературный конкурс  - композиция «Царственное слово Анны Ахматовой», посвященный 135-летию со дня рождения поэтессы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2024