Час общения «Хорошо ли быть вежливым»
Тема. Поговорим о вежливости
Цели:
• формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности
формулировать нравственные суждения;
• развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами,
правилами этикета;
• научить детей оценивать собственную вежливость, а также вежливость других
людей.
• показать важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих
созданию атмосферы доверия;
формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении;
вызвать потребность употреблять в речи вежливые слова, составить словарь
наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Продолжительность использования презентации на уроке: 20 - 25 минут.
Оборудование: ноутбук, телевизор
Воспитатель:
- Ребята покажите какое у вас настроение. Если хорошее – то подтянитесь на
мысочках , поднимите руки вверх. Если плохое – присядьте , обнимите колени
руками .
Просмотр мультфильма
- Начнём классный час с просмотра мультфильма
- Сделайте вывод, о чем же важном пойдет сегодня разговор Почему вы так
подумали ?
Вежливым должен быть каждый ребенок,
Вежливость знает даже котенок.
Ты, не должен грубить старикам
И не давать дорогу щенкам.
После приема пищи в обед,
Должен сказать ты «спасибо» в ответ,
Если ты сделал что-то плохое,
Надо сказать «извините». Открою
Я вам секрет: «до свиданья», «привет» –
Эти слова помогут нам с вами,
И вмиг исчезнут все наши страданья!
Воспитатель:Знаете
ли вы, что значит быть вежливым? Какого человека вы считаете вежливым? Всегда
ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным?
- Вежливость и умение вести себя зависят от общего развития человека. Вы живете
среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях.
Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. В
народе всегда относились к доброте и вежливости по-особому.
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Воспитатель.
Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости.
Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы
должны сказать вежливыми или нет, были действия в ней. Если все было правильно,
то вы будете хлопать в ладоши, а если нет - топать ногами.
Физкультминутка.
- Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если
учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все
мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова
вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.
• Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
• У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
• Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
• Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
• Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
• Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Воспитатель. В обиходе вежливого и воспитанного человека обязательно
присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно
даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся
чаще всего по-доброму. Такого человека любят и уважают. У него всегда будут
друзья, с которыми не будет скучно. А, впрочем, вежливому человеку и скучать
некогда. Он всегда найдет себе занятие или дело. Как вы думаете, чем может
заняться вежливый человек?
- Помогать взрослым, убирать дом, поливать цветы, ухаживать за домашними
животными, чистить обувь, ходить в магазин, играть с младшими, заботиться о
близких, многое другое.
Люди придумали правила вежливости, которые явам хочу прочитать, а вы внимательно послушайте и запомните их:
· В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не
причиняет другому неприятностей и обид, ведёт себя так, чтобы другим было
приятно находиться рядом с ним.
· Вежливый человек всегда приветлив: здоровается при встрече, благодарит за
помощь, уходя – прощается, при необходимости – извиняется.
· Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
· Вежливый человек внимателен к другим: в нужную минуту всегда помогает, не
заставляет о себе волноваться, всегда предупреждает своих близких, где он и когда
вернётся.
· Вежливый человек не капризничает, не ворчит, не срывает злость на окружающих
его людях, не портит им настроение.
Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Вежливо-нек вежливо».
Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.
Если вежливыми, то вы делаете три хлопка в ладоши, если невежливыми, то – три раза топаете ногами.
Игра «Вежливо – невежливо».
.
Поздороваться при встрече … ВЕЖЛИВО
Толкнуть, не извиниться … НЕВЕЖЛИВО
Обзвываться и дразниться … НЕВЕЖЛИВО
Помочь упавшему человеку подняться … ВЕЖЛИВО
Не встать, обращаясь к учителю … НЕВЕЖЛИВО
Взять билет в автобусе … ВЕЖЛИВО
Помочь поднять упавшую вещь … ВЕЖЛИВО
Не уступить место пожилому человеку … НЕВЕЖЛИВО
Кричать на улице … НЕВЕЖЛИВО
Пожелать приятного аппетита … ВЕЖЛИВО
Молодцы!
-Подведём итог занятия. Какую цель мы поставили перед собой?
Ответы детей.
-Что такое общение?
-Какой секрет приятного общения вы узнали?
-Какие правила вежливости вы узнали?
Ответы детей.
-Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас
людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной
обстановки.
- -Послушайте стихотворение Алана Милна
Почему мне нравится слон.
В зоопарке олени есть
И верблюды ходят горбатые,
Крокодилы здесь,
И мартышки здесь,
И медведица с медвежатами.
Словом, звери со всех сторон.
Но мне нравится только слон!
Со слоном я даже дружу.
Почему? Сейчас расскажу.
«Добрый день!» - я сказал бегемоту.
Бегемот молчит отчего-то.
Я к моржу тогда подхожу.
«Добрый день!» - говорю моржу.
Но молчат и морж, и тюлень –
Поздороваться глупым лень!
Только слон головой качает.
«Здравствуй, здравствуй!» - он отвечает.
Почему мне нравится слон?
Потому что вежливый он.
-Есть такая пословица: вежливость не купишь на базаре.
И это, действительно, так. Человек не рождается вежливым. С первых лет жизни люди
учатся быть вежливыми, добрыми. Каждый человек должен научиться осознавать свои
поступки, различать меж тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Вам это тоже
предстоит сделать. Это постоянный и напряжённый труд, но и труд счастливый,
творческий.
-Сегодня у вас было первое занятие, которое называется Азбука вежливости. На этих
занятиях мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости и учиться быть
вежливыми людьми. Все правила вежливости можно выразить в таких мудрых словах:
поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой.
Удачи вам!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.