Методическая разработка «Особенности словообразования имен существительных»
Оценка 4.6

Методическая разработка «Особенности словообразования имен существительных»

Оценка 4.6
docx
31.03.2024
Методическая разработка «Особенности словообразования имен существительных»
Методическая разработка «Особенности словообразования имен существительных».docx

Словообразование имен существительных

Цели: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.

Оборудование: учебник, презентация Power Point, школьный словообразовательный словарь, карточки для индивидуальной работы (орфограммы существительных).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Введение темы и цели урока.

Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)

  • Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
  • Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)
  • А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)
  • Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.
  1. Введение нового материала и первичное закрепление.
  • А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)
  • Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
  • Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)
  • А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
  • Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)
  • Перед вами текст. Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.

В народе говорят, что один в поле не воин.

У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….

… - великая сила!

  • Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
  • Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)
  • Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)

ФИЗМИНУТКА

  • Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом.
  • Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
  • До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
  • Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
  • Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий. Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ.
  • А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? (К словообразовательному словарю) Самый известный словарь такого типа был составлен замечательным русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым. Перед вами страница из этого словаря. На ней отражено словообразовательное гнездо лексемы друг. Посмотрите, как много слов образовано от этой основы. Значит, понятие имеет очень большое значение в сознании носителей русского языка. Надеюсь, в вашей жизни дружба играет такую же важную роль.
  1. Домашнее задание.

На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных синонимов слова друг.

  1. Итог урока.
  • Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
  • Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.

 

Словообразование имен существительных

Словообразование имен существительных

У меня есть … и …, значит, я не одинок

У меня есть … и …, значит, я не одинок

Итог урока. Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем

Итог урока. Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024