Методическая разработка открытого урока по предмету "Основы рыночной экономики" тема "Менеджмент.Маркетинг"
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого урока по предмету "Основы рыночной экономики" тема "Менеджмент.Маркетинг"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
экономика
Взрослым
28.01.2020
Методическая разработка открытого урока по предмету "Основы рыночной экономики" тема "Менеджмент.Маркетинг"
Разработка открытого урока по предмету "Основы рыночной экономики", тема "Менеджмент. Маркетинг". Для учащихся технических профессий. На первом этапе урока лекция по новой теме, в качестве закрепления составление проектов по организации предприятий.
Метод разр открытый урок Осн рын экон 231 гр 30.11.2019.docx

Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Қостанай облысы әкімдігінің білім басқармасы

Управления образования акимата Костанайской области

«Қазақстан агротехникалық колледжі» КМҚК

КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»

 

 

 

 

Ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка открытого урока

 

 

Пән: «Сауда экономикасының негіздері»

Предмет: «Основы рыночной экономики»

 

Тема: «Менеджмент, маркетинг»

 

Мамандық: 1201000 «Автокөліктерге техникалық қызмет көрсету, жөндеу және пайдалану»

Специальность: 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта»

Біліктілік: 1201062 «Автокөліктердің электр құрылғыларын жөндеуші электрик»

Квалификация: 1201062 «Электрик по ремонту автомобильного электрооборудования»

 

Дайындаған окытушы: Кечко Г.В.

Разработал преподаватель: Кечко Г.В.

 

 

Әдістемелік әзірлеме ЦК мәжілісінде беккітілді

Методическая разработка утверждена на заседании ЦМК

Хаттама № ____ «____»  ________________2019 ж.

Протокол № ____ от «____» _____________2019 г.

Председатель ЦМК: _____________________

 

 

Қарабалық 2019 ж.

Карабалык 2019 г.

Кабинет № 320

Куні / дата 30.11.2019

Пәні / предмет: Қаржалық есеп / Основы рыночной экономики

Курсы/ курс: 3

Топ/группа: 371

Мамандығы / специальность: 1201000 «Автокөліктерге техникалық қызмет көрсету, жөндеу және пайдалану»

Специальность: 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта»

Сабақтың тақырыбы / Тема урока:

Менеджмент, маркетинг.

Сабақтың мақсаты / Цели урока:

1.     Шолу/Образовательная: Изучить сущность, задачи, функции менеджмента и маркетинга.

2.     Дамыту/Развивающая: Развитие у обучающихся умений и навыков при выполнении проектов по управлению и развитию предприятия.

3.     Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, внимательность.

Сабақтың түрі / Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам

Сабақтың түрі / Вид урока: Комбинированный

Оқыту әдісі / Методы обучения:

-         методы организации учебно-познавательной деятельности – словесные (устное повторение теоретического материала), наглядные (слайды на интерактивной доске), практические (выполнение заданий).

-         методы стимулирования интереса к учению – составление проекта.

-         методы контроля – устный контроль, взаимоконтроль.

Пәнаралык байланыс / Межпредметная связь: основы экономики, экономика организации, организация бизнеса.

Материалдық-техникалық жабдық / Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями, ватманы).

Оқушылар білуі керек / Обучающиеся должны знать: определение менеджмента, маркетинга, их задачи, функции и факторы.

Оқушылар істей білуі керек / Обучающиеся должны уметь: составлять проект структуры предприятия, определять цели деятельности, разрабатывать мероприятия по привлечению потребителей.

План урока.

Этапы занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Дозировка времени

1

Организационный момент

словесные

 

2 мин

2

Мотивация и целеполагание

словесные,

наглядные

рефлексия, установление эмоционального контакта с группой

10 мин

3

Домашнее задание

работа с карточками

раздаточный материал

5 мин

4

Изучение нового материала

словесные,

наглядные

интерактивная доска

20 мин

5

Закрепление изученного материала

проекты

карточки с заданиями,

ватманы.

35 мин

6

Подведение итогов урока

словесные

 

3 мин

7

Рефлексия

словесные,

наглядные

 

3 мин

8

Информация о домашнем задании

словесные

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Сабақтың барысы / Ход урока.

1.     Ұйымдастыру кезеңі / Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности группы.

2.     Мотивация и целеполагание:

Прежде чем начать урок, давайте, мы с вами определим с каким настроением вы пришли на сегодняшнее занятие. Прошу вас выйти в центр кабинета и встать по кругу. Я каждому из вас буду задавать вопросы, а вы мне будете честно на них отвечать:

1.     С каким настроением вы пришли на занятия?

2.     С какой целью вы пришли на урок?

3.     Кому бы вы особенно хотели пожелать получить сегодня пятерку?

4.     Как вы думаете, удача сегодня на вашей стороне и почему?

5.     Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

6.     Какую оценку вы бы хотели сегодня получить?

7.     Запомнились ли вам темы по предмету «Основы рыночной экономики», которые вы прошли ранее? Какие?

8.     Будете ли вы сегодня принимать активное участие на уроке?

Каждому отвечающему раздаются фишки красного, синего и желтого цветов. При завершении опроса, учащиеся  рассаживаются по группам, исходя из цвета полученной фишки.

Тема нашего занятия – «Менеджмент, маркетинг». Целью деятельности на нашем уроке будет повторение материала по теме прошлого урока «Основные принципы управления предприятием и экономикой», изучение новой темы, а при закреплении полученных знаний на сегодняшнем уроке, мы с вами составим проекты деятельности предприятия. Оценивать ваши проекты будут наши гости.

Сегодня на уроке мы должны:

- Изучить сущность и задачи менеджмента;

- Определить функции менеджмента;

- Изучить организационные структуры управления предприятием;

- Изучить сущность, функции и факторы маркетинга;

- Изучить определение «промышленный дизайн»;

- Составить проект деятельности предприятия.

 

 

 

3.     Домашнее задание:

На дом вам было задано выучить материал по теме «Основные принципы управления предприятием и экономикой». Сейчас я вам раздам карточки с заданиями, которые вы должны заполнить в течение пяти минут.

Карточка с заданиями:

1.     Управление это –

2.     Субъект управления –

3.     Объект управления –

4.     Управление предприятием –

5.     Виды управления –

4.     Изучение нового материала:

1)    Сущность и задачи  менеджмента

Для создания любого экономического продукта нужно использовать ресурсы производства: рабочую силу, основные средства, сырье, материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, материальными ресурсами, информацией, финансами. Для функционирования производства на предприятии оно должно получать исходные материалы и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие службы. Предприятие обязано выпускать продукцию определенного качества, соответствующую стандартам. Значит, управление предприятием включает управление качеством выпускаемого продукта, что, в свою очередь, требует управления технологией. Совокупность всех видов и форм управления предприятием принято относить к той части управления, которую называют менеджментом, а управляющих деятельностью предприятий – менеджерами. Менеджмент как наука зародился в конце 19 в.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; менеджмент – это функция и вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных условиях  и предприятиях.

Целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия.

Задачи менеджмента:

1)    определение целей развития предприятия (прибыль, выживание)

2)    разработка планов

3)    разработка стратегии развития предприятия

4)    определение необходимых ресурсов и их источников

5)    осуществление контроля

6)    стимулирование и мотивация работников

7)    координация действий отдельных работников

Менеджмент представляет собой систему. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие границы, ее действия относительно независимы от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Менеджеры занимаются в основном открытыми системами, потому что все организации являются таковыми.

 

Схема организации как открытой системы

входы                                             преобразования                             выходы

 

 

 

 

 


На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Это продукция или услуги являются выходами организации, которые они выносят в окружающую среду.

 

2)    Функции менеджмента

Функция менеджмента  это отдельные этапы управления. Неотъемлемой составной частью функций менеджмента является планирование.

Планирование – разработка комплекса мероприятий для достижения поставленной цели (разработка планов). План – официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия, цели и задачи (т.е. набор показателей, которые  должны быть достигнуты).

Планы бывают:

долгосрочные – от 5-7 лет и выше, указываются глобальные цели, затрагивает интересы всех работников;

среднесрочные – 1 год, освещаются производственные вопросы

краткосрочные – (текущие)- меньше 1 года, касается отдельных работников, освещаются вопросы, связанные с непосредственной деятельностью работников.

Принципы планирования: участие в разработке планов максимального числа сотрудников, непрерывность (последующие планы разрабатываются на основе предыдущих), гибкость (возможность внесения изменений), координация (планы отдельных подразделений должны быть согласованы друг с другом), экономичность (затраты на составление планов должны быть минимальными), создание необходимых условий для выполнения плана (наличие ресурсов).

Мотивация – процесс побуждения человека к какой-либо деятельности. Человек действует на основании мотивов.

Экономические мотивы – это получение различных благ взамен произведенной работы (заработная плата, социальные гарантии – пенсионные отчисления, социальное страхование, путевки). Неэкономические мотивы – благоприятный психологический климат в коллективе и возможность самовыражения (бесконфликтность, уважение к каждому человеку, стремление к карьерному росту).

Контроль – наблюдение за тем как организация достигает поставленной цели.

Виды контроля:

1)    предварительный – для того чтобы узнать готовы ли исполнители выполнить задание

     (проводят до выдачи задания), если руководитель хорошо знает коллектив контроль можно не

      проводить;

2)    текущий – сбор информации о производительности труда, о примени новых методов,

      каждодневное наблюдение за выполнением задания;

3)    итоговый – связан с оценкой выполнения плановых показателей, проводится по приказу за

      определенный период времени

Организация – процесс распределения ресурсов для выполнения планов, это средство обеспечения объединения людей. Для любой организации характерно: целенаправленность (любая организация создается с какой-то целью), иерархичность (руководитель - заместители-служащие-рабочие).

Кадры – это штатный состав работников данной организации. Кадры организации можно разделить на следующие группы: основные рабочие (люди, занятые в процессе выпуска готовой продукции), вспомогательные (рабочие , связанные с обслуживанием оборудования и рабочих мест), инженерно-технические работники (лица, организующие деятельность людей и текущее руководство производством), служащие (лица, выполняющие административно-хозяйственные, финансовые, юридические, снабженческие функции – бухгалтер, экономист, маркетолог, юрист).

 

3)  Организационная структура управления предприятием

Предприятие или фирма создается как функционально-иерархическая структура, которая обеспечивает выполнение функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Организационная структура – это совокупность возникающих в процессе управления взаимосвязей и взаимоотношений между подразделениями предприятий, взаимоотношения, права и ответственность работников за выполнение конкретных видов деятельности. Ее главная функция – обеспечение контроля и координация деятельности.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями.

Горизонтальное разделение осуществляется по функциональным признакам. Оно может быть ориентировано:

– на подпроцессы промышленного производства (при технологической его специализации);

– изготавливаемые изделия (при предметной специализации подразделений);

– пространственные производственные условия (территориальная специализация функций системы).

Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем и общее взаимодействие элементов этой структуры.

Основные законы рациональной организации:

– распределение задач в соответствии с важнейшими направлениями деятельности системы управления;

– приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц решать новые задачи);

– обязательное распределение ответственности;

– короткие пути управления;

– баланс стабильности и гибкости;

– способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

– стабильность циклически повторяемых действий.

На организационную структуру влияют следующие факторы:

– размеры предприятия;

– применяемая технология;

– окружающая среда.

4)    Сущность маркетинга, функции и факторы маркетинга

В мире современного бизнеса «маркетинг» относится к наиболее употребляемым понятиям. Этому понятию придается самое разнообразное смысловое значение. Германский институт маркетинга приводит данные, что в настоящее время насчитывается порядка 2000 определений маркетинга. 

Маркетинг -  это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.

Маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет движением товаров и услуг от производителей к потребителям.

Ориентация на рынок – вот основная идея маркетинга. Впервые понятие «маркетинг» (от англ. «marketing» - создание рынка, рынковедение) появилось в американской экономической литературе в самом начале 20 века.  Подходящего эквивалента этому слову не нашлось, и поэтому используется его английское произношение с ударением на первом слоге – маркетинг.

Нужда  - это чувство, ощущаемое человеком чего-либо.

Потребность  - нужда в чем-либо необходимом

Запрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью

Товар  - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания покупателя, приобретения и дальнейшего использования по назначению.

Идеальный товар – товар, который удовлетворяет полностью потребности.

Цель маркетинга: достижение максимально возможного потребления; создание максимально широкого выбора товаров; повышение качества жизни; качество, количество, ассортимент, доступность предлагаемых товаров.

Факторы маркетинга:

1) контролируемые – факторы, которыми управляет служба маркетинга (выбор каналов сбыта продукции, организация структуры маркетинга)

2) неконтролируемые – факторы, воздействующие на маркетинговую деятельность, но не могут управляться бизнесменами (потребители продукции, конкуренция, государство, средства массовой информации).

Функции маркетинга:

1) основные:

           - комплексное исследование рынка и анализ внутренней среды фирмы;

 - максимальное  приспособление производства к требованиям рынка;

 - воздействие на рынок, потребительский спрос исходя из внутренних ресурсов производства с помощью всех доступных средств.

2) конкретные: покупка, продажа, транспортировка продукции, ее хранение, сортировка, финансирование, риск, реклама продукции

 

5) Промышленный дизайн (упаковка, реклама, сервис)

Содержание промышленный дизайна заключается в том, чтобы, придавать товару новому или старому в процессе его усовершенствования такую форму, которая соответствовала бы тесно связанным между собой материальным, функциональным, культурным, психологическим контактам потребителя.

Особую роль в сфере промышленного дизайна играют товарные марки. Товарная марка – это отдельный знак, символ, имя или их сочетание, которые указывают на принадлежность данного товара определенной фирме (должна легко запоминаться, резко отличаться от других названий, соответствовать товару).

Упаковка товаров является одной из тех отраслей производства, которые, на первый взгляд, кажутся не особенно важными и столь уж нужными, но которые в последнее время развиваются тем не менее бурными темпами. В частности, на Западе все товары и продукты продаются в упакованном виде. При этом в крупных магазинах клиентам предоставляются бесплатно и пакеты, бумажные и полиэтиленовые сумки.

Упаковка должна:

- предохранять товары от порчи и повреждений

- обеспечить создание рациональных единиц для их складирования, транспортировки, хранения

- быть важным носителем рекламы.

Величина затрат на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости упакованного товара.

Сервис обозначает весь комплекс услуг, оказываемых покупателю с целью обеспечить эффективное использование купленного товара: предпродажный – подготовка товара к покупке и эксплуатации и максимальное облегчение торговому персоналу его сбыта, а покупателю – его приобретение,  гарантийный сервис- бесплатное обслуживание товара в начальный период (ремонт, смазка и т.д).

Реклама – направленное распространение информации о потребительских свойствах товара с целью создания или увеличения спроса на нее.

Способы распространения рекламы: газеты, телевидение, прямая почтовая реклама, радио, журналы.

 

Правила рекламы:

высказывайтесь просто, высказывайтесь интересно, высказывайтесь прямо, высказывайтесь утвердительно, руководствуйтесь здравым смыслом, будьте краткими, будьте правдивыми и благопристойными, будьте не похожими на других и оригинальными, стремитесь привлечь и удержать внимание, говорите читателю, что он должен сделать, избегайте прямых сравнений с конкурентами, называя их по имени, используйте «правило Штирлица» - запоминается последняя фраза, обращайте рекламу не в пустоту, а к личности.

         Каналы распределения:

- нулевой уровень (производитель-потребитель)

- одноуровневый (производитель-посредник- потребитель)

- двухуровневый (производитель –оптовый посредник- розничный посредник - потребитель)

- трехуровневый (производитель – оптовый посредник – мелкооптовый посредник – розничный  посредник - потребитель).

5.     Закрепление  изученного материала:

Вы уже распределились по трем группам. На ваших столах есть материалы, при помощи которых вы должны создать проект своего будущего предприятия.

Для каждой группы будет следующее задание:

1. Определить сферу деятельности предприятия.

2. Дать название своему предприятию.

3. Определить цель деятельности предприятия.

4. Начертить схему структуры предприятия.

5. Создать промышленный дизайн своего предприятия (товарную марку, сервис, рекламу, каналы распределения)

6. Провести презентацию своего предприятия.

    

6. Подведение итогов урока.

Оцениваются ответы за домашнее задание, за выполнение проектов, согласно оценочных листов.

 

7. Рефлексия.

После изучения учебного материала и овладения практическими навыками  по теме «Менеджмент, маркетинг», ответьте на вопросы:

1.     Опишите глаголами, что вы делали сегодня на уроке?

2.     Опишите прилагательными, какие вы были сегодня на уроке?

3.     Опишите существительными, кем вы были на уроке?

8.     Информация о домашнем задании.

Повторить изученный материал, подготовиться к опросу.


 

Республикасының білім және ғылым министрлігі

Республикасының білім және ғылым министрлігі

Кабинет № 320 Куні / дата 30

Кабинет № 320 Куні / дата 30

О қушылар білуі керек / Обучающиеся должны знать: определение менеджмента, маркетинга, их задачи, функции и факторы

О қушылар білуі керек / Обучающиеся должны знать: определение менеджмента, маркетинга, их задачи, функции и факторы

Сабақтың барысы / Ход урока. 1

Сабақтың барысы / Ход урока. 1

Домашнее задание: На дом вам было задано выучить материал по теме «Основные принципы управления предприятием и экономикой»

Домашнее задание: На дом вам было задано выучить материал по теме «Основные принципы управления предприятием и экономикой»

Менеджмент представляет собой систему

Менеджмент представляет собой систему

Мотивация – процесс побуждения человека к какой-либо деятельности

Мотивация – процесс побуждения человека к какой-либо деятельности

Организационная структура управления предприятием

Организационная структура управления предприятием

Сущность маркетинга, функции и факторы маркетинга

Сущность маркетинга, функции и факторы маркетинга

Промышленный дизайн (упаковка, реклама, сервис)

Промышленный дизайн (упаковка, реклама, сервис)

Правила рекламы: высказывайтесь просто, высказывайтесь интересно, высказывайтесь прямо, высказывайтесь утвердительно, руководствуйтесь здравым смыслом, будьте краткими, будьте правдивыми и благопристойными, будьте не похожими на других и…

Правила рекламы: высказывайтесь просто, высказывайтесь интересно, высказывайтесь прямо, высказывайтесь утвердительно, руководствуйтесь здравым смыслом, будьте краткими, будьте правдивыми и благопристойными, будьте не похожими на других и…

Опишите глаголами , что вы делали сегодня на уроке? 2

Опишите глаголами , что вы делали сегодня на уроке? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020