Методическая разработка. План-конспект урока по ИЗО в подготовительной группе ДШИ (возраст 7-8 лет) . Тема: Чайный сервиз "Зоопарк". Лепка.
Оценка 4.7

Методическая разработка. План-конспект урока по ИЗО в подготовительной группе ДШИ (возраст 7-8 лет) . Тема: Чайный сервиз "Зоопарк". Лепка.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство
6 кл—10 кл
31.07.2020
Методическая разработка. План-конспект урока по ИЗО  в подготовительной группе ДШИ (возраст 7-8 лет) . Тема: Чайный сервиз "Зоопарк".  Лепка.
Работа с глиной с дальнейшим обжигом и росписью. Знакомство с изделиями Дулёвского фарфорового завода
План-конспект урока по лепке.doc

 

План-конспект

                                                         урока по лепке

 

Преподаватель: Солдатова Галина Ивановна

 

Предмет:  лепка

 

Тип занятия: групповое занятие

 

Класс: подготовительный ДШИ (возраст 7-8 лет).

 

Тема: Чайный сервиз «Зоопарк»

 

 

Цель урока: Познакомить детей с работой дизайнера, совершенствовать навыки детей в лепке из глины

 

Задачи урока для преподавателя:

 

Образовательные:

Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные (полезные) предметы, учить самостоятельно определять способ лепки на основе обобщённой формы: из цилиндра (валика), шара или овоида (яйца).

 

 Воспитательные:

 Прививать детям чувство патриотизма , чувство гордости  за свою малую родину, талантливых  и трудолюбивых людей - их земляков. Воспитывать уважительное отношение  к творчеству и труду мастера.

 

Развивающие:

Расширить представление детей об окружающем мире. Познакомить с изделиями Дулёвского фарфорового завода, историей, художниками – мастерами.

 Развивать глазомер, синхронизировать работу  обеих рук.

 

Задачи урока для учащихся:

 

Образовательные:

Продолжать освоение техники лепки, совершенствовать умение свободно варьировать разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей) для создания выразительного образа. Совершенствовать навык обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Совершенствовать умение лепить скульптурные группы из двух-трёх предметов, создавать коллективные поделки, проявлять творчество.

 

 

 Воспитательные:

 Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе ( не разбрасывать кусочки глины, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы), желание доводить начатое до конца, бережно относиться к работам товарищей, добросовестно выполнять обязанности дежурного, убирать своё рабочее место.

 

Развивающие:

Развитие чувства композиции и способности к формообразованию.

 

Зрительный ряд:

 Изделия Дулёвского фарфорового завода (иллюстрации, слайды, фарфоровые статуэтки, посуда); работы мастеров Скопино, Абашево, Гжели, Филимоново, дымковская игрушка (иллюстрации, слайды); иллюстрации и слайды работ художников-дизайнеров мебели, одежды, автомобилей, художников-ювелиров, ландшафтных дизайнеров, дизайнеров игрушек и др.

 

Материалы и оборудование:

 Глина, деревянные  дощечки, стеки, клеёнки, проволока, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой. У преподавателя – изделия  из глины учащихся прошлых лет, схема с показом способа лепки.

 

 

План урока:

 

1. Организационная часть   (приветствие, проверка присутствующих, организация рабочего места) – 2 мин.

2. Сообщение темы урока и нового материала – 8 мин

4. Практическая работа - 50 мин.

5. Заключительная часть – 3 мин.

    Анализ работ, закрепление нового материала – 5 мин.

    Уборка рабочего места – 2 мин.

 

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент:

      - приветствие

      - проверка присутствующих

      -проверка готовности к уроку

 

  1. Сообщение темы урока.

 

                 -Тема нашего сегодняшнего урока необычная, мы будем лепить с вами посуду, но не простые чашки и блюдца ,  а чайный сервиз под названием «Зоопарк»

 

  1. Сообщение нового материала.

 

                   - Но сначала мы поговорим с вами ребята о том, что нас окружает: дома, автомобили, одежда, мебель, наши игрушки.  И все это своим видом обязано художникам. Целая армия художников трудится над созданием вещей, украшающих нашу жизнь, делающих её комфортной и доставляющих нам радость. В каждом доме есть мебель, дети во всём мире играют в игрушки, разработанные художниками, читают книги, картинки в которых выполнены художниками-иллюстраторами. Мы все носим одежду, которую придумали художники-модельеры. Нет ни одной вещи, в создании которой не принимал бы участие художник.

                   Вот, например, автомобиль. Какой формы, какого цвета, размера он будет – всё это придумывают  художники-дизайнеры.

                   А мамины украшения? Это работа художника – ювелира.

(Рассказ сопровождается показом  слайдов, иллюстраций и фотографий  работ художников – дизайнеров).

                   На каникулах мы с вами поедем на экскурсию  в город  Ликино-Дулёво на фарфоровый завод, где вы  своими глазами сможете увидеть,  как на свет появляются  те самые чашечки и блюдца, из которых вы пьёте чай, сок, молоко. А ещё  узнаете,  как  в художественном цехе расписывают такую знакомую вам посуду.

                   На заводе работают настоящие мастера своего дела, в их руках оживает сказка.

Дулёво и есть город сказочников. На  дулёвских тарелках, чашках, блюдах, на чайниках – цветут цветы несказанные, птицы порхают незнаемые, звери таятся невиданные. Я, ребята,  расскажу вам об одном таком сказочнике.

                    В 1931 году главным художником Дулёвского завода прислали Петра Васильевича Леонова. За кожаную куртку его тотчас прозвали  «чекистом». Главному шёл двадцать первый год, но он уже успел поработать в текстильной промышленности,  был знаком с наркомом просвещения Луначарским, даже жил у него. Насмотревшись у текстильщиков на ситцы, Леонов первый свой сервиз сплошь покрыл синей краской и разрисовал золотыми крестиком и цветами. Дулёвцы холодно отнеслись к чужаку. Было дело. Приходилось выпускать агитфарфор: на блюдах рисовали крестьянские обозы, красные флаги, серпы и молоты. Теперь вот – ситец. И вдруг – чудо! Ситцевый сервиз, названный Леоновым «Бабы рязанские» пошёл « на ура». А у главного уже готовы «Братишки», «Весна в Москве» и сводящие с ума покупателей «Чёрные глаза». Идёт Леонов по единственной улице, а с другой стороны пожилой человек шапку снял, кланяется: - Доброе здоровье, Пётр Васильевич! Ба! Иван Григорьевич Коньков, лучший живописец завода и самый непримиримый. Поняли мастера хитрый ход молодого начальника, он закрашивал сплошь чайники и блюдца, скрывая серость фарфора, да ведь и смотрится весело. А через три года Пётр Леонов изумил фарфористов, правительство и саму Америку. США признали СССР, от президента Рузвельта в Москву прибыл посол Буллит. Стало известно: на Буллита возложена  президентом ещё одна миссия, неофициальная: закупить во Франции для Белого дома фарфоровый сервиз на 1200 персон. Может быть и не случайно в Москве проходила в это время выставка фарфоровых заводов страны. Показывал выставку высокому гостю Пётр Леонов. Он знал по-английски «О”кей!» и «Гуд бай!» Всё, что послу нравилось, гостеприимный гид тотчас дарил: «О”кей!» Устроители выставки мрачнели, а Леонов в конце показа на правах друга пригласил Буллита в Дулёво. Времени неделя, а чем удивить Америку? – хохлома! –решил Леонов. Ради посла поправили дороги, покрасили заборы. Посмотрел Буллит производство, и вот она – душа Дулёва – живописный цех. Подвёл Пётр своего «друга» к сервизу «Хохлома». Сплошь золото, а по золоту чёрные и красные сказочные узоры. Пётр дал знак: вспыхнул прожектор, золото запылало, цветы ожили. – О”кей! – воскликнул посол, мы желаем заказать точно такой же. Должно быть, и ныне хранится в Белом доме сервиз «Хохлома», красоты варварской, но ведь история, чудо русской смекалки, чудо Дулёва. Уж такие вот мы -  потомки скифов и Василисы  Прекрасной, Чудодейницы. Сервиз для Америки – заказ престижа. Дулёвский завод возвращал себе мощь и былую славу. При Кузнецове производили 20 миллионов изделий. В 1923 году – вполовину меньше. Но уже в 26-ом, когда неподалёку построили Шатурскую ГЭС, завод выпустил 19 205 000 штук столовой и чайной посуды.

                      Петр Васильевич Леонов человек был шумный. Он раз всего был в Италии, но постоянно кричал: «Моменто!», «Контато!» Когда он принимался писать что-то новое, ассистенты слышали от него: «Держите меня! Держите за обе руки!» Это чтобы не испортить чуда, написанного на блюде мгновенно, вдруг.

                       Его сервизы получали «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже, Большую золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе, он удостоен Государственной премии, избран в члены-корреспонденты Академии художеств. Но главное – Леонов создал стиль свободной кистевой живописи по фарфору.

                      Чай пил Пётр Васильевич из белых, не тронутых красками чашек, и пол у него в квартире был белый.

                       Вот такой он был Пётр Васильевич Леонов, дедушка нашей  Алины Комиссаровой. А Алинины  мама, тётя и остальные родственники тоже работают на заводе, да и сама Алина о другом и не мечтает, тоже очень любит рисовать. (показываю работу ученицы Алины Комиссаровой «Дедушкин сервиз»).

(Демонстрируются слайды  работ мастеров Дулёвского завода. Из показанных сервизов, работы дулёвских мастеров, многие, оказывается, есть в семьях наших учеников.. Ребята с восторгом отмечали, что у них или у их бабушек и дедушек есть такой-то или такой-то сервиз, чайник, блюдо, статуэтка.)

                      

 

                     - Представим себе, что сегодня нам поступил заказ – сделать чайный сервиз, но не простой чайник, сахарницу, вазы под варенье и фрукты, чашки и блюдца, а посуду, как я и сказала в начале урока, под названием «Зоопарк». Это значит, что  каждый предмет по форме должен будет похож на какого-либо зверя, птицу или рыбу.

                      Народные мастера-умельцы, гончарных дел мастера, резчики по дереву, камню  издревле обращались к так называемому зооморфному стилю.

(Демонстрируются и комментируются слайды с изображениями игрушек и посуды  из Абашево, Хохломы, Гжели, Филимоново, Вятки – повторение  пройденного материала  и Скопино -  знакомство с новым промыслом)

 

 

Физкультурная пауза

 

                                                         Снегири

 

                                                 Снегирики-снегири

                                                 На дворике у двери.

                                                 Я насыпал за порог

                                                 Гречку, семечки, творог.

                                                 А когда я вышел в сад,

                                                 То от них услышал:

                                                 «Ты добрее всех ребят,

                                                  Молодчина, Гриша».

                                                                              П.Воронько

 

 

                           Дети приглашаются на прогулку в зимний лес.

 

Мы на лыжах в лес идём,                                    Машут руками, как будто работают

Мы взбираемся на холм.                                      лыжными палками.

 

Палки нам идти помогут,                                    Вращение туловищем вправо и влево.

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,

 

Он деревья крутит, вертит.                                  Руки вверх, машут руками влево-вправо.

 

И среди ветвей шумит.                                         Произносят: «Ш-ш-ш».

 

Снег летит, летит, летит.                                      Выполняют движения, будто подвешивают

На зиму долгую в нашем лесу                             кормушки и насыпают корм.

Мы приготовим птичкам еду.

 

Прилетайте, птицы,                                                Поднимают голову кверху.

Вы сюда кормиться.

Посмотри наверх скорей

 

Ты на смелых снегирей,                                         Машут руками как крыльями.

Прилетели, прилетели,

 

 

Не испугались сильной метели.                             Стучат пальчиком правой руки по левой

Поклевали, пошумели,                                             ладошке.

 

Песенку свою пропели:                                           Машут руками – крыльями.

«Рюм-рюм-рюм»

И куда-то полетели.

 

Хоть приятно здесь кататься,                                   Садятся на свои места.

Надо снова заниматься.

 

  1. Практическая работа.

 

                                И мы с вами сегодня будем лепить снегирей, мишек, кенгуру, поросят, рыб и других животных и  птиц, только все они будут выглядеть как чашки, блюдца, сахарницы, конфетницы и  чайнички.

Дайте волю своей фантазии.

 Вспомните, какими приёмами лепки мы пользовались на предыдущих уроках ( прищипывание, оттягивание, скрепление деталей)

 

                                Лепить будем из глины, которую нужно подготовить заранее.

 

Шаг 1 

                                Нужно взять кусок глины, раз десять ударить им о доску и затем  разделить на две части. Из одной будем лепить непосредственно чашку или чайник, из другой – детали.

Например, из большого куска глины скатаем шар.

                                 Раскатывая глину руками, мы, с одной стороны, вступаем  в контакт с материалом. Т.е. мы чувствуем, как с ним нужно работать. Если он слишком сырой, то его следует немного подсушить на воздухе. С другой стороны, благодаря раскатыванию шар приобретает красивую гладкую поверхность.

 (Дети повторяют за учителем,  который вместе с комментариями проделывает все действия шаг за шагом)

                          

 

Шаг 2

                                На массивный шар ушло бы слишком  много материала, он был бы слишком тяжелым, и, кроме того, он бы растрескался во время обжига, так как толщина глиняных изделий может быть максимум 4 см. Поэтому для начала  с помощью проволоки мы делим шар пополам.

 

Шаг 3

 

                                 Обе половинки шара выдавливаются изнутри. Большим пальцем при этом работают внутри шара, а другими пальцами сопровождают его движения наружной стороны. Так мы чувствуем, как получается равномерная по толщине стенка. Если шар большого размера, то можно работать обеими руками.

                                 Вот у нас уже и сахарница получилась с крышкой. Задумали сделать её похожей на свинку. Тогда на боковую часть верхней половинки  примазываем глиняную лепёшку с проделанными в ней двумя дырочками – это пятачок. На противоположном боку нижнего полушария пальцем примажем глиняную колбаску, закрученную спиралью, - это хвостик.  Нарисуем стекой или  слепим из тонких колбасок глазки. Остренькие ушки на макушке будут служить ручкой для поднятия крышки. Поставим сахарницу на четыре коротких толстеньких столбика из глины – это ножки свинки и сахарницы одновременно.

 

Шаг 4

 

                                 Если нам потребуются большие шары, то обе половинки шара набиваем теперь скомканной  газетной бумагой, соединяем друг с другом.

                                 Из шара, набитого бумагой, могут получиться различные формы.

Работа с каждой формой начинается с решения о том, из скольких частей она будет состоять.

 

 

                                        

                                         Разминка для пальчиков

                                                      «Снегирёк»  

 

Сел на ветку снегирёк.                                           Руку, согнутую в локте, поставить

                                                                                  на стол, пальцы сложить в виде клюва.  

 

Пошёл снежок – он промок.                                   Опустить  «голову птицы» клювом вниз.

Ветер подул слегка,                                                 Помахать другой рукой на «снегирька».

Обсушил нам снегирька. 

 

Снегирёк встрепенулся,                                          Повертеть «головой снегирька» в разные

К солнышку взлетел,                                               стороны. Соединить большие пальцы обеих

Песенку запел.                                                          рук, остальными пальцами делать взмахи,

                          Т.Бондаренко                                  как крыльями.

 

 

                                  Дети придумали слепить заварочный чайник в виде  петушка, у которого изогнутые перья хвоста служат ручкой, а голова с бородкой, гребешком и клювом – носиком.

                                   Вот появляются сахарницы-лягушки с двумя глазами-ручками для снятия крышки. На месте стыковки верхней и нижней половинок – рот, и если крышка нашей сахарницы снимается не полностью, а только запрокидывается, то создаётся впечатление, что наша лягушка открыла свой широкий рот и смеётся. А две согнутые в локтях лапки, подпирающие туловище, - самые настоящие ручки.

                                    Гусь вытянул шею и стал похож на кувшин с тонким длинным горлышком.

Появляются чашки – рыбки, ковши – утки, вазы – цапли на одной ноге, множество чашек – птиц с изогнутыми ручками в виде длинных шей. А вот кенгуру с большой сумкой на животе, в которую можно класть конфеты.

                                     Количество посуды нашего сервиза растёт. Каких зверей здесь только нет! Большие и маленькие, узкие и широкие.

                                      Детей уводит фантазия, и в составе нашего сервиза появляются и кастрюли, и сковородки. Главное, детям понравилась идея превращения обыкновенной чашки в оригинальную неповторимую вещь, похожую на любимого зверька. К тому же мы попутно вспомнили, сколько ног у жирафа, какой нос у индюка и чем отличается ослик от лошадки. Чтобы приблизить изображения животных к форме  посуды, детям пришлось  и усадить зверей на лапы, и поджать им хвостики, и расправить крылышки. А это нелёгкая задача.

                                       По окончании лепки пальцем, смоченным водой, «погладим» свои изделия, чтобы при высыхании не отвалились мелкие детали и не образовались трещины. Оставим нашу посуду просохнуть. Затем загрунтуем ее белой водоэмульсионной краской и раскрасим гуашью.

                   

 

  1. Заключительная часть

                        

              Анализ работ и подведение итогов урока.

 

- Все ребята заслуживают похвалы. Посмотрите, какую интересную и необычную посуду вы слепили. Такую вы точно нигде не встретите. И когда мы поедем на завод в Дулёво с экскурсией, мы обязательно покажем   художникам фотографии и эскизы  вылепленной нами посуды, и пусть они тоже оценят наш труд.

 

              Закрепление нового материала

 

- Ребята, вспомните, с каким новым для вас промыслом мы познакомились?

(скопинская керамика)

- как называют художников, которые трудятся над созданием вещей, украшающих нашу жизнь, делающих её комфортней? (дизайнеры)

-о каком  знаменитом художнике  дулёвского фарфора шла сегодня речь? ( Леонов Пётр Васильевич), и помните ли вы других художников, чьи работы я вам сегодня демонстрировала? (Обрубов М.М., Сотников А.Г., Картинкин В.Г.)

 

 

              Уборка рабочего места

 

 

            

 

 

 

 

 


План-конспект урока по лепке

План-конспект урока по лепке

Развивающие: Развитие чувства композиции и способности к формообразованию

Развивающие: Развитие чувства композиции и способности к формообразованию

Рассказ сопровождается показом слайдов, иллюстраций и фотографий работ художников – дизайнеров)

Рассказ сопровождается показом слайдов, иллюстраций и фотографий работ художников – дизайнеров)

Чай пил Пётр Васильевич из белых, не тронутых красками чашек, и пол у него в квартире был белый

Чай пил Пётр Васильевич из белых, не тронутых красками чашек, и пол у него в квартире был белый

На зиму долгую в нашем лесу кормушки и насыпают корм

На зиму долгую в нашем лесу кормушки и насыпают корм

Обе половинки шара выдавливаются изнутри

Обе половинки шара выдавливаются изнутри

К тому же мы попутно вспомнили, сколько ног у жирафа, какой нос у индюка и чем отличается ослик от лошадки

К тому же мы попутно вспомнили, сколько ног у жирафа, какой нос у индюка и чем отличается ослик от лошадки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020