Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не толь ко горестным чувства одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное- творческого вдохновения. Написано стихотворение очень быстро, за один день 3 ноября 1829 года.
- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.
Стихотворение делится на части – строфы.
Сколько строф в стихотворении?
- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?
- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.
- Как герой обращается к своей собеседнице?
- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице?
- Какие настроения испытывает герой Пушкина?
- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена?
- Каким настроением окрашена вторая строфа?
Докажите словами из текста.
Какое настроение у героя?
- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы
- Приведите примеры.
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
- Что можете сказать о настроении героя?
- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.
- Как понимаете «янтарный блеск
Можно ли услышать, что происходит в доме?
Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…
- Какие согласные помогают передать треск дров в печи?
- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна?
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?
- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?
- Какой вывод можно сделать:
это стихотворение о красоте зимнего утра;
это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?
Зимнее утро
1. Объясни значение слова «нега», «вечор», «нынче», «янтарь», «бурый».
2. Подбери синонимы к словам «прелестный», «вьюга», «думать», «бурый».
3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры
6. Сколько героев в этом стихотворении?
7. Выпиши, как называет поэт свою подругу.
8. Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.
9. Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.
10. Найди прием антитезы в этом стихотворении. Для чего он применен?
нега - блаженство,
вечор - вечер,
нынче - сегодня,
янтарь - окаменевшая смола хвойных деревьев,
бурый - цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом.
Северная Аврора- Аврора - древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда - так называют планету Венеру.
прелестный - красивый, отличный, привлекательный,
вьюга - ветер, метель, буран,
думать - размышлять, рассуждать, соображать,
бурый - коричневатый, ржавый.
Синонимы
дремлешь - бодрствуешь,
великолепный - невзрачный, неприметный, нетерпеливый - терпеливый.
Антонимы
-Найдите прием антитезы (противопоставление)
в этом стихотворении.
-Для чего он применен?
Антитеза - резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.
В смене картин: тепло комнаты – холод улицы; состояние покоя на лежанке - бег лошади ; состояние размышления - активное действие ( катание на лошади ).
Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок.
1-я строфа –« Пробуждение».
2-я строфа – «Воспоминание о вчерашнем дне».
3- строфа –«Описание природы зимним утром.»
4 – строфа – «Описание комнаты.»
5 – я строфа «Приглашение на прогулку.»
Работа в парах
- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.
- Почему выбрали именно эти цвета?
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет),
«навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка…блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и пустота)
Работа над выразительностью чтения
- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?
- Что надо передать при чтении первой строфы?
- А второй строфы?
- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?
1 строфа – восторженность, призыв.
2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление.
3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.
4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.
5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.
Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный —Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!
Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный —Пора, красавец мой, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!
Найди ошибки в стихотворении.
Вечор, ты помнишь, буря злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела —Теперь же... погляди в окно:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела —А нынче... погляди в окно:
Вся комната алмазным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКоровку бурую запречь?
Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?
Ответы. Зимнее утро
1. Объясни значение слова «нега» - блаженство,
«вечор» - вечер,
«нынче» - сегодня,
«янтарь» - окаменевшая смола хвойных деревьев,
«бурый» - цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом.
2. Подбери синонимы к словам «прелестный» - красивый, отличный, привлекательный,
«вьюга» - ветер, метель, буран,
«думать» - размышлять, рассуждать, соображать,
«бурый» - коричневатый, ржавый.
3.Подбери антонимы к словам «дремлешь» - бодрствуешь, «великолепный» - невзрачный, неприметный, «нетерпеливый» - терпеливый.
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (сомкнуты негой взоры, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском)
5. Выпиши сравнения и метафоры (звездою севера, луна, как бледное пятно, великолепными коврами снег лежит)
6. Сколько героев в этом стихотворении? (2 - няня и автор)
7. Выпиши, как называет поэт свою подругу. (друг прелестный, красавица, друг милый)
8.Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.
9. Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.
10. Найди прием антитезы (противопоставление) в этом стихотворении. Для чего он применен?
Резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.
«Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»
Применяется как на стадии объяснения нового
материала, так и на стадии закрепления.
Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
знаю | узнал | хочу знать |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.