МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
«КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ? ВЫБОР ЗА НАМИ!»
1. Введение ………………………………………………….……….…….3
2. Цели и задачи ……………………….…………………….……………4
3. Ход мероприятия…………………………………………….…..….…5
4. Заключение…………………….…………………….………….….… 10
5. Приложение 1 ……………………………………………………....…11
6. Приложение 2………………………………………………………….12
7. Приложение 3 …………………………………………………………13
8. Приложение 4………………………………………………………….15
9. Литература ….…………………………………………………...……16
Введение
Профилактика вредных привычек у подростков – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению ПАВ не способствуют профилактике вредных привычек. Некоторый положительный эффект может быть конечно достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий. Однако бюджеты, затрачиваемые даже на легальную рекламу, несравнимы с деньгами, выделяемыми на программы профилактики вредных привычек.
В этой связи особенно важным представляется консолидация всех структур, задействованных в системе образования. Только путем согласованных действий можно избежать приобщения молодежи к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике вредных привычек среди студентов могут способствовать укреплению здоровья нации в целом.
Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству.
Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному старению и приобретению им устойчивых заболеваний. К таким привычкам в первую очередь надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Существенную пользу в профилактике вредных привычек у студентов могут дать тематические занятия. Важно, чтобы они проводили систематически, в каждой группе, на протяжении всего периода обучения. При этом должна сообщаться только объективная и проверенная информация. Ни в коем случае нельзя запугивать. Информация типа «Наркотики яд, от них умирают» будет игнорироваться, т.к. в группе всегда может найтись студент, который скажет: «Мой знакомый употреблял наркотики и не умер».
Помимо собственно носителя вредных привычек, они наносят ущерб и обществу в целом. Это проявляется в возникновении целого ряда, как социальных проблем, так и экономических. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется профилактике вредных привычек. Они ежегодно отравляют, разрушают здоровье и уносят жизни тысяч людей. И все это на добровольных началах, человек сам отравляет, разрушает и убивает себя. В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Обучение студентов бережному отношению к своему здоровью - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья молодежи чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «нездоровья подростков» является неумение их самих быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в молодежной среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
«Лучший способ борьбы с заболеванием – его профилактика». Это высказывание как нельзя лучше отражает суть предлагаемого мероприятия.
Цели мероприятия:
Задачи:
· повышение уровня профилактики употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди студентов;
· распространение форм профилактики употребления ПАВ в социокультурной среде (преподаватель-студент -семья);
· максимальное использование оздоровительных ресурсов для сохранения и укрепления здоровья студентов;
· снижение уровня социальных девиаций в подростковой среде;
· вовлечение студентов в работу по профилактике употребления ПАВ;
· расширение волонтерского движения, пропагандирующего здоровый образ жизни.
Актуальность данной темы:
Табакокурение среди молодых людей принимает все более угрожающие формы. Это явление существенно деформирует нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, наносит ему огромный урон профессиональной подготовке и дальнейшей деятельности. Особенно негативно табакокурение сказывается на студентах, получающих профессии «человек - человеку». Это будущие педагоги, психологи, врачи, социальные работники. Особую остроту проблеме табакокурения придает то обстоятельство, что именно курение в наши дни становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев, и наркотики.
Оборудование:
1.Презентации к данной теме, подготовленные студентами.
2. Интерактивная доска.
3. Сообщения, подготовленные студентами.
4. Вопросы теста-опросника (в распечатке на столах).
5. Памятка студенту (в распечатке на столах).
6. Тематические цитаты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Преподаватель: Добрый день всем присутствующим участникам сегодняшнего мероприятия!
Для на не секрет что все люди не похожи друг на друга и привычки конечно же у всех разные.
Ребята, назовите известные вам хорошие привычки.
Ответы студентов: Занятия спортом, почитание старших, чтение книг, привычки вовремя ложиться спать, быть вежливым, не грубить, не обижать слабых и т.д.
А теперь назовите плохие привычки.
Ответы студентов: Плевать на пол, ковырять в носу, грубить старшим, курить, лениться и делать все не вовремя, курить, употреблять наркотики и алкоголь....
Преподаватель: Совершенно верно. Вредных привычек очень много, но на нашей встрече давайте познакомимся с одной из них – курением. Давайте прослушаем сообщения одногруппников о заморском госте – табаке и историей его появления.
Выступления студентов с презентациями:
1. История табака.
2. Вред курения.
Преподаватель: В народе говорят, что курение – это деньги, выброшенные на ветер. И это действительно так. Подсчитайте, какая сумма денег из семейного бюджета “улетит” вместе с дымом только за один год: 1 пачка (стоимость) умножить на 30 дней и умножить на 12 месяцев. А если одной пачки сигарет в день мало? Представьте, чтобы Вы смогли приобрести на “сэкономленные” на курении деньги?
Стоимость 1 пачки 60 рублей. (60*30*12=21600) – 1 пачка в день.
2 пачки = 21600*2 = 43200 рублей.
Выслушиваются ответы студентов.
Преподаватель: Состав табачного дыма (доклад) + схема в презентации схема химических элементов (Презентация).
В табаке и табачном дыме содержится около 100 опасных для организма веществ.
Основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза – 1 мг на 1 кг массы тела. Ядовитые свойства никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин.
Угарный газ, при вдохе попадая в кровь, легко соединяется с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из акта нормального дыхания, делает его неспособным переносить кислород.
Еще коварнее действие синильной кислоты. Легко проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови, приводящее к кислородному голоданию клеток. Это сильный яд, действующий на центральную нервную систему.
Аммиак раздражает слизистые оболочки, вызывает слезоточение, снижает сопротивляемость организма различным инфекционным заболеваниям, в том числе и туберкулезу.
Табачный деготь, являясь концентратом жидких и твердых веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливаясь и в альвеолах, приводя к злокачественным новообразованиям.
При вдыхании паров ацетона происходит кислородное голодание мозга.
Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута приводит к расстройству сна и аппетита, нарушая деятельность желудка и кишечника.
Пирен хорошо растворим в человеческой крови, связывается с глобулином, что приводит к судорогам, спазмам дыхательных путей. Также вызывает головную боль, слабость, нарушения функции печени.
Преподаватель: А сейчас приглашаю ко мне подойти 6 студентов и поведать нам о влиянии отравляющих веществ, содержащихся в сигарете:
Студент 1: Влияние отравляющих веществ на дыхательную систему.
У курильщика страдают все системы органов, но в первую очередь – дыхательная система, начиная с обоженной слизистой носоглотки, трахеи и бронхов. Хорошо известен бронхит курильщиков, сопровождающийся мучительным кашлем. Легкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, что уменьшает их жизненную емкость. Легочные пузырьки забиваются смолами, при курении частично нарушаются физиологические свойства сурфактанта. Курильщики не могут долго бегать, у них появляется отдышка, кашель.
Студент 2: Влияние отравляющих веществ на сердечно-сосудистую систему.
Главная причина смертности в современном развитом обществе – болезни сердечно-сосудистой системы. Установлено, что курение является одним из основных факторов для получения сердечно-сосудистых заболеваний. При курении сужается просвет кровеносных сосудов, питающих сердце, затрудняется ток крови, сосуды делаются ломкими, закупориваются. Сердце работает с повышенной нагрузкой. Чтобы обеспечить кровью все клетки организма сердце курящего совершает тысячи лишних сокращений, что ведет к быстрому изнашиванию этого важного органа.
Студент 3: Влияние отравляющих веществ на пищеварительную систему: губы, зубы. желудок.
Зубы у курильщиков желтые, имеют многочисленные трещины, что приводит к кариесу и разрушению зубов гораздо быстрее, чем у некурящих. Изо рта курильщика исходит неприятный запах. У курильщиков трубок чаще бывает рак губы. У курильщиков после курения происходит выделение пищеварительных соков, даже в отсутствии пищи. При этом они разъедают стенки желудка, что приводит к язве желудка (очень частое заболевание в среде курильщиков).
Студент 4: Влияние отравляющих веществ на нервную систему.
Нервная система – самая чувствительная к курению. Здесь эффект проявляется немедленно. Когда закуривают впервые в жизни, учащается пульс, нарушается точность и координация движений, появляется головная боль, тошнота, головокружение, слабость, рвота. В данном случае речь идет об особой, так называемой “мозговой рвоте”, поскольку она обусловлена действием табачного яда на нервную систему, а не болезненными проявлениями со стороны желудочно-кишечного тракта. Говоря об особом вреде табака для растущего организма, хочется подчеркнуть, что курение мешает учебе – слабеет память, ученики становятся рассеяны, несообразительны, ленивы, раздражительны, быстро утомляются.
Студент 5: Курение и рак неразлучны
Второй главной причиной смертности после сердечно-сосудистых болезней являются злокачественные опухоли. В развитии рака легких важную роль выполняют бензпирен и радиоактивный полоний-210, входящие в состав продуктов горения табака.
Видимо, у некоторых людей имеется какая-то предрасположенность, в определенной степени наследственная, к раковым заболеваниям. Однако эта предрасположенность может никогда и не реализоваться, и рак не разовьется, если не будет для того соответствующих условий. Курение же способствует осуществлению такой потенциальной возможности.
Рак легких чаще возникает у курящих сигареты, так как при затягивании табачный дым попадает в легкие. А вот трубки и сигары приводят к раку нижней губы, потому что канцерогенные вещества задерживаются в ротовой полости.
Студент 6: Курение и потомство.
Мечта и судьба женщины – родить и воспитать здоровых, крепких детей. На этом стоял и стоит мир. И вот, оказывается, что курение подрывает основы этого мира. Доказано, что табак влияет на развитие плода отрицательно. Вредное влияние никотина обусловлено тем, что он уменьшает кровоток и снижает поступление кислорода к растущему организму. Способность никотина проникать из крови матери в кровь плода дает право утверждать, что курящая мать ещё до рождения своего ребенка отравляет его никотином. Дети у курящих женщин рождаются беспокойными, слабыми, часто у них понижен вес тела.
Преподаватель: Прошу Вас подумать над вопросом: “Почему подростки начинают курить?”
Возможные ответы студентов демонстрируются на слайде.
Преподаватель: Поиграем.
Выбирается один человек, которого просят на минуту выйти из класса. Ведущий рисует на доске два отрезка, заметно разной величины и договаривается с классом о том, что на вопрос “ Какой отрезок длиннее?” класс указывал на короткий отрезок. Приглашают ученика, который покидал помещение и начинают игру. Ведущий по очереди спрашивает учеников о длине отрезков. По окончании игры проводится обсуждение чувств игрока, о том легко ли ему было противостоять мнению большинства.
Преподаватель: На нашем примере мы убедились, что противостоять мнению большинства бывает очень трудно. Умеем ли мы противостоять давлению?
Преподаватель: А вы можете описать, как влияет курение на внешность человека? Как изменяется кожа у курящего человека? Что происходит с волосами? Как выглядят глаза курильщика? Что происходит с зубами? Как пахнет одежда курящих? Давайте раскрасим курильщика и посмотрим, как он выглядит.
Преподаватель демонстрирует на интерактивной доске рисунок “Раскрась курильщика” и раскрашивают вместе со студентами.
Рисунок 1
Преподаватель: Хочет ли кто-нибудь стать похожим на этого человечка?
Ответы студентов.
Преподаватель: Придумать обращение организма к разуму курильщика. (Он как бы говорит: ладно, если ты хочешь сам отравить себя, я тебе мешать не буду. Ты сам сделал свой выбор. Только не обижайся потом, когда я устану от тебя и твоих сумасшедших прихотей.)
Курить иль не
курить? У вас готов ответ?
Леха, Светка, Вася, Сергей.
Мы выбросили вон все пачки сигарет
А вы? (обращается в зал) Что ж, вы решайте сами.
Представьте: я - весы, а это – чаши (развернутые ладони рук)
Что ж, был вопрос. Ну, а каков ответ?
Пусть на минуту тихо станет в зале.
Подумайте, чего хотите вы?
Прислушайтесь, что сердце скажет.
И разум ваш какой вам даст совет?
Силен ты или слаб?
Свободен или раб?
Преподаватель: Помимо непосредственного курения сигарет есть так называемое пассивное курение.
Выступления студента с презентациями:
1. Пассивное курение.
Преподаватель: Многие считают, что курение кальяна и электронных сигарет безвредно – узнаем об этом от одногруппников готовивших презентации.
Выступления студента с презентациями:
1. Электронная сигарета.
2. Курение кальяна.
3. Вред от курения кальяна.
Преподаватель: В завершении сегодняшней встречи, ответив на вопросы теста, узнаем насколько бы мы хотели находиться в окружении курящих и собственно курить?
Отвечают на вопросы теста. Результаты теста на интерактивной доске.
Делают вывод по результатам теста.
Преподаватель: Домашнее задание - расскажите папам и мамам, знакомым, которые курят о том, что узнали на уроке, попробуйте их убедить, что курить вредно.
И помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.
Приложение 1
Тест-опросник
№ п/п |
Утверждение |
|
1. |
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально. |
|
2. |
Человек должен иметь право курить, сколько он хочет и где он хочет. |
|
3. |
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь. |
|
4. |
Мне бы понравилась работа в коллективе, где все курят. |
|
5. |
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. |
|
6. |
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. |
|
7. |
Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что от меня запах табака. |
|
8. |
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально. |
|
9. |
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. |
|
10. |
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают, курят. |
|
11. |
Бывало, что у меня возникало желание курить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место. |
|
12. |
Сигарета в трудную минуту может успокоить. |
|
13. |
Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни. |
|
14. |
Вредное воздействие на человека табака сильно преувеличивают. |
|
15. |
Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. |
|
16. |
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др. |
|
17. |
В последнее время я замечаю, что стал(а) с удовольствием наблюдать за людьми с сигаретами в руках. |
|
18. |
Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие. |
|
19. |
В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты. |
|
20. |
Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек. |
|
|
Итого: |
|
Приложение 2
Интерпретация полученных результатов:
• до 6 баллов
– риск зависимого поведения не выражен
• от 7 до 9 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения
• от 10 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому
поведению
Приложение 3
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации»
О. де Бальзак
«Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным»
Г. Э. Лессинг
«Курение мужчины - беда, курение женщины - дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой матери, и для ее ребенка»
Ф. Г. Углов
«Люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут перестать»
«Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живём»
Гиппократ
Курение не личное дела, а большое общественное зло.
«От курения тупеешь. Оно не совместимо с творческой работой»
Гёте
Приложение 4
Презентации к кураторскому часу.
1. Вред курения
2. Вред от курения кальяна
3. Курение табака
4. Курение кальяна
5. Курение или здоровье выбор за вами
6. Электронная сигарета
7. Пассивное курение
Литература
1. А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович Модульный курс профилактики курения “Брось!” для 5-11 классов и ПТУ, Москва, 2004г.
2. С.С. Соловьёв Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека для 5-11 классов, Москва, 2005г.
3. Грохотова Ж.А. Игра «Стартинейджеры» на тему «Здоровый образ жизни».// Педсовет. – 2011. - №3. – С. 5 – 6.
4. Иванов А.В. Игры и праздники в образовательной среде школы: методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2005. – 160с.
5. http://revolution.allbest.ru/life/00025984_0.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.