Методическая разработка по теме " Нации и межнациональные отношения"
Оценка 4.9

Методическая разработка по теме " Нации и межнациональные отношения"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
17.03.2024
Методическая разработка по теме " Нации и межнациональные отношения"
Класс : 11 Предмет: обществознание
нации.docx

ДАТА:

ТЕМА «НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Программное содержание: понятие нации, этнические общности, национальное самосознание, развитие межнациональных отношений в современном мире, нацизм, межнациональные конфликты, национальная политика.

Цель урока: сформировать знания учащихся о тенденциях развития межнациональных отношений в современном мире, основных задачах и принципах российской национальной политики.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с понятиями «нация», «этнос» и т.д.
  2. выявить причины межэтнических конфликтов и пути их решения.
  3. активизировать познавательную деятельность учеников посредством постановки и решения проблемных и исследовательских задач;
  4. воспитывать чувство толерантности, формировать негативное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.

Планируемые результаты:

- личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

- метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

- предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости;  понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

 

Тип и форма: урок изучения нового материала, урок-лабораторная.

Опыт познавательной деятельности: работа с документами, учебником.

Основные понятия: этнос, нация, национальное самосознание, межнациональная интеграция, межнациональная дифференциация, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

План изучения нового материала:

  1. Этнос и нация.
  2. Межнациональная интеграция, межнациональная дифференциация.
  3. Межнациональные конфликты.
  4. Национальная политика.

Оборудование: 

ХОД УРОКА

I. Орг.момент.

  1. Приветствие учащихся.
  2. Мотивация
  3. Целеполагание

Цитата : Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как  здоровый человек – позвоночника. Д. Б. Шоу

 

Вступительное слово учителя:

-Вся история человечества представляет собой историю народов, этносов. Этносы принимали разные формы. В первобытном обществе это были племена наподобие тех индейских или австралийских племен, с которыми столкнулись европейцы при открытии Америки и Австралии. Другую форму представляли средневековые народности, часть которых исчезла почти бесследно, как исчезли хазары Нижнего Поволжья в конце X в., или изменила свой этнический облик, как, например, волжские булгары в Среднем Поволжье, составившие с XVIIв. основной компонент в становлении нынешних волжских татар. Что же собой представляют народы мира сейчас и каковы сложности в их взаимоотношениях?

-Сегодня на уроке, в процессе выполнения практической работы, мы познакомимся с национальной политикой нашего государства, особенностями развития межнациональных отношений в современном мире. По итогам работы на уроке и работы с заданиями каждый получит оценку.

 

 

1.Этнос и нация.

Беседа с группами с элементами дискуссии.

Как вы понимаете следующие понятия: нация, национальное самосознание, национализм, национальная культура и толерантность?

Работа с учебником.

Найдите определение в учебнике следующим терминам и запишите их в рабочие листы: нация, национальное самосознание, национализм, национальная культура, интеграция, толерантность.

2.Межнациональная интеграция, межнациональная дифференциация.

Учитель: в мире существуют два основных направления развития межэтнических отношений – интеграция и дифференциация.

Учащимся предлагается заполнить таблицу.

3.Межнациональные конфликты.

Учитель:

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. Мир полон конфликтов. У каждого человека и тем более у народа в целом есть тысячи поводов для недовольства.

-Дискуссия (продуктивные и репродуктивные вопросы).

Какие виды конфликтов вы знаете? (экономические, политические, социальные, бытовые и т.д.)

Каковы причины межнациональных конфликтов? (территориальные, экономические, культурно-языковые и т.д.)

Приведите примеры межнациональных конфликтов? (индо-пакистанский конфликт, арабо-израильский конфликт и др.)

Учитель:

- Нередко конфликты между народами возникают на национальной почве, так как национальные чувства любого человека очень уязвимы.

- Аналитическая беседа с элементами дискуссии.

Ребята, как вы считаете, можно ли жить без межнациональных конфликтов? (теоретически можно, но на практике иногда очень сложно избежать конфликта, если стороны имеют разные намерения и не готовы к компромиссам).

Каковы пути решения таких конфликтов? ( гуманистический подход, воспитание толерантности, овладение культурой межнациональных отношений).

 

4. Национальная политика.

Учитель:

Мы поговорили сегодня на уроке о нациях, о межнациональных конфликтах, о путях их решения, о национальной политике. И обобщив все выше сказанное, к какому выводу мы можем прийти? Что самое главное в межнациональных отношениях ? Какова главная ценность?

 

III. Заключительный этап.

  • Группы сдают заполненные рабочие листы.
  • Учитель комментирует работу групп и отдельных учащихся.
  • Домашнее задание.

 

Индивидуально (2-3 ученика), устно вывод.

- Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от национальной принадлежности

(запись вывода в тетрадь).

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: конспект, п.15

Выставление оценок

Рефлексия


  1. Сегодня я узнал (ла)…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял(ла) что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я приобрел (ла)…

 

ДАТА: ТЕМА «НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ

ДАТА: ТЕМА «НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ

I. Орг.момент. Приветствие учащихся

I. Орг.момент. Приветствие учащихся

Дискуссия (продуктивные и репродуктивные вопросы)

Дискуссия (продуктивные и репродуктивные вопросы)

Я понял(ла) что… Теперь я могу…

Я понял(ла) что… Теперь я могу…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2024