ДАТА:
ТЕМА «НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Программное содержание: понятие нации, этнические общности, национальное самосознание, развитие межнациональных отношений в современном мире, нацизм, межнациональные конфликты, национальная политика.
Цель урока: сформировать знания учащихся о тенденциях развития межнациональных отношений в современном мире, основных задачах и принципах российской национальной политики.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
- личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;
- метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;
- предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.
Тип и форма: урок изучения нового материала, урок-лабораторная.
Опыт познавательной деятельности: работа с документами, учебником.
Основные понятия: этнос, нация, национальное самосознание, межнациональная интеграция, межнациональная дифференциация, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.
План изучения нового материала:
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
Цитата : Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночника. Д. Б. Шоу
Вступительное слово учителя:
-Вся история человечества представляет собой историю народов, этносов. Этносы принимали разные формы. В первобытном обществе это были племена наподобие тех индейских или австралийских племен, с которыми столкнулись европейцы при открытии Америки и Австралии. Другую форму представляли средневековые народности, часть которых исчезла почти бесследно, как исчезли хазары Нижнего Поволжья в конце X в., или изменила свой этнический облик, как, например, волжские булгары в Среднем Поволжье, составившие с XVIIв. основной компонент в становлении нынешних волжских татар. Что же собой представляют народы мира сейчас и каковы сложности в их взаимоотношениях?
-Сегодня на уроке, в процессе выполнения практической работы, мы познакомимся с национальной политикой нашего государства, особенностями развития межнациональных отношений в современном мире. По итогам работы на уроке и работы с заданиями каждый получит оценку.
1.Этнос и нация.
- Беседа с группами с элементами дискуссии.
Как вы понимаете следующие понятия: нация, национальное самосознание, национализм, национальная культура и толерантность?
Работа с учебником.
Найдите определение в учебнике следующим терминам и запишите их в рабочие листы: нация, национальное самосознание, национализм, национальная культура, интеграция, толерантность.
2.Межнациональная интеграция, межнациональная дифференциация.
Учитель: в мире существуют два основных направления развития межэтнических отношений – интеграция и дифференциация.
Учащимся предлагается заполнить таблицу.
3.Межнациональные конфликты.
Учитель:
- Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. Мир полон конфликтов. У каждого человека и тем более у народа в целом есть тысячи поводов для недовольства.
-Дискуссия (продуктивные и репродуктивные вопросы).
Какие виды конфликтов вы знаете? (экономические, политические, социальные, бытовые и т.д.)
Каковы причины межнациональных конфликтов? (территориальные, экономические, культурно-языковые и т.д.)
Приведите примеры межнациональных конфликтов? (индо-пакистанский конфликт, арабо-израильский конфликт и др.)
Учитель:
- Нередко конфликты между народами возникают на национальной почве, так как национальные чувства любого человека очень уязвимы.
- Аналитическая беседа с элементами дискуссии.
Ребята, как вы считаете, можно ли жить без межнациональных конфликтов? (теоретически можно, но на практике иногда очень сложно избежать конфликта, если стороны имеют разные намерения и не готовы к компромиссам).
Каковы пути решения таких конфликтов? ( гуманистический подход, воспитание толерантности, овладение культурой межнациональных отношений).
4. Национальная политика.
Учитель:
Мы поговорили сегодня на уроке о нациях, о межнациональных конфликтах, о путях их решения, о национальной политике. И обобщив все выше сказанное, к какому выводу мы можем прийти? Что самое главное в межнациональных отношениях ? Какова главная ценность?
III. Заключительный этап.
Индивидуально (2-3 ученика), устно вывод.
- Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от национальной принадлежности
(запись вывода в тетрадь).
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: конспект, п.15
Выставление оценок
Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.