Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
Тема: «Диагностика аллергических болезней кожи, псориаза.»
ПМ.01«Диагностическая деятельность»
Специальность 31.02.01«Лечебное дело»
Льгов – 2023
Тема занятия: «Диагностика аллергических болезней кожи, псориаза.»
Тип занятия: Закрепление знаний. Комплексное применение ЗУН
Место проведения: кабинет доклинической практики
Продолжительность занятия:270 минут
Методы обучения: опрос, тестирование, решение ситуационных задач малыми группами, проблемно-поисковый, метод само- и взаимоконтроля.
Цели занятия:
Образовательная:
- повтор, закрепление и систематизация теоретических знаний по данной теме;
- выработка умений самостоятельно применять имеющиеся знания в новых (моделируемых) условиях
Развивающая:
- способствование развитию познавательного интереса к своей профессии, профессиональной речи студентов, творческих способностей личности.
Воспитательная:
- пробуждение чувства ответственности и долга, интереса к профессии, создание условий для воспитания культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания;
- сформировать этико-деонтологические нормы поведения при выполнении профессиональных обязанностей.
Требования к уровню освоения дидактических единиц:
Знать:
· Принципы лечения болезней соединительной ткани, остеопороза,острых аллергозов
· Выполнение лечебных вмешательств.
· Контроль пациента, контроль и оценка эффективности лечения.
· Выполнение лечебных вмешательств.
· Психологическая помощь пациенту и его окружению.
· Показания и противопоказания к госпитализации. Прогноз.
.Уметь:
· анализировать эффективность своей деятельности;
· составлять план обследования пациента при диффузных заболеваниях соединительной ткани, остеопорозе, острых аллергозах
· составлять план медикаментозной и немедикаментозной коррекции заболеваний;
· выполнять лечебные манипуляции;
· оценивать эффективность лечения в условиях моделируемой ситуации;
· давать прогноз развития заболевания;
· заполнять листы назначений;
· выписывать рецепты на нестероидные противовоспалительные препараты, цитостатики, гормональные препараты;
· обучать пациента в моделируемой ситуации приему препаратов.
Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие
ОК:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ПК:
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.
Оснащение занятия:
- учебная, учебно-методическая и справочная литература;
- учебная история болезни
- оборудование кабинета доклинической практики
План занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Мотивация темы и совместное целеполагание – 5 мин.
3. Контроль исходного уровня знаний – 25 мин.
4. Интеллектуальная игра и решение ситуационных задач – 30 мин.
5. Организация самостоятельной работы студентов – 190 мин.
6. Рефлексия – 10 мин.
7. Подведение итогов – 5 мин.
8. Задание на дом – 2 мин.
Ход занятия
№ п/п |
Этап занятия |
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
1 |
Организационный момент |
3 мин. |
Приветствует студентов; проверяет внешний вид, готовность к занятию; фиксирует в журнале отсутствующих |
Приветствуют преподавателя; готовятся к работе на занятии |
2 |
Мотивация темы и совместное целеполагание |
5 мин. |
Сообщает тему занятия; мотивирует студентов к изучению данной темы; совместно со студентами, исходя из знаний изучаемой темы, формулирует цели занятия |
Осознают важность изучаемой темы; совместно с преподавателем ставят цели занятия; озвучивают ОК и ПК, формируемые во время ПЗ |
3 |
Контроль исходного уровня знаний |
25 мин. |
Проводится фронтальный опрос по теме занятия (приложение 1) |
Отвечают на вопросы преподавателя
|
4 |
Интеллектуальная игра и решение ситуационных задач |
30 мин. |
Создает условия для самостоятельной работы студентов, корректирует их самостоятельную деятельность |
Выполняют задания интеллектуальной игры, решают ситуационные задачи |
5 |
Самостоятельная работа студентов |
190 мин. |
Создает условия для самостоятельной работы студентов, корректирует их самостоятельную деятельность |
Решают тесты (приложение 2), решают ситуационные задачи (приложение 3,4), заполняют таблицы (приложение 5,6) |
6 |
Рефлексия |
10 мин. |
Предлагает студентам заполнить рефлексивную карту |
Заполняют рефлексивную карту (приложение 8) |
7 |
Подведение итогов занятия |
5 мин. |
Оценивает работу студентов; выставляет оценки с учетом само- и взаимооценки студентов; оценивает степень достижения цели занятия |
Совместно с преподавателем оценивают степень достижения цели занятия |
8 |
Задание на дом |
2 мин. |
Задает задание на дом, дает (в случае необходимости) инструкцию по выполнению |
Записывают домашнее задание: повторить тему «Лечение заболеваний щитовидной железы, гипофиза и надпочечников» (ПМ 02) |
Приложение 1
Фронтальный опрос
Контактный дерматит: клиническая картина и диагностика
Аллергический дерматит:
Токсидермия
Синдром Лайелла
Крапивница
Отек Квинке
Нейродермит
Назовите клинические формы?
Клиническая картина и диагностика псориаза?
Приложение 2
Дайте определение терминам
Дерматит-
Аллергия-
Токсидермия-
Папула-
Везикула-
Мокнутие-
Эритема-
Псориатическая триада-
Приложение 3
Решение ситуационных задач
Задача № 1
При профосмотре у рабочей-аппаратчицы завода цветных металлов, на руках выявлены эритема, везикулы, мокнутие. За медицинской помощью не обращалась, лечилась самостоятельно. Работает на заводе 4 месяца, больна 1 месяц. Ранее кожных заболеваний не было.
Задания:
1.Поставьте и обоснуйте диагноз.
2. Составьте план обследования.
3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать.
4.Выполните манипуляцию : измерение АД, подсчет пульса и ЧДД
Эталон к задаче № 1
1.Контактный аллергический дерматит.
2.Аллергопробы с профессиональными аллергенами.
3. Экзема.
4.Манипуляция выполняется согласно алгоритма.
Задача № 2
К врачу обратилась мать с ребенком 4-х лет. Жалобы на появление высыпаний розово-красного цвета на коже туловища, верхних и нижних конечностей, сопровождающихся сильным зудом.
Ребенок заболел остро. На коже туловища и конечностей появились множественные розово-красные высыпания, возвышающиеся над поверхностью кожи и сопровождающиеся сильным зудом. Температура тела 37,2 о С. Возникновение заболевания мама связвает с употреблением клубники. Сопутствующее заболевание - дискинезия желчевыводящих путей.
При осмотре: процесс носит распространенный характер. На коже туловища, верхних и нижних конечностей множественные уртикарные элементы с четкими границами, насыщенно-розового цвета, размером от горошины до пятирублевой монеты.
Задания:
1.Поставьте и обоснуйте диагноз.
2.Назовите специалистов, консультации которых необходимы больному.
3.Составьте план обследования.
4.Дайте рекомендации родителям больного после клинического выздоровления.
5. Выполните манипуляцию: забор вакутейнером для ОАК
Эталон к задаче № 2
1.Острая крапивница.
2.Консультации аллерголога, дерматолога, педиатра, гастроэнтеролога, иммунолога, ЛОР-специалиста (для выявления хронических очагов инфекции).
4.Гипоаллергенная диета. Санация очагов хронической инфекции.
Задача №3
Женщине 31 года по поводу гидраденита был назначен бисептол. Спустя 6 часов после первого приема препарата появилось красное зудящее пятно на правой ягодице. Больная отмечает, что год назад, у нее были подобные высыпания с той же самой локализацией, и они также были связаны с приемом бисептола.
При осмотре: в области правой ягодицы красное слегка отечное пятно с четкими границами диаметром 3 см.
Задания:
1.Поставьте и обоснуйте диагноз.
3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать.
4.Составьте план обследования.
5.Укажите меры профилактики данного заболевания.
6.Расскажите о подготовке пациента к аллергологической кожной пробе
Эталон к задаче № 3
1.Токсикодермия (медикаментозная).
2.Контактный аллергический дерматит, крапивница.
5.Консультация аллерголога для аллергодиагностики. При обращении в лечебное учреждение (поликлиника, стационар, при вызове скорой помощи) сообщать медицинскому работнику.
Задача № 4
Женщина 55 лет жалуется на интенсивный зуд кожи в течение последних 3 месяцев. Зуд связывает с нервными стрессами. Антигистаминные и седативные препараты не приносят облегчение. По назначению дерматолога получала наружно мазь бензил-бензоат. Ранее заболеваний кожи не было. Страдает повышенным весом. Последний год отмечает повышенную жажду и сухость во рту. В анамнезе миома матки, регрессирующая на фоне менопаузы.
Локальный статус: на коже туловища распространенные экскориации.
Задания:
1.Поставьте и обоснуйте диагноз.
2.Укажите возможные причины зуда у данной больной.
3.Составьте план обследования больной.
4.Выполните манипуляцию: выявление дермографизма
Эталон к задаче № 4
1.Генерализованный кожный зуд.
2.Возможные причины зуда: сахарный диабет, заболевания крови, онкопатология внутренних органов, хроническая почечная недостаточность, нервные стрессы.
3.Развернутый анализ крови, общий анализ мочи, кровь на сахар, гликозилированный гемоглобин, ИФА на паразитозы; УЗИ гениталий, УЗИ органов брюшной полости; консультация терапевта.
Задача № 5.
Больной, по совету друга, с целью профилактики венерических заболеваний после случайного полового контакта сделал себе инъекцию бициллина. Через несколько часов у больного поднялась температура до 40°С, кожа стала резко болезненной, появились обширные, распространенные очаги эритемы, стали появляться разнокалиберные, ненапряженные пузыри, которые быстро вскрывались. На их месте образовывались сливающиеся мокнущие ярко-красные эрозии. При легком дотрагивании до внешне неизмененной кожи эпидермис легко отслаивается и свисает большими лоскутами.
Задание:
1.Поставьте предварительный диагноз, обоснуйте его.
2.Какие симптомы служат основанием для этого диагноза?
3.Какие патоморфологические изменения в эпидермисе наблюдаются при этом заболевании?
4.Необходима ли госпитализация данному больному?
5. Расскажите о мерах профилактики.
Ответ: 1.Синдром Лайелла.2. Субэпидермальные и интраэпидермальные пузыри, полная потеря структуры всех слоев эпидермиса. 3. Да, в реанимационное отделение.
Задача №6
Больная Г., 27 лет, обратилась за помощью с жалобами на внезапно появившийся нарастающий отек в области губ, век, шеи, осиплость голоса, одышку, затрудненное дыхание, слабость, тошноту. Состояние развилось через 30 мин. после инъекции гентамицина. Объективно: на лице значительно выраженный отек, плотный, бледный, язык с трудом умещается во рту. Температура тела 37,3°С. Пульс 110 уд/мин. АД 150/90 мм рт.ст.
1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.
2.Укажите причины, приводящие к возникновению данного осложнения.
3.К какому летальному осложнению может привести данное состояние?
4.Профилактика данного осложнения.
5.Выполните манипуляцию: техника измерения АД
Ответ:
1.Отек Квинке - остро развивающийся, быстро проходящий аллергический отёк кожи, подкожной клетчатки и слизистых оболочек. Анафилактоидные реакции — результат дегрануляции тучных клеток без участия IgE.
2.Причины: пероральное и париентальное введение лекарств, в т.ч. с диагностической целью, пищевые продукты (морепродукты, цитрусовые и др.), укусы насекомых и др.относится к немедленному типу аллергической реакции
3.Анафилактический шок.
4.Прекращение контакта с аллергеном, обследование для исключения паразитарных и вирусных инфекций (лямблиоз, гепатит, глистные инвазии и т.д.), заболеваний внутренних органов и эндокринной системы (например, щитовидной железы) и др.Лучший способ профилактики — устранение контакта с провоцирующим фактором. Показано направление к аллергологу для проведения десенсибилизации. Проведение лекарственных внутрикожных проб до введения антибиотиков.
Задача №7
Больной, 30 лет, обратился к дерматологу с жалобами на обильные высыпания по всему кожному покрову и волосистой части головы с обильным шелушением. Из анамнеза выяснено, что болеет в течение 6-ти лет, обострения обычно в осенне-зимнее время. Страдает хроническим тонзиллитом больше 10 лет, при обострении которого, обостряется и процесс на коже. Семья и родственники здоровы. Объективно: на коже туловища, конечностей (больше на разгибательных поверхностях) имеются ярко-розовые округлые папулы, покрытые серебристо- белыми чешуйками; по периферии папул имеется розовый шелушащийся венчик. Кроме этого имеются мелкоточечные ярко-розовые папулы, появившиеся 2-3 дня назад.
Задание:
1.Установите диагноз и обоснуйте стадию заболевания.
2.С какими заболеваниями необходимо дифференцировать?
3.Составьте план обследования данного больного?
4.Расскажите о профилактике данного заболевания
5.Расскажите, что такое изоморфная реакция кожи
Ответ:
Псориаз, прогрессирующая стадия, зимний тип течения На основании жалоб (обильные высыпания по всему телу), анамнеза заболевания (болен в течение 6-ти лет, обострения в осенне-зимний период, хронический тонзиллит), локальных данных (преимущественно на разгибательной поверхности, обилие папулезных элементов с серебристобелыми чешуйками на поверхности, по периферии папул имеется розовый шелушащийся венчик, а так же наличие новых ярко-розовых мелкоточечных папул, что указывает на прогрессирующую стадию), выставлен DS. Диф. диагностика: Красный плоский лишай, сифилис вторичный.
Приложение 8
Рейтинг – таблица
№ п/п |
ФИО студента |
Обсуждение темы занятия, в баллах (от 1 до 5) |
Работа по приложениям в баллах |
Решения ситуационных задач, в баллах |
Итог |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
И тд |
|
|
|
|
|
Рефлексивная карта
Уважаемые студенты!
По окончании практического занятия по теме «Диагностика аллергических болезней кожи, псориаза.» ответьте на вопросы:
1. Каковы ваши главные результаты?
2. Что вы поняли?
3. Чему научились?
4. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
5. С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
6. Имеются ли у вас замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?
Преподаватель: ______________ ____Шкуратова Д.В._
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.