МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ"
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ"

Оценка 4.9
docx
26.02.2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ"
МЕТОД.РАЗРАБОТКА .docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЛИНИЧЕСКИЙ САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ «ЗДРАВНИЦА»

 

Согласовано

руководителем МО

 

_________ Ю.Б. Сидоренко

 

 От «___» _____ 202_ г.

 

Утверждено

заведующей педагогической частью

__________Г.И. Доктор

От «___» _____ 202_ г.

Заслушано

на заседании

методического объединения

 

Протокол № ___

От «___» ____ 202_ г.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

На тему:

«Причины девиантного поведения у детей»

 

 

 

                                                                            Подготовила:

                                                                            воспитатель

                                                                            Сидоренко Ю.Б.

 

 

 

 

 

Евпатория, 2023 г.

 

Актуальность методической разработки обусловлена тем фактором, что внимание людей привлекает значительный рост насилия и агрессии в повседневной жизни. Появляется необходимость в исследовании этого феномена и факторов, на него влияющих. Эта проблема пока слабо изучается в отечественной педагогике и психологии.

Под отклонениями в поведении школьников мы понимаем поведение, проявляющееся в недисциплинированности, склонности к нарушению установленных моральных норм общества, противодействие педагогическому влиянию, в особенностях развития нервной системы (импульсивности, акцентуации характера). Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, при этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

 

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературедевиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

     Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

 

 

1. Причины социального и психологического характера

      Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами.

Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

4) особенности эмоционально-волевой сферы.

      Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

      В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от компании, быть как все. Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

 

2. Причины, связанные с возрастными кризисами

      Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

      Возрастные кризисы характеризуются переходом к новому типу взаимоотношений со взрослыми, рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития в другой, они часто сопровождаются депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. В связи с вышесказанным период подросткового кризиса наиболее сенситивен для возникновения различного рода девиаций.

 

3. Проблемы в семье ребёнка

      Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка:

♦ неблагополучие, разлад в семье;

♦ педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам;

♦ непонимание или незнание родителями трудностей детей;

♦ алкоголизм родителей;

♦ сам факт принадлежности к неблагополучной семье.

Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка:

♦ болезни;

♦ отставания в учебе;

♦ недостаточная уверенность в себе;

♦ одиночество;

♦ непонятость другими;

♦ отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

 

Разновидностями аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Крайне опасными проявлениями девиации следует считать такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера и др. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке. Несмотря на разнообразие подходов к проявлениям девиантного поведения, его иногда сложно определить. Трудность связана с тем, что девиантность является относительной характеристикой и определяется в соответствии со стандартами, которые сами по себе являются неопределенными.

Специфика работы воспитателя с детьми девиантного поведения

Задачи психологической службы в системе образования состоят в содействии полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, в создании условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию, в обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения, профилактике и коррекции отклонений в развитии ребёнка. Выполняя эти задачи, воспитатель совместно с психологом, осуществляет психологическое сопровождение развития воспитанников, что и является основным содержанием превентивной работы по преодолению проблем девиантного поведения.

Профилактику правонарушений среди школьников психолог совместно с воспитателем начинает с выявления группы риска. Для проведения корректирующих мероприятий с девиантными и агрессивными детьми, которые должны обеспечить формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов выделают три основных задачи:

1.                 способствовать распознаванию воспитанником трудных для него ситуаций;

2.                  научить детей анализировать их;

3.                 выработать алгоритм поведения ребенка в критических для него ситуациях.

Поступок ребёнка – опыт самостоятельного поведения, имеет внутреннее мотивационное содержание. Требования родителей и педагогов не действуют на ребёнка, потому, что он внутренне их не воспринимает. Он либо вообще не выполняет, либо выполняет формально. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наши требования без внутренней опоры на то, к кому они обращены, могут вызвать лишь отпор, либо протест. Внешние причины действуют только через внутренние устои, через психическое состояние субъекта, его мысли и чувства.

Важным условием успеха в преодолении девиантного поведения является желание ребёнка изменить самого себя. Это условие целенаправленных, позитивных, субъективных новообразований. Самосознание – осознание себя как человека – необходимое условие управления своим поведением.

Цель работы воспитателя с детьми – превращение социальных норм в личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения и поведения других людей.

Начиная свою работу с подростками, психолог и воспитатель всегда должны помнить, что главное в отношениях с ними это взаимоуважение и доверие. То, что говорит подросток, всегда должно оставаться тайной. Его проблемы можно обсуждать с родителями и педагогами только с согласия, либо по личной просьбе.

В работе с несовершеннолетними правонарушителями и подростками группы риска воспитателю целесообразно использовать методы групповые формы работы, ролевые игры. Это даёт возможность подросткам рассмотреть своё поведение объективно, со стороны другого человека. Также проведение ролевых игр помогает отработать навыки реагирования в сложных ситуациях. При комплектовании групп желательно, чтобы количество участников не превышало 5-7 человек, с учётом пожелания ребят, которые могут желать, чтобы группы были смешанными (девочки и мальчики), либо раздельными. Не рекомендуется включать в одну группу более двух участников, которым присущи такие особенности:

1.     трудности межличностного общения;

2.     нарушения интеллектуального развития;

3.     двигательная заторможенность;

4.     негативизм;

5.     высокий уровень агрессивности.

Желательно объединение в одной группе ребят с различной акцентуацией характера.

Формирование позитивного «Я» включает рефлексию собственных положительных качеств, по формуле «Я – человек, который…». Для этого, например, можно использовать игру «Репортёр», где один из участников берёт интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь какого-либо успешно завершённого дела, в котором ребёнок принимал участие.

С той же самой целью воспитателю можно использовать игру «Бомбардировка положительными качествами», в которой каждому участнику по очереди остальные участники высказывают только положительные отзывы о нём, его способностях, и т.д. Такие упражнения помогают ребятам научиться находить в себе и в других положительные качества, уметь высказывать их другим, и уметь правильно воспринимать похвалы других людей. Игра «Умей сказать нет» позволяет приобрести такие навыки как умение отстоять своё мнение в стрессовой ситуации.

На сегодня педагогическая наука имеет большое количество различных игр, которые воспитатель должен использовать в ходе выполнения мероприятий, в соответствии с поставленными задачами для каждой конкретной группы школьников, на основе комплексных психолого-педагогических программ.

Работа своспитателя предполагает использовать различные виды деятельности, в процессе которых происходит приобретение и закрепление положительного социокультурного опыта у детей, с девиантным поведением и его агрессивными проявлениями. Важно помнить о том, что причины отклонений у каждого конкретного ребёнка индивидуальны, и то, что поможет скорректировать поведение одного, не всегда будет успешно в работе с другим. Поэтому можно сделать вывод о том, что в работе важен целостный системный подход, который позволит воспитателю успешно реализовывать свою деятельность.

 

Заключение

      Девиантное поведение проявляется как отклонения от общепринятых культурных образцов, либо не причиняющие слишком большого вреда окружающим, как, например, в случаях нарушений норм этикета и прочих элементарных поведенческих стандартов, либо направленные своим деструктивным потенциалом в первую очередь против самих субъектов девиаций.

      Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случаев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка и соответствующих отраслей законодательства.

      Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как правило, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Актуальность методической разработки обусловлена тем фактором, что внимание людей привлекает значительный рост насилия и агрессии в повседневной жизни

Актуальность методической разработки обусловлена тем фактором, что внимание людей привлекает значительный рост насилия и агрессии в повседневной жизни

Причины социального и психологического характера

Причины социального и психологического характера

В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп

В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп

Проблемы в семье ребёнка

Проблемы в семье ребёнка

Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке

Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке

Цель работы воспитателя с детьми – превращение социальных норм в личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения и поведения других людей

Цель работы воспитателя с детьми – превращение социальных норм в личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения и поведения других людей

Работа своспитателя предполагает использовать различные виды деятельности, в процессе которых происходит приобретение и закрепление положительного социокультурного опыта у детей, с девиантным поведением и его агрессивными…

Работа своспитателя предполагает использовать различные виды деятельности, в процессе которых происходит приобретение и закрепление положительного социокультурного опыта у детей, с девиантным поведением и его агрессивными…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2024