Методическая разработка "Сборник контрольных работ по литературе для обучающихся 8 класса "

  • docx
  • 11.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КР лит 8.docx

Контрольная работа №1

 

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Тест

1  вариант

1. Укажите годы жизни Пушкина

А) 1798-1837                         

Б)  1801-1837  

В) 1799-1837                  

 Г) 1799-1835

2.   Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея

А)   1 января 1811 года                   

Б)   19 октября 1811 года     

В)  19 ноября 1811 года     

Г)  26 мая 1811 года

3. Укажите , какой факт не относится в биографии А.С.Пушкина

   А) Написал «Историю пугачевского бунта»

   Б) Участвовал в восстании декабристов

   В) Учился в Царскосельском лицее

4. Стихотворение А.С. Пушкина «К…» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:
   А) М.Раевской 
   Б) Е. Карамзиной 
   В) А. Керн

5. Как называлось произведение А.С.Пушкина, вышедшее перед «Капитанской дочкой» и посвященное Пугачеву?

А) « Пугачевское восстание»

Б) «История Пугачева»

В) «История Пугачевского бунта»

6.Определите жанр произведения

А) Роман

Б) Историческая повесть

В) Мемуары

7.  Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

А) Автора

Б) Петра Гринева

В) Пугачева

8. Кто указал Гриневу путь в буране?

А) Ямщик

Б) Е.Пугачев

В) Савельич

9.Этот человек, герой «Капитанской дочки», был в отечестве своем парикмахером, а в Пруссии – солдатом

А) Бопре

Б) Савельич

В) Швабрин

10. О ком эти слова из  «Капитанской дочки» : « Сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь»?

А) О Швабрине

Б) О  капитане Миронове

В) О Пугачеве

11.Какие символические образы используются А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

А) Могила

Б) Орел, ворон

В) Кинжал

12.  Что является кульминацией  повести «Капитанская дочка»?

А) Детство Петруши в родовом имении

Б) Знакомство Гринева с главной героиней повести

В) Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

13. Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева.

А) Авторская оценка

Б) Портрет

В) Речевая характеристика

14. Какие исторические персонажи действуют в повести «Капитанская дочка»?

А) Николай I

Б) Степан Разин

В) Екатерина II

15. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к повести А.С.Пушкина     «Капитанская     дочка»

 А) «Назвался груздем -полезай в кузов»   

 Б) «Береги честь смолоду»

 В) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»

16. Петр Гринев был записан на военную службу

 А) по достижении совершеннолетия

 Б) в 14 лет

 В) в 7 лет

 Г) до рождения

17.  Как повел себя Швабрин после захвата крепости

А) откупился

Б) перешёл на сторону Пугачева

В) сбежал из крепости

18.  Укажите название любимой песни Пугачева

А) «Не шуми, мати зеленая дубровушка»

Б) «Дубинушка»

В) «Вниз по матушке по Волге»

19.  Какие исторические персонажи действуют в повести?

А) Степан Разин и Александр I

Б) Емельян Пугачев и Екатерина II

В) Екатерина II и Степан Разин

20.     К какой главе  повести «Капитанская дочка»   в качестве эпиграфа взята поговорка    «Мирская молва - морская волна»__________________________________________________

 

2 вариант

1. В каком городе родился А.С.Пушкин

   А) Москва     

   Б)  Киев  

   В) Петербург       

2. Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея

    А)   1 января 1811 года                   

    Б)   19 октября 1811 года

    В)  19 ноября 1811 года

 3. Укажите , какой факт не относится в биографии А.С.Пушкина

   А) Написал «Историю пугачевского бунта»

   Б) Участвовал в восстании декабристов

   В) Учился в Царскосельском лицее

4. Стихотворение А.С. Пушкина «К…» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:
   А) М.Раевской 
   Б) Е. Карамзиной 
   В) А. Керн

5. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

   А) Проблема любви

   Б) Проблема роли народа в развитии общества

   В) Проблема чести, долга, милосердия

6.Какую форму для своей повести «Капитанская дочка» избрал автор?

А) Дневниковая

Б) Мемуарная

В) Объективно- повествовательная

7.Какие символические цвета использует А.С.Пушкин для изображения Пугачева?

А) Черный, зеленый, золотой

Б) Белый, голубой, серебряный

В) Белый, красный, черный

8. К какому произведению относится эпиграф «Береги честь смолоду» (пословица)?

А) «Повести Белкина»

Б) «Дубровский»

В) «Капитанская дочка»

9.События в повести «Капитанская дочка» изложены с точки зрения:

А) Дворянина П.Гринева

Б) Е. Пугачева

В) Крепостного Савельича

10. С какой целью вводится в повесть сон Петруши?

А) Характеризует Гринева

Б) Предвещает развитие отношений двух персонажей

В) Подчеркивает кровожадность Пугачева

11. Что является завязкой повести «Капитанская дочка»?

А) Детство Петруши в родовом имении

Б) Знакомство Гринева с главной героиней повести

В) Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

12.Каким показан в повести Савельич?

А) Забитым крепостным

Б) Послушным слугой

В) Любящим, заботливым помощником и советчиком

13. Чей это портрет? « Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

А) Марии Мироновой

Б) Василисы Егоровны

В) Екатерины I I

14. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

А) Автору

Б) Екатерины I I

В) П.Гриневу – автору мемуаров

15.  Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения

 А) «Береги честь смолоду»         

 Б) «Держать в ежовых рукавицах»

 В) «Работать спустя рукава»

16. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина

  А) Карточный долг

   Б) Переход Швабрина на сторону Пугачева

   В) Оскорбление, нанесенное Маше Мироновой

17. Укажите, какую пословицу на страницах повести  употребляет Пугачев

А) «Господь не выдаст  -свинья не съест

 Б) «Долг платежом красен»

В) «Конь о четырех ногах, да спотыкается»

 Г) «С паршивой овцы хоть шерсти клок»

18. Какие исторические персонажи действуют в повести

 А) Степан Разин и Александр I            

 Б) Емельян Пугачев и Екатерина II     

В) Екатерина II и Степан Разин

19. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

А)Автору         

Б)Екатерине I I           

В)П.Гриневу – автору мемуаров

20.  Назовите главных героев калмыцкой сказки, которую рассказал Пугачев Гриневу: __________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №2

 

Контрольная работа

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

Тест

1 вариант

 

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

1. Эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былин;                                       б) Библии;

в) древнерусских летописей;      г) стихотворения Горация.

2. В чём заключается смысл эпиграфа?

а) восстание против судьбы, против Бога;

б) раскаяние, безнадёжное смирение;

в) защита права человека на свободу.

3. Определите жанр произведения.

а) баллада;                       б) элегия;

в) поэма-исповедь;          г) притча.

4. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

а) сентиментализм;       б) реализм;

в) романтизм;                 г) классицизм.

5. Что можно назвать символом свободы в поэме?

а) степь;                        б) Кавказ;

в) барса;                         г) девушку-грузинку.

6. Выделите черты романтизма в поэме «Мцыри»:

а) бурная, неистовая природа;

б) гибель героя;

в) герой одинок и не понят миром;

г) введение сна героя в сюжет поэмы;

д) мотив борьбы, мятежа.

7. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:

а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

в) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;

г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.

8. Определите стихотворный размер, использованный М. Ю. Лермонтовым в поэме:

а) анапест;                           б) дактиль;

в) амфибрахий;                    г) ямб.

9. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;                б) встреча с грузинкой;

в) бой с барсом;                            г) гибель Мцыри.

10. В исповеди Мцыри звучит:

а) гнев, негодование;                   б) смирение, покаяние;

в) грусть, размышления;            г) утверждение своей правоты;

д) призыв отказаться от бесплодной борьбы.

11. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

а) проявляется любовь автора к Кавказу;

б) природа Кавказа сродни натуре главного героя;

в) связь с историей России;

г) место действия отвечает романтической направленности поэмы.

12. В чём заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Н. В. Гоголь «Ревизор»                                          

1. Какой из вариантов происхождения комедии «Ревизор» верный:

а) придуман Н. В. Гоголем;

б) подарен автору А. С. Пушкиным;

в) (взят из других источников (книг, газет и т. п.).

2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:

а) рассказы Хлестакова;

б) страх;

в) недоразумение;

г) известие о приезде ревизора.

3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Н. В. Гоголем в «Ревизоре»:

а) уникальный, вобравший все пороки России;

б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами;

в) типичный российский провинциальный город.

4. Отметить, есть ли в комедии положительный герой:

а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;

б) Мария Антоновна;

в) да, это разоблачительный смех самого Н. В. Гоголя.

5. Отметить, какому из персонажей комедии принадлежат слова : «и странно: директор уехал, куда уехал – неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можно представить себе, тридцать пять тысяч курьеров!»

а) Сквозник-Дмухановскому;

б) Тряпичкину;

в) Хлестакову;

6. Отметить, какому персонажу комедии принадлежат слова: «… потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря  и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»

а) Хлестакову;

б) Тряпичкину;

в) Сквозник-Дмухановскому;

г) Землянике.

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

а) малое количество персонажей;

б) частая смена лирического героя;

в) немая сцена;

г) автор видит себя одним из героев.

 

                           М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»


1. Назовите годы жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина.
А) 1854-1906
Б) 1826-1889
В) 1824-1886
Г) 1801-1878

2. Образование М.Е.Салтыков-Щедрин получил:
А) В Царскосельском (Александровском) лицее
Б) В Главном инженерном училище
В) В Московском благородном пансионе при университете
Г) В Московском коммерческом училище

3. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:
А) Кружка Петрашевского
Б) Группы «Народная воля»
В) «Кружка шестнадцати»

4. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина – это:
А) Взаимоотношения народа и власти
Б) Показ отдельных пороков людей
В) Недостатки в человеческих взаимоотношениях
Г) Человек и Вселенная

5. Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым-Щедриным.
А) «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
Б) «Перемудрый пескарь»
В) «Волк и ягнёнок»
Г) «Дикий помещик»


6. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:

А) О времени царствования Ивана Грозного
Б) Об эпохе Петра Первого
В) О России XVIII-XIX веков

7. С 1868 года все свои произведения сатирик печатал в одном журнале. После покушения на царя началась реакция, и журнал был закрыт. Как назывался этот журнал?

 

2 вариант

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

1. Эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былин;                                       б) Библии;

в) древнерусских летописей;      г) стихотворения Горация.

2. В чём заключается смысл эпиграфа?

а) восстание против судьбы, против Бога;

б) раскаяние, безнадёжное смирение;

в) защита права человека на свободу.

3. Определите жанр произведения.

а) баллада;                       б) элегия;

в) поэма-исповедь;          г) притча.

4. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

а) сентиментализм;       б) реализм;

в) романтизм;                 г) классицизм.

5. Что можно назвать символом свободы в поэме?

а) степь;                        б) Кавказ;

в) барса;                         г) девушку-грузинку.

6. Выделите черты романтизма в поэме «Мцыри»:

а) бурная, неистовая природа;

б) гибель героя;

в) герой одинок и не понят миром;

г) введение сна героя в сюжет поэмы;

д) мотив борьбы, мятежа.

7. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:

а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

в) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;

г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.

8. Определите стихотворный размер, использованный М. Ю. Лермонтовым в поэме:

а) анапест;                           б) дактиль;

в) амфибрахий;                    г) ямб.

9. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;                б) встреча с грузинкой;

в) бой с барсом;                            г) гибель Мцыри.

10. В исповеди Мцыри звучит:

а) гнев, негодование;                   б) смирение, покаяние;

в) грусть, размышления;            г) утверждение своей правоты;

д) призыв отказаться от бесплодной борьбы.

11. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

а) проявляется любовь автора к Кавказу;

б) природа Кавказа сродни натуре главного героя;

в) связь с историей России;

г) место действия отвечает романтической направленности поэмы.

12. В чём заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Н. В. Гоголь «Ревизор»                                          

1. Какой из вариантов происхождения комедии «Ревизор» верный:

а) придуман Н. В. Гоголем;

б) подарен автору А. С. Пушкиным;

в) (взят из других источников (книг, газет и т. п.).

2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:

а) рассказы Хлестакова;

б) страх;

в) недоразумение;

г) известие о приезде ревизора.

3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Н. В. Гоголем в «Ревизоре»:

а) уникальный, вобравший все пороки России;

б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами;

в) типичный российский провинциальный город.

4. Отметить, есть ли в комедии положительный герой:

а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;

б) Мария Антоновна;

в) да, это разоблачительный смех самого Н. В. Гоголя.

5. Отметить, какому из персонажей комедии принадлежат слова : «и странно: директор уехал, куда уехал – неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можно представить себе, тридцать пять тысяч курьеров!»

а) Сквозник-Дмухановскому;

б) Тряпичкину;

в) Хлестакову;

6. Отметить, какому персонажу комедии принадлежат слова: «… потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря  и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»

а) Хлестакову;

б) Тряпичкину;

в) Сквозник-Дмухановскому;

г) Землянике.

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

а) малое количество персонажей;

б) частая смена лирического героя;

в) немая сцена;

г) автор видит себя одним из героев.

 

                           М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»


1. Назовите годы жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина.
А) 1854-1906
Б) 1826-1889
В) 1824-1886
Г) 1801-1878

2. Образование М.Е.Салтыков-Щедрин получил:
А) В Царскосельском (Александровском) лицее
Б) В Главном инженерном училище
В) В Московском благородном пансионе при университете
Г) В Московском коммерческом училище

3. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:
А) Кружка Петрашевского
Б) Группы «Народная воля»
В) «Кружка шестнадцати»

4. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина – это:
А) Взаимоотношения народа и власти
Б) Показ отдельных пороков людей
В) Недостатки в человеческих взаимоотношениях
Г) Человек и Вселенная

5. Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым-Щедриным.
А) «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
Б) «Перемудрый пескарь»
В) «Волк и ягнёнок»
Г) «Дикий помещик»


6. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:
А) О времени царствования Ивана Грозного
Б) Об эпохе Петра Первого
В) О России XVIII-XIX веков

7. С 1868 года все свои произведения сатирик печатал в одном журнале. После покушения на царя началась реакция, и журнал был закрыт. Как назывался этот журнал?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Контрольная работа №3

 

Контрольная работа по творчеству

Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока и  С.А. Есенина

Тест.      

Л.Н.Толстой "После бала".

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

            а) последовательность излагаемых событий

            б) цикличность излагаемых событий

            в) антитеза  

2. Каков тип композиции рассказа

            а) рассказ в рассказе

            б) повествование от первого лица

            в) последовательное авторское изложение событий

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

            а) отчуждение                     в) восторг

            б) возмущение                       г) пренебрежение

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

            а) важность судьбы героя после бала

            б) особое значение сцены расправы с солдатом

            в) важность утра, следующего за балом

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

            а) антитеза                                      д)звукопись

            б) подбор эпитетов                                    е) описание одного героя

            в) прямая авторская оценка           ж) внутренний монолог

            г) цветопись

6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, ока­зался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

            а) автор показывает двуличие героя

            б) на балу надел «маску» добропорядочности

            в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности

            г) искренне верит в необходимость жестокой расправы

7. Определите основную идею рассказа.

            а) судьба человека зависит от случая

            б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за кото­рых процветает несправедливость

            в) идея личной ответственности человека

            г) осуждение деспотизма

8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой дока­зывает искренность чувства полковника к дочери?

            а) замшевая перчатка

            б) белые усы и бакенбарды

            в) блестящие глаза и радостная улыбка

            г) «домодельные» сапоги

9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

            а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу на­силием»

            б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей

            в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»

10. Отметить импонирующее вам утверждение:

            а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности

            б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственно­сти человека за происходящее

            в) в рассказе автор призывает бороться с произволом

 

А. П. Чехов «О любви».

Прочтите отрывок из произведения и выполните задания.

 

Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой. Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, –  о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком...

 

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

а) роман;

           б) повесть;

в) быль;

г) рассказ.

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

а) открывает повествование;

б) завершает повествование;

в) является кульминацией любовного сюжета;

г) является одним из этапов развития сюжета.

3. Главной темой данного фрагмента является:

а) тема несостоявшейся любви;

б) тема долга;

в) тема крестьянского труда;

г) тема добра и зла.

4. Какую форму имеет повествование в произведении А. П. Чехова «О любви»?

а) повествование от 1-го лица;

б) повествование от 3-го лица;

в) рассказ в рассказе;

г) форму монолога.

 5. С какой целью рассказчик говорит о том, что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»?

а) выявить отношение героя к любви;

б) выявить внутреннюю пустоту героя;

в) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;

г) подчеркнуть узость взглядов героя.

 

6. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей», «мокрые»).

а) эпитет;

б) олицетворение;

в) метафора;

г) гипербола.

 

7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Я поцеловал…»)._________________________________________________________

 

8. Из абзаца, начинающегося со слов: «Мы провожали…» выпишите слово, которое объясняет, что утратили герои в силу своих предрассудков.__________________________

 

9. В абзаце, начинающемся со слов: «Я поцеловал…» найдите словосочетание, которое свидетельствует о том, что любовь героев обречена.________________________________

 

 

И. А. Бунин «Кавказ»

Прочтите отрывок из произведения и выполните задания.

 

Ночи были  теплы  и непроглядны, в черной  тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к  темноте, выступали  вверху  звезды  и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь  слышался  оттуда,  из  духана,  глухой  стук  в  барабан  и  горловой, заунывный,  безнадежно-счастливый  вопль  как  будто  все  одной  и  той  же бесконечной песни.

     Недалеко от нас, в  прибрежном овраге,  спускавшемся из  лесу  к  морю, быстро прыгала по  каменистому  ложу  мелкая, прозрачная речка.  Как чудесно дробился, кипел  ее  блеск в тот таинственный час,  когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!

     Иногда по ночам надвигались с  гор  страшные тучи,  шла злобная буря, в шумной  гробовой черноте  лесов то  и  дело разверзались  волшебные  зеленые бездны и  раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома.  Тогда  в лесах просыпались и мяукали орлята,  ревел  барс, тявкали  чекалки...  Раз к нашему  освещенному окну сбежалась целая  стая их,  –  они всегда сбегаются в такие ночи к жилью,  –  мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим  ливнем  и  тявкали, просились  к нам... Она радостно плакала, глядя на них.

 

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

а) рассказ;

б) повесть;

в) быль;

г) история.

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

а) открывает повествование;

б) завершает повествование;

в) является кульминацией сюжета;

г) является одним из этапов развития сюжета.

3. Главной темой данного фрагмента является:

а) тема сострадания;

б) тема беззаботности;

в) тема труда;

г) тема природы, сопереживающей человеку.

4. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих словосочетаниях: «светили топазовым светом…мухи», «колокольчиками звенели… лягушки»?

а) эпитет;

б) сравнение;

в) олицетворение;

г) гипербола.

5. С какой целью автор при описании различных явлений природы использует приём звукописи («разверзались  волшебные  зеленые бездны и  раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»)?

а) не знает, как по-другому заинтересовать читателя;

б) показывает своё отношение к писательскому труду;

в) помогает читателю не только увидеть, но и услышать открывающуюся перед ним картинг природы;

4) для украшения повествования.

6. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуют описание природы.

Ответ_______________________________________________________

 

7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Раз к нашему…»).

Ответ ________________________________________________________________

 

8. Из абзаца, начинающегося со слов: «Ночи были…» выпишите слово, с помощью которого горцы обозначают ресторан, трактир.

Ответ _________________________________________________________________

 

9. В абзаце, начинающемся со слов: «Иногда по ночам…» найдите слово,  с помощью которого характеризуются чувства героини.

Ответ __________________________________________________________________

 

А.Блок. «Россия»

1. Какие вопросы всю жизнь волновали А. Блока:

а) Вопросы взаимоотношений между людьми

б) Истории и современности

в) Литературы

2. А. Н. Бекетов приходился Блоку:

а) Дядей

б) Двоюродным братом

в) Дедом

3. На какой факультет Петербургского университета поступил Блок:

а) Исторический 

б) Филологический

в) Юридический

4. Тема какой России вырисовывалась в творчестве поэта после революции 1905 года:     а) России официальной

б) России бюрократической

в) Тема двух Россий: самодержавной и народной

5. Археотип – это

а) прототип главного героя

б) образ древнерусской литературы

в) мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики

6. В строке «Опять, как в годы золотые…» автор использует:

а) Эпитет

б) Олицетворение

              в) Сравнение

С.Есенин. «Пугачёв»

Прочтите отрывок из произведения и выполните задания

      

         Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!

          Кто сказал вам, что мы уничтожены?

          Злые рты, как с протухшею пищей кошли,

          Зловонно рыгают бесстыдной ложью.

          Трижды проклят тот трус, негодяй и злодей,

          Кто сумел окормить вас такою дурью.

          Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей

          И попасть до рассвета со мною в Гурьев.

          Да, я знаю, я знаю, мы в страшной беде,

          Но затем-то и злей над туманною вязью

          Деревянными крыльями по каспийской воде

          Наши лодки заплещут, как лебеди, в Азию.

          О Азия, Азия! Голубая страна,

          Обсыпанная солью, песком и известкой.

          Там так медленно по небу едет луна,

          Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.

          Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо

          Скачут там шерстожелтые горные реки!

          Не с того ли так свищут монгольские орды

          Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?

 

          Уж давно я, давно я скрывал тоску

          Перебраться туда, к их кочующим станам,

          Чтоб разящими волнами их сверкающих скул

          Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана.

          Так какой же мошенник, прохвост и злодей

          Окормил вас бесстыдной трусливой дурью?

          Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей

          И попасть до рассвета со мною в Гурьев.

 

1. Укажите термин, обозначающий средство художественной выразительности: «деревянными крыльями… наши лодки заплещут».

Ответ_______________________________________________________

 

2. Как называется изобразительно-выразительное средство: «злые рты, как с протухшею пищей кошли»?

Ответ_______________________________________________________

 

3. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «разящие волны», «сверкающие скулы».

Ответ_______________________________________________________

 

4. Как называется описание природы в литературном произведении?

          Там так медленно по небу едет луна,

          Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.

          Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо

          Скачут там шерстожелтые горные реки!

Ответ_______________________________________________________

 

5. Как называется композиционный приём: в тексте дважды встречается фраза «Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей»?

Ответ_______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №4

 

Контрольная работа по литературе и истории в произведениях,

изученных в 8 классе

Тест

 

  1. Не является жанром устного народного творчества

            А) календарно-обрядовые песни

            Б) поговорки

          В) летописи

          Г) былины


  1. Укажите жанр древнерусской литературы

             А) сказание

             Б) роман

            В) поэма

            Г) комедия 


  1. Назовите сатирическое произведение русской литературы VΙΙ века.

             А) «Повесть о Петре и Февронии    

             Муромских»

             Б) «Повесть о Горе-Злосчастии»

             В) «Повесть о Шемякином суде»

             Г) «Поучение Владимира Мономаха»


  1. Какое произведение XVIII века заканчивается словами: «Вот злонравия достойные плоды»?

А) «Недоросль» Д.И.Фонвизина

Б) «Бригадир» Д.И.Фонвизина

В) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина

Г) «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина


  1. Конфликт художественного произведения – это …

А) ссора двух героев

Б) столкновение, противоборство, на котором построено развитие сюжета

В) наивысшая точка развития действия

Г) неприятие произведения критиками или читателями.


  1. Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено

А) М.Н.Раевской

Б) А.П.Керн

В) Е.Н.Карамзиной

Г) Е.П.Бакуниной


  1. В каком веке происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А) в конце XVII

Б) во второй половине XVIII

В) в первой половине XVIII

Г) в начале XIX


  1. В какой форме ведется повествование в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?


А) исторические хроники

Б) повествование автора

В) семейных записок

Г) дневниковых записей


  1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?

А) автора

Б) Маши Мироновой

В) Пугачева

Г) Петра Гринева


  1. Реальные исторические лица действуют в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

А) Николай I и Емельян Пугачев

Б) Степан Разин и Александр I

В) Екатерина ІІ и Степан Разин

Г) Емельян Пугачев и Екатерина II


  1. Отметьте верное суждение:

А) литературный характер – это образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени.

Б) литературный характер – это художественное изображение человека.

В) литературный характер – это персональные черты, присущие герою.

  1. «Мцыри» М.Ю.Лермонтова - это поэма

А) реалистическая

Б) символистская

В) историческая

Г) романтическая


  1. Какова судьба Мцыри в финале одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова?

А) герой, будучи ребёнком, попадает в плен

Б) совершает побег из монастыря

В) закончив свою исповедь, умирает

Г) вступает в бой с барсом


  1. Вспомните название цикла повестей Н.В.Гоголя, в который входит повесть «Шинель»:

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Б) «Арабески»

В) «Петербургские повести»

Г) «Миргород»

       15. Хлестаковщина — это:

а) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого

героя действия

б) стремление следовать моде во всем

в) карьеризм, мошенничество.

        16. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа Л.Н.Толстого

           «После бала»?


А) последовательность излагаемых событий

Б) цикличность излагаемых событий

В) антитеза

Г) ретроспектива


  1. Какое художественное средство использует М Е. Салтыков-Щедрин для характеристики персонажа сказки «Дикий помещик»:

«видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой»?


А) ирония

Б) метафора

В) гротеск

Г) эпитет


  1. Как переименовал Глупов градоначальник Угрюм-Бурчеев из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина?

А) Непреклонск

Б) Умнов

В) Буягнов

Г) Залихватск


      19. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С.Тургенева?


А) Ася

Б) Параша

В) Арина

Г) Лиза


      20. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их

            именами.


            1) М.Ю.Лермонтов

            2) Л.Н.Толстой

            3) И.С. Тургенев

            4) Н.В. Гоголь

             а) Сорочинцы

             б)  Ясная Поляна

             в) Спасское-Лутовиново

             г) Тарханы, Пензенская область


            А) 1а, 2б, 3г, 4в

            Б) 2б, 2а, 3в, 4г

            В) 1а, 2б, 3в, 4г

            Г) 1г, 2б, 3в, 4а


       21. Повесть отличается от рассказа:

            А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;

            Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;

            В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни    

            группы людей.

       22. Эпос – это род литературы:

            А) отражающий внутренние переживания героя;

            Б) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени;

            В) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.

       23. Укажите имя автора, который впервые ввёл в литературу героя-босяка.


             А) И.Бунин

             Б) А.Куприн

             В) М.Горький

             Г) А.Чехов


      24. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:

В чашу тёмную глядится

Круг зеркально-золотой


         Какое выразительное средство использовал автор:


             А) параллелизм

             Б) инверсия

             В) антитеза

             Г) градация


      25. Укажите автора лирического цикла «На поле Куликовом».


             А) С.Есенин

             Б) В. Маяковский

            В) А.Блок

            Г) А.Ахматова


                                                                      

 

 

 

Произведите анализ стихотворения

С.А.Есенина «Песнь о собаке»

 


Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

 

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

 

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

 

По сугробам она бежала,

 Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

 

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

 

В синюю высь звонко 
Глядела она, скуля,     
А месяц  скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

 

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

1915


 

 

 

Ответы к итоговому тесту по литературе для 8 класса


1 – в

2 – а

3 – в

4 – а

5 – б

6 – б

7 – б

8 – в

9 – г

10 – г

11 – а

12 – г

13 – в

14 – в

15 – а

16 – в

17 – а

18 – а

19 – а

20 – г

21 – в

22 – б

23 – в

24 – б

25 – в



 

Посмотрите также