Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Подростковый клуб «Светлячок»
Методическая разработка раздела программы
творческого объединения «Задорный каблучок»
на 2020-2021 учебный год
«Современный танец»
Автор составитель:
Назарова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
2 квалификационная категория
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………….
2.Цель и задачи………………………..
3.Психолого-педагогические аспекты……………………………..
4.Ожидаемые результаты……………………………………………………………
5.Обоснование используемые в образовательно-воспитательном процессе по разделу программы технологии , методов, форм организации деятельности детей………………………………………………
6.Система знаний………………………………………………
7.Поурочное планирование…………………………………………
8.Список литературы………………………………………………..
Пояснительная записка.
Современный танец-понятие временное , то есть. Танец ,который , в отличие от историко –бытового ,существует сейчас, в наше время. Однако в русском искусствознании это термин объединяет все направления танца, которые противопоставляются классическому и народному танцам. Анализируя учебные пособия , которые были изданы во многих странах , можно сделать вывод , что методическая часть в этих работах практически отсутствует . Происходит это в силу того , что система современного танца постоянно обновляется, расширяется , развивается, поэтому , в основном , в учебниках приводится описание движений и комбинаций , из которых строится урок конкретного педагога. Естественно , самобытность и индивидуальность педагога в современном танце-это залог его успешной работы , но созданная индивидуальная техника всегда должна опираться на общие принципы , присущие всему направлению.
Хореографическое искусство , в частности , искусство современного танца , учит детей красоте и выразительности движения , формирует их фигуру , развивает физическую силу , выносливость , ловкость и смелость .Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию , обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру , а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства . Кроме того , определенная система движений и навыки правильного дыхания помогают в оздоровлении обучающего.
Цель и задачи раздела.
Цель: - создание условий , способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения современного танца.
Задачи:
1 год обучения.
Ø обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движения.
Ø формировать навыки творческой деятельности.
Ø развивать двигательные качества и умения, способность воспринимать музыку , чувство ритма , музыкальный слух.
2 год обучения.
Ø сформировать практические умение и навыки , дать определенные теоретические знания;
Ø воспитание дружного коллектива и формирование нравственной культуры общения;
Ø развить воображение , фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
3 год обучения.
Ø совершенствовать выразительность исполнения , развивать силу , выносливость , координацию движений.
Ø сформировать интерес к современному танцу , раскрыв его многообразие и красоту.
Ø развить выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений.
3. Психолого-педагогические аспекты
Программа творческого объединения «Задорный каблучок» разработана с учетом возрастных особенностей детей. В настоящее время в условиях нашей страны младший школьный возраст охватывает диапазон от 7 до 10-11 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Развитие личности ребенка, его интеллекта предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе, научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов как внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь.
В этот период работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных. Внимание детей к этому моменту должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Память у детей является довольно хорошей, но чем старше становится ребенок, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста: учение, общение, игра и труд. Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии играет труд и занятия творческой деятельностью, они должны быть достаточно разнообразными и интересными для детей.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для детей выступают в роли педагогов, служат образцами для подражания и основным источником знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в этом возрасте. Общение взрослых и детей улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как ведущей) и существенно влияет на развитие детей. Участие детей в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут детям понадобиться в их взрослой жизни.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.
Подростковый период развития охватывает возраст примерно с 10 – 11 до 15 лет. Развитие всех сторон личности, интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Главное внимание в воспитании подростка следует сосредотачивать на развитии мотивационной сферы личности: определении им своего места в жизни, формировании его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание человеком самого себя, своих возможностей, способностей, тяга к общению со сверстниками, формируется общие взгляды на жизнь.
У подростка 10-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
У
подростков 13-15 лет складываются
собственные моральные установки и требования, которые определяют характер
взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те
или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и
правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны
сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности,
включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая
препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им
нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся
красхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают
требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят
серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Ожидаемые результаты.
1 год обучения.
Должны знать:
ü разнообразные виды движений,
Должны уметь:
ü свободно воспринимать музыку, чувства ритма . музыкальный слух.
2 год обучения.
Должны знать.
ü практические умения и навыки, теоретические знания.
Должны уметь.
ü находить свои оригинальные движения, развивать фантазию и воображения.
3 год обучение.
Должны знать.
ü разнообразные виды движений, красоту современного танца.
Должны уметь.
ü выразительно и осмысленно исполнять танцевальные движения.
5. Обоснование используемых в образовательно-воспитательном процессе по разделу программы технологий, методов, форм организации деятельности детей
Беседа – используется на занятиях, когда ребятам надо дать информацию, и узнать, что они знают по данной теме. Такая форма располагает к общению между взрослыми и детьми внутри коллектива.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний воспитанников в трудовой деятельности. Такие упражнения соответствуют трудовому воспитанию.
Сюжетно-ролевая игра – творческое воспроизведение детьми, самостоятельно или с помощью взрослых, социальных отношений или материальных объектов на основе жизненных или художественных впечатлений ребенка. Такая игра способствует нравственному воспитанию, развитию фантазии, воображения, общей культуры ребенка.
Дидактические игры – формы, специально создаваемые педагогикой, в том числе и народной, семейной, в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала делятся на предметные (дидактические игрушки и материалы); настольно- печатные и логические, словесные (игры- загадки, задачи, предложения, игры- путешествия). Используются для интеллектуального развития познавательных способностей
Система знаний.
1 год обучения.
Танец «Веселые котятки»; Танец «Веселые дети»; Танец шутка «Ку-ка-ре-ку»; Танец «Разноцветные фонарики».
Основные движения в данных танцах.
- поворот с приставным шагом :
- прыжки с подниманием колена :
- «Веер»:
- скользящий шаг в право и в лево;
- наклоны в право и в лево с поворотом:
- пружинка с подскоком:
- «Мельница»:
- «Восьмерка»
- хлопки в верх и в низ;
-«Ручеёк»
- «Маятник»
- ковырялочка с прыжками в право;
- «Укол» ногой вперёд – возврат назад;
2 год обучения.
Танец «Морячка»; Танец «Подсолнухи»; Танец «Кукольный парад» ; Танец «Зажигаем в новь»; Танец «Ча-ча-ча».
Основные движения в данных танцах.
- «Верёвочка»
- припадания с присяданиями;
- «Змейка»
- круговое движение плечами;
- легкий шаг с носка;
- боковой подскок;
- шаг в лево и в права с переводом (носок-каблук)
- выпад в перед и в сторону;
- махи ногами в лева;
- повороты ,выводя правое и левое плечо вперед;
- прыжки (захлястыванием голени ) по линии танца;
- «Воротца»
- сужение и расширение круга;
- махи руками в стороны из 3 позиции;
- прыжки с притопом;
3 год обучения
Танец «Ручками по хлопаем –ножками по топаем»; Танец «Ритм движений»; Танец «Ретро».
Основные движения в данных танцах.
- повороты с хлопками в лево и в право;
- построение из колонны «Звездочка»
- «Карусель»
- «Плетень»
-«Корзиночка»
- прыжки с притопом;
- прыжки (вынося прямые ноги вперед);
- парный переменный шаг;
Поурочное планирование.
Тема. |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
|
1 год обучения |
|
|
|
1Танец «Веселые котятки» |
2 |
8 |
8 |
2 Танец «Веселые дети» |
|
8 |
8 |
3 Танец шутка «Ку-ка-ре-ку» |
|
8 |
8 |
4 Танец «Разноцветные фонарики» |
|
8 |
10 |
Всего |
|
32 |
34 |
2 год обучения |
|
|
|
1 Танец «Морячка» |
2 |
10 |
10 |
2 Танец «Подсолнухи» |
|
10 |
10 |
3 Танец «Кукольный парад» |
|
10 |
10 |
4 Танец «Зажигаем в новь» |
|
10 |
10 |
5 Танец «Ча-ча-ча» |
|
8 |
10 |
Всего |
|
48 |
50 |
3 год обучения |
|
|
|
1 Танец «Ручками по хлопаем- ножками по топаем» |
2 |
20 |
20 |
2Танец «Ритм движений» |
|
20 |
20 |
3 Танец «Ретро» |
|
18 |
20 |
Всего |
|
58 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1.
Дешкова И. Загадки Терпсихоры.- М.: Детская литература, 1989.
2.
Жданов Л. Вступление в балет.- М.: Планета, 1986.
3.
Пасютинкая В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1986.
4.
Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
1.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
2.
Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и
нравственного воспитания.- М., 1986.
3.
Ваганова А. Основы современного танца.- Л.: Искусство, 1960.
4.
Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии.-М.: Искусство, 1968.
5.
Голейзовский К. Образы хореографии.- М.: Искусство, 1964.
6.
Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004.
7.
Жданов Л. Вступление в искусство.- М.: Планета, 1986.
8.
Захаров В. Радуга русского танца.- М.: Сов. Россия, 1986.
9.
Климов А. Основы современного танца.- М.: Искусство, 1981.
10.
Конен В. Рождение джаза.- М., 1984.
11.
Королёва Э., Курбет В., Мардарь М Танцы России.- М.: Искусство, 1984.
12.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981.
13.
Кристи Г. Основы актёрского мастерства.- М.: Советская Россия, 1970.
14.
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.
15.
Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.
16.
Прибылов Г. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для
самодеятельных коллективов.- М., 1984.
17.
Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.
18.
Смирнов И. Искусство балетмейстера.- М.: Просвещение, 1986.
19.
Ткаченко Т.Искусство танца.- М.: Искусство, 1975.
20.
Устинова Т. Избранные танцы.- М.: Искусство, 1996.
21.
Чижова А. Берёзка.- М.: Советская Россия, 1972.
22.
Шишкина-Фишер Е. Немецкие народные календарные обряды обычаи танцы и песни.-
М.: Готика, 2000.
23.
Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца.- М.:
Искусство, 1968.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.