Методическая разработка
урока литературы в 5 классе
«Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины».
Автор: Сардаров Магомед Сардарович,
учитель русского языка и литературы
Введение
Современные тенденции в методике преподавания литературы в школе ставят перед учителем новые задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий», опирается на системно-деятельностный подход, который позволяет достигать «целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся». Универсальные учебные действия, среди которых выделены прежде всего коммуникативные, должны обеспечивать формирование ключевых компетенций обучающихся. Компетентностный подход в обучении по-новому организует содержание школьного образования и нуждается в новых формах и технологиях.
В основе представленной методической разработки урока фреймовая технология. Данная технология позволяет учащимся развить познавательную активность, самостоятельное мышление и творческие способности.
В электронном словаре Lingvo в переводе с английского frame имеет несколько значений. Как существительное фрейм - это структурная единица различных интеллектуальных и других объектов; как глагол обозначает «строить высказывание», «строить планы, воображать себе»; как прилагательное переводится так: «рамочный, имеющий в основании раму».
Впервые технология фреймового обучения была представлена российским ученым М. Минским как попытка построить фреймовую сеть, или парадигму, с целью достижения большего эффекта понимания. Фрейм - это модель знаний, которая активизируется в определенной ситуации и служит для ее объяснения и предсказания, способ организации учебного материала и учебного времени при изучении материала, образ темы исследования, общая идея как обобщение частных случаев образовательных объектов, образ, представленный в знаково-символической системе (схематичной, рисуночной, тезисной) и имеющий гипотетический и прогностический характер «смыслового поля».
Под фреймовой технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной последовательности. При помощи фреймовой модели можно «сжимать», структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц.
Учитель в данном случае исполняет роль тьютора, наставника, того, кто сопровождает процесс обучения, не предоставляя готовые знания, направляет действия учащихся.
Ход занятия разделен на пять этапов:
1) предложение учащимся определенной схемы;
2) самостоятельная работа с текстом, поиск необходимой информации;
3) заполнение слотов (слот – элемент фрейма; ячейка);
4) анализ проделанной работы, оценка, сопоставление найденной информации;
5) передача смысла заполненного слота через символику.
Источником знаний при организации работы учащихся является текст рассказа И.А.Бунина «Косцы». Текст – это сложный фрейм, т.е. сценарий (обобщённая схема, на которую накладывается дополнительная информация). Предполагается, что заранее текст не прочитан учащимися, но проводилась работа по дополнительной литературе для систематизации представлений о личности автора произведения. Из подготовленного материала ученики должны извлечь только ту информацию, которая ответит на поставленный учителем вопрос.
Сценарий урока литературы в 5 классе
Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины
Образовательная технология: фреймовая
Урок усвоения новых знаний
Межпредметные связи: живопись
Цель урока:
· Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом (познавательные общеучебные УУД: анализ, синтез); научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.
· Развивающая: развивать умение применять добытые знания на практике в системе изучения художественной литературы и других видов искусства (умение связного выступления по теме с опорой на текст), развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства
· Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе. Прививать любовь к родной природе, Отечеству
Задачи:
· познакомиться с личностью И.А. Бунина, с содержанием рассказа “Косцы”;
· определить тематику, идею произведения;
· установить связь между рассказом И.А.Бунина и картинами Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова.
Оборудование:
Портрет писателя, учебник литературы для 5класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; словарики «Литературоведческие термины»; репродукции картин художников Г.Г.Мясоедова «Страдная пора. (Косцы)» (1887 г.) .и А.А.Пластова «Сенокос» (1945г.)
Г.Г.Мясоедова «Страдная пора. (Косцы)» (1887 г.) Красоты природы как будто сливаются с красотой труда крестьян, они словно отражаются друг в друге.
Информация о картинах
Картина отражает крестьянский быт, который объединяет все поколения в единый трудящийся коллектив. На переднем плане видно старика, дальше стоит широкоплечий рабочий в белой рубахе, после – молодой юноша с волнистыми волосами, которому пока тяжело справляться с такой работой. И, тем не менее, он старается работать наравне со всеми. Женщины собирают и вяжут снопы из скошенной ржи.
Картина вызывает любовь и уважение к крестьянскому труду, являющемуся основой существования российской империи. Этим произведением автор показывает нам светлую красоту и величие крестьянского подвига.
А.А.Пластова «Сенокос» (1945г.) Очень близкая по духу и знакомая любому русскому человеку - летняя страда на селе, что отражает картина Пластова «Сенокос», созданная летом победоносного 1945 года. Полотно покоряет ощущением мирной жизни, что было особенно важно после тяжелейших испытаний, которые выпали на долю страны. Еще не зажили раны, нанесенные войной, а время не успело притупить горечь от утрат. Народ победил, выстоял, несмотря ни на что. Нужно было возвращаться к мирным делам и заботам. И художник стремится наглядно показать это. Многие не вернулись домой с фронта и на картине изображены не крепкие мужики, а двое стариков, женщина и подросток. Но народ победил, выстоял в жестокой схватке и одолел врага. Жизнь продолжается.
Ход урока
Приветствие; мотивация: раздаются таблицы – заготовки фреймов, где учащиеся работают в течение урока; напоминается суть работы с таблицей (постепенное заполнение ячеек - слотов).
1. Актуализация опорных знаний и умений (вниманию учащихся представляют репродукции картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова, где изображены косцы)
Учитель. Рассмотрите репродукции картин, на которых изображена подсказка к теме нашего урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Учащиеся (предполагаемый ответ). На картинах изображены косцы, работающие в поле.
Учитель. Кто такой косец или косарь?
Учащиеся (предполагаемый ответ). Человек, который косит траву, злаки. Он работает в поле, на природе.
Учитель. Найдите в учебнике произведение, которое посвящено этим людям
Учащиеся (предполагаемый ответ). Это рассказ И.А.Бунина «Косцы»
Учитель. Итак, тема урока: … (ученики заполняют первый слот, учитель демонстрирует тему на слайде презентации)
Примечание: тема записывается не полностью (Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы»), вероятнее всего, не зная содержания текста, учащиеся не смогут определить тему Родины, поэтому дописана тема будет в конце урока.
2. Постановка учебной проблемы
Учитель. Можем ли мы с точностью определить, о чём рассказ? (Ученики предполагают, что рассказ о косцах, об этом свидетельствует название произведения).
Учитель. А какова же основная мысль рассказа? (Не прочитав, определить невозможно).
3. Целеполагание
Учитель. На уроках литературы мы работаем с художественным текстом. Какой цели мы должны достичь на сегодняшнем уроке, изучая рассказ И.А.Бунина?
Учащиеся (предполагаемый ответ). Познакомиться с автором, узнать, о чём он написал рассказ, в связи с чем был написан рассказ, что особенного Бунин рассказывает о героях…
Учитель. Значит, цель урока – познакомиться с автором и его произведением, а также определить особенности рассказа «Косцы», его тематику, идею.
4. Планирование
· познакомиться с личностью И.А. Бунина, с содержанием рассказа “Косцы”;
· определить, о чём рассказ, его основную мысль;
· установить связь между рассказом И.А.Бунина и картинами Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова.
Результатом работы будет заполненный фрейм.
5. Открытие нового знания
Учитель. Прежде чем мы перейдём к изучению рассказа «Косцы», познакомимся с его автором. Прочитайте высказывание И.А.Бунина (оно представлено в вашей таблице) и, используя материал учебника, материалы о личности И.А.Бунина, которые вы подготовили к уроку, поясните смысл слов.
Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)
Учащиеся (предполагаемый ответ). И.А.Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду. Раннее детство провёл в небольшом фамильном поместье в Орловской губернии. Получил домашнее образование. С детства был впечатлительным и восприимчивым, и эти качества легли в основу его художественной личности. Отсюда и богатство оттенков в изображении окружающего мира. В 1933 году награждён Нобелевской премией за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в своих произведениях типичный русский характер. В 1920 году эмигрирует во Францию, где живёт и работает до конца жизни (1953г.) В словах писателя тоска по Родине, любовь к ней Бунин отображает в своих произведениях.
Учитель. Рассказ «Косцы» - яркий тому пример. Итак, обратимся к рассказу. Предположите и запишите в левую часть таблицы (в свободные слоты), на какие вопросы мы можем получить ответы, прочитав текст.
Учащиеся (предполагаемый ответ).
· Место, где происходит действие?
· Когда происходит действие?
· Как описываются косцы?
· Как работают косцы?
· Что окружает героев? Как описывается природа?
· Слышны ли какие-либо звуки?
· Есть ли в рассказы ещё какие-нибудь герои, кроме косцов?
· Какой показана Россия?
· Какие выразительные слова использует автор? (можно пользоваться словариком литературоведческих терминов, который ведут сами учащиеся)
(Учитель ориентирует учащихся в постановке вопросов; если что-то упущено, то ученики по ходу чтения дополняют в таблицу вопрос и краткий ответ, вопросы, на которые нет ответа в тексте, вычеркиваются. Ответы подтверждаются короткими цитатами из рассказа).
Учитель. Пронумеруйте по ходу работы вопросы в том порядке, в каком на них отвечает текст. Обратите внимание в тексте на слова, значение которых вам не известно. Выпишите их.
Самостоятельная работа учащихся в парах (чтение текста, поиск ответов, краткая запись ответов, цитирование). Учитель выполняет функции консультанта (отвечает на вопросы, связанные с особенностями выполнения задания).
6. Первичная проверка понимания (установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, коррекция)
Учитель. На все ли вопросы нашли ответы в тексте? Какие вопросы дополнили? Какие изобразительно-выразительные средства обнаружили в тексте? Определите их роль.
Учащиеся (предполагаемый ответ). С помощью изобразительно-выразительных средств автор создает образ России. Образ Родины в рассказе «Косцы» складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и Родиной. С помощью метафор («звучность березового леса», «чувства… рассказывали вздохами, полусловами», «откликающаяся даль», «глубиной леса»), эпитетов («предвечернее время», «хорошо, спокойно и любовно», «полевой воздух»), сравнений («… ее душа могла петь так, как пели косцы») рассказчик передает чувства, которые испытывает к Родине. Краски, запахи, звуки – всё для него неповторимо, всё родное, любимое.
Учитель. Прочитайте слова из текста, в которых отражается основная мысль, идея рассказа, авторская позиция.
7. Рефлексия
Учитель. Вашему вниманию представлены репродукции картин. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее полно отражает содержание рассказа И.А.Бунина? Аргументируйте свою точку зрения. (Подтверждение цитатами из текста).
Учитель. Обратимся ещё раз к формулировке темы урока. Рассмотрите свою таблицу. Соотнесите формулировку и содержание таблицы. Может быть, упущено что-то важное?
Учащиеся (предполагаемый ответ). Формулировку темы нужно скорректировать, дополнив её словом РОДИНА.
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы работали над темой «Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины». (Учащиеся корректируют тему).
8. Контроль осуществляется в течение урока. Оценки выставляются за устные ответы учащихся. Оценивается и письменная работа , завершённая дома (заполненный фрейм).
9. Домашнее задание: заполните оставшиеся пустыми ячейки таблицы (ключевые слова, символы, ассоциации), используя цветные карандаши. Перечитайте рассказ «Косцы». Напишите сочинение-миниатюру о своей родине, используя получившийся фрейм-сценарий (вопросы). Обогащайте свой текст изобразительно-выразительными средствами.
Учитель.
· Учитель отвечает на вопросы учащихся по выполнению домашнего задания
· Объявление оценок за работу на уроке
· На следующем уроке сдаются на проверку заполненные таблицы
СПАСИБО ЗА УРОК!
Приложение 1
Фрейм – сценарий (frame – англ. – рамка)
Слоты |
Ответ текста |
Символы, ассоциации, ключевые слова |
Фрейм 1 |
||
Тема урока |
Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы»
|
|
Автор |
Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин) |
|
Фрейм 2 (текст) |
||
Герои рассказа |
|
|
Место, где происходит действие?
|
|
|
Когда происходит действие? |
|
|
Как описываются косцы? |
|
|
Как работают косцы?
|
|
|
Что окружает героев?
|
|
|
Как описывается природа? |
|
|
Слышны ли какие-либо звуки? |
|
|
Есть ли в рассказе ещё герои? |
|
|
Какой показана Россия? |
|
|
? |
|
|
Какие выразительные средства использует автор? |
|
|
Позиция автора, идея рассказа |
|
|
Примечание: шрифт-курсив – предполагаемая запись учащихся
Заключение
Использование фреймовой технологии на уроках позволяет трансформировать обучение в самообучение, развить способность у учащихся из потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать, находить связи и структурировать полученную информацию, активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков, побуждает к самостоятельному добыванию знаний. Всё это способствует развитию творческого потенциала учащихся.
В процессе подобной работы на уроке у учащихся формируются:
· учебно–познавательные компетенции (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
· информационные компетенции (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
· интеллектуальные компетенции - (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
· коммуникативные компетенции (владение всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в определённых сферах и ситуациях общения);
Такая форма проведения занятия существенно повышает:
- мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности;
- обеспечивает работу всего класса, позволяет ученикам развить познавательную активность, самостоятельное мышление и творческие способности;
- учит понимать проблемы, решать их;
- меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, развития человека.
В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически.
Литература
1. Гофман Э. Фреймы в системе обучения. - М., 2003
2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М: ВАКО, 2005.
3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.
4. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М., 1999.
5. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.