Урок математики в 3А классе УМК «Школа России»
Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.
Задачи урока:
Образовательная:
· ознакомление с устным приемом умножения двузначного числа на однозначное;
· выработка алгоритма устного умножения двузначного числа на однозначное;
· формирование вычислительных навыков.
Развивающая:
· формирование поисковой деятельности;
· развитие логического мышления, внимания, памяти;
· развитие умения составлять и решать задачи.
Воспитательная:
· создание условий для коммуникативных качеств личности;
· формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент
- Давайте поиграем в игру «Добрый день».
Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!
Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке!
Добрый день всем, кто любит математику!
Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
- Урок математики мы начинаем,
Тайны ее открывать продолжаем.
Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Начнем урок с разминки.
1. Найди лишнее число:
10, 20, 30, 40, 55, 60
1, 2, 31, 4, 5, 6, 7
24, 11, 13, 15, 17, 19, 12
- Какие это числа? (двузначные)
2. Заменить эти числа суммой разрядных слагаемых.
55=50+5
31=30+1
24=20+4
3. Соедините выражения с одинаковыми значениями.
(40+5)*2 31*3+13*3
(31+13)*3 (30+6)*2
30*2+6*2 40*2+5*2
- Какое свойство использовали? (распределительное свойство умножения)
4. Следующее задание.
Задание на листочках:
- Обменяйтесь карточками, используя ключ, выполните проверку.
- Что объединяет примеры 1 столбика, 2 столбика.
3х8= 40х20= 22х3= 7х5= 32х10= 12х8= 9х4= 30х5= 2х37= |
- Назовите ответы примеров 3 столбика.
Организация восприятия. Постановка проблемы. Постановка учебной задачи
- Почему (имя ученика) не смог решить пример 22• 3?
- Какова же тема нашего сегодняшнего урока. (Умножение двузначного числа на однозначное)
- Какие задачи ставим
перед собой. (Найти способ и научиться умножать двузначное число на
однозначное)
- Правильно.
Умножение
двузначного числа на однозначное
-Но я хочу вам сказать, что это первая часть названия нашей сегодняшней темы
урока, а вторую вы скажете мне в конце урока. В ходе работы вы сможете
определить, каким же образом выполняется это умножение
А теперь давайте вернемся к примеру 22 • 3
22• 3= ?
-Как будем выходить из сложившейся ситуации?
Какое математическое свойство нам поможет?
Работа
в паре
- Подумайте и предложите свой способ выполнения задания.
Организация
осмысления .
Открытие нового знания.
- Вы готовы к обсуждению?
Выслушиваются варианты учащихся
- А теперь давайте посмотрим, какие способы предлагает?
22•3=22+22+22=
22•3=(9+9+4)•3=9•3+9•3+4•3=
22•3=(20+2)•3=20•3+2•3=
-
Как рассуждали? (Дети объясняют).
- Кто предлагал такой способ?
- Какой способ вы считаете самым лучшим? Объясните свой выбор.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно представить
число в виде суммы разрядных слагаемых, а затем найти значение полученных
выражений, используя распределительный закон.
-Давайте составим алгоритм, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное.
1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Умножаю каждое слагаемое на число .
3.
Складываю полученные результаты.
А теперь давайте сравним его с алгоритмом в учебнике.
Реализует способ действия. На доске «карточки- помогайки» : Представляю… Умножаю…Умножаю… Складываю… Читаю ответ.
Вычислите, рассуждая таким же образом:
12х8, 2х37
Решение
примеров у доски с комментированием, опираясь на алгоритм (пример диктует
сосед по парте)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Обязательно проговариваем алгоритм умножения
5 х 16 = 16 х 5 = (10 + 6) х 5 = 50 + 30 = 80
13 х 3 = (10 + 3) х 3 = 30 + 9 = 39
2 х 45 = 45 х 2 = (40 + 5) х 2 = 80 + 10 = 90
26 х 3 = (20 + 6) х 3 = 60 + 18 = 78
У кого возникли трудности?
Над чем нужно поработать в дальнейшем?
Кто все понял и может объяснить другому?
Физкультминутка
Исследуя тему, устали немного. Сейчас отдохнём, физкультминутку проведём.
Встаньте
дети возле парт,
Отдыхать здесь каждый рад,
Руки вверх, вперёд и вниз,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Вправо, влево повернись,
Повернись и улыбнись
Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение
- Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?
Решим задачу.
У СТОЛА 4 НОЖКИ,
А ВОПРОС У НАС ТАКОВ:
Сколько вместе будет
Ножек у 17 столов ?
17 х 4 = 68 (н)
В исследовании математического свойства участвовало 4 группы по 8 мальчиков и 9 девочек в каждой группе. Сколько всего человек участвовало в исследовании?
- О ком эта задача?
- Что известно?
- Что нужно узнать?
Мальчиков
- ? 4 гр. по 8.
Девочек - ? 4 гр.9
Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.
(Дети записывают решение в тетрадь).
- А сейчас попрошу вас выступить и рассказать, как решали задачу.
- Что можете сказать о решении этой задачи? (У этой задачи два способа решения).
Обсуждение с детьми способов решения задачи.
Запись решения на доске.
Рефлексия учебной деятельности
- Какие новые знания получили?
- Что «открыли»?
Ученик: Алгоритм умножения на однозначное число.
Учитель: Сможете дома составить 5 выражений на новое правило?
Учитель: На карточках контроля подсчитайте количество “+” и “-” за урок.
Инструкция по выполнению домашнего задания:
кто хочет проверить свои силы в более сложных заданиях
1) Длина прямоугольника 12 см, ширина на 5 см меньше. Найдите площадь и периметр.
2) Площадь прямоугольной клумбы 24м². Каким может быть периметр этой клумбы? (Попробуй найти все возможные решения – их четыре.)
Подсказка: S = a x b, 24 = х
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37= |
3х8= 40х20= 22х3=
7х5= 32х10= 12х8=
9х4= 30х5= 2х37=
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.