Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему: «Винительный падеж одушевлённых имен существительных множественного числа»

  • docx
  • 10.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 4 классе _Винительный падеж имён существительных_.docx

Тема урока: Винительный падеж одушевлённых имен существительных множественного числа

Класс: 4          

Предмет: русский язык

Цели: создать условия для распознавания обучающимися Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; умения употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся распознавать Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа; получат возможность научиться употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.

Метапредметные:

Познавательные: овладевать логическими действиями анализа, классификации, построения рассуждений.

Регулятивные: определять цели и пути ее достижения; различать способ и результат действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести учебный диалог; формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Личностные: расширять познавательные интересы, учебные мотивы; развивать навыки сотрудничества.

Ход урока:

1.Организационный момент

-Здравствуйте,  ребята, встаньте, пожалуйста, повернитесь к гостям лицом, поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Присаживайтесь на свои места и начнём работу.

2. Актуализация знаний и выявление  затруднений в деятельности

-.Отгадайте грамматические загадки. Продолжите фразы:

• В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это - _________ .

• Этот падеж не дружит с предлогами, а подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________

• У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это - _________ падеж.

Вспомните и расскажите всё, что вы знаете о винительном падеже.

- Как связаны грамматические загадки с темой последних уроков русского языка?

- Что мы уже умеем делать?

-Чему мы учимся в настоящее время?

-Продолжаем работать по этой теме. Сегодня у нас новые лингвистические задачи.

- Для начала поработаем со словами, записанными на доске.

Ребёнок, трава, цветы, слоны, земля, жирафы, ромашки, деревья, тарелка, снеговик, кошка, пилот. Как можно классифицировать эти слова?

-Давайте возьмём категорию одушевлённости-неодушевлённости. Какие слова относятся к одушевлённым именам существительным? К неодушевлённым? Почему я выбрала этот признак для классификации?

- Запишите слова в 2 столбика: в 1-одушевлённые, во 2 – неодушевлённые имена существительные.

- Давайте проведём самопроверку выполненной работы. Сравните свои записи с образцом на доске.

- У вас были затруднения при выполнении работы?

- Давайте подумаем, в какую группу нужно отнести это слово.

Категория одушевлённости не всегда совпадает с делением всего существуюшего в природе на живое и неживое. Слова, обозначающие названия игрушек, механизмов, изображающих человека, относятся к одушевлённым именам существительным. Поэтому слово снеговик относится к одушевлённым именам существительным. Как вы думаете, почему?

-Пусть этот вопрос останется открытым. Может быть в течение урока у вас появятся какие-то мысли по этой проблеме.

- Продолжаем работать дальше с одушевлёнными именами существительными.

- На доске:

Слонов, о слонах, слонам, слонами, слоны.

- Что записано?

- Да, верните, пожалуйста, рассыпанные слова в таблицу на свои места. Спишите слова, определите и укажите падеж каждого слова.

- Есть затруднения?

- Зафиксируем свои затруднения на листе бумаги!

-Винительный падеж имеет вопросы кого? что? Употребляется с предлогами через, про, в, на за, под, сквозь.

- Изучаем склонение и падеж имён существительных

-Научились определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе, правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

- Знакомимся с особенностями склонения имён существительных во множественном числе.

- Распределить на группы по родам, по числам, по количеству слогов, одушевлённые и неодушевлённые и т.д.

- Связано с темой урока.

Одуш.:              неодуш.:

ребёнок                   трава

жирафы              цветы

слоны                   земля

снеговик                   ромашки

кошка                     деревья

пилот                       дома

- Куда записать слово снеговик?

-Почему?

- Вернёмся к таблице со словами. Что это?

- Это изменения слова слоны по падежам.

Записывают в тетрадях.

- Мы не смогли определить падеж у слова слонов.

http://doc4web.ru/uploads/files/96/97455/hello_html_6210d0.gifР.п.?

Сhttp://doc4web.ru/uploads/files/96/97455/hello_html_609d31c9.gifлонов

В.п.?

(на доске)

3. Постановка учебной задачи.

- Почему не смогли определить падеж?

- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться?- Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных?

- У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав?

Р.п. нет кого? слонов

В.п. вижу кого? слонов

-Давайте проведём исследование.

Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах, выделите окончания. Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – дома,  2 вариант – лисы.

-Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод.

-Будем учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевлённых имён существительных множественного числа.

- сопвадают…

- не совпадают…

-Проверить.

1 вариант

дома

Р.п. (чего?) домов

В.п. (что?) дома

2 вариант

лисы

Р.п. (кого?) лис

В.п. (кого?) лис

- Формы родительного и винительного падежа совпадают только у одушевлённых имён существительных.  Различать одушевлённые имена существительные и винительном и родительном падежах

Физминутка

(звучит спокойная музыка)

-Закрыли глаза, легли на парту, полежим, помечтаем, подумаем!

- О чем думали? Думали, как решить учебную задачу?

- Я тоже думала, как помочь вам. У меня есть волшебная труба, которая может решить все задачи: и математические, и языковые. Давайте попробуем.

- Как решить нашу задачу?

4.Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

-Может быть, нам и не нужно решать учебную задачу: как различать винительный и родительный падежи имён существительных, раз у нас есть такая волшебная труба?

- Что предлагаете делать?

- В ед. числе тоже было трудно отличить Р.п. от В.п. у имен существительных 2 склонения.

Как мы действовали?

- А ещё каким способом можно воспользоваться?

-Давайте попробуем.

Гордость за учеников В.п.

Праздник для городских жителей Р.п.

- Решили проблему?

Молодцы!

- Будем искать!!!

- Попробуем, как и в ед. числе подставлять имя существительное 1 склонения.

-Задать сразу два вопроса.

1 способ. Задаём два вопроса: гордость за кого? за что? В.п.

2 способ. Подставляем имя сущ. 1 склонения лиса

Гордость за лису-окончание у имеет в. Падеж.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- А теперь давайте потренируемся в определении родительного и винительного падежей.

Перевозка пассажиров Р.п.

Выводят птенцов В.п.

Охотится на мышей В.п.

Корм для комнатных животных Р.п.

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.

- Справились ли мы с нашими учебными задачами?

- Чему научились?

Дети высказывают свое отношение к уроку.

- Теперь мы легко отличим Р.п. от В.п.

10. Домашнее задание

Выполнить упр. 267 на стр. 138