Методическая разработка
урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение».
Автор: Лачинов Мирзебег Эбилович.
Цель: формирование понятия об обращении, умение находить обращение в предложении и тексте, правильно выделять обращение на письме запятыми, в речи – звательной интонаций, употреблять обращения в собственной речи, этикетные нормы употребления обращения.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
1. Освоение понятия «Обращение».
2. Умение находить обращение в тексте, выделять его на письме и в речи, употреблять в собственной речи обращения.
3. Умение оценивать языковой материал с точки зрения его нормативности.
Метапредметные:
1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия).
2. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).
3. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).
Личностные:
Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка, художественной ценности литературы (личностные УУД).
Основные понятия урока: обращение, звательная интонация.
Ресурсы:
1. учебник — «Русский язык. Практика. 5 класс» авт. А.Ю. Купалова, Г.К Линдман-Орлова, Т.М. Пахнова, УМК «Русский язык» под ред. В.В. Бабайцевой.
2. раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).
3. Мультимедийная презентация.
№ |
Этап урока. Основное содержание этапа. |
Основные виды деятельности учащихся |
1. |
Мотивация (создание проблемной ситуации) |
|
1) Просмотр видеофрагмента «В гостях у сказки»: – Сегодня мы отправляемся в гости к сказкам… Мы любим их с детства. Сначала с упоением слушаем народные сказки, рассказанные мамой или бабушкой, потом сами начинаем их читать, а ещё с удовольствием смотрим мультфильмы. Давайте и сейчас вспомним один из них. 2) Просмотр видеофрагмента «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» «Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Я ль на свет всех милее, Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет, Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее» – Узнали ли вы, в гостях у каких сказках мы сегодня? – Кто автор сказки? – С кем разговаривает царица? (с зеркальцем) – Как вы это узнали? Как обращалась царица к волшебному зеркальцу? Почему? – Как зеркало обратилось к своей хозяйке? 3) Прочитайте определение, в котором не хватает термина, подберите этот термин: подберите однокоренное слово к глаголу, данному в правиле – определении: … - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. - Обращение – это тема нашего урока (записать дату, вид работы и тему в рабочую карточку) |
Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала. |
|
2. |
Целеполагание |
|
– Если тема урока «Обращение», то тогда с какой целью мы сегодня отправились в гости к сказкам А.С. Пушкина (Узнать, что такое обращение, зачем оно используется в речи, как выделяется в речи и на письме, как характеризует говорящего) |
Формулирование целей своей учебной деятельности. |
|
3. |
Объяснение нового материала |
|
Новый материал объясняется в ходе индуктивной беседы, записывается в рабочих карточках. |
Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения .
Анализ материала схемы
Составление связного высказывания на лингвистическую тему Сравнение лингвистических текстов
|
|
|
– Прочитайте, кто говорит эти слова? К кому обращается? Узнали ли вы героев и сказку А.С. Пушкина? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. – Прочитайте вслух предложения, в каком из них есть обращение. – Понаблюдайте за интонацией. Как произносится обращение? (с особым повышением голоса на слове-обращении, паузой и повышением голоса после неё). – Какое предложение соответствует 1 схеме, а какое – второй. 1. [- = , = и = ]. 2. [ -, / О /, = и = ]?
– Такая интонация называется звательной, как вы думаете, почему? – Какой частью речи и в какой форме выражено обращение? (существительное в именительном падеже) - А подлежащее? Как их различить? (графически обозначить подлежащее и обращение) (В устой речи нам помогает звательная интонация) - А как обращение выделяется на письме? Работа с учебником: рассмотрите схемы на стр. 94, ответьте на вопросы: – Где в предложении может стоять обращение? – Как на письме выделяется обращение? (запятыми, если стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то восклицательным знаком).
|
|
4. |
Первичное закрепление материала |
|
1. Из каких сказок А.С. Пушкина взяты эти предложения? Угадайте, кому из героев принадлежат эти слова и к кому они обращаются? 2. В данных предложениях найдите обращения, графически их обозначьте, расставьте знаки препинания, прочитайте предложения со звательной интонацией. 3. Понаблюдайте, каковы по цели высказывания предложения с обращениями? 1) Балдушка, погоди ты морщить море… (побуд) 2) Что, Соколко, что с тобою? (вопрос) 3) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… (повеств) 4) Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ты тих, как день ненастный? (вопрос) – В каких предложениях по цели высказывания чаще всего используется обращение? Почему? 5) Чего тебе надобно, старче? (вопрос) – Во всех ли предложениях обращение стоит в именительном падеже? – Определите падеж существительного старче. –Это форма 7 звательного падежа, существовавшего в древнерусском языке, который использовался в качестве обращения, в 14 веке звательный падеж утратился, его заменил именительный. Отсюда и название – звательная интонация.
2. Составьте предложения по схемам, обращаясь к волшебным предметам из сказок. Какие вы знаете волшебные предметы? 1) [О, ….]? 2) [О!...]! 3) […,о,…]. 4) […, о]!
|
|
|
|
||
Грамматический анализ |
||
2. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу. Аудио «Уж как я ль мою коровушку люблю» (текст см. Приложение, задание 5). – Царевна, наверное, могла напевать, такую песню, когда доила корову у братьев-богатырей. Прочитайте её еще раз, расставьте пропущенные знаки препинания, в каких предложениях выделенные слова являются обращением, а в каких – подлежащим. Графически обозначьте обращение и подлежащее. - Что надо сделать, чтобы на «отлично» выполнить самостоятельную работу? Физкультминутка Самопроверка: учащиеся сверяют свою работу с образцом, исправляют ошибки и оценивают свою работу: 5- ошибок нет, 4-1-2 ошибки, 3- 3-4 ошибки.). - Как относится царевна к коровушке? Как вы это определили? (по обращению, выраженному существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами) Как это характеризует девушку? Видеофрагмент «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» – Как относится царица к зеркалу? Какие обращения она использует? – Почему так по-разному она называет зеркальце? – Как это характеризует героиню? – Похожи ли царевна и царица? – какую роль в тексте играет обращение? (характеризует героя и его отношение к собеседнику)
|
Формирование умения определять обращение в тексте, отличать его от подлежащего, выделять обращение запятыми. Самоконтроль, самооценка и коррекция.. Построение умозаключения на основе наблюдений. Орфографический анализ. |
|
5. |
Дальнейшая работа по закреплению изученного материала |
|
1.Работа в парах: придумайте ситуации. Когда к королевичу Елисею уместно обратиться, называя его Елисей Владиславович, Елисей, сынок (сыночек, королевич Елисей, молодой человек. Составьте и запишите предложение с обращением. |
Анализ и оценка языкового материала с точки зрения нормативности и его коррекция. Осуществление парной формы учебного сотрудничества |
|
|
2. Мы с вами заканчиваем наше путешествие по стране сказок, надо выбираться отсюда, как вы спросите дорогу к царскому дворцу у незнакомого вам путника? Когда нужно обратиться к незнакомому нам человеку, мы вместо обращения употребляем вежливые слова извините, пожалуйста, будьте добры и др. 3. Подсказка от кота Баюна: Всем нам при общении поможет обращение. К людям, звездам или птицам можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй! |
|
6. |
Подведение итогов урока (рефлексия) |
|
|
Мы побывали в гостях у сказок А.С. Пушкина, понравилось ли вам путешествие? – С каким очень необходимым персонажем мы познакомились? – Что о нем узнали? Чему научились в сказочной стране? – Где на нашей сказочной дороге возникли препятствия? С чем это было связано? - Над чем еще надо поработать? – Оцените уровень своих знаний, закрасив карандашами разного цвета кружок на вашей рабочей карточке в соответствии с данными требованиями:
Уровни оценивания своих знаний и умений 1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий - красный 2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий - желтый 3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий – зеленый. – Кто оказался лучшим знатоком сказок А.С. Пушкина? Учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы ( поурочный балл). – Мы прощаемся со сказками А.С. Пушкина - видеофрагмент «В гостях у сказки) – Попрощайтесь со сказкой, используя обращение: Прощай, сказка!
|
Анализ собственной учебной деятельности и самооценка |
7. |
Задание на дом |
|
1) Теория, параграф 22, упр. 311. или 2) Сочинение, начинающееся с обращения к волшебному зеркальцу. 3) «В гостях у сказки» (история знакомства с обращением в виде сказки) |
|
Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1, – Казань: Изд-во Казанского университетата, 1996 – 345 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. – М: Просвещение, 1991 -93с.
3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка, – М.: Просвещение, 1990 -176с.
4. Кривин Ф. Принцесса грамматика, или Потомки древнего глагола, – Ужгород: Карпати, 1981 – 168 с.
5. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М., 1985 – 238 с.
6. Русский язык. Практика. 5 класс, авт. А.Ю. Купалова, Г.К Линдман-Орлова, Т.М. Пахнова, УМК «Русский язык» под ред. В.В. Бабайцевой.
7. Пушкин А.С. Сказки
8. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5, 6 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников: В 2 тетрадях, – М, ВЛАДОС, 1995.
Русский язык
Рабочая карточка №1.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
1. Прочитайте, кто говорит эти слова? К кому обращается? Узнали ли вы героев и сказку А.С. Пушкина?
Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?
Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
– Какое предложение соответствует 1 схеме, а какое – второй.
1. [- = , = и = ]. 2. [ -, / О /, = и = ]?
2. В данных предложениях найдите обращения, графически их обозначьте, расставьте знаки препинания, прочитайте предложения со звательной интонацией.
3. Понаблюдайте, каковы по цели высказывания предложения с обращениями?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте предложения по схемам, обращаясь к волшебным предметам из сказок. Какие вы знаете волшебные предметы?
1) [О, ….]? 2) [О!...]! 3) […,о,…]. 4) […, о]!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитайте песню еще раз, расставьте пропущенные знаки препинания, в каких предложениях выделенные слова являются обращением, а в каких – подлежащим. Графически обозначьте обращение и подлежащее.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку коровушка моя!
Ешь ты досыта бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
6. Работа в парах: придумайте ситуации. Когда к королевичу Елисею уместно обратиться, называя его Елисей Владиславович, Елисей, сынок (сыночек, королевич Елисей, молодой человек. Составьте и запишите предложение с обращением.
_____________________________________________________________________________
Проверка:
1. Сверьте свою работу с образцом, исправьте ошибки и оцените свою работу:
«5» - ошибок нет, «4» -1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки).
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, /коровушка моя/!
Ешь ты досыта, /бурёнушка моя/!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
2. Уровни оценивания своих знаний и умений
1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий - красный
2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий - желтый
3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий – зеленый.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.