Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию экологической культуры (урок- игра) «Берегите лес»
Оценка 4.8

Методическая разработка внеклассного мероприятия по формированию экологической культуры (урок- игра) «Берегите лес»

Оценка 4.8
docx
08.06.2023
Методическая разработка внеклассного мероприятия  по формированию экологической культуры (урок- игра)  «Берегите лес»
Документ Microsoft Word (3).docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 имени И. И. Вехова ст. Александрийской»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по формированию экологической культуры (урок- игра)                        

  «Берегите лес»

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:А.Г.Роменская,

 классный руководитель 2-а класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021/22 учебный год

 

Цели и задачи:

формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

развитие индивидуальных способностей учащихся;

воспитание бережного отношения к природе;

формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

Учиться защищать природные ресурсы.

Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

аудиозапись голов птиц;

выставка книг “Природа – твой дом”;

оформление стенда “Охрана окружающей среды”;

индивидуальные творческие задания;

анкеты;

клей;

цветные карандаши;

мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.

 

Ход мероприятия:

Работа в группах.

Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:                              Дом со всех сторон открыт,                                                                            Он резною крышей крыт.                                                                               Заходи в зеленый дом -                                                                                 Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Учитель. Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает.

Ученик.

Шуми, шуми, зелёный лес!                                                                            Знаком мне шум твой величавый,                                                               И твой покой, и блеск небес                                                                                  Над головой твоей кудрявой:

И. Никитин.

Учитель.

Ребята, любите ли вы природу? Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим.

1-й ведущий. Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы не описывалась природа. Родина и природа - понятия неотделимые. Родина - это наш край, район, наше село утопающее в зелени лесов. Приложение 2

Учитель. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Вы сегодня можете в этом убедиться. Наблюдайте, изучайте, запоминайте. На фоне фонограммы "Голоса леса" ученик читают стихотворение.

Ученик.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное.

И. Никитин

Учитель. Ребята, какие деревья вы знаете? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? А кто мне объяснит, что такое лес?

Дети. Лес - это целый мир.

Учитель. Молодцы, ребята. Все правильно вы объясняете. Но я хочу вас испытать, вам загадки загадать. А вы назовите деревья, которые растут в нашей местности.

(Сообщение о деревьях подготовленных учащихся.)

Загадки.

Раскидистый, могучий,

Поднялся к самой туче. (Дуб)

Дуб достигает 40-50м высоты, 100-150см в диаметре. Живет 100-500 лет.

Гибкими ветвями

Склонилась над водой -

Любуется собой! (Ива)

Ива - растет у воды, её можно встретить везде: и на севере, и в жаркой пустыне. У ивы очень длинные, тонкие ветви. Они склоняются до самой воды.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

Какое дерево является символом России? (Береза)

Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.

Её всегда в лесу найдешь -

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

 

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок.

Ель растет 150-200 лет.

Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)

Тополь "чемпион" по поглощению углекислого газа, пыли, снижает летом температуру воздуха на 15-30%

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)

Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300-400 лет.

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет

Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!

Учитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию о растениях леса. Вы замечательно справились с заданиями.

1-й ведущий. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.

Учитель. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

Ученик.

Почему мы с лесом дружим,                                                                               Для чего он людям нужен?                                                                              Вот стоит обычный стол. Это лес!                                                                  Или рама, двери, пол? Лес!                                                                                       А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг -

Это наш зелёный друг!

Учитель. Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева. ( Парты, стулья, стол, карандаши, дверь, пол класса.)

Ученик.

Лес наш добрый, лес могучий,

Зелёный - друг наш лучший.

Ты поможешь дом построить,

Людям дать тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод -

Всем сластёнам хватит на год.

В зной пошлёшь, ты полю тучи,

Лес зелёный - друг наш лучший

2-й ведущий. Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.

Древесина используется в промышленности: из нее получают бумагу, ткани, спирты, сахар, скипидар, многое другое.

1-й ведущий. Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна наша работа по сбору макулатуры.

2-й ведущий. " Лес - богатство народа" - старая русская пословица.

 

Лес дарит нам здоровье. Лес - лучшее место отдыха. Это тот "завод", что выпускает кислород. Как хорошо, что на Земле есть растения! Леса украшают землю и очищают воздух.

Учитель. А чем полезен человеку лес?

Ученик. Лес одевает, кормит человека.

Учитель. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов? Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Ученик.

Здравствуй, светлая лужайка.

Чем богата, угощай-ка!

Угощу на славу всех.

Вот - брусника,

Вот - орех,

Вот - родник студеный, пей:

Есть чем потчевать гостей!

Разгадайте кроссворд "Дары леса"( у каждой группы на столе лежит кроссворд)

По горизонтали:

2.

Невысок и коренаст.

Поглядеть решил на нас.

Приподняв с утра под елками.

Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

4.Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками. (Орехи)

 

5.Не балует дуб детей.

Одевает без затей:

Все в его семейке

Носят тюбетейки. (Желуди)

6.Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые. (Шишки)

По вертикали:

1.Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)

3. Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет - и душистая

Попадает в кружки (Земляника)

Учитель. Ребята, а для кого лес является домом?                                               Дети. Для зверей, птиц, растений, грибов.

Учитель. Какие животные живут в наших лесах?                                         Дети. Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки.

   Учитель. Да, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес - это и дом и пища. А вы знаете кто ухаживает за лесом?

 

В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес - хранитель влаги.

Учитель. Ребята, а кто следит за лесом ?                                                               Дети. Лесник или инспектор лесного хозяйства.

Ученик. Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых - вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники для охраны редких видов растений. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они охраняют лес от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, помогают при лесопосадках. Народная мудрость говорит: "Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево"; "Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи".

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров. А из 100 пожаров 97 возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет. Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родного края.

Ученик.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

(А.Берестов)

Учитель. Молодцы, ребятки! Вы, оказывается, и про деревья все-все знаете! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Липа, зверобой, береза, крапива.)

Ученик.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Я могу вас научить.

Все целебные растения.

Знаю я без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

(Показ лекарственных растений, заготовленных летом.)

Ученик.

Лес не только для забавы

Он богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Все растенья надо знать

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

 

Учитель. Лес дает человеку лекарственные травы и цветы.(Липовый цвет, корень жень-шень - 1кг - стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои. Скажите, какая трава растет у дороги, у тропинки, которую прикладывают к. (Подорожник.)

2-й ведущий. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Ученик.

В лесу, где так много ботаники

Друзья соберите с полянки

Окурки, дырявые чайники

Пустые консервные банки

Осколки, огрызки, ошметки,

Газетные листья с березки.

Учитель. Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)

Ученик.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

1. Не разоряйте птичьего гнезда.

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

2. Не режь кору деревьев!

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут -

Добро и красоту несут:

3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых.

Без взрослых с огнем развлекаться опасно -

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

4. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

Вы в поход пришли, ребята:

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться:

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки:

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

Ученик.

Что мы сажаем, сажая леса?

Легкие крылья - лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Учитель. Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Рефлексия

Учитель.

Вот и подошла к концу наша встреча.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна.

(В. Шефнер)

В подарок учащимся - памятка "Как вести себя в лесу"

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 имени

Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии; анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; развитие индивидуальных способностей учащихся; воспитание бережного отношения…

Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии; анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; развитие индивидуальных способностей учащихся; воспитание бережного отношения…

Ход мероприятия: Работа в группах

Ход мероприятия: Работа в группах

Я с детства понимать привык Твое молчание немое

Я с детства понимать привык Твое молчание немое

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины

Наша страна самая богатая лесная страна в мире

Наша страна самая богатая лесная страна в мире

Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия

Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия

Разгадайте кроссворд "Дары леса"( у каждой группы на столе лежит кроссворд)

Разгадайте кроссворд "Дары леса"( у каждой группы на столе лежит кроссворд)

Учитель. Ребята, а для кого лес является домом?

Учитель. Ребята, а для кого лес является домом?

Дерево, цветок, трава и птица

Дерево, цветок, трава и птица

Нам на пользу взращены. Все растенья надо знать

Нам на пользу взращены. Все растенья надо знать

Ученик. Чтобы река и ручьи не мутнели,

Ученик. Чтобы река и ручьи не мутнели,

Целлофан, железки, склянки: Оставлять их здесь нельзя!

Целлофан, железки, склянки: Оставлять их здесь нельзя!

В увеселительных походах Не растопчи ее полей

В увеселительных походах Не растопчи ее полей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2023