Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат для воспитанников, учащихся с ограниченными возможностями здоровья» Чайковского городского округа.
Номинация: Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
занятия по теме
Автор – разработчик:
Котомкина Людмила Ивановна, учитель технологии высшей категории МБОУ СКОШИ ЧГО.
В Концепции развития образования, обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ на 2020 – 2030 годы говорится, что стратегической ценностью является достижение максимально возможной эмоциональной стабильности учащегося с ОВЗ, как обязательного условия его продуктивного социально-эмоционального и когнитивного развития. В связи с этим, основная задача, решаемая учителем, работающим с этой категорией обучающихся - создание коррекционноразвивающей среды, направленной на формирование социально успешной личности.
Процесс обновления содержания предмета Технология ставит перед учителем новые задачи, решение которых – так же важно для совершенствования учебно-воспитательного процесса. С одной стороны, школа не должна быть вне новых форм, методов и технологий, а с другой стороны, должна так организовать образовательный процесс, чтобы в него удачно встраивалась специфика коррекционного образования и принципы индивидуально-дифференцированного подхода так необходимые для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность методической разработки в том, что на уроках технологии и в рамках внеурочной деятельности по предмету «Технология» перед учителем, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, стоит цель не только познакомить его с технологиями обработки материалов, но и помочь ему сделать осознанный выбор профессии.
Существующий дефицит рабочих кадров, может быть, восполнен в том числе и средствами квалифицированной профессиональной ориентацией школьников на рабочие профессии.
Представленная форма занятия сочетает и объединяет все эти стороны – новые технологии успешно интегрируются с особенностями учебного процесса в классах, где обучаются дети с ОВЗ, а профессиональные пробы способствуют формированию адекватного профессионального выбора.
Новизна методической разработки и заключается в успешном сочетании не традиционных форм (образовательное путешествие), деятельностных методов (профессиональная проба), дидактических приёмов («Кроссенс») и цифровых ресурсов (QR-коды, сеть Интернет).
Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе деятельностных форм. Удовлетворение от процесса деятельности вызывает интерес, поэтому конкретные действия, такие как профессиональная проба, учащимися выполняется охотнее, чем заучивание теоретического материала.
Актуальность и новизна дидактического приёма «Кроссенс» не только в инновационном направлении образования, но и в коррекционной составляющей занятия, способствующей формированию и развитию образного мышления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательное путешествие наиболее точно позволяет реализовать поставленную цель и задачи по теме «Организация производства в цехах швейной фабрики». В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с видами работ, выполняемых в каждом цехе, знакомятся с профессиями швейного предприятия, находят информацию в сети Интернет при помощи QR-кода о швейных фабриках города, формируя тем самым свое профессиональное самоопределение.
Благодаря выполнению профессиональной пробы учащиеся получают опыт самостоятельного принятия решений, применения знаний на практике, развивают самоконтроль за качеством и получают возможность адекватно оценить свой результат.
В результате создаются условия для развития мыслительных операций, раскрытие творческого потенциала, формирование навыков рационального использования учебного времени, стимулирование познавательной мотивации. То есть обучающиеся погружаются в коррекционно-развивающую среду, поскольку на занятии им требуются навыки отбора, анализа информации, умения находить, сравнивать, запоминать, синтезировать новую информацию.
Открытое занятие по теме «Профессии в цехах швейной фабрики» было проведено в декабре 2020 года с учащимися 8-9 классов, как опыт применения новых форм организации урока «Образовательное путешествие» и «Кроссенс» на уроках технологии по профилю «Швейное дело» в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Чайковского городского округа». Использованные материалы показали свою эффективность по результату контрольно-измерительных материалов (4,5 баллов) учащихся. (Приложение 1).
В ходе урока учащиеся допускали ошибки в ходе практической работы.
Урок построен в соответствии с новыми требованиями к уроку в коррекционном классе. Развитие интереса при этом не становится самоцелью урока. Ученику созданы условия, при которых он должен захотеть усваивать учебный материал, опираясь на свой жизненный опыт. Учащийся втягивается в процесс игры и не может не работать.
Самостоятельная деятельность учащихся под незаметным руководством учителя — это и есть профессионально созданная коррекционно-развивающая среда для продуктивного социально-эмоционального и когнитивного развития. Тема «Организация производства на швейном предприятии и его профессии» встречается в 8-9 классах, поэтому будет представлять интерес для широкого круга педагогов. Занятие можно адаптировать, усовершенствовать и применить на уроках и во внеурочной деятельности.
Таким образом, повышению престижа рабочих профессий среди обучающихся будут способствовать проведение не стандартных занятий с использованием новых форм. Занятие в форме образовательного путешествия с профессиональными пробами служит эффективным средством профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии.
Автор – разработчик: Котомкина Людмила Ивановна, учитель технологии высшей категории МБОУ СКОШИ ЧГО.
Аннотация.
Занятие по теме «Профессии в цехах швейной фабрики» разработано в форме образовательного путешествия. Для повышения уровня мотивации и создания условий для развития образного мышления у обучающихся разработаны и включены в работу задания по системе «Кроссенс». Использование современных компьютерных программ на уроке позволяет не стандартно донести информацию о предприятиях швейного производства. Методическая разработка может быть использована в работе учителями технологии СКОШ, СОШ и педагогами дополнительного образования реализующими АООП для детей с ОВЗ, классными руководителями для профориентации учащихся 8-9 классов. Рассчитана на учащихся 8-9 классов СОШ по предмету «Технология», СКОУ по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Изучение и подача учебного материала в представленной методической разработке позволяет быстро и продуктивно решать задачи по формированию трудовых навыков и умений с ориентацией на будущую профессию.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………7 стр.
1. Основная часть………………………………………………………………………………………………………. 10 стр.
2. Заключение…………………………………………………………………………………………..………...……...16 стр.
3. Список использованных источников………………………….............................………………..…………………17 стр.
4. Приложения………………………………………………………………………………………..……………….....18 стр.
«Кто постигает новое, тот может быть учителем».
Конфуций
Актуальность методической разработки заключается в том, что, во-первых, в настоящее время утрачивается значимость и престижность рабочих профессий, и занятие по этой теме позволяет по-новому взглянуть на профессии, занятые в швейном производстве. Во-вторых, учащиеся с ОВЗ часто не могут адекватно подойти к выбору профессии, поскольку не представляют её функционал и применение. В-третьих, для расширения политехнического кругозора учащихся и знакомства с профессиями наиболее эффективными формами являются профессиональные пробы и экскурсии на производство, поэтому структура занятия максимально приближена к этим формам работы.
Новизна занятия в том, что оно построено в форме образовательного путешествия, с поэтапным выполнением изделия (профессиональных проб), как в цехах швейной фабрики, а также в применении творческих заданий «Кроссенс», использованием QR-кода для нахождения информации. Все это, позволяет быстро и продуктивно решать задачи по формированию трудовых навыков и умений с ориентацией на рассматриваемую профессию. Методическая разработка занятия является одним из заключительных занятий по теме «Пооперационное разделение труда на производстве», а также может быть использована как образовательное событие в рамках предметной недели или во внеурочной деятельности по предмету.
Область применения методической разработки:
− в общеобразовательных школах учителями технологии реализующими АООП в 8-9 классах для детей с ОВЗ;
- классными руководителями для профориентации учащихся 8-9 классов;
− в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для учащихся с ОВЗ (8-9 класс профиль «Швейное дело») учителями технологии;
− в учреждениях ДО детей педагогами дополнительного образования;
− в общеобразовательных школах учителями технологии (8-9 класс).
Занятие по теме «Профессии в цехах швейной фабрики» представлено в форме экскурсии по швейной фабрике. Для повышения уровня мотивации и создания условий для развития образного мышления у учащихся применяются задания по системе «Кроссенс». Основной смысл создания «Кроссенс» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности. Использование современных компьютерных программ на уроке позволяет не стандартно донести информацию о профессиях швейного предприятия. Коррекционно-развивающая работа на уроке обусловлена поставленной целью и содержанием.
Тема занятия: «Профессии в цехах швейной фабрики»
Учащиеся: 8-9 класс обучающиеся по АООП образования для детей с ОВЗ, а также обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тип занятия: комбинированный.
Ресурсы для учителя: презентация к уроку: https://yadi.sk/d/bnyXHFoAK8x-pw компьютер, проектор, экран, образец готового изделия, цветные картинки цехов швейной фабрики, задания «Кроссенс».
Оборудование и материалы: шаблон игольницы, нитки, мел портновский, иголки, булавки портновские, швейные машины, утюг (парогенератор), ткань для изделия (гладкокрашеная красная или розовая); ножницы; декор (стразы, полубусины для украшения), стикеры цветные (5 цветов); сотовые телефоны с Интернетом.
Характеристика базовых учебных действий (БУД) и планируемые результаты обучающихся, для которых проектируется занятие:
Предметные БУД: имеют представление об организации работы в цехах швейной фабрики, знают название цехов швейной фабрики.
Познавательные БУД: умеют выделять информацию для решения проблемы, поэтапно, с частичной помощью учителя. Личностные БУД: самоорганизация, самоконтроль за качеством изделия, приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Регулятивные БУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, способность регулировать свои действия.
Коммуникативные БУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение использовать ИКТ-компетенции.
Цель урока: знакомство с организацией работы в цехах швейной фабрики и профессиями швейного производства.
Задачи:
1. Расширить представление об организации труда и производства на швейных предприятиях, показать возможности швейной промышленности.
2. Создать условия для восприятия производственного технологического процесса изготовления одежды, развивать умения производить синтез и анализ информации; целенаправленного внимания, зрительного и слухового восприятия.
3. Повысить интерес к рабочим профессиям швейного производства.
4. Способствовать развитию положительных качеств личности.
5. Способствовать адекватному профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ. В ходе занятия- экскурсии выполняется ряд дидактических функций:
• расширятся словарный запас в производственной деятельности через имитационную игру;
• повышается интерес к профессиям швейного производства;
• укрепляется связь технологического процесса на занятии и производстве;
• воспитывается уважительное отношение к труду и рабочим профессиям.
Коррекционно-развивающая работа на уроке обусловлена поставленными целями и содержанием.
В сочетании с традиционными средствами обучения использование на уроке информационно-компьютерных технологий значительно повышает эффективность обучения учащихся с ОВЗ, открывает новые резервы образовательного процесса и личности, повышает интерес. Умение находить информацию с помощью QR-кода в Интернете, ускоряет процесс обучения, дает возможность не традиционно, по-новому осветить вопросы профориентации. Занятие отвечает гигиеническим требованиям: предусмотрены чередование видов деятельности, запланирована физкультминутка для предупреждения утомляемости и повышение работоспособности.
Дифференцированный подход как одна из форм коррекционной работы, используется на занятии при закреплении материала, при учете темпа восприятия материала, при использовании учителем наводящих вопросов, при расчленении сложного на элементы, при поэтапном формировании действия, при чередовании труда и отдыха, смены видов деятельности.
Основная часть Ход занятия (80 минут)
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1. Орг. момент |
Цель этапа: Организация игрового пространства, положительного настроя на работу и повышение уровня мотивации. Приветствие, контроль посещаемости учащихся. Создание положительного настроя. Презентация к уроку: https://yadi.sk/d/bnyXHFoAK8 x-pw |
Приветствуют учителя. Проверка инструментов и материалов для работы |
Установлен первичный контакт, создан положительный настрой на работу.
|
2.Мотивационный этап
|
Цель этапа: активизация деятельности учащихся, включение в работу. Сегодня у нас не обычное занятие, я предлагаю вам отправиться на воображаемую экскурсию. А вот где будет проходить экскурсия, вы догадайтесь сами решив головоломку «Кроссенс» (Приложение 1). В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Нужно рассматривать связь между картинками по указаниям стрелок. В качестве подсказки, дана нумерация квадратов. Квадрат с знаком вопроса (?) является целью цепочки рассуждений, то есть – отгадкой (слайд 2,3). |
Задание: Найдите ассоциативную связь между картинками в таблице и скажите куда мы отправляемся на воображаемую экскурсию? (ответ: швейная фабрика) Выстраивают логическую цепочку Формулируют тему урока: «Профессии в цехах швейной фабрик и» |
Личностные: учащиеся готовы принять учебную ситуацию. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение предположений и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3.Актуализация субъективного опыта учащихся |
Цель: Актуализация знаний, учащихся о швейной фабрике и её рабочих. Процесс изготовления одежды состоит из трех основных этапов: разработка модели и изготовление лекал; подготовка ткани к раскрою и раскрой; пошив изделия и его окончательная отделка. Эти работы осуществляются в цехах швейной фабрики. |
Дают определение, что такое «Швейная фабрика», называют название цехов фабрики (экспериментальный, швейный, раскройный, подготовительный, отделочный) . |
Познавательные: рассуждения, умение сформулировать ответ. Коммуникативные: сотрудничество в предоставлении информации. |
|
Цех – это этап производства, на котором изготавливается продукция или её часть. Вопрос классу: Какие цеха имеются на швейной фабрике? |
|
Регулятивные: умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно |
4.Формулировка темы и цели занятия
5.Изучение новых знаний и способов деятельности
|
Цель: подвести учащихся к цели занятия, через раскрытие и знакомство с заданиями по теме. Сегодня мы мысленно побываем в каждом цехе и познакомимся с его работой. А также узнаем, что входит в обязанности работников того или иного цеха и как называются эти профессии. Вам предстоит попробовать себя в разных профессиях, выполняя творческое задание.
Цель этапа: Создание условий для овладения новыми знаниями и представления результатов деятельности. Современные швейные предприятия (фабрики) включают большое число подразделений и служб. В структуру любого швейного предприятия входят: производственные цеха, материальный склад, склад готовых изделий, органы административного управления. Наша экскурсия начинается с цеха, в котором художникимодельеры разрабатывают новые модели, конструкторы изготовляют чертежи, а изготовители лекал – делают выкройки на несколько размеров. Затем изготавливают несколько опытных образцов изделий. Их утверждают на специальном совете. Вопрос классу: как называется этот цех? (ответ: экспериментальный) |
Профессиональная проба -1: 1) представьте, что вы художник – модельер и ваше техническое задание: придумать оформление игольницы в виде сердечка и зарисовать Время на работу - 3 минуты. (Приложение 2)
|
Личностные: интерес к новой информации Регулятивные: проявление готовности к учебным действиям. Познавательные: умение находить информацию, умение использовать понятийный ряд при выполнении задания. Коммуникативные: организация сотрудничества, взаимодействие при решении учебной задачи
Познавательные: отбор информации. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Личностные: осознавать потребность и готовность к самообразованию |
|
(Слайд 4) Работники этого цеха получают из Дома моделей образец изделия, лекала, правила пошива изделия (техническую документацию). На крупных швейных фабриках экспериментальные цехи сами разрабатывают новые модели. Затем на каждый размер изготавливают лекала, маркируют их, производят пробную раскладку их на ткани, чтобы установить норму расхода ткани на это изделие. В настоящее время художники – модельеры и конструкторы разрабатывают модель, пользуясь компьютером с трехмерным изображением (ЗD). Могут вносить необходимые изменения, подбирать цвет ткани, и на цветном принтере можно распечатать цветной рисунок модели. (Слайд 5) 2) для изготовления вашего изделия на фабрике нужна техническая документация (правила пошива). (Слайд 6). (За правильное выполнение задания получают 1-й элемент QR – кода) Мы переходим в следующий цех: в этом цехе принимают ткань со склада, проверяют ее качество, ширину и длину ткани. Сортируют ткани по волокнистому составу, цвету. Хранят ткани на стеллажах, полках. Эту работу выполняют на специальных промерочных столах. Вопрос классу: в каком цехе мы находимся? (ответ: подготовительный цех) (Слайд 7) В подготовительном цехе ткань принимают со склада, проверяют ее качество, длину и ширину кусков ткани. Эту работу выполняют на специальных проверочных столах. Здесь производят раскладку и обмеловку лекал для верхних полотен настила. Профессия - настиловщик или оператор настиловочных машин. (За правильное выполнение задания получают 2-й элемент QR – кода). |
2) Ваша задача, как работников экспериментального цеха, коллективно составить план работы по пошиву игольницы. Время на работу – 1 минута. (Составляют план из карточек – операций) (Приложение 3). Проверка плана работы в соответствии с образцом.
Профессиональная проба - 2: сложить ткань для игольницы, и сделать обмеловку лекала на ткань. |
Познавательные: умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде, составлять план Личностные (представление позиции) Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе
|
|
Наша воображаемая экскурсия продолжается, и мы оказались в следующем цехе швейной фабрики. Вопрос классу: посмотрите на план работы по пошиву игольницы и скажите в каком мы цехе? (ответ: раскройный цех) (Слайд 8) В раскройном цехе ткани настилают на настилочные столы, количество полотен в настиле может быть от 10 до 200. Сверху настила раскладывают полотно с обмеловкой лекал, поступившее из подготовительного цеха. Детали изделия выкраивают в два приема. Сначала настил рассекают на отдельные большие участки, а затем окончательно выкраивают детали изделия на ленточных резальных машинах. Детали изделия выкраивает раскройщик. Раскрой – трудоемкая операция, ее выполняют специальными электрораскройными машинами. Затем комплектуют по размерам, присваивают номер и отправляют в следующий цех. Вопрос классу: как вы считаете, профессия раскройщик травмаопасна? (Ответы учащихся) На любом производстве есть специалист – инженер по охране труда. Без знания техники безопасности рабочие на предприятии не допускаются к работе. Это позволяет предотвратить травмы. (Слайд 9) Учитель проверяет результаты профессиональной пробы, за правильное выполнение задания получают 3-й элемент QR – кода. Вопрос классу: какой следующий цех на швейной фабрике? (ответ: швейный) (Слайд 11) В швейном цехе производят пошив изделий. Цех оснащен стачивающими и специальными машинами. Работают здесь |
Профессиональная проба - 3: 1) коллективно, составить инструкцию по безопасным приемам работы с ножницами. (Педагог раздаёт карточки, в которых учащиеся должны найти ложные утверждения при работе с ножницами). (Приложения 4) Учащиеся зачитывают правила ТБ при работе с ножницами и приступают к следующему этапу работы. (Слайд 10) 2) выполнить работу закройщика - отложить припуск на шов и раскроить деталь игольницы. Время на работу – 2 минуты.
|
Личностные: осознавать свои интересы, находить и изучать материал, имеющий отношение к своим интересам. Регулятивные: проявление готовности к учебным действиям. Познавательные: умение находить информацию, умение использовать понятийный ряд при выполнении задания. Умение применять смысловое чтение. Коммуникативные: организация сотрудничества, взаимодействие при решении учебной задачи
|
6.Физкульт минутка
|
операторы швейного оборудования, которые должны хорошо знать способы обработки деталей, швейное оборудование, правила пользования приспособлениями и устройствами. (Слайд 12). В швейном цехе различают два участка. На заготовительном участке выполняют обработку отдельных деталей и узлов изделий. На монтажном участке готовые детали и узлы соединяют в целое изделие. Рабочее место швеи оборудовано отдельной машиной, винтовым стулом, необходимыми инструментами и приспособлениями. Есть освещение в виде светильника. На столе не должно быть ничего лишнего, только детали и инструменты. Во время работы швея должна быть внимательна и соблюдать правила ТБ при работе на швейной машине с электроприводом. Учитель проверяет результаты профессиональной пробы, за правильное выполнение задания получают 4-й элемент QR – кода.
Во время работы у швеи предусмотрена производственная гимнастика, поэтому прошу вас всех встать и выполнить комплекс упражнений (физкультминутка). Наше изделие почти готово, осталось только придать ему товарный вид, для этого мы отправимся в последний цех швейной фабрики, который называется…? (Ответ: отделочный) (Слайд 13) Здесь производят окончательную влажно-тепловую обработку изделий с помощью специального оборудования: утюгов, гладильных прессов и паровоздушных манекенов разного размера. Термоотделочник или утюжильщик работающий в этом цехе должен знать методы и приемы влажно-тепловой обработки, виды оборудования для ВТО и способы устранения мелких неполадок в работе оборудования. Должен соблюдать правила ТБ, быть внимательным. |
Профессиональная проба - 4: как операторы швейного оборудования, учащиеся стачивают деталь игольницы, оставляя отверстие для наполнителя. Наполняют игольницу и зашивают отверстие. Время на работу – 10 минут.
Выполняют комплекс производственной гимнастики
Профессиональная проба - 5: украсить игольницу цветочками из ткани и полубусинами, в соответствии с придуманным ранее рисунком. Время на работу – 5 минут.
|
|
7.Заключительный этап
8.Рефлексивнооценочный этап |
Еще на швейном предприятии есть контролер качества, в обязанности которого входит проверка качества изделия, во время просмотра он выявляет дефекты и отмечает их. Сегодня этим контролером качества буду я. (Слайд 14, 15) (Проверяется качество изделия, комментируются оценки за изделие)
Цель этапа: систематизация и обобщение информации. Наша экскурсия по цехам швейной фабрики подошла к концу. Сегодня мы познакомились с многими профессиями и выполнили профессиональные пробы по некоторым из них. (Слайд 16,17,18)
Цель: Создание условий для осмысления и обобщения учащимися результатов деятельности и своего эмоционального состояния. Прошу приклеить стикер на тот цех, который вас больше всего заинтересовал? Учитель раздаёт цветные стикеры. Задание для всего класса: пользуясь предложенными картинками составьте «Кроссенс» о значении профессии в жизни человека. (Приложение 10) |
Учащиеся складывают QR-код и с помощью приложений в смартфоне выходят в Интернет на сайт швейной фабрики «Оранжевое небо» в г. Чайковский. Виртуально знакомятся с предприятием, находят его адрес и ассортиментом выпускаемых изделий). (Приложение 5) Задание: 1) отгадайте «Кроссенс», какая это профессия? (Приложение 6,7, 8) (Учащиеся рассуждают, анализируют, отвечают: швея, утюжильщица, раскройщик). 2) расставьте названия цехов швейной фабрики в правильной последовательности. (раздаются таблички цехов или картинки с изображением цехов швейной фабрики. Прикрепляют на доску таблички с названием цехов в технологической последовательности) (Приложение 9).
Учащиеся приклеивают их на карточки с названием цеха.
Учащиеся подбирают картинки, анализируют, объясняют свой |
Коммуникативные: умение использовать ИКТкомпетенции.
Личностные: приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки Личностные: использование своих интересов для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной |
|
(Слайд 19) В мире существует очень много профессий. Я вам желаю выбрать профессию, чтобы она удовлетворяла всем вашим потребностям, а работа приносила пользу людям и радость вам! (Слайд 20) Всем, спасибо! (Слайд 21) |
выбор.
|
будущей профессии. Коммуникативные: доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми. |
Представленная методическая разработка занятия в форме образовательного путешествия с применением дидактических приёмов «Кроссенс» направлена на повышение интереса к рабочим профессиям, познавательной активности учащихся с нарушениями развития, воспитание у них культуры труда и формированию осознанного профессионального выбора. Усвоение учениками необходимого объема знаний по организации труда на предприятии швейного производства, формирование навыков выполнения работы в соответствии с технологическим процессом – эти основные проблемные вопросы ставит учитель и решает в ходе занятия. Представленный в разработке материал понятный и доступный для восприятия детьми с ОВЗ, опирается на прошлый опыт обучающихся и связан с жизнью. В разработке занятия применяются задания по уровню сложности соответствующие уровню развития детей с ОВЗ. Все обучающиеся могут выполнить практическую работу предлагаемого занятия, при индивидуально-дифференцированном подходе. Просматриваются межпредметные связи, урок оснащен техническими средствами обучения и дидактическим материалом (технологическая карта и план работы, презентация, схемы - «Кроссенс», инструкции по ТБ). Материал занятия соотносится с уровнем развития учащихся и логично связывается с педагогическими методами, применяемыми в ходе работы. Применение современных компьютерных, обучающих технологий и форм обеспечивает его инновационность занятия. Предусмотрен охранительный режим, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Оптимальные условия для достижения цели созданы через вовлечение обучающихся в игровую и трудовую деятельность, развитие интереса к теме занятия.
1. Картушина, Г. Б. Швейное дело: учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2015. «Швейное дело»
2. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида «Швейное дело» для 5-9 классов (Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
4. Современный урок в коррекционном классе/авт.-сост., Т.И. Нелипенко. – Волгоград.- Учитель, 2013. – 130 с.
5. Концепция развития образования, обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ на 2020-2030 год
6. Интернет-ресурсы: https://newpulse.ru/upload/medialibrary/893/893583e7c23620d227bf66ddc8bd00a4.jpg
• http://danube-russia.ru/upload/images/bl-dry_0-1.jpg
• http://admsurgut.ru/files/photogallery/1347/big/IMG_2403.jpg
• https://sovcominvest.ru/uploads/products/71918029884b18a8be1711608b2b8e77.jpg
• https://cs6.livemaster.ru/storage/a7/76/31fab4b4863b8c3d4e87a231aaix.jpg
• http://admsurgut.ru/files/photogallery/1347/big/IMG_2381.jpg
• http://sovch.chuvashia.com/wpcontent/uploads/2013/05/%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F-
%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%8D%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0.jpg
• https://www.osd.ru/ftproot/users/0011868/al0001067/0000007_big.jpg
Приложение1
1
|
2
|
3
|
|
||
6 ? |
5
|
4
|
|
||
|
|
|
|||
? |
|
|
|||
Приложение 2
Приложение3
1. Сложить ткань в два слоя, обвести лекало на ткань.
2. Отложить припуски на шов 10 мм. Вырезать по припуску на шов.
3. Стачать, оставляя отверстие для наполнителя. Ширина шва 10 мм.
4. Наполнить игольницу синтепоном. Зашить отверстие на машине.
5. Выполнить отделку изделия.
Приложение 4
1. Хранить ножницы в строго определенном месте. (+)
2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх. (+)
3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед. (+)
4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями. (+)
5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины. (+)
6. Расстояние от работающего до края стола должно быть 10–15 см.(-)
7. Нельзя откусывать нитку зубами. (-)
8. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны. (-)
9. Стул должен стоять против иглы машины. (-)
10. Сидеть за машиной надо на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. (-)
Приложение 5
QR-код
Приложение 6
|
|
|
? |
|
|
Приложение 7
|
|
|
? |
|
|
Приложение
|
|
|
? |
|
|
Приложение
Экспериментальный |
Подготовительный |
Раскройный |
Швейный |
Отделочный |
Приложение
|
|
|
|
профессия |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.