Методическая разработка "Безопасность движения"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Безопасность движения"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа
2 кл—3 кл
11.02.2017
Методическая разработка "Безопасность движения"
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно – транспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. Общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания младших школьников, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. На сегодняшний день низкая эффективность обучения дорожной безопасности во многом обусловлена отсутствием педагогически совершенных учебно – методических пособий для начальной школы. Данная разработка предназначена для методического обеспечения при обучении детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
конспект.docx
2 Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………. 3 Тема: Причины дорожных аварий……………………………………………….4 Тема: Светофор и дорожные знаки………………………………………………6 Тема: Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах  транспорта………………………………………………………………………...8 Тема: Правила езды на велосипеде……………………………………………..10 Тема: Правила поведения в транспорте……………………………………….. 11 Заключение………………………………………………………………………..1 3 3 Пояснительная записка     Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики   детского   дорожно   –   транспортного   травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями.    Общеобразовательные   учреждения   и   учреждения   дополнительного    образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания младших школьников, где они могут и должны получить необходимые знания, умения,  навыки   и   привычки   безопасного   и   правопослушного   поведения   на улицах, дорогах и в транспорте.       На   сегодняшний   день   низкая   эффективность   обучения   дорожной безопасности   во   многом   обусловлена   отсутствием   педагогически совершенных учебно – методических пособий для начальной школы.       Данная   разработка   предназначена   для   методического   обеспечения   при обучении   детей   младшего   школьного   возраста   правилам   безопасного поведения на улицах и дорогах.     4 Тема: Причины дорожных аварий Цель   занятия:   сформировать   у   детей   осознанные   представления   о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок,   воспитывать   дисциплинированность,   развивать   умения,   навыки   и привычки безопасного поведения. Беседа педагога с детьми Педагог спрашивает, по каким причинам чаще всего происходят дорожные аварии.   Напоминает   об   опасных   ситуациях,   которые   могут   неожиданно возникнуть   при   неосторожном   поведении.   Эти   опасности   надо   уметь предвидеть и правильно ориентироваться в дорожных условиях. Перечисляет   конкретные   причины   аварий   из   –   за   типичных   ошибок   в поведении: ­ переход дороги в неположенном месте перед близко идущим транспортом; ­ игры на проезжей части дороги при наличии тротуара; ­ невнимание к сигналам светофора и дорожным знакам для пешеходов; ­ хождение по проезжей части дороги из – за стоящих машин, препятствий, сооружений, зеленых насаждений; ­ неправильный выбор места перехода дороги при высадке из общественного транспорта; ­ переход дороги наискосок, а не прямо, поперек; ­ попытки убежать от опасности в потоке движущегося транспорта; ­ незнание правил перехода перекрестка; ­ езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатах и т.п. по дорогах. Педагог   анализирует   с   детьми   причины   аварий,   приводит   примеры несчастных случаев с детьми. ПРИМЕР. Антонов   Сергей,   учащийся   3­го   класса,   выйдя   из   автобуса, обошел   его   спереди   и   попал   в   поток   движущегося   транспорта.   Водитель ближайшего   автомобиля   пытался   тормозить,   но   машина   сразу   не   могла остановиться и сбила Сергея. Его без сознания доставили в больницу. 5 Дети обсуждают несчастные случаи, приводят другие примеры из жизни, которые знают. Определяют правильные безопасные действия. Педагог убеждает детей всегда быть дисциплинированными, осторожными, наблюдательными. Внушает, что эти качества можно самим воспитать в себе. Обращает внимание на то, что водители бывают неопытные, пьяные. Они могут   заехать   на   тротуар,   где   должны   ходить   пешеходы.   Поэтому   нужно смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам транспорта. Надо всегда помнить, что за одной машиной может быть другая, которая едет быстрее, чем первая. Дети видят, что машина далеко, и начинают переходить дорогу. Но в это время появляется второй автомобиль, который едет с большей скоростью, а водитель из – за первой машины не видит детей. В результате происходит авария. Педагог предупреждает, что на улицах и дорогах нельзя бегать. Бывают случаи,   когда   дети,   увидев   приближающийся   или   стоящий   на   остановке нужный  им автобус, бегут к нему и попадают под колеса машин. Задает   вопрос:   как   надо   перейти   дорогу   при   высадке   из   транспорта   на остановке? Объясняет, что автобус, троллейбус, трамвай нельзя обходить ни спереди,   ни   сзади,   так   как   транспорт   закрывает   обзор   дороги.   Надо подождать,   когда   транспорт   отъедет   подальше,   и,   если   поблизости   нет пешеходного перехода, пересекать дорогу, посмотрев налево, направо и следя за   происходящим   вокруг.   Дорога   безопасна,   если   ничего   не   мешает осмотреться. Во все стороны надо смотреть всегда, так как обстановка на дороге меняется очень быстро. 6 Тема: Светофор и дорожные знаки Цель   занятия: расширить   знания   о   светофоре   и   дорожных   знаках, развивать понимание, осмысление, осознание безопасных действий в опасных ситуациях. Беседа педагога с детьми Педагог проводит опрос учащихся о назначении светофора. Объясняет, что слово   «светофор»   состоит   из   двух   частей: «свет» и «фор». В   переводе   с греческого языка «форос» (отсюда – «фор») означает «носитель» света. СВЕТОФОР –  это   устройство,  которое   световыми  сигналами  разрешает или   запрещает   движение   транспорта   и   пешеходов.   Сигналы   располагаются сверху   вниз   в   строгой   последовательности:   красный,   желтый,   зеленый. Светофоры   устанавливают   на   самых   опасных   участках   дороги.   Педагог просит вспомнить отличия пешеходного и транспортного светофоров. Обращает   внимание   на   новую   информацию   о   светофоре:   ограничение времени   действия   его   сигналов.   Объясняет,  что   зеленый   сигнал   сменяется желтым,   а   желтый   –   красным.   Это   происходит   через   равные   интервалы времени.   Когда   время   действия   сигнала   истекает,   он   начинает   мигать. Светофоры,   предназначенные   только   для   пешеходов,   имеют   две   секции   – красную   и   зеленую,   с   изображением   красного   неподвижного   человечка (запрещающий   сигнал)   и   зеленого   шагающего   человечка,   разрешающего движение. Мигающий зеленый сигнал предупреждает, что его скоро сменит красный – опасный. Если вы подходите к дороге и видите мигающий зеленый сигнал светофора,   времени   на   переход   уже   не   хватит.   Надо   подождать,   когда включится красный и снова зеленый. Переходит к рассказу – объяснению дорожных знаков. Просит вспомнить, какие дорожные знаки  для пешеходов дети уже знают. Дорожные   знаки   нужны   для   регулирования   движения   транспорта   и пешеходов, для ориентации в сложной дорожной обстановке. Назначение   дорожных   знаков   легко   запомнить.   Треугольные   знаки   с красной каймой – предупреждающие, круглые с каймой (с белым, а некоторые – с голубым фоном) – запрещающие, голубые круглые – предписывающие, т.е. 7 указывающие   направление   движения,   минимальную   скорость   и   т.д. Прямоугольные   –   информационно   –   указательные   знаки.   Они   имеют различный фон: синий, зеленый, белый и желтый. Например,   дорожный   знак «Движение   на   велосипедах   запрещено». На знаке рисунок велосипеда в красном кольце. Если велосипед нарисован на голубом фоне без окаймления, то знак обозначает велосипедную дорожку, т.е. специально предназначенную для велосипедистов. Знак «Движение   пешеходов   запрещено» (перечеркнутое   изображение человечка на белом фоне). Обозначает, что именно в этом месте нельзя ходить пешеходам. Знак «Дети» устанавливают   возле   школ,   детских учреждений. Он предупреждает водителя о том, что в этом месте на дорогу могут выбегать дети. Некоторые школьники ошибочно думают, что этот знак обозначает   место   перехода   улицы   детьми.   Но   это   не   так.   Педагог   дает установку на запоминание, что данный знак для водителей. Для пешеходов знак «Пешеходный   переход» ­   прямоугольный,   на   синем   фоне   белый треугольник, а в нем шагающий человечек.   детских   садов, Запрещающие   знаки   всегда   с   красной   каймой   (ассоциация   с   огнем   и красным сигналом светофора, красный – значит опасный). 8 Тема: Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта Цель   занятия: повторить   материал   о   перекрестке,   сформировать представление   об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных   ситуациях;   отработать   в   игровой   форме   навыки   безопасного поведения   на   перекрестке;   воспитывать   наблюдательность,   бдительность, осторожность, дисциплинированность. 1. Беседа педагога с детьми Педагог просит вспомнить определение перекрестка (место или участок дороги, где пересекаются пути пешеходов и транспорта, потому что на нем сразу несколько дорог). Задает вопрос: что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток? Вместе с педагогом дети повторяют, что на регулируемом перекрестке есть светофоры   или   регулировщик   для   управления   движением.   На нерегулируемом перекрестке этого нет, или есть неработающий светофор, или   мигает   только   желтый   сигнал   светофора,   поэтому   переход   такого перекрестка особенно опасен. Педагог объясняет, что перекресток ­ это очень опасный участок улицы или дороги, на нем всегда много машин и пешеходов. Заостряет внимание учащихся   на   опасностях,   которые   могут   подстерегать   их   при   переходе перекрестка. Во – первых, надо знать, что на перекрестке может быть сразу несколько светофоров.   У   каждого   из   них   световые   сигналы   красного,   желтого   и зеленого   цвета   могут   быть   с   двух,   трех   и   четырех   сторон.   Чтобы   не перепутать, на какой светофор смотреть, при переходе перекрестка следует подчиняться сигналам пешеходного светофора, расположенного на другой стороне дороги, которую нужно перейти. При этом смотреть надо вперед, обязательно назад, где едут машины, налево, направо. Во   –   вторых,   опасны   повороты   транспорта   зеленый   сигнал   светофора, который предназначен для водителей и пешеходов. В этом случае водитель 9 обязан уступить дорогу пешеходу, даже если тот не закончил переходить проезжую часть. Но здесь надо быть особенно внимательным. Водители не всегда дисциплинированны, могут не уступить дорогу пешеходу и наехать на него. В ­ третьих, надо знать правила поворота автомобиля. Когда водитель хочет повернуть направо, он заранее перестраивается как можно ближе к правому   краю   проезжей   части,   а   на   правом   борту   автомобиля   начинают мигать лампочки – сигналы поворота. И наоборот, если водитель намерен повернуть налево, то он перестраивается по возможности левее и лампочки мигают с левой стороны. При переходе перекрестка надо определить, поедет ли транспорт прямо или будет поворачивать на ту часть дороги, которую нужно перейти пешеходу. В – четвертых, при повороте автомобиля нельзя стоять очень близко к нему даже на тротуаре, потому что машина может зацепить и наехать на пешехода задними колесами. 10 Тема: Правила езды на велосипеде Цель занятия:  научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих. Рассказ – объяснение педагога Педагог   просит   поднять   руки   учащихся,   у   которых   есть   велосипед. Объясняет, что детям до 14 лет запрещено выезжать на велосипеде на улицы и дороги. Ездить   можно только во дворах домов, на стадионах, детских, спортивных   площадках.   Учиться   ездить   на   велосипеде   надо   там,   где   нет движения автомобилей и пешеходов. Ребенок на велосипеде считается уже водителем. Поэтому с велосипедом надо   уметь   обращаться   и   содержать   его   в   исправном   состоянии.   У велосипеда   должны   быть   накачаны   шины   и   укреплено   сиденье,   хорошо работать педаль тормоза, звонок, руль. Разрешается   ездить   на   велосипеде   только   держась   за   руль   обеими руками. Нельзя перевозить на багажнике пассажиров и буксировать других велосипедистов. Не рекомендуется использовать звуковой сигнал (звонок) без   причины   –   это   мешает   жильцам   домов.   Кроме   того,   если   постоянно звонить, то пешеходы и водители перестанут обращать внимание на звонки и может произойти несчастный случай. Подавать сигнал надо только в случае, когда возможен нечаянный наезд велосипедиста на пешехода. 11 Тема: Правила поведения в транспорте Цель   занятия: воспитать   культуру   поведения   учащихся   в   маршрутном транспорте,   научить   посадке   и   высадке   из   транспорта   и   безопасному поведению на посадочных площадках. Беседа педагога с учащимися Педагог   проводит   опрос:   кто   такой   пассажир;   каким   видом   транспорта пользуются   дети,   если   школа   далеко   от   дома;   что   такое   маршрутный транспорт. Напоминает, что только на посадочных площадках можно ожидать общественный транспорт. Вместе   с   детьми   педагог   повторяет правила   поведения   на посадочных площадках и в маршрутном транспорте: ­ в ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги; ­ высадка и посадка в маршрутный транспорт должны осуществляться со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки; ­ нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой. Надо   иметь   в   виду,   что   при   торможении   автобус   или   троллейбус   может занести на посадочную площадку; ­ нельзя отвлекать разговорами водителя и стучать в стекло кабины; ­ билеты у водителя нужно покупать только на остановке; ­ надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам; ­ нельзя высовываться из окон.  Обращает   внимание   учащихся,   что   иногда   дети   не   успевают   войти   в транспорт, а водитель закрывает двери и начинает движение. В итоге может произойти   несчастный  случай.  Поэтому   при  выходе   через   переднюю   дверь желательно встретиться взглядом с водителем и убедиться, что он все видит. И   обязательно   надо   смотреть   под   ноги,   поднимаясь   или   спускаясь   по ступенькам. Педагог задает вопросы на повторение правил поведения в легковом автомобиле: с какого возраста ребенок может сидеть на переднем сиденье 12 (ответ:   с 12  лет);   почему   из   автомобиля   следует   выходить   через   дверь справа. Педагог обращает внимание на то, что детям до 12 лет можно ездить на мотоцикле   только   в   коляске,   держась   за   поручень   обеими   руками   и обязательно   в   застегнутом   мотошлеме.   Мотошлем   защитит   от   возможного удара головой при аварии. 13 Заключение Высокий   уровень   детского   дорожно   –   транспортного   травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья   детей.   С   этой   целью   обучение   и   воспитание   как   формы профилактики должны постоянно совершенствоваться. Главная   задача   –   научить   ребенка   безопасно   вести   себя   и   правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения. Лекции,   беседы   с   детьми   и   их   родителями,   различные   конкурсы   и викторины, театрализованные представления, соревнования и другие формы профилактики   необходимо   объединить   в   целостную   систему   непрерывного обучения и воспитания.

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"

Методическая разработка "Безопасность движения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017