Методическая разработка "Формирование связной речи у обучающихся с ОВЗ в старших классах"
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
дефектология
5 кл—7 кл
03.04.2018
Основная задача логопедического воздействия на учащихся с нарушением интеллекта – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Особенно это важно для старшеклассников, так как это связано с их профессиональной подготовкой, в дальнейшем устройством на работу и адаптацией в трудовом коллективе.
Развитие связной речи у учащихся старших классов с ОВЗ через устные виды работ.doc
Развитие связной речи у учащихся старших классов с ОВЗ через устные виды работ.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Учащиеся
с отклонениями в умственном развитии в силу своих психофизических возможностей не
могут правильно строить диалог, объяснять, рассуждать, заполнять необходимые деловые
бумаги. Коррекционная направленность в первую очередь проявляется в области речевого
развития учащихся, поскольку важнейшая цель логопедических занятий – формировать речь
как средство общения. Особенно это важно для старшеклассников, так как это связано с их
профессиональной подготовкой, в дальнейшем устройством на работу и адаптацией в
трудовом коллективе. В работе представлены виды связной речи, направления по развитию
монологической речи, рекомендуются виды работ с целью формирования навыков
смыслового программирования текста, последовательность работы над связной речью.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с
тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в
виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь
представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер
систематического последовательного развёрнутого изложения. Этот вид речи формируется
на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения и ребёнок овладевает ею
постепенно.
Основная задача коррекционной школы VIII вида состоит в том, чтобы научить
учащихся с отклонениями в развитии адаптироваться в современных жизненных условиях.
Эти учащиеся в силу своих психофизических возможностей не могут правильно строить
диалог, объяснять, рассуждать, заполнять необходимые деловые бумаги. А всё это
происходит изза того, что их словарный запас беден. Поэтому в своей работе в старших
классах логопед должен уделять внимание развитию связной речи. Коррекционная
направленность в первую очередь проявляется в области речевого развития учащихся,
поскольку важнейшая цель логопедических занятий состоит в том, чтобы формировать речь
как средство общения. Особенно это важно для старшеклассников, так как это связано с их
профессиональной подготовкой, в дальнейшем устройством на работу и адаптацией в
трудовом коллективе.
Основная задача логопедического воздействия на учащихся с нарушением интеллекта
– научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно
излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Становление данной
формы речевой деятельности у детей с проблемами в развитии осуществляется замедленными
темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Школьники
довольно длительное время задерживаются на этапе вопросноответной формы речи. Переход
к самостоятельному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях
затягивается вплоть до окончания вспомогательной школы.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является
сформирование диалогической речи .Развитию диалога, который является основной формой
речевого общения, уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы
в 1 классе вспомогательной школы. Овладение диалогической речью осуществляется
параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением
словоизменением и словообразованием. В процессе работы по формированию диалогической
речи умственно отсталый школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам
задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои
мысли в ответах на них. Приёмами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и
пересказ).
При беседе необходимо научить задавать вопросы. Дети учатся сначала ставить вопросы
по картинке после предварительной беседы, как бы повторяя вопросы логопеда. В
дальнейшем им предлагается задавать вопросы по картинке, а затем и без использования
картинок, самостоятельно, т.е без предварительной беседы.
Использование приёмов театрализации (игрдраматизаций, театрализованных
представлений) способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает
интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй,
активизирует речевую деятельность умственно отсталого ребёнка в целом. Рекомендуется
проводить игрыдраматизации стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком,
а затем воспроизводятся по ролям; прозаических произведений; чтение по ролям.
Логопедическая работа по развитию монологической речи проводится в двух
направлениях:
1.развитие смыслового программирования текста;
2.овладение языковыми средствами оформления связного текста.
При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны по
отношению к формальноязыковой. Ключевым моментом развития связной речи является
работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
1.Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное,
основное и фоновое.
2.Формирование умения располагать смысловые звенья в определённой последовательности.
3.Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся
следующие задачи:
1.Развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную
структуру предложения.
2.Формирование умения располагать предложения в определённой последовательности.
3.Развитие умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста
рекомендуются следующие виды работ:
1.Сравнение 2х сходных сюжетных картинок, на одной из которых
отсутствует ряд предметов.
Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению
элементов изображённой ситуации, её анализу, т. е. развитию аналитикосинтетической
деятельности, в частности формированию способности сравнивать. 2.Работа с сюжетными и предметными картинками.
подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;
на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов
отсутствуют в серии предметных картинок;
к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных
картинок, опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
3.Работа с серией сюжетных картинок.
восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить
последовательность картинок, которая потом изменяется. Даётся задание восстановить её.
отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определённую
тему.
определить место «выпавшей» картинки среди других.
расположить сюжетные картинки в определённой последовательности.
найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок.
определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа.
найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок.
«распутать» 2 события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий
(например: 3 картинки серии «На снежной горке» и 3 картинки серии «Верный друг»). Даётся
задание распределить картинки по двум смысловым группам.
4. Работа с текстом. В процессе работы над текстом одновременно осуществляется
развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста.
Используются следующие задания:
сравнить текст и совокупность изолированных предложений.
сравнить 2 текста: правильный и искажённый, правильный и с пропущенными смысловыми
звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае –
что пропущено.
добавить однодва предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок).
вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок).
придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например: дети, лес,
цветы, земляника, грибы, ель, белка).
5. Работа с деформированным текстом.
назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о
медведе словами: медведь, он, зверь, бурый, хозяин тайги).
заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими
словами (синонимами или местоимением).
определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом.
закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому ,вот как,
потом, наконец и т.д.).
добавить слова, соединяющие 2 соседних предложения в тексте.
В процессе логопедической работы над связной речью в коррекционной школе
необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая может быть
и различной. В зависимости от характера текста различают текстыповествования, текстыописания
и текстырассуждения. В средних и старших классах вспомогательной школы в основном
работают над текстомописанием и текстомрассуждением. Система логопедической работы
по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение
самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей
последовательности:
пересказы:
последовательный пересказ с опорой на вопросы;
последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы;
последовательный пересказ по графическим (знаковым) схемам;
пересказ с использованием предметных картинок по сюжетной картине;
пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
выборочный пересказ; составление плана пересказа;
краткий пересказ;
творческий пересказ (по обозначенному началу, концу, середине рассказа);
устное сочинение:
составление рассказа по картинкам;
составление рассказа по вопросам;
составление рассказа по вопросам и картинке;
составление рассказа по опорным словам и картинкам;
составление рассказа по серии картинок, используя вопросный план;
составление рассказа описательного характера по предметным картинкам с
использованием графических схем, вопросов;
составление рассказа описательного характера с использованием графических
(знаковых) схем;
составление рассказа по сюжетной картине, с использованием опорных слов;
составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания,
используя вопросный план, опорные слова.
Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс в логопедической
работе, поэтому её надо начинать ещё с 1 класса. И опыт показывает, что учащиеся с
проблемами в речевом развитии после специального обучения к старшим классам часто уже в
процессе прослушивания, делают добавления, констатируют ошибки, выражают желание
рассказать ещё раз. На логопедических занятиях рассказ следует оценивать не только, как
передачу информации, но и как он воздействует на учащихся, вызывает эмоциональный
отклик. Поэтому на занятиях желательно проводить обсуждение и анализ рассказов
учащихся, составленных самими учащимися.
Библиографический список:
1. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. ВЛАДОС.
1999 г.
2. В. К. Воробьёва. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием
речи. Москва. «Астрель». 2007 г.
3. Н. Г. Андреева. Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников. Москва. «ВЛАДОС». 2012 г.
Методическая разработка "Формирование связной речи у обучающихся с ОВЗ в старших классах"
Методическая разработка "Формирование связной речи у обучающихся с ОВЗ в старших классах"
Методическая разработка "Формирование связной речи у обучающихся с ОВЗ в старших классах"
Методическая разработка "Формирование связной речи у обучающихся с ОВЗ в старших классах"
Методическая разработка "Формирование связной речи у обучающихся с ОВЗ в старших классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.