Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Углянская средняя общеобразовательная школа»
Верхнехавского муниципального района
Воронежской области
КЛАССНЫЙ ЧАС
на тему:
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ».
Разработала:
учитель географии
МКОУ «Углянская СОШ»
Лаврентьева Людмила Федоровна
2016 г.
Классный час « Государственные символы России».
Одной из актуальных тем классных часов являются темы связанные с государственной символикой Российской Федерации. Я предлагаю вашему вниманию один из вариантов проведения подобного классного часа.
Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы.
Цель:
-воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам.
Задачи:
- воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн)
Оборудование:
- карта России, изображение государственного герба, флага, запись гимна России, мультимедийная презентации, отражающая содержание темы.
Ход занятия:
«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
А.С. Пушкин
Педагог: Велика и прекрасна наша страна. В разные времена ее называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
(просмотр слайда 1)
Ученик 1: Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.
Россия… Россия…
Раздолье… Равнины…
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства.
И все же не можем никак наглядеться.
Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для каждого человека и целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.
Какие символы России вы можете назвать?
(учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Конституция определяет жизнь государства, права и обязанности его граждан. День принятия Конституции –12 декабря 1993 года.
Скажите, какие символы мы называем государственными?
(учащиеся высказывают свои мнения)
(просмотр слайда 2)
Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны вы услышите, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Педагог: Задание № 1. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с информацией, отражающей значение герба нашей страны. Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах.
Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.
Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.
(учащиеся высказывают свои предположения)
Ученик 2: Давайте проверим, верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел, в нашем гербе, является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
(просмотр слайда 3)
Педагог: У каждой страны есть не только герб, но и государственный
флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания
Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье
развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими
зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей
Родины, один из важнейших символов государства.
Ученик 3: Рассмотри изображение государственного флага
Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех
одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего,
нижняя – красного.
Педагог: Задание № 2. Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прослушайте эти стихотворные отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Ученик 3: Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)
Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.
(выступления учащихся с предположениями)
Ученик 4: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
(просмотр слайда 4)
Педагог: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
(просмотр слайда 5)
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
Педагог: Задание № 3.Кто из вас знает, что такое государственный гимн? Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
(учащиеся высказывают свое мнение)
Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России.
(прослушивание гимна)
(просмотр слайда 6, 7)
Педагог: Вы услышали много интересной и нужной информации, которую нужно закрепить. Задание № 4. Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия).
О |
Н |
С |
Т |
И |
Т |
Я |
К |
С |
Ф |
Л |
А |
У |
Ц |
Г |
Е |
Р |
Б |
Г |
Я |
И |
Р |
П |
Г |
С |
Е |
Л |
С |
Е |
Р |
И |
О |
Р |
И |
Т |
З |
О |
М |
Н |
А |
Ц |
О |
И |
Д |
Е |
Н |
Т |
И |
Л |
- В любом государстве есть свои государственные символы. Назовите их.
- Верно. Это флаг, герб, гимн.
- Зачем нужен герб? (ответы детей)
- Зачем нужен флаг? (ответы детей)
- Зачем нужен гимн? (ответы детей)
- Где можно увидеть изображение герба и флага России? В каких местах? (ответы детей)
Задание № 5 "Вопрос-ответ."
1. Что такое герб? (Символ государства.)
2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный.)
3. От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье.)
4. Что такое «Аз», «Буки», «Веди» и т.д.? (Буквы славянской азбуки.)
5. Что такое скипетр? (Украшенный жезл - символ власти, одна из регалий
монарха.)
6. Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность.)
7. Что такое флаг? (Символ государства.)
8. Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел.)
9. Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением.)
10. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху - символ
власти, одна из регалий монарха.)
11. Какими были первые книги? (Рукописными.)
12. Закончи пословицу: «Человек без Родины, что соловей без ...» (Песни.)
Задание № 6 «Пословицы и поговорки о Родине».
Вам надо было найти пословицы и поговорки о Родине. (Дети читают найденные пословицы и поговорки.)
Родина любимая, что мать родимая.
Если дружба велика, будет Родина сильна.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Ученик 5: Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
С.Синицын
Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.