Методическая разработка "Искусство иллюстрации.Художник-сказочник Е.В.Честняков"
Оценка 4.6
Памятки +1
docx
русская литература +1
3 кл—4 кл
07.04.2018
Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением. Выполнение иллюстрации по сказке ЧестняковаИмя этого замечательного человека стало широко известно только в 1968 году благодаря счастливой случайности. В основе деятельности Ефима Честнякова – художника и педагога лежала идея пробуждения творческого начала в каждом человеке. Он разговаривает и с нами сегодняшними сквозь время, через десятилетия, и призывает быть добропорядочными, благожелательными к другим, полезными людям, любящими окружающих и оберегающими живую природу.
Считаю, что детей необходимо познакомить с творчеством уникального шабловского сказочника, который писал картины, лепил фигурки, ставил пьесы, сочинял стихи, песни, сказки для детей местных крестьян, был мудрецом, целителем и просветителем. Формировать у детей чувства восхищения красотами Костромской земли и самобытностью её жителей. Ознакомить учащихся с культурными традициями костромского края
.конспект
для знанио.docx
Искусство иллюстрации.
Художниксказочник
Ефим Честняков
РАЗРАБОТКА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цель урока: Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как
форме взаимосвязи слова с изображением. Выполнение иллюстрации по
сказке Честнякова.
Задача урока: Образовательные задачи: знакомство с особенностями книжной
графики, с творчеством Ефима Честнякова, создание композиции с выбором
наиболее выразительного сюжета.
Воспитательные задачи: воспитать художественный вкус, уважение и
интерес к устному народному творчеству.
Развивающие задачи: развивать художественное видение, фантазию,
творческие способности, навыки работы тушью.
Личностные, метапредметные, предметные результаты:
1.Личностные – формировать бережное отношение к книге.
2.
Метапредметные – развивать познавательный интерес,
познавательную активность ассоциативнообразное мышление, знакомство с
особенностями «книжной графики».
3. Предметные формировать творческий интерес, эстетический вкус,
усидчивость, аккуратность.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы учащихся: индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация
– «Искусство иллюстрации. Художниксказочник Ефим Честняков».
Для учащихся альбом, карандаш, ластик, тушь, перо.
План урока:
1) орг момент
2) повторение пройденного материала
3) знакомство с новым материалом
4) практическая работа
5) подведение итогов
6) домашнее задание ХОД УРОКА
1. Этап мотивации
Организационная часть. Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Этап актуализации
Вопрос: «Что такое книга и что вы о ней уже знаете»
Ответ детей.
Выявление места и причины затруднения…
Обобщаю сказанное детьми: «Книга – это искусство слова и искусство
изображения». Она является одной из самых близких и любимых для ребенка.
3. Презентация:
1 слайд. Иллюстрация – всякое изображение поясняющее текст, вид
книжной графики
2 слайд. Иллюстрация вводит ребенка в созданный художником мир
линий, красок, делает наглядным то, о чем рассказывается в книге – события
и действия; повышает уровень художественного восприятия, обогащает
фантазию и воображение
3 слайд. Книга – произведение изобразительного искусства. У каждого
художника свои образы и свое видение мира.
Посмотрите на иллюстрации разных художников к произведению
А. С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Какая манера письма у художников?
Ответы детей: У одного художника – более реалистическая,
натуральная, у другого – более фантастическая, сказочная.
Делаем вывод – и то и другое хорошо. Все художники выполнили
главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки,
красочные буквицы и другие элементы книги раскрыли ее содержание. От
общего художественного замысла зависят и те средства художественной
выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и
чернобелые иллюстрации.
Я хочу сегодня вам рассказать о замечательном человеке, нашем
земляке, о художникесказочнике Ефиме Васильевиче Честнякове.
4 слайд. Старый деревенский домик на опушке леса. На скамеечке
среди цветов и лесных трав сидят крестьянские дети : мальчик вдохновенно
играет на свирели, а девочка , отложив прялку задумчиво вслушивается в
грустную мелодию . Маленький старичок ,похожий на лесного жителя , бредет
по дорожке. Все буйно цветет. Домик надежно скрыт в густых, дремучих
зарослях… Это – мир ожившей мечты. Он когда то открылся Ефиму
Васильевичу Честнякову
5 слайд. Имя этого замечательного человека стало широко известно
только в 1968 году ,когда летом экспедиция сотрудников Костромского музея благодаря счастливой случайности обнаружила его картины и глиняные
скульптуры в деревне Шаблово, где он родился и жил. Именно учителем
Добра стал этот необыкновенный человек не только для детей , которым
посчастливилось общаться с ним , но и всем , кто познакомился с его
удивительными картинами , рисунками , скульптурами. В одном письме ,
примерно 1925 года , Честняков рассказывает : « Искусство поэзии , музыки ,
живописи и простой быт жизни влекли меня в разные стороны . И я был полон
страданий , и думал , и изображал , и словесно , а не одним маслом писал .
Только сборы у меня трудные , потому что мир искусств моих сказочный .
Впереди несется фантазия , и мир такой , какого не было еще и теперь еще не
нашли .
6 слайд. Сохранилось много глиняных фигурок, которые он раздавал
односельчанам.
«…Но у меня (как у русского) широкие затеи : и лепка, и словесность, и
живопись , и даже детский театрик». – говорил Ефим.
78слайд. Во многих домах сельчан работы Ефима висели в красном
углу рядом с иконами , а большие произведения , не помещавшиеся в избе ,
хранились в холодных горницах , а порой и в чуланах . Картины были
отреставрированы и выставлены в музеи .
9слайд. В творчестве Честнякова сказка жила в какомто своеобразном
мире. Сочинив сказку ,он ее иллюстрировал или писал на ее сюжеты
живописное произведение. Так появились «Тетеревиный король», «Феи»,
«Щедрое яблоко», «Город Всеобщего Благоденствия».
10 слайд. Сказки он полюбил с детства. Часто слушал дедушку и
бабушку, когда они рассказывали свои сказки про кикимору и соседушку, про
Лесного и Вихра, бабуягу и Вещего Бурку. Так, с детства полюбив этот
мудрый сказочный мир, он хотел теперь приобщить к нему других. Чтобы
люди в его сказки, нашли в них не ложь , но намек, научились мечтать и
фантазировать, отрываясь от обыденности.
1113слайд. Сейчас мы рассмотрим, какие бывают виды иллюстраций на
примере произведения Ефима Честнякова «Щедрое Яблоко».
Иллюстрация на обложке, иллюстрация – фронтиспис, иллюстрации –
заставки, Полосные иллюстрации, иллюстрации на два разворота, оборотные
иллюстрации окружены текстом с двух или более сторон, иллюстрации –
концовки.
4. 14 слайд Практическая работа:
Правила составления композиции.
Выделение композиционного центра.
Выделение освещенностью, выделение цветом или тоном, выделение
формой, выделение размером.
Сообщение теоретических сведений
Выполнение упражнений тушью
15 слайд. Задание. Выполнить иллюстрацию любого вида к сказке Ефима Честнякова
«Щедрое яблоко», определить композиционное расположение персонажей,
выполнить линейный рисунок, для работы выбрать графический материал.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание: подготовить сообщения о творчестве Ефима
Честнякова.
Ожидаемый результат: создание иллюстрации к сказке Е.Честнякова
«Щедрое яблоко»передача художественными средствами своего отношения к
изображаемому. Основные средства художественной выразительности
графики: линия, пятно, точка.
Методическая разработка "Искусство иллюстрации.Художник-сказочник Е.В.Честняков"
Методическая разработка "Искусство иллюстрации.Художник-сказочник Е.В.Честняков"
Методическая разработка "Искусство иллюстрации.Художник-сказочник Е.В.Честняков"
Методическая разработка "Искусство иллюстрации.Художник-сказочник Е.В.Честняков"
Методическая разработка "Искусство иллюстрации.Художник-сказочник Е.В.Честняков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.