Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»
Оценка 4.9

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
труд
Взрослым
13.03.2019
Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»
К методической разработке по профессиональному модулю ПМ 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг. Методическое пособие разработано для практического занятия с целью формирования умений и знаний по теме: «Объективное сестринское обследование пациента» является важной и актуальной в системе подготовки медицинских сестер, так как деятельность медицинской сестры складывается не только из выполнения манипуляций, но и профилактики возможных осложнений у пациента, умения выявлять проблемы пациента, составлять план сестринского ухода, применять сестринский уход на практике. Цели занятия: 1. Дидактические: ­ закрепление знаний по теме «Объективное сестринское обследование пациента». 2. Развивающие: Развивать умения и навыки: ­ оперировать основными понятиями; ­ доступно и логично излагать содержание учебного материала; ­ оказывать необходимую помощь больным - общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки; ­ обосновывать свою позицию при выборе манипуляций; ­ выявлять проблемы пациента связанные с общением; ­ формировать практические умения необходимые медсестре приобщении, в последующей профессиональной деятельности. ­ владеть оценкой качества выполняемой работы. ­ продолжить формирование общих компетенций: 3. Воспитательные: Способствовать воспитанию: ­ профессиональной культуры; ­ научного мировоззрения и интереса к изучаемому материалу; ­ воспитывать чувство ответственности за восстановление здоровья больного. Зачетные манипуляции, подлежащие выполнению на занятии. ­ техника исследования пульса ­ техника измерения артериального давления ­ техника цифровой и графической записи пульса, артериального давления.
5 Объективное обследование пациента.docx
Министерство здравоохранения Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области   «Московский областной медицинский колледж  №2»  Коломенский  филиал РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК профессиональных модулей Протокол заседания № __________  от «_____» _______________ 20____г. Председатель ЦМК ____________ / В.В.Пынтя/ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ «Объективное сестринское обследование пациента» ПМ.04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.03.Технология оказания медицинских услуг специальность 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка) Составитель: преподаватель Харитонова Е.А.. Коломна 1 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Организационно­методический блок 3. Обучающий блок  4. Манипуляционный блок 5. Блок контроля 6. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К   методической   разработке   по   профессиональному   модулю   ПМ   04. «Выполнение   работ   по   профессии   младшая   медицинская   сестра   по   уходу   за больными»  МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг. Методическое   пособие   разработано   для   практического   занятия     с   целью формирования   умений   и   знаний   по   теме:   «Объективное   сестринское обследование   пациента» является   важной   и   актуальной   в   системе   подготовки медицинских сестер, так как деятельность медицинской сестры складывается не только из выполнения манипуляций, но и профилактики возможных осложнений у пациента, умения  выявлять  проблемы пациента, составлять  план сестринского ухода, применять сестринский уход на практике. Цели занятия: 1. Дидактические: закрепление   знаний   по   теме   «Объективное   сестринское   обследование пациента».  2. Развивающие: Развивать умения и навыки: оперировать основными понятиями; доступно и логично излагать содержание учебного материала; оказывать   необходимую   помощь   больным   ­   общение   как   средство сестринской помощи и социальной поддержки; обосновывать свою позицию при выборе манипуляций; выявлять проблемы пациента связанные с общением; 3 формировать практические умения необходимые медсестре приобщении, в последующей  профессиональной деятельности. владеть оценкой качества выполняемой работы. продолжить формирование общих компетенций: 3. Воспитательные: Способствовать воспитанию: профессиональной культуры; научного мировоззрения и интереса к изучаемому материалу; воспитывать   чувство   ответственности   за   восстановление   здоровья больного. Зачетные манипуляции,   подлежащие выполнению на занятии. техника  исследования пульса техника  измерения  артериального  давления техника  цифровой  и  графической  записи пульса,  артериального   давления. Результатом освоения темы занятия «Оценка функционального состояния пациента» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и  общими (ОК) компетенциями: Код ПК 1.1.  ПК 1.2. ПК 1.3.  ПК 1.4. ПК 1.5. ПК 1.6. ПК 2.1.  ПК 2.2.  ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. Наименование результата обучения Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе  профессиональной деятельности Соблюдать принципы профессиональной этики Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях учреждения  здравоохранения и на дому, согласно сестринского процесса Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода Оформлять медицинскую документацию Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий Обеспечивать инфекционную безопасность Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы  выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них  ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и  личностного развития. Использовать информационно­коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности 4 Код ОК 6. ОК 7. ОК 8. Наименование результата обучения Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,  руководством, потребителями. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям,  уважать социальные, культурные и религиозные различия. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники  безопасности. Методическая   разработка   составлена   в   соответствии   с   требованиями   к умениям   по   ФГОС,   для   использования   на   практическом   занятии   в   рамках специальности 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка). В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы: Задачи занятия. Обеспечить усвоение и систематизацию знаний, формирование умений по  данной теме занятия, формирование ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК  1.6, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.5, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6,  ОК 8. Сформировать умение применять изученный материал в типовых и  нестандартных клинических ситуациях. Способствовать развитию способности анализировать, систематизировать  учебный материал, оценивать различные ситуации и свою деятельность. Развивать у студентов активность и самостоятельность суждений, умение  делать выводы, умение применять приобретённые знания и умения. Развивать познавательные и созидательные способности личности,  общекультурные ценности. Знать: объективные методы обследования пациента  характеристики  пульса физиологические  нормы  артериального  давления Уметь: регистрировать  полученные данные   в   сестринской  истории  болезни определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья. Междисциплинарные связи: 5  ОП 01.Основы латинского языка с медицинской терминологией  ОП 03. Анатомия и физиология человека  ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией  ОП.09 Психология  ПМ 01. « Проведение профилактических мероприятий » МДК 01.01  «Здоровый человек и его окружение»  ПМ 02. Участие в лечебно­диагностическом и реабилитационном  процессах.  ПМ. 04.  Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по  уходу за больными МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела, МДК 04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала». Межмодульные связи:  Внутрибольничная   инфекция.   Профилактика   внутрибольничной инфекции;  Профилактика заражения вирусами парентеральных гепатитов и ВИЧ­ инфекцией в ЛПУ;  Организация безопасной среды для пациента и персонала;  Общение в сестринском деле;  Обучение   в сестринском деле. Участие в санитарно­просветительской работе среди населения;   Личная гигиена тяжелобольного пациента.   Иерархия потребностей человека по А. Маслоу и В. Хендерсон. Материально­техническое обеспечение занятия: 1. Средства обучения     Образовательные   технологии   (проблемное   обучение,     компьютерные технологии, метод работы в малых группах); Методические   указания   для   студентов   «Алгоритмы   измерения артериального давления», «Алгоритм  исследования пульса»; Ситуационные задачи;  Индивидуальные практические задания для проведения ролевой игры. 2. Средства контроля: 6 Ситуационные задачи с эталоном ответов. Тестовые задания для определения конечного уровня знаний с эталоном ответов. 3.Техническое обеспечение занятия: 1 Персональный компьютер. 2 Мультимедийный проектор. Экран. 4.Материальное оснащение занятия: 1 Мебель: столик прикроватный, передвижные манипуляционные столики; Емкости для дезинфицирующих растворов (разные). 2 3 Пакеты для сбора отходов класса А и Б. 4 Дозатор для жидкого мыла и антисептика. 5 Бумажное полотенце. 6 Лотки разные. 7 Тонометры. 8 Фонендоскоп. 9 Температурный лист. 5. Литература для студента и преподавателя: 1 Феникс, 2017. – 766 с. Обуховец   Т.П.,   Чернова   О.В.   Основы   сестринского   дела.   –   Ростов   н/Д.: 2 Мухина   С.А.   Тарновская   И.И.   Теоретические   основы   сестринского   дела: Учебник. – 2­е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа ГЭОТАР­Медиа, 2016­368с. 3 Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы   сестринского   дела»     Москва   Издательская   группа   ГЭОТАР­Медиа, 2016­512с. Дополнительная литература      4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В.  Основы сестринского дела. Курс лекций.  Сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс,   2014. – 733 с. 7 2. ОРГАНИЗАЦИОННО­ МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 1. Информационная карта темы.                    Уход за пациентами – это важная составляющая деятельности медицинских сестёр. При осуществлении ухода имеет значение внимательное и этичное   отношение   медицинского   работника   к   самому   больному   и   его родственниками, корректность в общении и соблюдении юридических норм при выполнение   независимых, вмешательств.   зависимых   и   взаимозависимых   сестринских          Сестринский уход за пациентами – это: 1. Комплекс   лечебных,   профилактических,   гигиенических   и санитарно­ эпидемиологических мероприятий, направленных на облегчение страданий   больного,   скорейшее   его   выздоровление,   а   так   же предупреждение осложнений заболевания. 2. Помощь   больному   обеспечивающая   удовлетворение   его основных жизненных потребностей во время болезненных состояний.           В оценке функционального состояния пациента полностью сохраняют своё   значение   сравнительно   простые   методы   исследования,   способные   во многих   случаях   дать   весьма   ценные   сведения   о   состоянии   сердечно   ­ сосудистой системы. 2. Мотивация. Тема   важна   для   изучения,   потому   что   для   медицинской   сестры   метод объективного   обследования   (измерение   температуры   тела,   ЧДД,   пульс,   АД) имеет   наиболее   существенное   значение,   так   как   он   дает   наиболее   полную объективную   информацию   о   пациенте.   Поэтому   будущая   медсестра   должна хорошо владеть этим методом исследования. 8 3. Технологическая карта занятия Тема: «Оценка функционального состояния пациента. Ведение  документации». Форма занятия: практическое занятие Деятельность преподавателя Деятельность студентов Методическое обоснование ­приветствие студентов; ­проверка готовности  аудитории к занятию; ­отметка присутствующих ­сообщает тему урока и  обосновывает ее актуальность; ­ доводит до студентов цель и  задачи урока; ­ сообщает  этапы проведения  занятия; 1 Организационный этап – 2 мин. ­приветствие  ­ осуществления настроя к учебной преподавателя; ­доклад дежурного об  деятельности;  ­воспитание организованности,  отсутствующих  студентах. дисциплинированности, делового  подхода; ­активизация внимания студентов; ­формирование ОК 2, ОК 6. 2 Мотивация занятия – 3 мин. ­продумывают ход этапов  занятия; ­создание целостного  представления о занятии; ­концентрация внимания на  предстоящей работе; ­формирование интереса и  осмысление мотивации учебной  деятельности; ­формирование ОК 1. 3 Оценка знаний предыдущей темы ­ 10 мин. ­ проводит тестовую оценку  знаний ; ­отвечают на вопросы  темы; ­определение уровня усвоения  предыдущей темы; ­  проводят проверку  практических манипуляций ­демонстрируют  практическое выполнение  ­коррекция пробелов в знаниях; ­ развитие само и  манипуляций по  алгоритму;  взаимоконтроля; ­формирование ПК 2.5,2.6. 4. Определение исходного уровня знаний по теме ­ 10 мин. 9 ­ фронтальный устный опрос; ­отвечают на   теоретические вопросы; ­ определение степени усвоения  пройденного материала на  других предметах и на  лекционных занятиях; ­формирование ОК 2, ОК 3, ОК  5, ОК 6, ОК 8. 5.Практическаяработа–90  мин. ­ наблюдает за выполнением  практической манипуляции; ­работа малыми группами, самостоятельно  ­формирование умений  по  выполнению манипуляции;  ­ проводит коррекцию  выявленных недочетов в  работе студентов. отрабатывают  практические  манипуляции;  ­при возникновении  затруднений  консультируются с  преподавателем. ­систематизация  и закрепление  теоретического и практического  материала; ­формирование ОК 2, ОК 3, ОК  6, ОК 7.ПК 4.2, 4.5, 4.6, 4.7. 6. Контроль усвоения практических манипуляций ­ 50 мин. ­осуществляет  ­демонстрируют  ­повышение уровня осмысления  формализованное наблюдение:   за работой студентов;  решением компетентосно­ ориентированных заданий   решение кроссвордов   решение ситуационных задач; ­оценивает правильность  выполнения практического  задания; ­выставляет оценку за  выполнение технологии  зачетной манипуляции на изученного материала, глубины  его понимания; оценку;  ­самостоятельно решают  ­выработка умений работы в  коллективе; компетентностно­ ориентированные  задания ­систематизация знаний; ­формирование ПК 4.2, 4.5, 4.6,  4.7. выполнение профессиональных  задач 7. Подведение итогов практического занятия. Выставление оценок – 10 мин ­ развитие умения аналитической  ­с помощью студентов  ­ слушают комментарий  анализирует достижение целей занятия; преподавателя  и  анализируют деятельность деятельности. ­формирование самоконтроля и  ­определяет уровень усвоения  материала каждого студента и  взаимоконтроля; ­закрепление соответствующих  10 группы в целом; ­выставляет оценки с  комментированием решения и  указанием недочетов. профессиональных и общих  компетенций. 8. Домашнее задание, задания самостоятельной работы ­ 5 мин. ­предлагает записать  ­записывают задания в  ­стимулирование познавательной  домашнее задание; ­задание самостоятельной  дневник; ­задают вопросы по  деятельности студентов и  интереса к освоению учебного  работы по теме: повторить алгоритмы,  выполнению  самостоятельной работы. материала; ­ выработка умений работы с  дезинфекцию предметов  медицинского назначения; ­подготовить сообщение на  тему:"периоды лихорадок",  «Виды термометров». учебной литературой,  лекционным материалом,  Интернет­ресурсами. 11 3. ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК 1. ПУЛЬС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА Артериальный   пульс  –   это   ритмичные   колебания   стенки   артерии, обусловленные   выбросом   крови   в   артериальную   систему   в   течение   одного сокращения   сердца.   Различают   центральный   (на   аорте,   сонных   артериях)   и периферический   (на   лучевой,   тыльной   артерии   стопы   и   некоторых   других артериях) пульс. Цели исследования пульса:   контроль изменения  в состоянии сердечно ­ сосудистой системе пациента;  установление частоты и ритма сердечный сокращений;  оценка кровоснабжения определённых частей тела;  наблюдение за реакцией сердца на заболевание, медицинские процедуры. Исследование пульса. Основным методом исследования пульса является пальпация. Чаще   всего   пульс   исследуют   у   взрослых   на   лучевой   артерии,   а   так   же   задней   бедренной,   плечевой,   лучевой,   локтевой, височной,   сонной, большеберцовой, подколенной, тыльной артерии стопы (магистральных сосудах).  Исследуя   артериальный   пульс,   важно   определить   его   ритм,   частоту, наполнение, напряжение и другие характеристики. Определение синхронности и одинаковости пульса на лучевых артериях. У   здорового   человека   пульс   на   лучевых   артериях   синхронный   и   У   больных   с   резко   выраженным   стенозом   левого одинаковый. атриовентрикулярного   отверстия   из­за   расширения   левого   предсердия   и сдавления   левой   подключичной   артерии   пульсовая   волна   па   левой   лучевой артерии бывает меньшей величины, чем первая, и запаздывает.  12 Ритм пульса    . Определяют,   возникают   ли   пульсовые   волны   через   равные   (ритмичный пульс) или через неравные (аритмичный пульс) временные интервалы. Появление отдельных пульсовых волн, меньших по величине, возникающих раньше обычного времени,   после   которых   имеется   более   длительная   (компенсаторная)   пауза, свидетельствует об экстрасистолии. При мерцательной аритмии пульсовые волны возникают через неравные промежутки времени.  Частота – это количество пульсовых волн в 1 минуту. В норме у взрослого  здорового человека пульс 60­80 ударов в минуту.  Учащение пульса более 85­90 ударов в минуту называется тахикардией.  Урежение пульса менее 60 ударов в минуту называется брадикардией.  Отсутствие пульса называется асистолией.  При повышении температуры тела на 1С пульс увеличивается у взрослых на 8­10 ударов в минуту. На частоту пульса у здоровых людей влияют следующие факторы: 13  Пол, возраст (у новорождённых сердце сокращается 130­150 уд/мин, после 60 лет пульс незначительно урежается);  Физическое напряжение;  Стрессы;  Фазы дыхания; Наполнение пульса. Характер пульса зависит и от эластичности стенки артерии. Перед исследованием пульса человек должен быть спокоен, в комфортном  положении. Не стоит исследовать пульс после сильных эмоциональных  переживаний, физической нагрузки. Наполнении пульса судят по тому расстоянию, на которое нужно приподнять придавливающий   палец   для   восстановления   исходной   амплитуды   пульсовой волны. Это соответствует полному расправлению артерии. Наполнение пульса, таким образом, определяется диаметром артерии в момент пульсовой волны. Оно зависит от ударного объема сердца. При высоком ударном объёме пульс полный, при низком – пустой. Напряжение определяется силой надавливания на артерию для прекращения пульсовой волны. Напряжение пульса. Напряжение пульса – это сила, с которой следует сдавить артерию для  полного исчезновения пульса под пальпирующими пальцами. Напряжение пульса  зависит от систолического артериального давления: чем оно выше, тем пульс  напряжённее. При высоком артериальном давлении пульс становится твёрдым, при низком – мягким. Напряжение пульса зависит также от эластических свойств стенки артерии. При уплотнении последней пульс будет твёрдым. Величина пульса. Исследующий   устанавливает   правую   руку   в   типичное   для   исследования положение.   Затем   средним   (из   трех   пальпирующих)   пальцем   придавливает артерию к лучевой кости до неполного пережатая (что проверяется дистально расположенным пальцем) и, сосредоточив внимание на ощущении в проксимально 14 расположенном   пальце,   определяет   силу   пульсовых   толчков.   Величина   пульса тем больше, чем больше напряжение и наполнение пульса, и наоборот. Полный твердый пульс является большим, пустой и мягкий – малым.    Величина пульса тем больше, чем больше напряжение и наполнение пульса, и наоборот. Полный твёрдый пульс является большим, пустой и мягкий –  малым. При низком давлении артерия сдавливается легко, пульс по напряжению  называется мягким (ненапряженным). Пустой, ненапряженный пульс называется малым нитевидным. Данные исследования пульса фиксируются двумя способами: цифровым –  в медицинской документации, журналах, и графическим –  в температурном листе красным карандашом в графе «П» (пульс). Важно определить цену деления в температурном листе. 2. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ Артериальное  давление (АД)  –  сила,  с  которой   циркулирующая   кровь давит на внутреннюю стенку артерий и впереди лежащий столб крови. Различают:  Систолическое   давление,   возникающее   в   артериях   в   момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков. В норме 100­140 мм. рт. ст..  Диастолическое давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу желудочков (минимальное). В норме 60­90 мм. рт. ст..  Пульсовое давление ­  разница между систолическим артериальным  давлением и диастолическим артериальным давлением.  В норме пульсовое давление 40­50 мм. рт. ст.. Пульсовое давление = систолическое – диастолическое Пример: АД 120/ 80 120 – 80 = 40 – пульсовое давление Измерение   артериального   давления   производится   непрямым   звуковым методом,   предложенным   в   1905   году   русским   хирургом   Н.С.   Коротковым. Аппараты   для   измерения   давления   носят   следующие   названия:   тонометр,   .   В 15 настоящее   время   используются   и   электронные   аппараты,   позволяющие определить АД незвуковым методом. Категория Оптимальное Нормальное Высокое нормальное Степень I Степень II Степень III Классификация уровня АД САД (систолическое) ДАД (диастолическое) < 120 < 130 130 ­139 140 ­159 160 – 179 >180  < 80 < 85 85­89 90 – 99 100 – 109 >110 Гипертензия – повышение АД выше нормальных цифр. Гипотензия – снижение АД ниже нормальных цифр. Факторы, которые повышают артериальное давление:  Возраст;  Физическая нагрузка;  Курение;  Пол;  Наследственность;  Стресс;  Употребление алкоголя;  Повышенное употребление соли. 5. ГЛОССАРИЙ  Аритмия – нарушение ритма сердечных сокращений;  Брадикардия – урежение частоты сокращений менее 60 в минуту; 16  Пульс  –   периодически   толчкообразные   колебания   стенок   кровеносных сосудов,  с  изменением   их   кровенаполнения  и  давления  в  них  в  течение одного сердечного цикла;  Тахикардия – учащение частоты сердечных сокращений более 80 в минуту;  Артериальное давление (АД) – это  давление крови на стенки артерий.  Систолическое   давление  ­  это  верхняя   цифра   параметра.   Показывает уровень давления, когда сердечная мышца сжимается и выталкивает кровь в артерии.  Диастолическое  –  это давление, которое оказывают на движущуюся по ним кровь кровеносные сосуды во время диастолы (расслабления сердечной мышцы).  Пульсовое   давление  является   разницей   между   систолическим   и диастолическим давлением и измеряется в миллиметрах ртутного столба.  Артериальная  гипотензия  –  это  снижение артериального давления ниже нормы (100/60 мм. рт. ст.).   Артериальная   гиперт нзия   (АГ)  –   стойкое   повышение  артериального ее давления от 140/90 мм. рт. ст. и выше.     4. МАНИПУЛЯЦИОННЫЙ  БЛОК 1. ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 17 Уважаемые   студенты!   Разделитесь   на   «малые   группы»   по   2­3   человека. Ознакомьтесь   с   критериями   оценки.   Внимательно   прочитайте   алгоритмы. Отработайте   технику   выполнения   манипуляций   на   фантоме,   при   этом   один студент   исполняет   роль   пациента,   а   второй­роль   медицинской   сестры. Продемонстрируйте преподавателю технику выполнения манипуляции. Критерии оценки «5» ­ правильно подобрано оснащение, четкое выполнение манипуляции, умение общаться   с   пациентом,   четкое   соблюдение   санитарно­гигиенических   норм, соблюдение инфекционного контроля.  «4»  ­   нечеткость   в   подборе   оснащения,   незначительные   ошибки   в   проведение манипуляции,   умение   общаться   с   пациентом,   четкое   соблюдение   санитарно­ гигиенических норм, соблюдение инфекционного контроля.  «3»  ­ оснащение подобрано не полностью, манипуляция выполнена с грубыми ошибками, неумелое общение с пациентом, недостаточно соблюдены санитарно­ гигиенические нормы, недостаточно соблюдены нормы инфекционного контроля.  «2» ­ оснащение подобрано неправильно, манипуляция не выполнена, студент не умеет общаться с пациентом, не соблюдены санитарно­гигиенические нормы, не соблюден инфекционный контроль. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ: Задание №1 Исследование пульса на лучевой артерии Задание №2 Измерение артериального давления 18 Исследование пульса на лучевой артерии Цель: диагностическая. Показания: назначение врача. профилактические осмотры. Оснащение: часы или секундомер; температурный лист; ручка. Содержание занятия: - понятия пульса, норма и отклонения от неё, места определения пульса; - алгоритм исследования пульса, регистрация показателя в температурном листе; - обучение пациента самоконтролю пульса.  Цели занятия: Учебная: сформировать профессиональных и общих компетенций; - - изучить определение артериального давления; - изучить устройства аппаратов для  измерения артериального давления; - изучить алгоритм измерение артериального давления;   - изучить способы дезинфекции тонометра, фонендоскопа; - изучить определения пульса, характеристику пульса; - изучить алгоритм исследования пульса; - изучить регистрацию пульса и ад   в  температурном листе; - изучить правила обучения пациента самоконтролю пульса и ад.  Этапы   Собрать I. Подготовка к процедуре 1.   информацию   о   пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему   обращаться, если медсестра видит пациента впервые. 2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры, если он с ней незнаком. 3. Получить согласие пациента на процедуру. 4. Подготовить необходимое оснащение. 5.   Вымыть   и   осушить   руки   или   обработать   их антисептиком.  II. Выполнение процедуры: 6.   Предложить   пациенту   сесть   или   лечь.   При   этом руки должны быть расслаблены, кисть и предплечье 19 Обоснование Установление контакта с пациента.   подготовка Психологическая пациента. Соблюдение прав пациента. Проведение   и   документирование результатов процедуры. Обеспечение безопасности. Обеспечение результата. достоверности инфекционной не должны быть "на весу". 7. Прижать II, III, IV пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента у основания большого пальца (I палец   должен   находиться   со   стороны   тыла   кисти), почувствовать пульсацию и слегка сдавить  артерии. 8. Определить ритм пульса. Если пульсовая волна следует одна за другой через равные   промежутки   времени   ­   пульс  ритмичный, если нет ­ аритмичный. Примечание:  при   выраженной   аритмии   проводят дополнительное исследование на предмет выявления дефицита пульса.   Определение синхронности пульса.  Если  пульс  синхронный,  то  в дальнейшем   исследование   проводится на одной руке. Ритм периферического пульса должен совпадать   с   ритмом   сердечных сокращений. Разница   между   числом   сердечных сокращений частотой периферического   пульса   в   одну   и   ту же   минуту   называется  дефицитом пульса. и     9.Определить частоту пульса ­ количество пульсовых ударов   за   1   минуту.   Для   этого   взять   часы   или секундомер   и   определить   количество   пульсовых ударов в течении 30 с. Умножить на два (если пульс ритмичный) и получить частоту пульса. Если пульс аритмичный ­ считать количество пульсовых ударов в течение 60 с.  Примечание:  частота   пульса   зависит   от   возраста, пола, физической активности. Обеспечение   точности   определения частоты пульса. Нормальная частота пульса: от 2 до 5 ­ около 100 уд/мин; от 5 до 10 лет ­ около 90 уд/мин; взрослые мужчины ­ 65­80 уд/мин; взрослые женщины ­ 75 ­85 уд/мин; пульс чаще 80 уд/мин ­ тахикардия; реже 60 уд/мин ­ брадикардия. 10.   Определить   наполнение   пульса:   если   пульсовая волна четкая, то пульс полный, если слабая ­ пустой, если пульсовая волна очень слабо прощупывается, то пульс нитевидный. 11. Определить напряжение пульса. Для этого нужно прижать   артерию   сильнее,   чем   прежде,   к   лучевой кости.   Если   пульсация   полностью   прекращается, напряжение слабое, пульс мягкий; если ослабевает – напряжение умеренное; если пульсация не ослабевает – пульс напряженный, твердый. 12. Сообщить пациенту результат исследования III. Окончание процедуры:  13. Вымыть руки или обработать их антисептиком. 14. Сделать запись полученных результатов и реакции пациента Наполнение   пульса   зависит   от объёма   циркулирующей   крови   и величины сердечного выброса. Обеспечение точности  определения напряжения   пульса.   Напряжение зависит   от   тонуса   артериальных сосудов. Чем выше показатели АД, тем напряженней пульс   Право пациента на информацию. Обеспечение безопасности. Обеспечение сестринского ухода.   преемственности инфекционной Измерение артериального давления Цель исследования: диагностическая.  Показания: назначение врача, профилактические осмотры.  Оснащение занятия: тонометры, фонендоскоп. Содержание занятия: 20 - определение   артериального   давления,   нормальные   показатели   и - - отклонения от них; виды   аппаратов   для   определения   артериального   давления,   их преимущества и недостатки; алгоритм измерение артериального давления,  регистрация показателей в температурном листе; - ошибки при измерении артериального давления;  - обучение пациента самоконтролю артериальному давлению; - дезинфекция тонометра, фонендоскопа; Цели занятия: Учебная: сформировать профессиональных и общих компетенций; - - изучить определение артериального давления; - изучить устройства аппаратов для  измерения артериального давления; - изучить алгоритм измерение артериального давления;   - изучить способы дезинфекции тонометра, фонендоскопа; - изучить определения пульса, характеристику пульса; - изучить алгоритм исследования пульса; - изучить регистрацию пульса и ад   в  температурном листе; - изучить правила обучения пациента самоконтролю пульса и ад.  Алгоритм измерения артериального давления Этапы I. Подготовка к процедуре:  1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и   уважительно   представиться   ему.   Уточнить,   как   к нему   обращаться,   если   медсестра   видит   пациента впервые. 2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры. 3. Получить согласие на процедуру. 4. Предупредить пациента о процедуре за 15 мин до ее начала,   если   исследование   проводится   в   плановом порядке 5. Подготовить необходимое оснащение. 6. Обработать руки на гигиеническом уровне Обоснование Установление пациентом   контакта   с Психологическая   подготовка   к манипуляции Соблюдение прав пациента. Обеспечение результата достоверности     Достижение проведения процедуры Обеспечение безопасности эффективного   инфекционной 7.   Соединить   манометр   с   манжеткой   и   проверить Проверка   исправности   и 21 готовности аппарата к работе.   инфекционной Обеспечение безопасности. Каждые 5 см смещения середины манжеты   относительно   уровня сердца  при­  водят  к завышению или   занижению   показателей   АД на   4   мм   рт.   ст.   Исключение лимфостаза,   возникающего   при нагнетании воздуха в манжетку и пережатии сосудов. Обеспечение достоверности результата. Обеспечение разгибания конечности.   максимального Обеспечение результата.   достоверности Исключение связанного   пережатием Обеспечение результата. Обеспечение результата.   с     дискомфорта,   чрезмерным артерии. достоверного   достоверности   достоверности Обеспечение результата.   Цифры систолического давления должны совпадать   с   показателями манометра,   на   которых   исчезла пульсация,   при   нагнетании воздуха в манжету. Обеспечение результата. достоверности   положение   стрелки   манометра   относительно   нулевой отметки шкалы. 8. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом. II. Выполнение процедуры:  9.   Усадить   или   уложить   пациента,   обеспечив положение   руки,   при   котором   середина   манжеты находится   на   уровне   сердца.   Наложить   манжету   на обнаженное плечо пациента на 2­3 см выше локтевого сгиба   (одежда   не   должна   сдавливать   плечо   выше манжетки); закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом помещались 2 пальца (для детей и взрослых с малым объемом руки – один палец).  Внимание!   Не   следует   измерять   АД   на   руке   со стороны   произведенной   мастэктомии,   на   слабой руке   пациента   после   инсульта,   на   парализованной руке 10. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом   положении   ладонью   вверх   (если   пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). 11. Найти место пульсации плечевой артерии в области локте­ вой впадины и слегка прижать к коже на это место, не прилагая усилий, мембрану фонендоскопа. 12. Закрыть вентиль на "груше", повернув его вправо, и нагнетать   в   манжетку   воздух   под   контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 30 мм рт.ст. тот уровень, при котором исчезла пульсация. 13. Повернуть вентиль влево и начать выпускать воздух из манжеты со скоростью 2 ­ 3мм рт.ст. в сек, сохраняя положение фонендоскопа. Одновременно выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. 14.   При   появлении   первых   звуков   (тоны   Короткова) "отметить" на шкале манометра цифры и запомнить их – они соответствуют систолическому давлению 15. Продолжая выпускать воздух, отметить показатели диастолического   давления,   которые   соответствуют ослаблению или полному исчезновению громких тонов Короткова.   Продолжать   аускультацию   до   снижения давления   в   манжете   на   15­20   мм.   рт.   столба относительно последнего тона. 22 в     например, 16.   Округлить   данные   измерения   до   0   или   5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе ­ систолическое   давление; знаменателе   – диастолическое),   120/75   мм   рт.ст. Выпустить воздух из  манжеты полностью. Повторить процедуру измерения артериального давления два­три раза   с   интервалом   в   2­3   минуты.   Зафиксировать средние показатели. 17.   Сообщить   пациенту   результат   измерения. Внимание!   В   интересах   пациента   не   всегда сообщаются   достоверные   данные,   полученные   при исследовании. III. Окончание процедуры:  18. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом. 19. Вымыть руки и/или обработать их антисептиком 20. Сделать запись полученных результатов и реакции пациента. Обеспечение результата измерения АД   достоверного Обеспечение   права   пациента   на информацию.   инфекционной Обеспечение безопасности. Обеспечение безопасности. Обеспечение   преемственности наблюдения инфекционной   Погрешность при измерении АД «Погрешность   измерения   давления»   означает   не     точность   определения давления воздуха внутри манжеты манометром.  Величина погрешности варьируется в зависимости от модели и составляет обычно от + 1 до + 3­ 4 мм.рт.ст. Эти цифры означают, что в  некоторых случаях (но   не   обязательно   всегда)   показания   манометра     могут   быть   на   указанную величину больше или меньше, чем реальное кровяное давление в манжете. Возможные ошибки при измерении АД: 1. Неправильный подбор манжеты (по размеру). 2. Иногда в промежутке между систолическим и диастолическим давлением интенсивность тонов   ослабевает. Это можно ошибочно принять за повышение диастолического давления. 3. При сильном нажатии фонендоскопом на область   плечевой   артерии у некоторых пациентов тоны выслушивают до нулевой отметки. 4. Если в начале исследования давление в манжете  окажется поднятым лишь до   уровня   «промежуточного     затихания   тонов»,     то   можно   ошибиться   в определении систолического давления – оно окажется существенно заниженным. 23 5. БЛОК КОНТРОЛЯ Задания для определения исходного уровня знаний Задание:  внимательно   прочитайте   ситуационные   задачи.   Ответьте   устно   на вопросы.  Задание №1. Задания на закрепление темы Ответьте письменно на представленные вопросы: 1. Определение «артериальное давление». 2. Показатели систолического и диастолического давления в норме. 24 3. Способы измерения АД и аппараты. 4. Ошибки при измерении АД. 5. Понятие «пульсовое давление» и его норма. 6. Способы регистрации АД. Задание №2. Вопросы для блиц­опроса 1.Что такое артериальная гипертензия?  2. Чем опасно повышение АД?  3.Что такое артериальное давление?  4. Какие Вы еще знаете факторы риска?  5.Какие жалобы характерны для больных с артериальной гипертензией?  6.Какие нужно проводить мероприятия по изменению образа жизни?  7. В тактике м/с при оказании неотложной медицинской помощи не указан один из пунктов. Какой именно?  A.Организовать вызов врача  B.Успокаивая, помочь пациенту принять положение с поднятым изголовьем. C.Расстегнуть стесняющую одежду (ворот, ремень, пояс).  D.Обеспечить доступ свежего воздуха.  E.По назначению врача дать под язык и рассасывать один из препаратов. Критерии оценки знаний студентов по блиц­опросу: 5 «отлично» ­ правильный и полный ответ; 4 «хорошо» ­ правильный, но неполный ответ; 3 «удовлетворительно» ­ правильный ответ с небольшими затруднениями; 2 «неудовлетворительно» ­ неверный ответ.  ­ ­ ­ ­ Задание №3.     Ситуационные задачи 25 Задача   №1.  Пациент   бледен.   Пульс   ритмичный,   90   уд.   в   1   мин.,   слабого наполнения и напряжения. Артериальное давление 70/20 мм рт.ст.  Задание: 1. Дайте оценку АД? 2.Используя элементы ролевой игры определите жалобы пациента и действия медицинской сестры. Задача №2. Пациент бледен, кожные покровы влажные. АД 80/40 мм рт.ст.  Задание: 1. Дайте оценку АД? 2.Используя элементы ролевой игры определите жалобы пациента и действия  медицинской сестры. Задача №3. Пациент без сознания. АД 70/40 мм рт.ст., пульс 48уд. в 1 мин.,  ритмичный, определяются на сонной артерии. Дайте характеристику пульса и  АД. Задание: 1. Дайте оценку АД? 2.Используя элементы ролевой игры определите жалобы пациента и действия  медицинской сестры. Задача   №4.  Лицо   пациента   гиперемировано.   Кожные   покровы   влажные.   АД 180/100 мм рт.ст., пульс 80 уд. в 1 мин, ритмичный. Дайте характеристику пульса и АД. Задание: 1. Дайте оценку АД? 2.Используя элементы ролевой игры определите жалобы пациента и действия медицинской сестры. Задача №5 Палатной медицинской сестре рекомендовано, для оценки состояния пациента, определить   ему   пульс   и   АД.   При   исследовании:   АД   145/95   мм   рт.ст.   Дайте  характеристику АД. 26 Задание: 1. Дайте оценку АД? 2.Используя элементы ролевой игры определите жалобы пациента и действия медицинской сестры. Задание №4. Проблемно­ситуационные задачи Задача №1 Медицинская   сестра   при   исследовании   пульса,   определила,   что   пульс аритмичный, для определения частоты сосчитала пульс в течение 30 секунд и умножила на 2. Верны ли действия медсестры? Обоснуйте ответ? Задача №2 Пациент   П.,   45   лет.   Находится   в   отделении   терапия   с   диагнозом гипертоническая болезнь.   Назначено ежедневное измерение АД. Как медсестра должна подготовить пациента для данного исследования? Обоснуйте ответ? Задача №3 Медсестра   при   проведении   исследования   пульса,   начала   обследование   с одной руки определила, что пульс ритмичный, посчитала частоту в течение 30 секунд   и   умножила   на   2.Далее   определила   наполнение   и   напряжение   пульса. Верны ли действия медсестры? Обоснуйте ответ? Задача №4 Пациент   А.,   60   лет   находится   в   отделении   неврологии,   диагноз геморрагический инсульт. Парализована правая рука и нога. Назначено измерение артериального давления. Медсестра измеряет артериальное давление на правой руке. Верны ли действия медсестры? Обоснуйте ответ? Задача №5 Пациентка В., находится в хирургическом отделении после мастэктомии справа.   Назначено   измерение   артериального   давления.   Медсестра   измеряет 27 артериальное давление на обеих руках. Верны ли действия медсестры? Обоснуйте ответ? Задача №6 Пациент   К.,   45   лет   на   приеме   у   врача   терапевта   проходит   процедуру измерения   артериального   давления   впервые.   Какие   правила   необходимо соблюдать при измерении артериального давления для данного пациента?  Задача №7 Пациенту   У.,   измерили   артериальное   давление,   был   получен   результат 120/70   мм.рт.ст.   Во   время   измерения   медицинская   сестра   нагнетала   воздух   в манжет   до   200   мм.рт.ст.   на   манометре.       Верны   ли   действия   медсестры? Обоснуйте ответ? Задача №8 Медсестра   при   исследовании   пульса   определила,   что   пульс несимметричный.   Какие   дальнейшие   действия   должны   быть   проведены   по исследованию пульса? Задача №9 Медсестра   исследование   пульса   проводила   в   следующей последовательности: определила симметричность, ритм, частоту, наполнение и напряжение. Верны ли действия медсестры?  Задание №5. Тестовый контроль Вариант 1 Укажите один правильный ответ 1. Места определения пульса:     а) сонная артерия     б) височная артерия     в) лучевая артерия     г) всё перечисленное верно 2. Одно из свойств пульса: 28 а) напряжение     б) гипотония     в) тахипноэ     г) атония 3. По наполнению пульс различают:     а) ритмичный, аритмичный     б) скорый, медленный     в) полный, пустой     г) твердый, мягкий 4. Время подсчета пульса при аритмии (в сек.):     а) 60     б) 45     в) 30     г) 15 5. У тяжелобольного пульс определяют на артерии:     а) подколенной     б) височной     в) сонной 6. Пульс 50 ударов в 1 мин это:     а) норма     б) тахикардия     в) брадикардия     г) экстрасистология 7. Не следует измерять АД сразу после:     а) выполнения болезненной процедуры     б) психологической травмы     в) физической нагрузки     г) всё перечисленное верно 8. Подготовка к измерению артериального давления:     а) натощак 29 б) через 1­2 часа после еды     в) через 1 час после курения     г) не имеет значения 9. Разность между систолическим и диастолическим давлением  называется:     а) максимальным артериальным давлением     б) минимальным артериальным давлением     в) пульсовым давлением     г) дефицитом пульса           10. Нормальные показатели диастолического артериального  давления (мм рт.ст.):     а) 120­130     б) 100­110     в) 60­90     г) 40­50 Вариант 2 1. Наиболее часто используемая артерия для измерения АД:     а) лучевая     б) локтевая     в) плечевая 2. Одно из свойств пульса:     а) наполнение     б) гипотония     в) тахипноэ     г) атония 3. По напряжению пульс различают:     а) ритмичный, аритмичный     б) скорый, медленный     в) полный, пустой     г) твердый, мягкий 30 4. Время подсчета пульса, если пульс ритмичен (в сек.):     а) 60     б) 45     в) 30     г) 15   5. Измерять АД необходимо:     а) 1 раз на одной руке     б) 2 раза с промежутком 1­2 мин.      в) 3 раза на одной руке 6. Пульс 90 ударов в 1 мин это:     а) норма     б) тахикардия     в) брадикардия     г) экстрасистология 7. Не следует измерять АД на руке:     а) со стороны мастэктомии     б) на парализованной     в) на которой проводится внутривенное капельное вливание     г) всё перечисленное верно 8. Подготовка к измерению пульса:     а) натощак     б) через 1­2 часа после еды     в) через 1 час после курения     г) не имеет значения 9. Пульсовое давление в норме (мм рт. ст.):     а) 20 ­ 30     б) 40 ­ 50     в) 50 – 80 10. Нормальные показатели систолического артериального давления (мм  рт.ст.):     а) 120­130 31 б) 100­140     в) 60­90     г) 40­50 Критерии оценки тестового контроля Процент   результативности Оценка уровня подготовки (правильных ответов) балл (отметка) вербальный аналог 90 – 100% 80 – 89% 70 – 79% менее 70% 5 4 3 2 отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно 32 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ Эталон ответов к контрольным вопросам  1.Артериальное давление ­ давление, которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях. 2.Норма давления для взрослого человека — от 110/80 до 139/89. 3.Существуют прямые и не прямые способы измерения АД. Тонометры бывают: механические, ртутные, полуавтоматические, электронные и стационарные. 4.­ Измерения давления после физической нагрузки Измерять давление после каких­либо физических нагрузок нельзя. Когда мы даем нашему   организму   какую­либо   физическую   нагрузку,   то   наше   артериальное давление   повышается   намм.рт.ст.,   и   это   нормально.   Через   некоторое   время давление восстанавливается. ­ Разговаривать во время измерения давления Если   разговаривать   во   время   измерения   давления,   то   прибор   может   показать артериальное давление на 5­15 мм.рт.ст. выше, чем оно есть на самом деле. ­ Измерение давления в шумном помещении ­ Измерение давление после употребления кофе Кофе   временно   повышает   артериальное   давление   человека   намм.рт.ст.   Чтобы ваше давление восстановилось после приёма этого напитка необходим подождать 1,5­2 часа. ­ Измерение давления после курения Когда   в  никотин   поступает   в   организм   человека,  его   сосуды   сужаются   и   это провоцирует временный рост артериального давления намм.рт.ст. Чтобы выше давление пришло в норму, необходим подождать после курения минимум 1 час. 5.Разница   между   величинами   кровяного   давления   именуется   пульсовым давлением.   Эта   величина   в   норме   равна   приблизительно   30­40   мм.рт.ст.   и   не должна превышать шестидесяти процентов от цифры верхнего давления. При её 33 колебаниях   происходит   нарушение   кровоснабжения   тканей   и   органов, увеличивается нагрузка на артерии и сосуды. 6.   В   лечебном   учреждении   обязательным   приложением   к   медицинской   карте стационарного   больного   является   температурный   лист,   в   котором   указывают результаты измерения температуры тела, ЧДД, АД  и пульса. Эталон ответа на блиц опрос 1.   ­   это   стойкое   повышение   АД>140/90   мм.   рт.,   обусловленная   нарушением регуляции сосудов и работы сердца.   2.   ­это   заболевание,   ведущим   признаком   которого   является   склонность   к повышению АД, не связанная с каким­либо известным заболеванием внутренних органов.  3. Повышенное АД оказывает неблагоприятное воздействие на внутренние органы и системы – так называемые «органы мишени» ( сердце, сосуды, почки). На фоне всех   этих   процессов   часто   развиваются   два   жизненно   опасных   осложнений   – острый инфаркт миокарда и мозговой инсульт ( кровоизлияние в мозг).  4. 1. Гиподинамия 2. Курение 3. Ожирение 4. Употребление алкоголя 5.   Головные   боли   Головокружения,   нарушения   памяти,   шум   в   голове Раздражительность, быстрая утомляемость подавленность настроения Мелькание «мушек» перед глазами,Боли в области сердца  6.Снижение потребления алкогольных напитков 2.Отказ от курения    Поставить   горчичник   на  затылок   и  икроножные   мышцы  или  сделать   горячие ножные и ручные ванны. Эталоны ответов к проблемно­ситуационные задачи Задача №1. Действия медсестры не верны, так как при аритмии пульс частоту пульса определяют в течение 1 минуты, для получения точного результата. 34 Задача   №2.Пациенту   необходимо   рассказать,   что   за   15   минут   до   измерения артериального   давления,   он   должен   не   курить,   не   употреблять   чай   и   кофе, оградить себя от физических и психоэмоциональных нагрузок. Задача №3.Действия медсестры не верны. Исследование необходимо начинать с определения симметричности пульса на обеих руках.  Задача №4.Противопоказанием для измерения артериального давления является паралич руки, на котором проводится измерение. Поэтому действия медсестры не верны, она должна была провести измерение артериального давления на левой руке. Задача №5.Действия медсестры не верны, измерения должно было, проводится на левой   руке,   так   как   противопоказанием   для   процедуры   является   измерение артериального давления со стороны масэктомия. Задача   №6.При   первом   визите   следует   измерять   давление   на   обеих   руках. Повторить   процедуру   измерения   артериального   давления   два­три   раза   с интервалом в 2­3 минуты. Зафиксировать средние показатели. Задача   №7.Действия   медсестры   не   верны.   Нарушен   алгоритм   действий. необходимо  нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор,   пока   давление   в   манжетке   по   показаниям   манометра   не   превысит   на  30 мм.рт.ст.   тот   уровень,   при   котором   исчезла   пульсация.   В   данном   случае необходимо было накачать 150 мм.рт.ст.. Задача   №8.Необходимо   исследование   пульса   провести   поочередно   на   обеих руках. Задача №9.Действия медсестры верны, алгоритм манипуляции выполнен. Эталоны ответов тестового контроля Вариант 1 № п/п 1 2 3 4 Вариант ответа Г А В А 5 6 7 8 9 10 В В Г В В В Вариант 2 35 36 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вариант ответа Б А Г В Б Б Г В Б А  6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА СТУДЕНТОВ 37

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»

Методическая разработка к практическому занятию ПМ 04. МДК 04.03. «Объективное сестринское обследование пациента»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019