Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему: Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему: Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.7
Особые потребности +1
doc
библиотека
6 кл—7 кл
23.07.2018
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему:  Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражданственности в качестве приоритетного направления преподавания в современной школе. Осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, правовому, культурному и языковому пространству способствует развитию личности современного школьника. Духовно-нравственное воспитание школьников – приоритетная задача, которая стоит остро перед современной школой. Дух и нравственность современного общества нуждаются в корректировке, изменении. Утрата ценностных ориентиров, идеалов после времен Перестройки привела к пустоте в сознании общества, что отразилось на нравственности подрастающего поколения. Как-то беседуя с учениками, спросила, что является главным для человека? Задавала вопрос с уверенностью, что получу ответ – « сердце», «любовь». А услышала – «ум», «мозги». Именно интеллектуальному развитию обучающихся уделяет школа особое внимание в последнее время. Об успешности выпускника школы говорит количество баллов, набранных на ЕГЭ, ОГЭ. Ничего нет плохого в том, что ученик достойно сдал экзамены. Но как проверить его духовно-нравственные качества, провести тест на человечность? Такую проверку устраивает сама жизнь и часто не в пользу выпускника. Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является гражданственность. Что же такое гражданин, гражданственность?
_konspekt_uroka_po_russkomu_imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi_1.doc

Тема.   Имя числительное как часть речи.

 

Цель. Познакомить с основными признаками имени числительного как части речи, узнать, чем отличаются порядковые и количественные числительные; правописание мягкого знака в числительных.

 

                                    План урока.

 

1.      Морфологические признаки числительных.

2.      Синтаксические признаки числительных.

3.      Виды количественных числительных.

4.      Простые, сложные и составные числительные.

5.      Мягкий знак на конце и в середине числительных.

6.      Выводы.

 

                                    Ход урока.

 

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

 

III. Слово учителя.

 

            1. Имя числительное как часть речи.

 

     В пятом и шестом классах на уроках изучается только пять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол. На этом уроке вы переходите к следующей части речи – имени числительному.

     Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

     По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

                                      (Слайд № 3)

     Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).

     Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).

 

            2. Морфологические признаки числительных.

                       (Слайд № 4)

 

     Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

     Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА.

     Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.

 

            3. Синтаксические признаки числительных

                                    ( слайд № 5)

 

     В предложении числительные разных разрядов тоже ведут себя по-разному. Количественные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.

     Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения.

 

            4. Виды количественных числительных.

                        (Слайд № 6)

 

     Первая часть урока была посвящена отличиям двух разрядов числительных. Один из них – количественные числительные – в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

     Если слово обозначает целое число, такое числительное называется целым. Например: пять, двадцать два.

     Если слово обозначает дробь с числителем и знаменателем, это дробное числительное. Например: две трети, одна десятая.

     Если числительное обозначает несколько предметов как одно целое, такое числительное называется собирательным. Например: семеро, двое.

 

            5. Простые, сложные и составные числительные.

                        (Слайд № 7)

 

     По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.

     Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.

     Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.

     Третий вид числе – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.

 

  1. Мягкий знак на конце и в середине числительных.

                        (слайд № 8)

 

     Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:

1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

 

2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется..

 

3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.

 

     Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение.    (слайды № 9, 10)

 

                Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

 

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака – шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

 

            7. Выводы.

            (Слайд № 11)

 

ü  По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.

ü  Количественные числительные в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

ü  По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.

ü  В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.

 

Выполните тест    (слайд № 12).

 

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

 

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

 

2. Укажите верное утверждение.

 

а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

 

3. Укажите неверное утверждение.

 

а) Сорок восемь – это целое число.

б) Одна треть – дробное числительное.

в) Сто – собирательное числительное

г) трое – собирательное числительное.

 

4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.

 

а) 19, 15, 1000

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

 

5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

 

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

 

Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.

 

 

 

 

 

III. Домашнее задание.

 

Выучить правило.    Упражнение 328.


Тема. Имя числительное как часть речи

Тема. Имя числительное как часть речи

Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения

Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения

В продаже есть сем..надцать видов обоев

В продаже есть сем..надцать видов обоев

Укажите строчку, в которой допущена ошибка

Укажите строчку, в которой допущена ошибка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2018