Методическая разработка по шахматам: "Применение интеллект-карт и кластеров на занятиях по шахматам с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"..
Оценка 4.9

Методическая разработка по шахматам: "Применение интеллект-карт и кластеров на занятиях по шахматам с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"..

Оценка 4.9
Домашняя работа +3
воспитательная работа +2
Все классы
03.12.2017
Методическая разработка по шахматам: "Применение интеллект-карт и кластеров на занятиях по шахматам с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"..
Методическая разработка по шахматам: Применение интеллект-карт и кластеров на занятиях по шахматам с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор: педагог дополнительного образования Стеренчук Станислава Ричардовна. Актуальность: В настоящее время занятия шахматами приобретают особую популярность у детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку их значимость в интеллектуальном и личностном развитии не возможно переоценить. Существует много книг и компьютерных обучающих программ по шахматам для детей, но наглядных пособий, как, например, по окружающему миру, которые можно было бы купить, практически нет. Поэтому в течение 10 лет мне приходилось самой создавать эти наглядные пособия. И, как показала практика, лучшие пособия создают сами ребята, при этом надолго запоминая изучаемую информацию. Цель методической разработки: создание пособий, способствующих осознанному, прочному и долговременному усвоению и запоминанию изучаемой информации обучающимися. Оперативные учебные цели применения кластеров и интеллект карт: 1. Выявление и раскрытие особенностей изучаемой темы, сопоставление их с ранее изученной, предшествующей темой. 2. Обеспечение постоянной опоры на личный опыт учащихся, сопряженный с поиском ассоциативного образа, соответствующего изучаемому правилу. 3. Проведение работы по развитию рефлексии тождества и различия знаний. Оперативные развивающие цели: 1. Формирование представления о многообразии подходов к действительности и средств решения задач по средствам предлагаемой учащимся свободы выбора способов предоставления и записи ответа на поставленные вопросы и задачи, выдвигаемые на уроке. Оперативные воспитывающие цели: 2. Выявление степени освоенности знаний учащимися по изученной и изучаемой теме. 3. Наглядное систематизированное сопоставление нового материала с ранее изученным. 4. Проверка умения учащихся применять изученные правила при решении задач. 5. Развитие памяти, мышления, воображения. Результаты применения интеллект -карт и кластеров: Личностные: В результате применения учебного занятия с применением карт-кластеров. обучающиеся смогут осуществлять выбор из нескольких вариантов, аргументировать свою точку зрения, опираясь на материал кластера. Метапредметные: В результате такого занятия обучающиеся смогут: научиться составлять кластеры для сравнения, сопоставления и систематизации получаемой информации и применять потом этот прием для самостоятельного изучения и понимания различных тем по другим предметам. Предметные: В результате проведения учебного занятия обучающиеся смогут: четко отличать понятия мат и пат и применять полученные знания в шахматной партии. Ход составления пособия. Интеллект-карты или кластеры могут применяться, как педагогом на этапе подготовки к занятию так и на этапах ознакомления с новой темой, повторения пройденной темы и закрепления: в качестве творческого домашнего задания. Для этого сначала педагог предлагает ребятам задачи, ребята решают и формулируют ответ, как один из пунктов правила. затем заносят его в заготовку для кластера или интеллект-карты или сами рисуют кластер целиком. Основная идея: в центральном круге записывается название изучаемого, от него отходят стрелки и круги с элементами изучаемого, от них стрелки и круги с более подробными элементами. Затем ребятам предлагается придумать рисунок к этому правилу или интересный образ- мини-сравнение "оживление", начинающееся со слов как - будто. Например: один из способов защиты при нападении на короля звучит так:"съесть того, кто напал". Ребята рисуют рот и комара в нем, как будто комар на нас напал, а мы его съели. Особенно интересно ребятам рисовать такие кластеры на огромных ватманских листах, разноцветными фломастерами. Для детей дошкольного возраста очень важно применение ассоциативных рисунков в этих картах, поскольку не все еще умеют читать. Ну а детям младшего школьного возраста нравится сама возможность что-то придумывать и рисовать на уроке. В результате ребята не просто заучивают понятие наизусть, а четко понимают, что обозначает каждое слово в этом понятии и могут составить его собственное изложение, при этом имея возможность на наглядном примере сравнить это понятие с ранее изученным, но в чем то похожем, например понятия мат и пат. Чем они похожи и чем отличаются. Но самое главное применение таких карт позволяет повысить мотивацию к занятиям. Девочка, которая пришла в первый раз во время рисования рисунка в кластер проговорила: "Я обязательно буду ходить сюда на шахматы". Готовый кластер важно вывесить в коридоре, поскольку для самореализации учащимся очень важно, что родители увидят плоды их работы позволит ненавязчиво повторить информацию и рассказать родителям, что проходили на занятии. А составление интеллект карт подробно описывается в книгах Тонни Бьюзена "Супермышление" и др. Методика составления кластеров подробно изучается на курсах МИОО "Творческая мастерская".
Публикация состоит из частей:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2017