Методическая разработка по шахматам: "Применение интеллект-карт и кластеров на занятиях по шахматам с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"..
Методическая разработка по шахматам: "Применение интеллект-карт и кластеров на занятиях по шахматам с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"..
Оценка 4.9
Домашняя работа +3
воспитательная работа +2
Все классы
03.12.2017
Методическая разработка по шахматам:
Применение интеллект-карт и кластеров на занятиях по шахматам с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Автор: педагог дополнительного образования
Стеренчук Станислава Ричардовна.
Актуальность:
В настоящее время занятия шахматами приобретают особую популярность у детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку их значимость в интеллектуальном и личностном развитии не возможно переоценить.
Существует много книг и компьютерных обучающих программ по шахматам для детей, но наглядных пособий, как, например, по окружающему миру, которые можно было бы купить, практически нет.
Поэтому в течение 10 лет мне приходилось самой создавать эти наглядные пособия. И, как показала практика, лучшие пособия создают сами ребята, при этом надолго запоминая изучаемую информацию.
Цель методической разработки: создание пособий, способствующих осознанному, прочному и долговременному усвоению и запоминанию изучаемой информации обучающимися.
Оперативные учебные цели применения кластеров и интеллект карт:
1. Выявление и раскрытие особенностей изучаемой темы, сопоставление их с ранее изученной, предшествующей темой.
2. Обеспечение постоянной опоры на личный опыт учащихся, сопряженный с поиском ассоциативного образа, соответствующего изучаемому правилу.
3. Проведение работы по развитию рефлексии тождества и различия знаний.
Оперативные развивающие цели:
1. Формирование представления о многообразии подходов к действительности и средств решения задач по средствам предлагаемой учащимся свободы выбора способов предоставления и записи ответа на поставленные вопросы и задачи, выдвигаемые на уроке.
Оперативные воспитывающие цели:
2. Выявление степени освоенности знаний учащимися по изученной и изучаемой теме.
3. Наглядное систематизированное сопоставление нового материала с ранее изученным.
4. Проверка умения учащихся применять изученные правила при решении задач.
5. Развитие памяти, мышления, воображения.
Результаты применения интеллект -карт и кластеров:
Личностные:
В результате применения учебного занятия с применением карт-кластеров.
обучающиеся смогут осуществлять выбор из нескольких вариантов, аргументировать свою точку зрения, опираясь на материал кластера.
Метапредметные:
В результате такого занятия обучающиеся смогут:
научиться составлять кластеры для сравнения, сопоставления и
систематизации получаемой информации и применять потом этот прием для самостоятельного изучения и понимания различных тем по другим предметам.
Предметные:
В результате проведения учебного занятия обучающиеся смогут:
четко отличать понятия мат и пат и применять полученные знания в шахматной партии.
Ход составления пособия.
Интеллект-карты или кластеры могут применяться, как педагогом на этапе подготовки к занятию так и на этапах ознакомления с новой темой, повторения пройденной темы и закрепления: в качестве творческого домашнего задания.
Для этого сначала педагог предлагает ребятам задачи, ребята решают и формулируют ответ, как один из пунктов правила. затем заносят его в заготовку для кластера или интеллект-карты или сами рисуют кластер целиком. Основная идея: в центральном круге записывается название изучаемого, от него отходят стрелки и круги с элементами изучаемого, от них стрелки и круги с более подробными элементами. Затем ребятам предлагается придумать рисунок к этому правилу или интересный образ- мини-сравнение "оживление", начинающееся со слов как - будто. Например: один из способов защиты при нападении на короля звучит так:"съесть того, кто напал". Ребята рисуют рот и комара в нем, как будто комар на нас напал, а мы его съели. Особенно интересно ребятам рисовать такие кластеры на огромных ватманских листах, разноцветными фломастерами. Для детей дошкольного возраста очень важно применение ассоциативных рисунков в этих картах, поскольку не все еще умеют читать.
Ну а детям младшего школьного возраста нравится сама возможность что-то придумывать и рисовать на уроке.
В результате ребята не просто заучивают понятие наизусть, а четко понимают, что обозначает каждое слово в этом понятии и могут составить его собственное изложение, при этом имея возможность на наглядном примере сравнить это понятие с ранее изученным, но в чем то похожем, например понятия мат и пат. Чем они похожи и чем отличаются. Но самое главное применение таких карт позволяет повысить мотивацию к занятиям. Девочка, которая пришла в первый раз во время рисования рисунка в кластер проговорила: "Я обязательно буду ходить сюда на шахматы".
Готовый кластер важно вывесить в коридоре, поскольку для самореализации учащимся очень важно, что родители увидят плоды их работы позволит ненавязчиво повторить информацию и рассказать родителям, что проходили на занятии.
А составление интеллект карт подробно описывается в книгах Тонни Бьюзена "Супермышление" и др. Методика составления кластеров подробно изучается на курсах МИОО "Творческая мастерская".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.